О введении в программу общеобразовательных школ нового предмета «Основы православной культуры» (ОПК) можно услышать разные мнения, доводы и предположения. Спорят взрослые. Однако мне кажется, что мнение тех, кому адресован этот курс, тоже должно быть выслушано. Так что бы могла сказать о курсе «Основы православной культуры» я, ученица 11-го класса школы № 26 г. Москвы?
Состав классов
Класс общеобразовательной школы обычно включает в себя:
– несколько православных верующих воцерковленных детей (ходят на службы, участвуют в таинствах, посещают воскресную школу);
– немного больше православных верующих невоцерковленных детей;
– основная часть – те, кому вопросы православной и любой другой культуры совершенно безразличны.
О загруженности школьника и обязательности предмета ОПК
Разными ответственными людьми неоднократно отмечалось, что нагрузка в школах сейчас чрезвычайно высока. Постоянно приходится слышать (особенно от тех детей, которые действительно стараются хорошо учиться) о том, что резерва времени, резерва умственного, физического совершенно не осталось. Если старая программа увеличится еще на один предмет, то непонятно, как при этом можно будет учиться качественно и без ущерба для здоровья.
Может быть, факультатив…
Предмет ОПК мог бы быть введен в виде факультатива. Но, учитывая состав классов и существующую сейчас нагрузку, нетрудно предположить, что факультативные занятия посещать практически никто не будет.
Два-три воцерковленных человека, наверное, все-таки будут приходить из уважения к предмету и к благословению Святейшего Патриарха. Хотя для них в этом нет особой необходимости, так как они, как правило, посещают воскресные школы.
Резерв времени для обязательного курса ОПК
Появляется вопрос: нельзя ли обеспечить возможность изучать детям ОПК за счет изменения школьной программы или изъятия из нее определенного ряда сведений?
Можно ведь, наверное, не обязывать детей, живущих в стране, уже 1000 лет православной, изучать в обязательном порядке все остальные религии мира, с которыми интересующиеся могли бы познакомиться факультативно.
Можно, наверное, еще убрать многое странное и даже смущающее, что приходится встречать в курсе истории в программе общеобразовательной школы.
Когда в 5-м классе мы изучали историю Древнего мира, мне пришлось читать в выданном школой учебнике, что Господь Иисус Христос был просто «бродячим проповедником».
Знаю, что дети, которые изучают этот же предмет сейчас, в рабочей тетради по курсу «История Древнего мира» (автор – Георгий Израилевич Годер) не найдут вообще ничего об Иисусе Христе. Зато там находится много сведений о египетских богах, множество подробностей из истории Ветхого Завета. Например, детям полагается знать про Самсона и Далилу, про Моисея и царя Давида… Чтобы решить кроссворд «Израильское царство», имеющийся в этой тетради, нужно знать первого правителя Израильского царства, имя «подкупленной филистимлянами красавицы, предавшей своего возлюбленного-израильтянина», имя царя Израиля, «пришедшего к власти после гибели Саула и его сыновей» и многое-многое другое…
История России изучается у нас с 6-го класса. Изучение каждого исторического периода включает в себя сведения о выдающихся военачальниках, научных открытиях, о наиболее известных художниках, скульпторах, композиторах и об их произведениях.
И здесь многое кажется весьма странным. Выдающийся полководец А.В. Суворов, как известно, был очень верующим человеком, но об этом в учебнике ничего не сказано, как и о М.В. Ломоносове. Там, где рассказывается про адмирала Ф.Ф. Ушакова, даже не упомянуто, что он прославлен Церковью в лике святых. А про государя-императора Николая II, также прославленного в лике святых, сказано следующее: «Ему были присущи “византийское лукавство”, неискренность и упрямство» (см.: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. М., 2006).
Историю Древнего мира школьники изучают в 5-м классе и… еще раз в 10-м.
В 6-м классе изучается Средневековье. Оно же – повторяется в 10-м классе. Конечно, в 10-м классе мы получаем сведения, дополненные многими интересными подробностями. Например, из учебника «Россия и мир» для 10-го класса можно узнать, что композитор Штраус-сын в числе шестнадцати своих оперетт создал и такие, как «Цыганский барон» и «Летучая мышь».
Мне кажется, содержимое учебников истории нужно пересмотреть, чтобы у нас, школьников, была возможность изучать историю Отечества вместе с его православной культурой.
