Книга архимандрита Тихона «Несвятые святые» вошла в список финалистов Национальной литературной премии «Большая книга», результаты которой будут объявлены в конце ноября. Почему мы живем так, что порой не замечаем простых, но крайне важных вещей? И кто они, эти «несвятые святые» – великие старцы и обычные люди, которые открыли для себя новый мир? В ходе онлайн-конференции автор ответил на эти и другие вопросы!
Ответы
на вопросы
Архимандрит Тихон (Шевкунов)
Николай: Как Вы находили время на книгу? Ведь Вы так заняты, на Вас так много обязанностей и по Вашей непосредственной деятельности, и общественной…
О. Тихон (Шевкунов): Это – правда. Книга писалась в прямом смысле «на коленках»: в машине, в самолете, в гостиницах. Дома, в монастыре время на это не удавалось найти.
Екатерина Скачкова: Что вообще Вас привело в литературу?
О. Тихон (Шевкунов): Литература для меня в первую очередь – это продолжения моего священнического служения.
Елена Славнова: Отец Тихон, Вы ведете активную общественную жизнь. Скажите, Вы как-то работаете с молодыми людьми? Даже в контексте Вашей книги – есть ли возможность как-то донести до них содержание, мотивировать на прочтение? Очень хотелось бы, чтобы если не подростки, то хотя бы студенты смогли познакомиться с «Несвятыми святыми»... Спасибо!
О. Тихон (Шевкунов): Для меня очень важны были отзывы о книге школьников и студентов, встречи с ними в больших аудиториях.
Алексей Пахомов: Я читал, что Вашу книгу «Несвятые святые» переводят на иностранный язык, кажется, запрос поступил из Америки? Но будет ли близко людям с несколько иной картиной мира то, что описано у Вас – ведь у нас несколько иные картины ценностей?
О. Тихон (Шевкунов): Слышал не мало самых теплых отзывов от американских, греческих и сербских читателей. Книга переводится еще на несколько языков – китайский, японский, арабский, французский, испанский, румынский и другие. Значит, что-то им интересно.
Анна Владимировна Никонова: Отец Тихон, большое спасибо Вам за книгу и поздравляю с тем, что она попала в «Список финалистов» Большой книги! Скажите, пожалуйста, есть ли желание продолжать писать книги и дальше? Или «Несвятые святые» стали результатом некоего душевного порыва, стремления сообщить людям то, что им необходимо знать?
О. Тихон (Шевкунов): Вы совершенно правы относительно главной цели написания книги. Возможно, что-то еще напишу, если Господь благословит.
Алексей: Добрый день! Есть ли Вы в социальных сетях? Как Вы относитесь к ним?
О. Тихон (Шевкунов): Нет, в сетях я не участвую. Плохо представляю этот мир.
Елена: Почему среди верующих преобладают дамы престарелого возраста и инвалиды, а также люди с убогим образованием? А образованных на порядок меньше?
О. Тихон (Шевкунов): В Церкви искренне рады и престарелым, и молодым, и инвалидам, и здоровым. Я тоже когда-то думал, почему в храмах больше пожилых? А потом понял, что просто с возрастом люди становятся мудрее и глубже смотрят на жизнь. Хотя сегодня есть не мало приходов, где большая часть – молодежь и люди средних лет. Загляните в московский Сретенский монастырь на воскресную службу, или в любой другой монастырь, или большой приход. А в будни, действительно, больше людей старшего поколения: молодые работают.
Дмитрий: Спасибо за книгу! Читал на одном дыхании. На многое, действительно, стал смотреть по-другому. Ещё раз – огромное спасибо!
О. Тихон (Шевкунов): Спасибо!
Александра: Отец Тихон, здравствуйте! Прежде всего, позвольте Вам принести глубочайшие благодарности за вашу чудесную книгу и продолжение этой серии. Всей семьей просто зачитываемся, теперь друзей, даже невоцерковленных, потихоньку агитируем. Такой простой и легкий слог и стилистика приковывают внимание и невозможно оторваться, что уж говорить об увлекательном собранном и систематизированном материале о таких чудесных и глубоковерующих людях. Будете ли вы продолжать вашу творческую деятельность?
О. Тихон (Шевкунов): Благодарю за поддержку и теплые слова. Я постараюсь.
Александр: Батюшка! Большое спасибо вам за труд! Приятная книга, «ложится» легко при чтении. Всего Вам доброго! С Богом!
