Напомним, что обновленческие реформы отца Иоанна привели к расколу в среде верующих - из храма были фактически изгнаны все прихожане, которые не разделяют «кочетковского» учения. В результате местные жители не имеют возможности посещать церковь в своем родном селе, а пожилые люди и инвалиды, ограниченные в передвижениях, полностью лишены Божественной Литургии.
Сложившуюся ситуацию в интервью ИА «Православие на Северной Земле» прокомментировал президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС), председатель Экспертного совета по религиоведческой экспертизе при Минюсте РФ, профессор Александр Дворкин.
«Судя по всему, ситуация достаточно напряженная. У священника Георгия Кочеткова есть некоторые чисто теоретические построения, которые его последователи начинают фанатично внедрять везде, где могут. В частности, при всей спорности многих идей священника Георгия Кочеткова главное, что вызывает вопросы - его экклесиологическая ересь - учение о том, что Церковь имеет «синагогально-синаксарную структуру», т. е. состоит из двух неравных частей, из «полных» и «неполных» членов. «Полные» члены Церкви - просвещенные, подлинные христиане, а «неполные» - темная масса, на которую не стоит обращать внимания. Таким образом, себя «кочетковцы» представляют как своеобразную элиту Церкви, «суперцерковь», или, может быть, даже единственную правильную, единственную истинную Церковь, и прилагают все усилия, чтобы этот «светоч» освещал ту самую темную массу простых, «непродвинутых» людей, выбирая из нее достойных войти в их просвещенный круг», - сказал А.Дворкин.
По его словам, попытки реализовать подобные идеи на том или ином приходе неизбежно приносят разделение: есть «продвинутая», послушная паства, которая смотрит в рот священнику и «катехизаторам», которых он назначил, и выполняет все, что они говорят, а есть остальные прихожане, которые не желают «просвещаться», не слушают и почему-то даже возмущаются тем, что происходит. «В результате исчезает мир, нарушается единство Церкви, в которой все объединяются вокруг Евхаристической Чаши, независимо от социального положения, политических убеждений, культурного, образовательного, имущественного уровня и так далее. Церковь едина, а у «кочетковцев» получается очень жесткая конфронтация, и чем дальше, тем больше. Собственного говоря, понятно, кому это выгодно, кто больше всего заинтересован в привнесении разделений в Церковь. И то, что вносит эти разделения - явно не от Бога», - продолжил эксперт.
По его словам, ситуация в Архангельске - это только часть более серьезной проблемы, связанной с движением отца Георгия Кочеткова. «Его последователями создаются некие параллельные структуры, и в них вовлекаются люди, которые, может быть, вовсе этого не хотят, но не имеют достаточных знаний, духовного опыта, чтобы отличить истину от лжи, доброкачественный духовный опыт от злокачественного. Из самых лучших побуждений они могут увлечься этим учением, стать такими же бездумными фанатиками и служить, увы, не единству, а разделению Церкви», - добавил Дворкин.
Он также подчеркнул, что одна из важных черт тоталитарных сект - духовный элитизм в сочетании с черно-белым восприятием реальности. «По одну сторону - мы, наша община, наше движение, наша организация, по другую - темные, глупые, гибнущие и так далее людишки вокруг. Это очень характерная особенность для любой секты, есть она и в общине священника Георгия Кочеткова, об этом я уже говорил. Другая яркая черта - гуруизм. Все члены секты безусловно подчиняются гуру, лидеру. Его слова - истина в последней инстанции, которая принимается без рассуждений. Это опять же весьма характерно для движения священника Георгия Кочеткова. Затем - «семейная» терминология. Секта становится конкурентом семьи, пытается заменить ее собой. Внутри общины священника Георгия Кочеткова существуют группы, которые так и называются - «семьи», причем с реальными семьями они нередко не совпадают, то есть муж оказывается в одной «семье», а жена - в другой. И так далее, в общине «кочетковцев» достаточно сектантских признаков», - подчеркнул сектовед.
Также он прокомментировал сообщение о том, что последователи отца Георгия Кочеткова активно подписывались под обращением к министру юстиции РФ с просьбой исключить А.Дворкина из состава Экспертного совета. Это письмо они публиковали на своих официальных ресурсах. «Я считаю, что инициаторами обращения были сайентологи с неопятидесятниками, а «кочетковцы» поддержали их начинание. Сама эта поддержка очень характерна, в данном случае уместно будет сказать, что на воре и шапка горит. Какая разница для «кочетковцев», состою я в Экспертном совете или нет? То, что они проявили такую заинтересованность, да еще и выступили вместе с сайентологами... Это ведь своеобразное табу - есть разные организации, разные взгляды, но о том, что с сайентологами нельзя иметь ничего общего, теперь уже знает, я думаю, даже пятилетний ребенок. То, что община священника Георгия Кочеткова позволяет себе такое сотрудничество, показывает ее «качество»», - отметил эксперт.