Если все-таки факультатив…
Если предмет ОПК окажется все-таки факультативом и найдутся желающие его посещать, то это будут скорее всего ученики младших классов (по желанию родителей) или старшеклассники, которым будут интересны такие, например, вопросы:
– действительно ли в Православии можно научиться не отвечать злом на зло, не иметь неприязни к явно несправедливому учителю или к наглому однокласснику;
– как быть, когда изъедает зависть и жадность;
– почему в православных храмах часами стоят;
– что дает иногда священник многим людям из одной ложечки;
– зачем надо поститься;
– какая разница между браком венчанным и невенчанным…
Я много лет ходила в воскресную школу и видела, что даже там далеко не каждый преподаватель может справиться с детьми.
Помню такой случай: в одной воскресной школе, где очень старались помочь детям, два мальчика (родители хотели, чтобы они ходили туда) на интересных уроках играли в карты, закрываясь книгой «Закон Божий».
Я знаю одного человека, который точно мог бы справиться с такой ситуацией. Этот человек занимается катехизацией около 20 лет, имеет два высших образования, одно из которых – богословское (Свято-Тихоновский университет). Работал он не только в школах с детьми, но и в зонах с заключенными.
А если преподаватель не такой? Не получится ли опять глумление и «бисер перед…»?..
Что плохого в том, что они будут старатся жить по заповедям Божим или хотябы знать что можно жить по-другому без насилия.
нечево непроисходит просто так и ненадо верить и надееться на вымышленного персонаже никто кроме нас самих и наших близких людей нам непоможить. Я незло бы ради это говорю а во имя правды. Вера - это есть инструмент управления.
Может попробовать создать лекционные классы, может даже в зданиях школы, где каждый не зависимо от возраста, мог бы просто посещать лекции. Куда можно было бы ходить семьями. Да и лекции не должны быть проповедями, они должны напоминать беседу или интересный рассказ. Например, для детей младших классов, как мне кажется, будут интересны сюжеты из Библии и жития Святых, причем в обработке для детей. Я видел подобную книгу еще дореволюционного издания. Для старших классов, скорее всего, наиболее интересно будет беседа о смысле веры, а также о различных религиях и течениях, о точках их соприкосновения. Причем лектор должен уметь заинтересовать аудиторию, не просто прочитать лекцию или ответить на вопросы, а провести беседу, увы, это очень большая редкость. И если старшеклассники могут переварить сами, или в беседе друг с другом, то родителям детей младших классов я бы посоветовал обязательно посещать лекции, чтобы они могли это обсудить со своими детьми.
К сожалению, я не видел учебника, но я бы не хотел бы, что бы там были помещены лики Святых. Просто элементарное пренебрежение книгой, которую могут кидать, рвать и в которой могут рисовать, подумайте, к чему это приведет.
Вы спросите, что делать. Честно скажу, не знаю. Увы, Православная церковь потеряла в этом плане целых два десятилетия. Да, восстанавливать церкви было просто необходимо, но это внешние атрибуты. Те, кто ходил в церковь при коммунистах, ходят и сейчас, и будут ходить - не зависимо от режима. Я не понимаю до сих пор, почему Православная церковь не может взять на себя роль воспитания детей в детских домах и беспризорных. Материальный вопрос? Так пусть храмы будут не с золотыми куполами, зато можно воспитать поколение не просто верующих людей, а с совестью и честью. Моральный аспект? Церковь отделена от государства? По-моему все это решаемо. Церковь может плохо относиться к коммунистам, но посмотрите, как была решена проблема беспризорности до войны и после, одни Суворовские училища чего стоят. Почему не перенять этот опыт. Я не призываю Церковь делать из детских домов семинарию, просто воспитайте тех, кого обделили родители, да и государство тоже. В нашей стране пример Церкви будет иметь гораздо большее значение, чем преподавание религии в школе.
................
Бог - есть любовь!
Я очень опасаюсь, что курс будет превращен в профанацию Православия и истории Христианства на Руси, что неверующим и невоцерковленным учащимся в результате непрофессиональных (а, вполне возможно, и преднамеренных) действий со стороны "казенного" преподавателя будет прививаться агрессивно-отрицательное отношение к Православию и Церкви (которое, если внимательно присмотреться и вчитаться в полемику на некоторых интернет-форумах, сегодня в российском обществе нарастает, и на это глаза никак не закроешь). Я читал в сети отрывки из различных учебников ОПК и составил себе мнение о них как о преднамеренно провокационных: там есть описания чудес, факт которых весьма сомнителен и Церковью не подтвержден (например, явление иконы Божией Матери на небе в ходе сражения под Кенигсбергом в 1945г.) и тому подобные настораживающие моменты. Это, конечно, мое глубоко личное впечатление, оно может быть ошибочным, но я вообще расцениваю компанию введения ОПК как тонко спланированную и глубоко эшелонированную провокацию против Церкви.
