«Жить своей самобытной, независимой жизнью»

(К 190-летию со дня рождения Н.Я. Данилевского)

Сегодня исполняется 190 лет со дня рождения выдающегося русского ученого-естествоиспытателя, философа-культуролога, публициста, экономиста Н.Я. Данилевского (1822–1885). Он одним из первых сформулировал и применил принципы цивилизационного подхода в истории, противопоставив его линейному пути развития. Но кроме этого он интересен нам сегодня и тем, что показал невозможность подражательства Западу и писал о необходимости восстановления своей собственной традиции и культуры и самостоятельного развития – без оглядки на то, что скажет Запад. И в этом плане идеи Данилевского предельно актуальны сегодня в связи с последними событиями в стране и мире, переживающем идейный и нравственный кризис.

Был ли известен Данилевский при жизни? На этот вопрос можно ответить двояко: и нет и да. Ведущие представители интеллигенции и поборники прогресса его труды игнорировали или же относились к ним резко отрицательно (в том числе из-за их антипрогрессизма и антидарвинизма). Подобное отношение к Данилевскому свойственно было, кстати, и таким великим русским биологам и физиологам, как К.А. Тимирязев, И.И. Мечников, И.М. Сеченов. Не любил его и философ В.С. Соловьев, но вовсе не за антидарвинизм – тут они скорее были союзниками, – а за патриотизм, за то, что Данилевский выступал против «всеединства» и космополитизма, и конечно, против экуменизма.

Зато его идеи были замечены такими великими деятелями России, как император Александр III, А.А. Фет, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев, Н.Н. Страхов, В.И. Ламанский, И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов и даже Л.Н. Толстой. Как видим, лучшие умы России по достоинству оценили труды Данилевского, однако все равно остается ощущение, что судьба Данилевского – это судьба «пророка в своем отечестве». Ведь уже в начале ХХ века к трудам Данилевского с восхищением относились ведущие западные геополитики, философы культуры и истории, такие как К. Хаусхофер, О. Шпенглер, А. Тойнби, С. Хантингтон, Ф. Фукуяма, у нас – А. Зиновьев. И только в конце ХХ века – с конца 1980 – начала 1990-х годов – идеи Данилевского проникают и в российское общественное сознание. О нем начинают писать, его сочинения – изучаться: появляются труды целого ряда исследователей (Б.П. Балуева, В.Н. Катасонова, Л.Р. Авдеевой, Н.Е.Троицкой, С.И. Бажова, О.А. Платонова, М.А. Маслина, С.М. Сергеева, А.В. Ефремова и т.д.), в которых Данилевский рассматривается как историк, впервые выдвинувший и воплотивший идею цивилизационного подхода в историческом развитии, как критик линейного подхода в истории, создатель теории культурно-исторических типов, которые рождаются, живут, стареют и умирают, сменяя друг друга.

Но главное: Данилевский представил иную картину мира, во многом не совпадающую с классической картиной мира, которая была сформирована Р. Декартом и Ф. Бэконом и с XVII века стала основной в науке, оставаясь таковой и сегодня.

Н.Я. Данилевский родился 28 ноября (по ст. ст.) 1822 года в селе Оберец Орловской губернии в семье генерала Якова Ивановича Данилевского. Семья часто вынуждена была переезжать с места на место, следуя за перемещениями воинского подразделения, которым командовал генерал Яков Данилевский: с 4 лет Николай помнил себя в Ливнах, потом, в 1827 году, была Прокоповка Полтавской губернии, Нежин – в 1828 году, Прилуки – в 1830-м, Пахра – в 1831-м, Несвиж – в 1832-м. В 1833 году он ученик пансиона пастора Шварца близ Верро (в Лифляндии), в 1834 – в Москве, в пансионе Павлова, в 1836-м – в московском пансионе Боргарта. В 1837 году он был принят в Царскосельский лицей, тот самый, который закончил А.С. Пушкин. Там он сразу же сдружился с Н.П. Семеновым, ставшим его другом на всю жизнь. Лицей Николай Данилевский окончил в 1842 году.

Он с детства отличался недюжинными способностями, усидчивостью, поэтому легко и успешно осваивал учебные курсы. При этом он по-разному относился к предметам: одни любил и ревностно изучал, другими же пренебрегал, посвящая им лишь несколько дней перед экзаменами.

