Этот юноша... Или «некто из начальствующих», как именует его апостол Лука... Почему он все-таки подошел ко Христу, с какой целью обратился к Нему? «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18, 18). Разные на этот счет есть толкования, версии, объяснения.
Христос и богатый юноша. Автор: Генрих Хоффман |
Так и хочется выразить недоумение: зачем же тогда спрашивает, если и ведает, и творит?
Может быть, не буквально он все же эти заповеди исполняет, не без упущений? Или, что еще верней: чувствует, что чего-то еще недостает, что дела его, словно тело без сердца? И потому хочет уточнить, что же это такое, это недостающее? Похоже больше на второе...
И вот задает он свой вопрос. Задает не первому встречному, а Христу. И называет Его при этом «Учителем благим». Вряд ли он на самом деле понимает, Кто перед ним, но одно точно: он верит, что это Тот, Кого должно спросить, у Кого есть ответ.
И слышит ответ, и... отходит с печалью.
Не хочу его судить – и жаль мне его, и просто не до того.
Он поверил в истинность сказанного: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18, 22). Потому что если бы не поверил, то обязательно возразил бы, стал спорить, доказывать, настаивать на абсурдности этого наставления и предложения. Не стал. Значит, принял услышанное, не усомнился в нем. Но – отошел. И предельно ясно объясняется, почему: «Потому что был очень богат» (Лк. 18, 23). А кто не знает, как трудно расстаться с богатством? Чем больше оно, тем крепче держится за него человек, точно и правда – в богатстве и жизнь, и самая душа его.
И все же не о юноше как таковом речь. К тому же ведь и не знаем мы: отойти-то он отошел, а кому ведомо – может, после вернулся? И продал, и раздал, и сокровище на небесах стяжал, и за Христом последовал? Вполне такое возможно.
Речь – о нас. Мы ведь тоже много всяких вопросов задаем. И Евангелие читаем, и заповеди знаем, и со святоотеческим наследием, кажется, знакомы не понаслышке. А все равно то и дело ищем ответ: «А как тут поступить? А как здесь? А если так, то как?...». И прочая, прочая...
И вот снова хотелось бы уточнить, как и в отношении юноши евангельского: с какой целью мы спрашиваем – себя, духовника, Бога? Если спрашиваем оттого, что действительно не знаем еще ответа, если ищем пути прямого, верного и не находим, то это одно дело, законен и праведен такой вопрос. Но может быть и по-другому.
Я помню, как часто бывало: приедешь к отцу Кириллу (Павлову), поисповедуешься, а потом – вопросы. Один, другой, третий... И он терпеливо на них отвечает. Отвечает, а потом вдруг вместо ответа – на какой-либо из них – тебя спрашивает:
– Ну а ты-то сам что об этом думаешь?
Архимандрит Кирилл (Павлов). Фото: Виктор Корнюшин |
– Вот, правильно, правильно ты сказал! И я так думаю!
И хотя ни слова укора, ни взгляда обвиняющего, ни насмешки заслуженной, да сам себя уже простить не можешь; ну чего батюшке голову морочил, чего спрашивал о том, что и так ясно было? Надеялся, что батюшка тебе ответ даст мягче и дипломатичней, чем твоя совесть? Ну вот – дал, мягче и дипломатичней, но в полном с ней согласии. Иди и выполняй.
Так бывает, когда духовника спросил. Хотя, конечно, кто-то и с духовником может поспорить, не принять его слов, но что об этом говорить: если есть духовник, то слушайся его, а если не слушаешься, то, скорее всего, у тебя его уже нет..,
Но вот если и правда нет духовника, если только с самим собой советуешься да к Богу в молитве обращаешься, то опасность смалодушествовать еще больше. Ответ Божий, даже самый явный, можно «не услышать», внушения совести – «не разобрать». И часто так бывает, потому что малодушен и слаб человек.
Только... Только стоит в чем-то одном Господа не послушать... Нет, не так. Не в чем-то одном, а именно в том, что мы сами на данный момент ощущаем как самое важное, самое болезненное. И все – мы уже не можем идти за Ним, как шли до того, это торможение, вынужденная остановка, простой. Остановка и простой в духовной жизни, да и просто в жизни как таковой.
И когда мы видим христианина, который уныл, безрадостен, расслаблен духом донельзя, то, скорее всего, причина именно в этом – в сознательно не услышанном ответе, в попытке обмануть и Господа, и самого себя и в последующем за этим угасании. И когда в подобном состоянии пребываем мы сами, то причина опять-таки та же.
И что особенно опасно: и этого «не заметить», и тут, в отношении немощи своей, спрятать голову по-страусиному в песок. И так, по-страусиному же и жить, превращаясь постепенно лишь в напоминание о себе прежнем.
Лучше уж, столкнувшись с чем-то, что кажется нам не по силам, задавшись вопросом: «Что сделать мне в этой ситуации, чтобы наследовать жизнь вечную?» и, не понеся тяжести ответа, поступить, как юноша евангельский. Отойти с печалью и явственно, честно сказать себе: «Не могу!».