Также А.Дворкин обратил внимание на тот факт, что, когда в Архангельск приезжал председатель Юридического комитета РАЦИРС Александр Корелов, то один из местных блогеров, лояльный к «кочетковцам», написал открытое письмо директору Добролюбовской библиотеки с просьбой запретить публичную лекцию эксперта. Под письмом поставили подписи десять человек - шесть «кочетковцев» и четыре сайентолога. «Интересный союз», - резюмирует сектовед.
«Я не могу решать за священноначалие, но в любом случае в этом движении заметны весьма опасные тенденции, которым, как мне кажется, необходимо дать недвусмысленную церковную оценку», - заключил Александр Дворкин.
В данном случае мы видим внятный текст с вполне понятными претензиями, подтверждаемыми другими источниками. Корректных ответов именно на высказанные аргументы я, к сожалению, у оппонентов не увидел :-(
Также согласен с мыслью о важности недвусмысленной церковной оценки.
1.10 Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
Послание к римлянам
6.17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
16.18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
архимандрит Иоанн (Крестьянкин) добавляет к словам Апостола-
Господь наставляет, предупреждает, остерегает, умоляет. И надо всем нам усилиться услышать слово Божие, ибо верно — нечто совсем страшное для жизни таится в деле разделения. Народ на народ, и царство на царство, и соседи на соседей, и родители на детей, и дети на родителей — все восстает, все распадается. Нет единодушия, и иссякает любовь — единственный источник истинного неложного знания.
А для тех, кому слово Божие — сама жизнь, нет страха. Покроет их Господь в тайне селения Своего. Они не поколеблются, но останутся верны и в тяжкую годину испытаний. И слово Божие проведет их сквозь тень и сень смертную.
«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 13—14).
Прошу простить редакцию и модераторов за столь эмоциональные слова, но надо называть этих господ присущим им именем. Все, кто занимался реставрацией храмов на деньги, выделенные из госбюджета знают, что они расходуются не приходом и не архиереем, а генподрядчиком - организацией выделенной областным правительством. Приходы, настоятели к этим средствам вообще не имеют никакого отношения. А в общине кочетковцев и в Архангельской епархии и в Москве распространяется именно слух об этих деньгах как о причине "гонений".
Какая же это пошлость - все сразу сводить на деньги, бесстыдно лгать и оскорблять оппонентов! Но это их стиль. Их к этому подталкивают "гуру", "лидеры", поощряют своим личным примером. Копировский, Кочетков, все они в конце-концов всего лишь бездарные, а потому высокомерные, пошлые хамы, к русской интеллигенции не имеющие никакого отношения.
Этот о. Пётр, которого прислали в Заостровский приход занимался строительством в Пенеге или гдето (не важно) и уже имеет опыт «освоения» средств, а прокуратура проверяла там правильность их расходования?
Иван Смоленский.
Но речь о действиях митрополита Даниила по сути направленных против заостровского прихода Сретенского храма и его настоятеля о. Иоанна.
Владыка, конечно вправе снимать, назначать и перемещать священников, это его дело, если бы не одно, но – оказывается, на реставрацию фресок в Заостровском храме выделены большие деньги – 34 миллиона рублей. Простите в таком «но» можно утопить весь Париж!
Поэтому мне, очевидно, что митрополит Даниил желает поставить своих людей для освоения этих денег. Ну а в методах ничего не изменилось со времён коммунистического режима – поставив своих людей можно «подставить» руководителя, если неудобно его снять сразу.
Но не за счёт же Церкви и Её разрушения.
Иван Смоленский.
Вы безусловно правы, уважаемый г. Александр Дворкин - именно вы должны направлять решения священноначалия в нужном направлении...
Если резковато - не публикуйте...
'Другая яркая черта - гуруизм. Все члены секты безусловно подчиняются гуру, лидеру. Его слова - истина в последней инстанции, которая принимается без рассуждений'.
Sovershenno pravilno. Spasi Gospodi, r.B Aleksandr!
Da, my davno uzhe v 70-ykh godakh videli te zhe samye yavleniya v staroy Surozhskoy Eparkhii v Velikoy Britanii, gde veruyushchie byli bukvalno izgnany iz prikhodov. K sozhaleniyu v etom 2012-om gody byli izgnany vernye prikhozhanki ('pravoslavnye ved'my' po slovam nastoyatelia) iz Lissabonskogo prikhoda Moskovskoy Patriarkhii (prikhod, kotory posetil o. Georgiy Kochetkov)za svoyu vernost k Pravoslaviyu. Dokole, Gospodi, nam terpet takie nespravedlivosti? Vot uzhe sorok let....
prot Andrei Fillips, RPTsZ, Angliya.
С уважением, Эльвира