В 1847 году Данилевский окончил естественный факультет Петербургского университета, получив степень кандидата, в 1849 году он уже магистр ботаники. Летом 1848 года по поручению Вольного экономического общества Данилевский вместе с Семеновым отправился в Тульскую губернию исследовать границы черноземной полосы России, а также ее флору и фауну. Там его настиг приказ об аресте за участие в кружке Петрашевского, членом которого был и Ф.М. Достоевский. Данилевского препроводили в Петропавловскую крепость. Следственная комиссия около 100 дней изучала показания подозреваемого о его естественнонаучных работах и взглядах на социально-экономическую систему утопического социализма Фурье.

Основной исследовательский интерес Данилевского в это время сосредоточен на точных науках: статистике, биологии, климатологии, причем этими науками молодой ученый занимался практически – следуя тому прикладному направлению, каковое стремилось придать им Географическое общество. Но эти работы во многом способствовали формированию взглядов будущего социального философа. И именно во время многочисленных поездок по стране он познакомился не только с многообразием географических ландшафтов России, но познал также и психологическое своеобразие ее населения. Он изучал народы Урала, русского Севера, бассейна Волги, общался с послушниками армянских монастырей, с уральскими и донскими казаками… И все это многообразие стимулировало его научный интерес к такому сложному феномену, как славянство.

В 1869 году на страницах журнала «Заря» был опубликован труд Данилевского «Россия и Европа». В этом исследовании ученый рассматривал национально-государственное бытие России и славянства, их положение в мире, истории и судьбе.

Мыслящие люди России: Ф.И. Тютчев, В.И. Ламанский, Н.Н. Страхов (был публикатором и распространителем этого сочинения), А.Ф. Гильфердинг, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Майков, Ф.М. Достоевский, К.Н. Леонтьев, А.А. Фет – высоко оценили этот труд. Правда, Константин Леонтьев, соглашаясь с основными идеями Данилевского и его концепцией, которую он впоследствии своеобразно развил, не был согласен с оценкой той роли, что отводилась славянству, противопоставляя славянству Данилевского свой византизм.

Ф.И. Тютчев (касавшийся еще в 40-х годах XIX века в политической публицистике и поэзии тех же тем, которые разрабатывал в своем труде и Данилевский) дал в письме к известному слависту и геополитику В.И. Ламанскому положительную оценку работе Данилевского – сразу же после знакомства с первой ее журнальной публикацией, – назвав «редким и освежающим явлением». А Ф.М. Достоевский в письме к А.Н. Майкову отозвался о «России и Европе» как о «настольной книге всех русских надолго»: «Она давно совпала с моими собственными выводами и убеждениями, что я даже удивляюсь иным страницам, сходству выводов».

В своем жизненном цикле, как отмечает Данилевский, культурно-исторический тип проходит следующие этапы: первоначальное формирование; складывание государственности и обретение способности защищаться от внешней опасности; наивысший расцвет, сопровождающийся появлением искусств, наук, религии, и, наконец, постепенное превращение в «этнографический материал» из-за ослабления созидающих начал, что выражается в утрате государственной независимости и культурной самобытности.

Таким образом, любой живой организм (растение, животное, человек, этнос, культура) проходит свой жизненный путь, имеет определенный срок жизни, который зависит от особенностей самого организма. Но это его существование зависит и от сцепления случайностей, так что один может прожить 5 лет, а другой и 2000.

Данилевский один из первых поставил проблему национального и общественного в науке, жизни, представлениях о мире. Он первый из мыслителей того времени отверг отождествление западной (романо-германской) науки с общечеловеческой: «Но теперь никто не верит или очень немногие верят тому, чтобы германская философия действительно низвела абсолютное в человеческое сознание или чтобы французский социализм нашел трансцендентальную формулу, разрешающую общественную задачу; но, несмотря на это, все же продолжают смешивать Европу с человечеством, утверждать, что она вышла из сферы ограниченно-национального в сферу общечеловеческого. Я вижу в этом только смешение понятия о цивилизационной ступени развития культурного типа с понятием об общечеловеческом на том основании, что цивилизация всегда стремится разрушить те специальные формы зависимости, которые были наложены на племенную волю при переходе народов каждого культурного типа из этнографической в государственную форму быта, и заменить их известными формами свободы».