Но только не далеко отойти, а до следующих буквально слов Спасителя: «Невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27). Потому что юноша не знал этой простой и удивительной истины: когда не можешь сделать того, что ожидает от тебя Бог, и это причиняет твоей душе скорбь, то не малодушествуй, не унывай, а открой и немощь, и скорбь свою перед Господом, и Он, если смиришься, все сделает Сам. Может, не сразу, может, придется еще помучиться и потерпеть себя. Но – сделает. И самое главное: следование твое за Ним по-прежнему будет возможно.
"когда не можешь сделать того, что ожидает от тебя Бог, и это причиняет твоей душе скорбь, то не малодушествуй, не унывай, а открой и немощь, и скорбь свою перед Господом, и Он, если смиришься, все сделает Сам. Может, не сразу, может, придется еще помучиться и потерпеть себя. Но – сделает."
Спаси Бог!
В других мы видим только собственные грехи.
Елизавете:
Господь милостив, жена спасается чадородием и воспитанием детей. Ведь врагу рода человеческого только этого и нужно, чтобы Вы не простив обиды искали смерти скоропостижной! А дети? Без Вашей любви и заботы кем они вырастут? Не умножится ли зло? Апостол ЛЮБВИ (Павел)сказал: терпением Вашим спасайте души Ваши. Ваш муж потерял самое дорогое, что имел, - Ваше доверие, так не повторяйте его ошибки, не кидайте в костер обиды новых веток. Господь попутил Вам и всей Вашей семье эту скорбь для смирения. Примите все как есть, исповедуйтесь и ищите любую возможноть простить мужа, ибо Вам это НУЖНО, чтобы растить детей в мире и согласии хотя бы в своем сердце.
ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ БОЖИЙ, БУДИ МИЛОСТИВ К РАБАМ ТВОИМ, ОЛЕГУ И ЕЛИЗАВЕТЕ, И ИХ МОЛИТВАМИ ПОМИЛУЙ И МЯ ГРЕШНОГО!
"Да, Господь отвечает, и очень быстро. Не могу, по- настоящему не могу простить человека, мужа, много раз пыталась, крутило и так и сяк, но не могу, не поднять."
Лиза, смотря за что Вы не можете простить. Есть несколько причин, когда церковные браки безоговорочно развенчиваются.
И если Вы по какой-то из этих причин не можете простить мужа, и жить с ним не хотите - ничего удивительного в этом нет. Бесконечное насилие над собой к добру не приведёт.
Если бы нашли в седе силы (с Божией помощью) простить - то это, можно сказать, подвиг.
Если причины другие - надо этот Ваш грех исповедовать на каждой исповеди, и он уйдёт, поверьте! А ещё есть метод: если не можешь простить человека - представь его в гробу.
Да-да, именно так! Попробуйте.
Помощи Вам Божией? терпения и усердия.
"Правда, впечатление обманчивое, настоящего старца отличает смирение, а не показные фразы про "насмешку заслуженную" (это от старца насмешка!), про "себя простить не можешь" (что-то тут фальшивое слышится). Помоги, Господи, игумену Нектарию охраниться от беды, не старчествовать, не будучи старцем!"
Игорь, а у Вас есть духовный отец или духовник? Смею предположить, что - нет. Если ошибаюсь - опровергните меня, прошу Вас.
Методы воспитания духовных чад - очень разные, и духовник видит и знает, с кем и как надо вести себя! Даже посохом можно по спине получить (точно знаю!).
Лично у меня бывало так: действительно знаешь правильный ответ на свой вопрос, но ответ-то - не нравится! Идёт вразрез с моим желанием, неудобно так поступать, себя ущемить нужно. Вот и лезешь к духовному отцу: а вдруг он что-то другое, полегче скажет?. А тот так на тебя посмотрит - что сквозь землю провалиться хочется! Духовник знает "потенциал" своего чада, но может и отвечать на вопросы до тех пор, пока чадушко не устыдится (иногда ведь и хотелось показать, какие "умные" вопросы могу задавать!).
А ваши предположения по поводу "старчества" и. Нектария - на Вашей совести.
Отец Нектарий сообщает читателям, что у старца Кирилла исповедывался много раз. Спросишь старца и сам "дашь ответ единственно возможный (?!!!) и услышишь тут же:
– Вот, правильно, правильно ты сказал! И я так думаю!
И хотя ни слова укора, да сам себя уже простить не можешь; ну чего батюшке голову морочил".
Растет смена архимандриту Кириллу, выросла уже, такое впечатление от статьи остается. Правда, впечатление обманчивое, настоящего старца отличает смирение, а не показные фразы про "насмешку заслуженную" (это от старца насмешка!), про "себя простить не можешь" (что-то тут фальшивое слышится). Помоги, Господи, игумену Нектарию охраниться от беды, не старчествовать, не будучи старцем!
Последние два абзаца - просто открытие.
Слава Богу за все!