Архимандрит Андрей (Конанос) родился в 1970 году в Мюнхене (Германия), с 1977 года живет в Афинах. Окончил классический лицей и богословский факультет Афинского университета. В 1990 году рукоположен в диакона, а 2000-м – в иерея, позже был возведен в сан архимандрита. С 2006 года отец Андрей ведет передачу «Невидимые переходы» («Αθέατα περάσματα») на радио Пирейской митрополии. Его приглашают для чтения лекций и бесед во многие города Греции, Кипра и США. Тексты его радиобесед были опубликованы в виде двух сборников на греческом языке; готовится издание сборников на английском и болгарском языках. Портал Православие.Ru предлагает своим читателям одну из радиобесед отца Андрея.
Я ответил ему:
– Чадо, что такое ты говоришь? Разве я не просил тебя не спорить об этом? Нельзя ругаться ради Христа и выходить из себя, убеждая другого. Оставь людей в покое. Знай: что бы ты ни сказал о Христе, как бы тебе ни ответили – никто не сможет избежать Его. Ты найдешь Христа, Он тебя найдет. Будешь искать Его, мучимый своей проблемой, – и Он найдет тебя. К кому придешь, если не к Нему? Разве не так? Не нужно ругаться ради Господа. И не говори много о своей вере. Не распространяйся. Я тоже не хочу этого делать; признаюсь, я отягчаюсь от того, что говорю так много о Нем. Важно жить по законам Божиим, жить во Христе. Ведь Христос пришел, дабы мы могли наполнить Им нашу жизнь, жили Им, Им наслаждались.
Его целью было стать «жизнью нашей жизни», телом нашего тела, кровью нашей крови. Мы должны войти в Его дух до такой степени, чтобы Христос принял нас. И вот после этого мы вправе говорить о Нем. А мы лишь рассуждаем о Нем, не живя Им. И докатились до того, что только разглагольствуем, не имея опыта Христа.
Ты спросишь, к чему я клоню и что этим хочу сказать? Отвечу: я не знаю Христа. Это плохо, но такова правда. А насчет тех, которые осуждают Господа, не зная Его… Кого они обвиняют? Кого критикуют? Того, Кого не знают? Христос не такой, как о Нем говорят. Он другой. Он Тот, к Кому никто из обсуждающих Его и не приближался, Кого не касался, не видел. Если видишь Господа, а не здания, людей, общества, системы, то есть все то, что от человека, если видишь Самого Иисуса Христа – то не будешь обвинять Его. Да тогда это уже станет и невозможно. Когда Его увидишь – удивишься, изумишься, сдашься Ему, потому что Он Господь Бог, наш Создатель. Но скажи мне, как это будет происходить?
Нам исполняется 40, 50, 60 лет, но мы все еще не прикоснулись к Господу и все еще не можем произнести слова, которые сказал апостол Павел. Не ведаю, как ты, но я знаю, многие из нас не живут так. Что это за слова? «Для меня жизнь – это Христос, а смерть приобретение». То есть Христос для меня – это все. Моя жизнь бессмысленна без Христа. Он всему придает смысл, украшает мир, мою жизнь, мое сердце, мои шаги, планы, дела. Можешь ли ты произнести эти слова?
Можешь ли ты сказать, что это не ты живешь, а Христос – Он живет в тебе? И что это Он ходит, говорит, думает, пребывая в тебе, что Он просвещает твою душу, твою сущность, управляет твоими органами? Сможешь ли ты так сказать? И когда сможешь? В прошлом году ты говорил, что станешь добрее. Тот год прошел, наступил следующий. Когда ты сделаешь этот шаг? Когда изменишься?
Когда же мы проснемся? Когда выйдем из состояния подобия смерти, в котором живем? Вот ты хороший человек, но много таких, как я, кто живет в летаргии греха. И им необходимо что-нибудь, чтобы проснуться и идти вперед. Они испытывают усталость не только весной, но и зимой, и осенью. В течение всего года они в летаргии, безразличны, убивают клетки своего тела и души. Что же произойдет? Каким образом изменится наша жизнь? Как приблизим к себе нашего Творца и Судию, станем друзьями Христа? Я не понимаю и не знаю, как это произойдет.
