Москва, 6 ноября 2012 г.
«Мы собрались здесь для решения ряда накопившихся проблем, которые в разной степени являются препятствием в достижении главной цели пастырского служения – спасению вверенных нам Господом людей…
В последнее время, как вы знаете, в интернете по разным поводам развернута информационная атака на духовенство, иерархов и самого предстоятеля Русской Православной Церкви. В частности, хочу отметить случаи аварий на дорогах с участием священников. Конечно, от аварий на дороге никто не застрахован, в том числе и священнослужитель. От подобных ситуаций всё же хочу вас предостеречь, т.к. случаются они, как правило, неспроста.
В епархии имеются случаи, хотя и редкие, когда священники садятся за руль в нетрезвом виде, как они говорят, после потребления Святых Даров. Возможно, это правда. Но естественные свойства вина в причастии не меняются, поэтому все негативное влияние, что оказывает алкоголь на организм человека, имеется и в этом случае. Для общества – священник за рулём после потребления причастия, является таким же пьяным, что и человек после употребление обычного спиртного. Некоторые священники, пытаются этим обстоятельством, как якобы смягчающим вину, прикрываться, выставляя на поругания Святое Таинство Церкви.
Вместе с тем ситуация усугубляется личным знакомством таких священников с руководителями, как принято говорить, компетентных органов на местах. Это приводит к потере бдительности и ложной уверенности, что любое нарушение с помощью знакомства можно «замять». Такие «горе-пастыри», вместо использования благоприятной возможности приводить служителей закона к вере, своими беззаконными поступками дают повод к разочарованию в Церкви и её служителях.
Не стоит забывать и о последствиях информационной глобализации, когда любой проступок священника становиться мгновенно известен и помочь ему уже никто не будет в силах. Расплата за нерадение может быть в лучшем случае запрещение в священнослужении, а в худшем – лишение сана. Не дай Бог такому случиться. Всю свою жизнь священник посвятил церкви: годы обучения, служения, появления опыта и может случиться такая трагедия для него, семьи и детей.
Кроме того двусмысленное поведение некоторых священников может послужить поводом к обвинению их в проступке, которого на самом деле не было. Этим обстоятельством не преминут воспользоваться непорядочные СМИ и особенно интернет, где любой желающий без каких-либо последствий может поместить ложную информацию о человеке. Недавно в республиканской газете обвинили известного у нас клирика во всех смертных грехах с распространенной сейчас безответственной формулировкой «Как стало известно, как сообщили». Как потом оказалось, священника оклеветали. Несмотря на появившееся позднее опровержение, написанное мелким шрифтом в разделе рекламы, зерно сомнений в читателях подобного материала было посеяно.
Представьте себе реакцию СМИ при реальном проступке священника. Поскольку любой неосторожный шаг, необдуманное слово, не греховное, но недостойное сана священника поведение, может послужить хуле на Церковь и как следствие разбирательству епархиального суда, то обратим должное внимание на свои поступки.
В контексте пристального внимания СМИ к духовенству считаю важным затронуть вопрос о целесообразности использования священниками автомобилей выше среднего класса. Этот вопрос непраздный, как кому-то может показаться на первый взгляд. Мы живём не в Западной Европе, где такая проблема отсутствует, а в России, большая часть населения которой живёт всё ещё бедно и естественно обращает внимание на быт священника. Чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в тот же интернет, и особенно блогосферу.
Мне хорошо известно, что некоторые священники в Саранске и районах, как правило, в молодом возрасте, имеют нескромные средства передвижения. Не вдаваясь в подробности их происхождения: подарок ли это от знакомых, родителей или еще что-либо, хочу предупредить, что при начислении взносов с прихода в епархиальное управление, где служит или является настоятелем такой священник, упомянутые факты будут учитываться. Также стоит мне подумать и о возложении дополнительного послушания на таких священников, как имеющих таланты успешно работать со щедрыми людьми.
Достаточно в епархии имеется примеров скромного отношения духовенства к собственному быту. Председатель социального отдела протоиерей Николай Брындин, при внушительных физических данных ездит на «Оке», - не думаю, что у отца Николая нет возможности передвигаться на более комфортабельном автомобиле. Учитывая общий невысокий уровень материального обеспечения жителей Мордовии, призываю вас братия и сестры к исполнению главной христианской добродетели – рассудительности, дабы не давать повода к хулению Церкви.
Неприятные случаи часто происходят с теми священниками, которые вместо служения Богу начинают служить себе, своему достатку, излишнему комфорту, забывая, что Христос, прообразом которого они являются, пришел послужить людям и отдать за них свою жизнь. Такие пастыри вместо носителей света становятся великим соблазном для окружающих.
Священник в силу разных причин, вынужден заниматься не только душепопечительством, но и хозяйственной деятельностью. В связи с этим он входит в отношения с соответствующими структурами. При этом бывает порой так, что священник, заботясь о благолепии храма, не считает зазорным для своего сана идти на сомнительные сделки через третьих лиц, не обращая внимания на пастырскую совесть. Для храма, конечно, польза, для души пастыря может травма. Такой священник начинает восприниматься окружающими людьми обычным дельцом, что, естественно, сказывается на отношении к Русской Православной Церкви».
Полный текст выступления на сайте Саранской епархии.