О. Тихон (Шевкунов): Благодарю Вас!
Татьяна Владимирован: Ваша книга в нашем поселке вот уже полгода передается из рук в руки, книга – откровение. Мы ничего не знали о тайных христианах, об отношениях с властями, внутримонастырской жизни и многом другом. Мне 53 года и я в самом начале пути к Богу. Работа моя всю жизнь связана с людьми, их бытом, судьбами. Мой вопрос: я заметила, что наиболее несчастные семьи, где проблемы с детьми, алкоголем, преступностью это семьи, в роду которых были какие-то плохие поступки с детьми, или убийцы, или полицаи во время войны, даже сотрудники НКВД (все перечисленное это конкретные люди в моей жизни). Значит, все-таки Бог наказывает таким образом?
О. Тихон (Шевкунов): Спасибо за добрые слова о книге. Ваши наблюдения очень интересны. Но я бы поостерегся обобщать и делать выводы: есть ведь прямо противоположные примеры. Но, для размышлений, подумайте все же об этимологии русского слова «судьба» – «Суд Божий». Этот Суд вершится уже здесь, на земле, в нашей жизни.
Людмила: Сын привез из Сергеева Посада «Несвятые святые» 3 книги. А будет еще продолжение?Очень понравилось. Спасибо. Храни Вас Господь.
О. Тихон (Шевкунов): Надеюсь, что продолжение будет, но в другой форме.
Маргарита: Батюшка, есть ли по Вашему, в нашем времени в России великие старцы и старицы? Если есть, то доступны ли они к общению для простых мирян?
О. Тихон (Шевкунов): Не сомневаюсь, что преемство православного старчества не прерывается. Такие люди есть.
Дмитрий: Добрый день! Что для Вас значит премия «Большая книга»?
О. Тихон (Шевкунов): В этом году я впервые узнал об этой премии. То, что моя книжка попала в число номинантов, конечно, высокая честь.
Итак, Андрей Георгиевич отвечает корреспонденту, что нет, покойная мать ему не являлась и о старце Авеле он, якобы, слышит впервые. Тот, конечно, поднимается шум, что отец Тихон-де «все о Битове напридумывал» и «как ему можно после этого верить».
Ну ладно. Звонит Андрею Георгиевичу мой муж, с которыми они не только друзья, но и, можно сказать, духовные родственники, и ему все это напоминает – как он весьма настойчиво все спрашивал о старце, как старец неожиданно отыскался, как Битову об этом сообщили по телефону, как самого Битова ждали в Рязанском монастыре… И тут Андрей Георгиевич признается, что он что-то стал все забывать. И что совсем недавно он видел сон, в котором мать его, стоя между корней со свечкой, сообщила ему час его рождения. И что он проснулся и кому-то это сказал. А сам – забыл. И час своего рожденья, и кому он это сообщил.
– А ведь, – добавил он, – это очень важно для гороскопа!
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/57743.htm
Такая простая история о невстрече. Отец Тихон даже не написал, ибо не знал об этом, что покойная мать, посылая сына на исповедь к старцу, словно предупреждала о грядущих страданиях, которые неожиданно через несколько месяцев обрушились на него: смерть жены, совсем еще не старой и крепкой женщины, трудный подростковый возраст младшего сына, поджог прекрасной дачи под Питером…
И что? Захотелось недружественному антицерковному порталу, уязвленному триумфальным успехом «Несвятых святых», «поддеть», а то и вовсе скомпрометировать архимандрита Тихона, уличив его в обмане. Приехал корреспондент этого раскольничьего портала к Андрею Георгиевичу и спрашивает: а что, являлась ли ему во сне покойная мать и посылала ли она его к старцу Авелю?
Итак, Битов звонит, у моего мужа – повторяю – сидят владыка Павел и архимандрит Тихон. Отстраняясь от трубки, отец Владимир переадресовывает вопрос Андрея к ним. На что владыка отвечает, что старец Авель очень даже ему хорошо знаком, поскольку подвизается в монастыре как раз в его Рязанской епархии. Только он очень стар и немощен и почти никого уже не принимает. Но в то же время владыка тут же выказывает готовность лично попросить старца принять писателя Битова. Мало того, он великодушно приглашает Андрея Георгиевича остановиться там же в монастыре, как только тот найдет возможность туда приехать. А архимандрит Тихон, который как раз накануне вечером навещал отца Авеля, принимает в этом деятельное участие, обещает дать сопровождающего и помочь с машиной. Это – первая часть его истории.