Один человек недавно рассказывал мне, как шел он по дороге и так погрузился в мысли о своих заботах, что его чуть не сбил автомобиль: «Я задумался о своих проблемах, но гудок разбудил меня».
Вот и говорю я себе: когда же, Иисусе, я забуду все от любви к Тебе?
Если какая-то проблема может довести тебя до безумия, если мирская радость заставляет забыть обо всем, то представь себе, что ты будешь чувствовать, когда по-настоящему возлюбишь Бога. Ты улетал бы туда, переносился бы в другое место, переживал бы то, что пережил старец Софроний (Сахаров). Однажды, будучи во Франции, он потерялся и плутал целых три часа, потому что потерял память от усердной молитвы. Он потерялся, хотя был образованным, мудрым человеком, а не каким-то идиотом, чтобы не знать, где находится. Он был мудрым-премудрым. Однако молитва растапливает и мудрых. Молитва меняет и преображает даже самых мудрых и заставляет их забыть, где они находятся, и дает им почувствовать такую радость, что они забывают дорогу и не знают, где они сейчас. Пойми это! И я говорю тебе это все вовсе не для того, чтобы ввести тебя в отчаяние, а для того, чтобы ты задумался. Мы не коротаем здесь время за беседой. Все, что говорится тут, должно вразумить нас оставить наши дела, и не на день, думая хорошо провести время и послушать что-нибудь духовное. Это серьезные слова, которые, если мы их правильно поймем, оживят наше сердце, поменяют наше отношение к вере.
И это не просто красивые слова из тех, что приятно слушать, но если ты им не последуешь, то конец света не наступит. Это самые важные вопросы, по которым будут судить нас. Которые встают перед нами в тот миг, когда мы умираем. Понимаешь ли ты это?
Ради чего ты живешь? Чтобы жениться, купить автомобиль, родить детей, купить дом, получить высшее образование? Неужели ради этого? Ради чего ты живешь? Что хочешь постичь на этом свете? Для чего ты родился? Где окончится твоя жизнь? Кого хочешь встретить в этом мире? Кого пришел найти, с кем пришел соединиться? «С моим мужем», – ответит женщина. И как будет длиться этот союз без Христа? В тлении, в обжорстве, в скуке и в конечном итоге – в смерти. Тот, кого ты любишь, – тленен. Если он несколько дней не будет мыться, ты не сможешь стоять рядом с ним. Для того ли мы родились, чтобы любить тленных, чтобы любить прах?
Конечно же, нет. Мы родились для того, чтобы возлюбить Господа, чтобы познать Бога, нашего Творца, нашего Создателя. Господь дает тебе спутника жизни – друга, дает тебе жену или мужа, детей, дарит тебе все, что тебя окружает, – чтобы ты, именно ты, сказал: «Спасибо Тебе, Боже! Благодарю Тебя, Боже! Мне следует идти к Тебе и быть возле Тебя». Цель нашей жизни – это Господь. Мы живем, чтобы быть рядом с Христом. Мы живем для того, чтобы познать Бога. Если этого мы не сделаем, то потерпим фиаско.
Я не говорю того, чего не знаю. Глубоко в душе и ты знаешь это. На исповеди ты скажешь: «Батюшка, я все испробовал, всем насытился, все мне наскучило и от всего я отчаялся». А я тебе отвечу: «Это прекрасно, что ты отчаялся! Приходит время Христа – чтобы надеяться на Него и покориться Ему. Он покоряет человека, когда тот от всего отчаивается. Ты ел, пил, веселился, жил ночной жизнью, пьянствовал, развратничал. Все испробовал. А теперь ты смиренно приходишь и просишь милости Божией. Приходишь, потому что ничто не наполняет тебя».