Данилевский пришел к выводу, что ученые разных народов выразили именно свое понимание мира, выделили свои особенности развития, что нет и не может быть единого пути развития. Попытка же всех объединить приводит к полному разрушению культуры народа, на который осуществлено нападение. И это особенно необходимо понять нам сегодняшним, поклоняющимся западному «тельцу» – а по Данилевскому: занимающимся «обезьянничеством». Этим сильно грешит сегодня «российская элита», отвергшая Россию, ее грабящая и ненавидящая ее.

Следует отметить, что взгляд Данилевского на славянский мир несколько отличался от схожего, но все же иного взгляда Константина Леонтьева, хотя последний принял и полностью поддержал предложенную Данилевским схему развития народов, цивилизаций и науки. Для Леонтьева соединение России со славянским миром является не спасительным, как для Данилевского, а довольно опасным и проблематичным, ибо в этом процессе он вполне обоснованно видит усиление (особенно в элите этих славянских народов) либеральных и утилитаристских, подражательных тенденций. Поэтому, понимая природное сходство России со славянством и определенные обязательства перед ним, Леонтьев осуществление этих обязательств, в отличие от Данилевского, считает тяжелой и трагической необходимостью.

Н.Я. Данилевский умер 7 ноября ст. ст. 1885 года в Тифлисе, на 63 году жизни, во время своей поездки по Грузии, куда он отправился для изучения рыболовства на реке Гохча. Он скончался в гостиничном номере после сердечного приступа. Данилевского похоронили в Мшатке, под Ялтой, в Крыму, где он жил последнее время.

Печальный факт: его могила, как и могилы К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова, была поругана в 20–30-е годы ХХ века. И лишь недавно могилы этих великих русских мыслителей были восстановлены, а их имена и труды извлечены из забвения.

А.А. Фет, знавший и любивший Данилевского, написал на смерть ученого такие строки:

Если жить суждено и на свет не родиться нельзя,
Как завидна, о странник почивший, твоя мне стезя! –
Отдавался мысли широкой, доступной всему,
Ты успел оглядеть, полюбить голубую тюрьму.
Постигая, что мир только право живущим хорош,
Ты восторгов опасных старался обуздывать ложь;
И у южного моря, за вечный оградою скал,
Ты местечко на отдых в цветущем саду отыскал.

Сергей Лабанов

11 декабря 2012 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Православный Рим и Вавилон Запада в историософии Ф.И. Тютчева Православный Рим и Вавилон Запада в историософии Ф.И. Тютчева
Александр Моторин
Православный Рим и Вавилон Запада в историософии Ф.И. Тютчева Православный Рим и Вавилон Запада в историософии Ф.И. Тютчева
Александр Моторин
Стремление Запада к восстановлению всечеловеческого единства: духовного, языкового, государственного – является, по наблюдениям поэта, вавилонским богоборчеством в существе своем, поскольку оно вершится без смирения перед Богом. Это, как пишет Тютчев, «дальнейшее выполнение все того же дела обоготворения человека человеком».
Европа и ее ценности Европа и ее ценности
Петру Молодец
Европа и ее ценности Европа и ее ценности
Петру Молодец
Вот новый ежедневник, изданный Еврокомиссией и бесплатно распространенный в школах на всем пространстве Евросоюза. Богато иллюстрированный, ежедневник включает обзор праздников сразу нескольких религий – иудейской, мусульманской, индуистской и т.д. – и приводит некоторые сведения о них. Вот только «забыли» в нем упомянуть о христианстве и указать хоть какой-нибудь из христианских праздников – как будто их и нет совсем!
О духовном содержании дарвинизма О духовном содержании дарвинизма
Протоиерей Константин Буфеев
Карл Маркс по прочтении «Происхождения видов» ликовал в письме к Лассалю от 16 января 1861 года, что Бог, по крайней мере, в естественных науках, получил, по его мнению, «смертельный удар».
Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу Крещение Руси и заветы святого князя Владимира русскому народу
Архиепископ Аверкий (Таушев)
Велико значение дня святого князя Владимира для русских людей как дня памяти славного просветителя Руси и как дня воспоминания самого великого события в истории Руси — крещения всего русского народа, точная дата которого, к сожалению, нам неизвестна.
Политические идеи А.С. Пушкина Политические идеи А.С. Пушкина
Сергей Лабанов
Политические идеи А.С. Пушкина Политические идеи А.С. Пушкина.
К 205-летию со дня рождения поэта