Или вот в книге у архимандрита Тихона есть коротенькая история (на одну страничку) о том, как моему мужу – протоиерею Владимиру Вигилянскому – в присутствии архиепископа Павла Рязанского и самого отца Тихона позвонил писатель Андрей Битов и поведал, что ему явилась во сне его покойная мать.
Она сказала, что ему надо поисповедоваться у некоего старца Авеля. Андрей как человек с «мистическим измерением», пребывал в трепете и недоумении и поначалу – несколько раз в течение нескольких месяцев! – все спрашивал у меня про этого старца. Я хорошо знала его мать – Ольгу Алексеевну – удивительно красивую, изящную женщину, рафинированную, интеллигентную – подлинную дворянку. За несколько лет до ее смерти мы с ней и с Андреем ездили на беседу в Даниловский монастырь к архимандриту Зинону, а почти накануне смерти я привозила к ней в Переделкино, где она жила в ту пору жила, иеромонаха Агафангела: она хотела поисповедоваться и причаститься, что ей и удалось.
Словом, Андрей, потрясенный сном, все будоражил нас своими рассказами о явившейся ему во сне Ольге Алексеевне и вопросами о старце Авеле, который – увы! – был нам неизвестен и о котором никогда не слышали дружественные нам священники и монахи.
Итак, Битов звонит, у моего мужа – повторяю – сидят владыка Павел и архимандрит Тихон. Отстраняясь от трубки, отец Владимир переадресовывает вопрос Андрея к ним. На что владыка отвечает, что старец Авель очень даже ему хорошо знаком, поскольку подвизается в монастыре как раз в его Рязанской епархии. Только он очень стар и немощен и почти никого уже не принимает. Но в то же время владыка тут же выказывает готовность лично попросить старца принять писателя Битова. Мало того, он великодушно приглашает Андрея Георгиевича остановиться там же в монастыре, как только тот найдет возможность туда приехать. А архимандрит Тихон, который как раз накануне вечером навещал отца Авеля, принимает в этом деятельное участие, обещает дать сопровождающего и помочь с машиной. Это – первая часть его истории.
А вторая часть – о том, что Андрей Георгиевич такой возможности не нашел, и через весьма малое время (немногим больше полугода) старец отошел к Господу.
Она сказала, что ему надо поисповедоваться у некоего старца Авеля. Андрей как человек с «мистическим измерением», пребывал в трепете и недоумении и поначалу – несколько раз в течение нескольких месяцев! – все спрашивал у меня про этого старца. Я хорошо знала его мать – Ольгу Алексеевну – удивительно красивую, изящную женщину, рафинированную, интеллигентную – подлинную дворянку. За несколько лет до ее смерти мы с ней и с Андреем ездили на беседу в Даниловский монастырь к архимандриту Зинону, а почти накануне смерти я привозила к ней в Переделкино, где она жила в ту пору жила, иеромонаха Агафангела: она хотела поисповедоваться и причаститься, что ей и удалось.
Словом, Андрей, потрясенный сном, все будоражил нас своими рассказами о явившейся ему во сне Ольге Алексеевне и вопросами о старце Авеле, который – увы! – был нам неизвестен и о котором никогда не слышали дружественные нам священники и монахи.
Словом, Андрей, потрясенный сном, все будоражил нас своими рассказами о явившейся ему во сне Ольге Алексеевне и вопросами о старце Авеле, который – увы! – был нам неизвестен и о котором никогда не слышали дружественные нам священники и монахи.
И вот когда Битов в очередной раз обратился ко мне, не отыскала ли я этого чудного старца, я и предложила ему позвонить моему мужу – ведь он тогда работал в пресс-службе Московской Патриархии и мог там на месте хоть что-то разузнать о загадочном отце Авеле.
Итак, Битов звонит, у моего мужа – повторяю – сидят владыка Павел и архимандрит Тихон. Отстраняясь от трубки, отец Владимир переадресовывает вопрос Андрея к ним. На что владыка отвечает, что старец Авель очень даже ему хорошо знаком, поскольку подвизается в монастыре как раз в его Рязанской епархии. Только он очень стар и немощен и почти никого уже не принимает. Но в то же время владыка тут же выказывает готовность лично попросить старца принять писателя Битова. Мало того, он великодушно приглашает Андрея Георгиевича остановиться там же в монастыре, как только тот найдет возможность туда приехать. А архимандрит Тихон, который как раз накануне вечером навещал отца Авеля, принимает в этом деятельное участие, обещает дать сопровождающего и помочь с машиной. Это – первая часть его истории.