Мы – христиане, церковные люди – несчастные, многострадальные, окаянные и недовольные; мы, христиане, скучаем по мирской жизни, потому что ею не живем. И смотрим так мало – одним глазом – на Христа, а другим глазом смотрим на других и немножко им завидуем: «А мы всего лишены!» А чего же ты лишился? Какой же жалкой жизнью ты живешь… Самое страшное, что ты тяготишься тем, что ты христианин и поступаешь, как христианин. Не живешь христианской жизнью, не наслаждаешься ею. Так и не делай этого: живи по-другому! Постарайся быть честным с самим собой: или наслаждайся Христом и живи Им – или… что еще тебе сказать? Подумай, отнесись к этому серьезно, потому что быть наполовину христианином не доставит тебе радости и счастья. Выбирай: или будешь жить с Христом, и Он войдет в твое сердце, в каждую твою клетку – или будешь жить половинчатой жизнью, постоянно негодуя, жизнью, таящей в себе ад, страдания, мучения, пытки. Ты как тот человек, который, стоя в вертолете возле выхода и приготовив парашют, спрашивает: «Прыгать мне или нет в эту пустоту?»
Да решай же, что тебе делать!
«Разобьюсь», – думаешь ты. Но если ты прыгнешь, парашют раскроется, и ты, падая, насладишься полетом, увидишь необъятное небо. Прими, наконец, решение, соверши поступок. А ты все еще думаешь и не знаешь, что делать. Немножко Церкви и немножко другого – это мука. Но люди, которые пережили в миру все, шли на поводу у грехов, запутались в них, насытились ими, – приходят ко Христу.
– Батюшка, я пресытился, разочаровался, все испробовал.
И он ему ответил:
– Знаешь ли, почему ты так пострадал? Потому что искал у людей и в миру то, чего они не имеют.
Не ищи и ты у людей то, чего они не имеют. Ты не можешь искать в миру то, чего там нет. Все дают тебе то, что имеют. Но что они имеют? Тление, боль, относительность, скорбь, пустоту. Все мы люди. Идя говорить со мной, чего ты ждешь от меня? И я человек, и я тебя разочарую, и я тебя утомлю, и я тебе наскучу. Однажды ты устанешь и от меня. Я тоже человек.
Ты вкусно и сытно ешь, пьешь, развлекаешься, живешь ночной жизнью, утром просыпаешься – и твоя голова гудит, как пустой котел. Что ты ждешь от мира сего? Что он тебе даст? Мало чего. Только Бог может дать тебе абсолютно все, только Бог наполнит твою душу. Поэтому Он тебе говорит:
«Впусти Меня в свое сердце, раскрой свои объятья для Меня, крепче прижми Меня к себе, возлюби Меня горячо и возрадуйся!»
И если ты это сделаешь и протянешь руки ко Христу – и поместишь Его в свое сердце, посвятишь свою жизнь Христу, а не людям, или вещам, или тварям, а Господу, Который есть Источник счастья, то тебе будет очень хорошо, как тому человеку, что позвонил мне из Эвбеи и сказал:
– Я очень счастливый человек, потому что люблю Господа!
А я сказал ему:
– Я рад за тебя! Чем ты занимаешься?
– Ничем.
– Почему?
– Потому что меня разбил паралич.
– Так почему же ты чувствуешь себя очень счастливым?
– Потому что я люблю Господа и Он наполняет мою жизнь!
– Парализованный, в инвалидной коляске?
– Нет, я прикован к постели, даже не в коляске.
– И что ты делаешь?
– Ничего.
– Чем занимаешься?
– Ничем. Я не могу ходить на работу – никуда не могу ходить. И славлю Бога, потому что в прошлом году я не мог двигаться вообще. Но теперь благодаря врачам я уже могу немножко поворачивать голову. Я славлю Христа и благодарю за Его любовь, потому что если раньше муха садилась мне на лоб, то я должен был ждать, когда подойдет моя мама или кто-нибудь еще, чтобы прогнать ее, а сейчас я сам ее отгоняю. Я люблю Бога и благодарю Его – это дает мне силы и терпение!