На мой взгляд, священноначалию не мешало бы подумать о более интенсивной катехизации уже воцерковленных - ведь не секрет, что очень мало из нас знакомы с основами вероучения, среди церковного народа распространены суеверия, искаженное толкование Евангелия и искаженная трактовка личности Иисуса Христа, а самое главное - очень мало из нас вообще принимают узловое положение Христианства: необходимость несения креста...
В связи со всем этим меня последнее время все более одолевает чувство тревоги.
Спаси вас Господь.
Думаю , о вере надо вести не лекции, а беседы, дискуссии. Правда, современные школьники испорчены нехваткой времени. Почему испорчены? Потому что иллюзия нехватки времени прямо пропорциональна эгоизму человека. Не хватает времени придти в школу на беседу, а "висеть" в интернете можно даже за счет сна и первого урока в школе и т.д. Тут большая вина и беда школы, которая не умеет после десятилетия насильственного отстранения от процесса воспитания опять вернуть детей в школу после уроков. Я спросила свою знакомую девочку, закончившую школу в США: "Чем она занималась после уроков?". Ее ответ: "Все одноклассники расходились по дополнительным занятиям, которые организовывали разные конфессии, до того времени, пока родители не забирали их домой. Вот один из выходов. На этих занятиях, конечно, кроме лепки, подготовки к школе или мгры, говорили и о вопросах религии, и конечно, неформально".
Я, человек глубоко верующий, думаю, что религию (веру) не нужно смешивать (внедрять) с общественными институтами. "Кесарю- кесарево, а Богу- божье". У нас уже есть опыт таких вмешательств, и как видно,- результаты плачевны. Надо помнить, что основной целью церкви является не моральное состояние общества (для этой цели могут служить и другие инструменты, в том числе и другие религии), а быть "светом", "столпом и утверждением истины", указателем на пути обретения Бога. Т.е. напоминать о Господе, и проповедовать Его до времени пришествия.
Для исполнения обязанностей возложенных Богом на церковь, я думаю, совсем нет нужды внедряться в школы и сады. Истинно (искренно) верующий рождается не из христианского воспитания и научения, а из прохождения определенного для каждого пути, жизненного опыта, глубокого размышления анализа и итогом всего этого покаяния.
Навязывания же всегда мешает спокойному и адекватному размышлению. Оно заставляет человека принимать радикальные шаги, возможно которые он бы не сделал, оставь его в покое. А занятия в школе, тем более в саду- это будет как раз навязывание человеку пока не имеющего ни опыта ни возможности здраво принять (отвергнуть) идею. Тем более картина усугубляется агитацией Православия как одной из русских национальных идей. Многим детям, со временем, будет просто НЕУДОБНО не быть православным в России.- Все это ведет к разжижению церкви, где доля здравомыслия и здравоверия уменьшается, а неискренности обрядничества и формализма увеличивается.
Но это одна сторона, вторая же выглядит так. На фоне формализма неискренности и обрядничества станут появляться ярые радикалы атеисты. А причина вся та же- навязывание. Они когда-то были детьми, воспитываемыми в духе православия. Они ходили в церковь и искренно молились Богу. Но это не был их выбор, за них выбрали (родители. государство). Приходит время, они начинают многое понимать, многим интересуются. Начинают видеть, то чего раньше не видели. Их детский мир начинает разрушаться,- он не идеальный как они раньше думали. Поэтому они сами помогают этому краху, подвергая критике все их окружающее. Сначала критика направлена на себя потом на близких, на государство, церковь и наконец- на веру. И этот процесс идет по нарастающей. Но сам этот процесс не плох, даже хорош и очень необходим для искреннего человека, для искренней веры. Причина изменившая результат процесса- НАВЯЗЫВАНИЕ, рождающее вполне инстинктивное чувство обороны. Свой огромный вклад вносит все увеличивающийся формализм и обрядничество. - и вот он - рожден - атеист радикал.
Кто-то может сказать, что я фантазер. Но к сожалению, все что я описал- не придумано мной от нечего делать или каким-то другим причинам. Моя заслуга только в том, что я описал то что уже было. Вспомним IXX век. Век золотой русской классики, но так же век рождения русской атеистичности и революционности.
Помните такие имена: Писарев, Чернышевский. А ведь они родились в верующих семья, учились в воскресных школах. А многие из революционеров- та же картина детства. А наш бывший вождь Сталин, помните его детство и юность? Возьмите всех ярых атеистов (идейных) и увидите что, почти все прошли тот путь который я описал.