Сергей Лабанов
Конечно же, Пушкин знал многочисленные язвы России, критикуя при этом её многочисленные грехи, кому бы они ни принадлежали (даже и дому Романовых). Однако, он не терпел «безумных» и несправедливых нападок на своё Отечество. Пушкин впервые наметил проблему русофобии, столь блестяще развитую позднее у Тютчева.
Истинный христианин и подлинный ученый Истинный христианин и подлинный ученый
(к 180-летию со дня рождения Н.Я. Данилевского)
Зинаида Иноземцева
Общественность России отмечает 180-летие со дня рождения великого русского мыслителя, ученого в области общественных и естественных наук Николая Яковлевича Данилевского, автора гениальных трудов «Россия и Европа» и «Дарвинизм».
Комментарии
Василий 6 октября 2013, 11:33
"А между тем нам от Европы никак нельзя отказаться. Европа нам второе отечество, – я первый страстно исповедую это и всегда исповедовал." Ф.М. Достоевский
Fr. Vladimir Eremine19 декабря 2012, 19:01
The world takes notice: this is what was published in today’s NYtimes: “Yes, NATO expansion was a huge mistake, and it got America and Putin off on the wrong foot. But that’s over. This time it is Putin who has locked himself, for his own cynical politics, in cold-war mode. His anti-Western trope plays well in the countryside, which has become his political base at a time when the rising urban middle classes have grown resentful of his perpetually autocratic rule. Russia would be so much more influential as America’s partner than it would be as Iran’s or Syria’s patron. And its economy would be so much more resilient if Putin tapped his people and unlocked their creativity rather than just his oil and gas wells. But doing the latter would require a much freer political atmosphere. Putin may look like a strongman, but his policies are making Russia weaker. He needs to be careful. The good news for Russians today is that they can leave. The bad news for Russia is that they will.”
Кирилл.16 декабря 2012, 22:05
Продолжение продолжения. Знаете ли Вы, что первый в истории успешный старт ракет из-под воды был осуществлён именно в России? И произошло это, между прочим, аж в 1834 году! Ракеты, выпущенные с цельнометаллической подводной лодки, уничтожили несколько учебных целей. За испытаниями нового оружия лично наблюдал Император Николай I.
3. И на велосипедах европейцы ездят, будто вьетнамцы какие, и за экологами следят, и взяточники с казнокрадами у них водятся в изобилии, а вот свободой слова на Западе даже и не пахнет! И на первом месте у них стоят интересы содомитов, а не семьи. Гонения на христиан в Европе и США усиливаются с каждым днём. Ну а ядерное оружие бледнолицые испытывали не только на своих военнослужащих, но и на мирных жителях японских городов!
Кирилл.16 декабря 2012, 21:45
Продолжение. "И сегодня население в Ирландии гораздо меньше, чем в начале 19 века. Если в 1840 году на этом острове проживало около 8,18 млн. чел., то к концу 19 века около 4,46 млн., включая англосаксонское меньшинство; ныне 5,5 млн., учитывая Ольстер с его протестантским населением. А английские пропагандисты всё ищут голодоморы где угодно, только не под сенью британской короны. В Польше, оказавшейся под властью "царистской" России, население стремительно увеличивалось - с 2,7 млн. в 1815 году до 9,5 млн. в 1897-м. В российской "тюрьме народов" католики множились и процветали, в британской "цитадели демократии" стремительно вымирали". Александр Тюрин.
2. Известно ли Вам, что "отсталая" Россия подарила всему человечеству электрический свет? В 1802 году Василий Владимирович Петров открыл электрическую дугу. В 1848-1853 годах её уже пробовали применять для освещения улиц в Петербурге и Казани. В 1856 году, в дни коронационных торжеств, на здании Лефортовского дворца в Москве было установлено несколько "электрических солнц" изобретателя Шпаковского. А "свеча" Яблочкова в 1880-х освещала улицы и театры Парижа, развалины Колизея, улицы Лондона, дворец короля Камбоджи... "Свет приходит из России", "Россия - родина света",- писали в то время газеты всего мира.