Таков Христос… Ну, господин журналист, сообщи-ка об этом в новостях. Я об этом не хочу говорить: я – священник и не хочу «промывать мозги людям». Это рассказал парализованный человек. Попробуй утешить человека, который не может даже прогнать муху со своего лба. Скажи ему что-нибудь, чтобы утешить и ободрить. Не я его утешил, ибо я уже говорил, что я только утомляю. Господь Сам нашел его. Вот и приди и посмотри на него. Приди и посмотри, как Христос наполняет сердца людей, входит в их сердца. Приди и посмотри на слезы кающихся, в сердца которых вошел Христос и возродил их. Приди и посмотри на эти слезы. Это те слезы, о которых ты все время спрашиваешь: «Почему же плачет этот человек? Почему же плачет эта женщина?»
Но ты не плачешь, потому что ты христианин, уставший от своей жизни. Ты не плачешь, потому что устал от всего. Ты устал и от того, что еще не пережил. Твоя жизнь – это трагедия. И ты, как я, не борешься, не прилагаешь усилий, не живешь с Христом – и не знаешь, что теряешь. Ты в раю – и не наслаждаешься! Смотришь на запретный плод, а не на другие плоды, которые тебе дал Господь, чтобы ты насладился ими. Видишь некоторые лишения и говоришь: «Церковь только и знает: нельзя и нельзя!»
Что «нельзя»? Об этом ли мы сегодня говорим? Церковь – это удовольствие, она – это «да», она – это опыт от Христа, она – это опытное переживание, она осязаемая, она – это тело и кровь Христовы, она – это Божие прикосновение, она – это еда и питье, она – это чудо, она – это удивление, она – все.
(Окончание следует.)
Господь ,милосердный Отец наш.Как много он нас любит,хоть мы и не достойны его любви...Господи слава Тебе!
Однажды был такой случай со мной...поднимался я по скользкому пригорку зимой,и не рассчитал силы...стою боюсь кувыркнуться вниз,а вверх подниматься не могу ,слишком скользко.Вдруг человек подает мне руку,да как вовремя! Господи ,Ты даже в таких мелочах о нас заботишься...
Господь нас не оставляет никогда,лишь бы нам его не оставлять!
Да есть такая проблема:долго прожив в христианстве начинаем жалеть о удовольствиях мира,забывая что ими можно лишь в меру пользоваться.Но если поставить их как цель - они разрушат и душу и жизнь.И с вертолетом:это образное сравнение:вместо того чтоб оторваться от жалоб о недосиижимости удовольствий и радоваться жизни с Господом,имея спасительные Таинства,как парашют - мы все стоим на пороге и мучаемся - как же нам оторваться.. Напоминает жену Лотову,так любила мир что не выдержала и обернулась..
А вот парализованный - он поверил Господу и полюбил,и потому оторвался - и счастлив..
Елена.
Эксклюзив...
В наши последние времена о главенстве Христа не пишется и не говорится...
Хотя это истина...
Рад, что кто-то об Этом пишет и что кто-то Это читает...
"Все, что говорится тут, должно вразумить нас оставить наши дела...!"?! - У мирянина свой путь к Богу, у монаха - свой...
"Для того ли мы родились, чтобы любить тленных, чтобы любить прах?" - Не возлюбив ближнего своего как самого себя, не исполним Заповедь Божию...
Нужно вырабатывать в себе такое отношение к жизни.
Вот добавлю от себя пару строк. На крещение,принято нырять в прорубь (ну в там странах где климат такой, что надо рубить прорубь, в других просто ныряют). Вообще, если подходить с чисто технической стороны, для восторгов повода мало. Мерзнуть в очереди на льду, а потом нырять в ледяную воду. Но на крещение, вода имеет особое благословение Господне. И верующие люди с улыбками (сам видел и сам нырял), с радостью и молитвою, принимают это чудо. И не страшен мороз и холодная вода. И ничего, что от холода свело зубы и рука едва слушается, совершая крестное знамение, этого даже не замечается. Но ведь и все в жизни нашей происходит по Божьей воле, поэтому надо принимать и беды и простые неурядицы, с той же радостью с какой мы принимаем ледяную воду, зная что это к нашему очищению. Надо выработать в себе такое отношение к жизни, выработать понуждением, трудом. Когда с нами Бог, чего нам боятся, кроме отпадения от Бога?
У нас в России , мне думается , проповедь более скромная, целомудренная.