Почему? Ведь большинство из них гениальные мыслители. Причина, по-моему, все та же- НАВЯЗЫВАНИЕ, вызывающее вполне законную реакцию у свободного человека,- бороться против него. И это мешает им взвешенно принимать решения.
Вот так размышляя я все чаще прихожу к мысли: А вообще, если бы церковь занималась тем, для чего поставил ее Бог- являла "свет и истину", если бы она не вмешивалась в общественные институты, в личную жизнь человека, если бы она не гналась за популизмом и главенством, за властью и возможностью влиять на людей,- разве тогда смогли бы массово появляться в ней люди не искренние и формальные, разве тогда вообще была бы возможность появления целой плеяды радикалов-атеистов, разве тогда возможна была революция и власть богоборцев целые 70 лет- я думаю, НЕТ- всего этого не было бы в нашей истории. А всего то необходимо было просто выполнять свое предназначение, не более. Но церковь захотела большего- в итоге великое падение.
Вот так, по этой причине, я считаю,- не нужно Православию идти к детям. Не нужно повторять старых ошибок.
Лена! Ради таких как ты неравнодушных мы и делаем своё дело. Уж прости, где не так ответил. Дай Бог тебе милости.
С уважением. Священник Александр Погудин.
А насчет общеобразовательных - православие не учит серости и необразованности. Вам не повредит знание египетской истории (тем более, ее объем в школе незначителен), античности и, скажем, оперетт Штрауса. Я думаю, веру в Бога привить - а особенно в школе, тем более, в современной, немыслимо. Все равно каждый ищет свой путь - зачем внедрять что-то насильственно, особенно тем, кто все равно будет играть в карты, прикрывшись книгой?
Я не знаю, как бы я вела себя в тех условиях, в которых жили мои родители... Не знаю. Но благодарю Бога, за то что моя дочь пришла в церковь значительно раньше меня ( по возрасту), и привела своего сына (ему сейчас чуть меньше трех лет).
Современные школьники выросли в большинстве своем в неверующих семьях. У таких же родителей, как и я. Слава Богу, что в школу возвращаются уроки Закона Божьего! Они необходимы, как воздух и вода.
А преподаватели найдутся, обязательно найдутся, Лена. Начало всегда трудное. Вон как "академики" беснуются! Но очень важно, чтобы наши дети и внуки как можно раньше пришли к вере, окрепли духовно. Страна наша должна к себе вернуться, а без Бога это невозможно.
Вера.
Так что, Елена, получится даже не "бисер перед...", а именно что глумление. Посему дважды, и трижды, и более надо бы идею введения в школе данного предмета продумать. Уж очень она "сырая" на сегодняшний день
С уважением, Дмитрий, 35 лет, Москва.
Ясно, что, в принципе ещё ребёнок, не обладающий элементарным практическим опытом, с начатками мировоззрения, активно сформированного в полне конкретном религиозном направлении ничего другого написать не мог. Этим девочка, наверное, очень порадовала своих религиозных наставников.
Однако получается ситуация: "каждый кулик своё болото хвалит". Не менее рьяный мусульманин также способен на такие опусы.
Или просто набираете статистику в пользу преподавания религии ?
PS: уж полгода прошло со дня опубликования этой статьи, извините, если опоздал со мнением.
А человеку в этой жизни нужно знать , а для чего мы живём на этом свете , любим , страдаем , тоскуем и не чуствуем себя смертными , в чем смысл нашего бытия здесь . Потом , в зрелом возрасте - многие приходят к вере , но избавиться от своих пороков , от гордыни очень тяжело , зло укореняется . А Слово Божие , посеянное в детских душах ,может не сразу даст свой плод , но придёт время , и они вспомнят о Боге , и возможно вернутся к Нему . Я за ОПК в школе , как мать , как православная христианка , пусть грешная , но мечтающая о спасении моего сына , и других людей . Елена ,41 год .
С давних пор на Руси делалось всё возможное,чтобы привести детей к вере.До революции религиозным воспитанием в школах занимались на уроках "Закона Божьего".В Новой России эстафету принимают ОПК-Основы Православной Культуры.
Меня и моих друзей волнуют глобальные вопросы бытия,и мы думаем,что сможем найти на них ответы на уроках ОПК.
На мой взгляд,лучше будет если это будут факультативные занятия.Тогда на ОПК придут только те ребята,кому это будет действительно нужно.
А заметка Кривошеевой Елены говорит о том,что таких ребят будет немало.