Кирилл.16 декабря 2012, 20:46
1."Более всего ужесточению нашего крепостного права поспособствовали "великие европеизаторы" Пётр I и особенно Екатерина II... В таком же несправедливом виде крепостное право задолго до России было введено во многих европейских странах и продержалось там в целом гораздо дольше - особенно в Германии, откуда и было перенято в Россию. (В германских землях отмена к. п. происходила в 1810-1820-е годы и завершилась лишь к 1848 году. В "прогрессивной" Англии и после отмены к. п. безчеловечное отношение к крестьянам наблюдалось повсеместно, например, в 1820-е годы крестьянские семьи тысячами изгонялись с земли.)" rusidea.org
Я так понимаю, что и про огораживания, в результате которых в Европе "овцы съели людей", Вы тоже ничего не слышали. И про то, что в Англии только в 1842 году закон запретил подземную работу женщин и детей до 10 лет. Кстати, к. п. не было ни на юге России, ни на севере, ни в Сибири, а в 1803 году ещё и Указ вышел, по которому произошло освобождение тысяч крепостных. О "вольных хлебопашцах" слышали? Кроме того, на Западе крепостного прикрепляли к хозяину, а не к земле, как в России.
Алексей15 декабря 2012, 23:32
Если цена сближения (или осознания себя частью европейской "семьи") это толерантность в её нынешнем европейском виде, то -- бежать из этой однополой семьи!
Инал15 декабря 2012, 14:32
1) нигде в Европе крепостное право так не задержалось и не свирепствовало, как в России.
2) идея российской подземки так и осталась тогда идеей.
3) а вот здесь согласен с вами полностью, но это скорее творит руководство этих европейских стран.
4) да, у Прокудина-Горского великолепные снимки, а вот про продажу англичанами своих жен слышу впервые.
5) в то время, как в США был Куклуксклан, в СССР крестьянам не давали паспортов, Церковь была гонима, а ядерное оружие
испытывалось на военнослужащих.
В Европе, как ни крути, на первом месте стоят интересы человека, там министры на работу на велосипедах ездят, за экологией следят, пресса свободна, казнокрадов почти нет.
Кирилл.13 декабря 2012, 11:57
1. Крепостное право мы переняли у Запада.
2. В Лондоне первая ветка метро заработала лишь в 1863 году, а Торгованов обращался к Александру I с идеей строительства Русской подземки аж в 1820-м! (В Испании в это время ещё орудовала инквизиция!)
3. Сближаться с теми, кто приговаривает сербских витязей к пожизненному заключению, а хорватских и албанских головорезов отпускает на все четыре стороны, ни один порядочный человек не станет!
Дополнение. В те времена, когда в "лапотной" России Прокудин-Горский делал великолепные цветные снимки, "прогрессивные" англичане ещё продавали на базарах своих жён! Когда наши спутники бороздили безкрайние просторы Вселенной, за океаном отхожие места делились на те, которые предназначены "только для чёрных" и те, что "только для белых". (А белые американцы - это Ваши любимые европейцы, переселившиеся на новые земли.) Пусть сперва телесные наказания в европейских и американских учебных заведениях полностью запретят, дикари!
Инал11 декабря 2012, 23:51
уже по одной аннотации можно судить о том, что статья тенденциозная. А с каких это пор Россия перестала быть Европой? И по языку, и ментально, и всем строем обычаев и традиций русские являются частью европейской семьи. а какой этнос до сих пор в Европе является доминирующим? Славянский! русские писатели, художники, политики, любили, подолгу живя в прогрессирующей Европе, говорить о том, какие там все бездушные и корыстные. В 1861 г. в России отменили крепостное право, а в Лондоне в этом же году заработала первая линия метро. Так-то! Всякое отграничивание от Европы для России будет деструктивно. Сближение с ней не будет означать, что наша страна лишится своего лица.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×