Или вот в книге у архимандрита Тихона есть коротенькая история (на одну страничку) о том, как моему мужу – протоиерею Владимиру Вигилянскому – в присутствии архиепископа Павла Рязанского и самого отца Тихона позвонил писатель Андрей Битов и поведал, что ему явилась во сне его покойная мать.
Она сказала, что ему надо поисповедоваться у некоего старца Авеля. Андрей как человек с «мистическим измерением», пребывал в трепете и недоумении и поначалу – несколько раз в течение нескольких месяцев! – все спрашивал у меня про этого старца. Я хорошо знала его мать – Ольгу Алексеевну – удивительно красивую, изящную женщину, рафинированную, интеллигентную – подлинную дворянку. За несколько лет до ее смерти мы с ней и с Андреем ездили на беседу в Даниловский монастырь к архимандриту Зинону, а почти накануне смерти я привозила к ней в Переделкино, где она жила в ту пору жила, иеромонаха Агафангела: она хотела поисповедоваться и причаститься, что ей и удалось.
митр. Павел:
— С отцом Авелем связана история, в которой вы участвовали. Ее в своей книге описал архимандрит Тихон (Шевкунов). Когда в вашем присутствии протоиерею Владимиру Вигилянскому позвонил писатель Андрей Битов и рассказал, что во сне к нему приходила умершая мать и просила исповедоваться у старца Авеля в Рязанской области...
— Да, помню эту ситуацию. Тут ведь что важно. Для чего нам даются некоторые необычные повороты в жизни? Чтобы встряхнуть, помочь отойти от суеты. Нам некогда, мы вертимся. А надо чаще выпадать из этой суетной череды. Иногда в буквальном смысле слова. Как у меня в юности было, когда упал я с мотороллера, разбился, а пока лежал на больничной койке, многое переосмыслил и встал на новый путь. Потому что суета не дает сосредоточиться на душе, подумать о смысле жизни. А вот богослужение позволяет.
— Так и для Битова тот сон, видимо, был в помощь?
— Да, конечно. Но надо эти ситуации понимать, использовать. Он ведь так и не доехал до отца Авеля, хотя тот долго его ждал. А через несколько месяцев старец умер...
— http://www.ryazeparh.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2389:2012-03-31-19-40-24&catid=8:epnews&Itemid=3
Ваша книга "Несвятые святые", как когда-то проповеди Апостолов, несет Благую весть людям разных возрастов, взглядов и национальностей. Мне подарили ее на день рождения (знали, что я верую в Бога и хожу в храм). И я уже купила три книги, подарила их людям, которым, надеюсь, она поможет на их пути к вере.
Благодарю Бога, что помог Вам написать такую книгу! Читаешь о жизни монахов, пастырей и судьбах разных людей и укрепляется вера, и хочется быть добрее, лучше, любить еще больше всех родных, друзей и просто случайных знакомых.
Долгия лета Вам!
Отец Тихон, Вы не коснулись в книге теперешнего положения вещей в РПЦ. Я понимаю, была другая цель, да и трудно об этом писать. А нужно! В коротком комментарии всего не напишешь, но вот личный вопрос: я много лет не могу найти в Москве духовника, в потребность велика.В глаза заглянешь иному священнику, а там пустота, равнодушие. Я понимаю, народу сейчас в храмах - великое множество, им бы осилить все эти толпы прихожан. Например, в Храме Тихвинской иконы Божией Матери, в которую я хожу и которая сыграла особую роль в Вашей жизни. Кстати, я когда-то тоже занималась этими непростительными вещами - спиритизмом, не зная, что это такое, и по этому поводу у меня тоже не все вопросы исчерпаны...(Чин отречения надо читать?)А задать их некому.Может быть, что-то посоветуете?
Очень жалею, что потерял лет тридцать совершенно зазря. Понятно, что что-то сделал, чего-то добился, но всё это такая ерунда. Сейчас придётся нагонять...
Очень жалею, что потерял лет тридцать совершенно зазря. Понятно, что что-то сделал, чего-то добился, но всё это такая ерунда. Сейчас придётся нагонять...