«Нужно иметь решимость вести борьбу с самим собой»

О конференции «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества»

25 января в Красном зале храма Христа Спасителя в рамках XXI Международных Рождественских Образовательных Чтений состоялась конференция «Наследие святых отцов в жизни семьи и общества». Свои доклады представили митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил, архимандрит Платон (Игумнов), протоиерей Алексий Ющенко, иеромонах Мефодий (Капустин), монах Григорий (Кутыш), Вячеслав Леонтьев, ответственный секретарь Оптинского форума, Татьяна Батурова, профессор Московского государственного областного университета, Анна Шмелёва, кандидат филологических наук Московского государственного областного университета.

В своём докладе «Роль Церкви в выборе жизненного пути русской эмиграции» архиепископ Михаил говорил о роли и деятельности Русской Православной Церкви за рубежом, не только в последние годы, но и за всё время её существования. В качестве примера влияния Церкви на судьбу наших соотечественников за рубежом и ёе неравнодушие к ним, архиепископ привёл пример отца Сергия Орлова, которого в конце XIX века назначили служить в Женеву, и на новом месте он старался поддерживать культурную жизнь эмигрантов, хотел создать школы для русских детей. Через некоторое время благодаря ему был заложен храм в Давосе, который, к сожалению, сейчас нам не принадлежит.

Выступавший после него митрополит Климент отметил, что предмет доклада архиепископа Михаила интересен и близок ему, поскольку он не понаслышке знаком с темой жизни наших православных соотечественников в других странах.

Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник
Несмотря на то, что доклад владыки был озаглавлен довольно просто: «Выбор духовного пути», за этим скрывался сложный разбор писаний святителя Феофана Затворника, который рассматривает одно из основных учений всех отцов-аскетов – учение о спасении. Унаследовав опыт богословов первого тысячелетия, русская святоотеческая традиция особое внимание уделяет его практическим шагам.

– Для того чтобы вновь обрести Бога в своей жизни, Церковь предлагает путь спасения. Христос во время проповеди говорил: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14), – напомнил слушателям митрополит Климент.

Владыка рассказал, почему выбрал для своего доклада именно писания Феофана Затворника: «Своеобразие взглядов святителя Феофана состоит, в первую очередь, в том, что путь, который он предлагает христианину, выглядит достаточно оптимистично. Кроме того, святитель делает особый акцент на психологии человека, отмечает разнообразие её оттенков и душевных движений».

В своих трудах святитель много внимания уделяет вопросу, что есть истинная духовная жизнь, и определяет путь спасения как «веру с хождением в заповедях при помощи благодати Божией». В практическом плане одним из важнейших оснований духовного выбора человека становится внимание к заповедям, они помогают нам увидеть нашу немощь, и когда человек её осознаёт, то для преодоления обращается к Богу, а не к людским средствам и способам.

Святитель Феофан указывает, что существуют факторы, препятствующие выбору духовного пути. Человеку трудно встать на путь спасения ещё и потому, что он пребывает в состоянии внутреннего разделения. Святитель обращает внимание на отличие христианской жизни от жизни естественной и констатирует, что человек может спастись с помощью Божией.

«Стоит человеку поддаться искушению, как он, будучи носителем испорченной грехопадением природы, ступает на путь зла. Если он не осознал своей недостаточности, немощи, причина которой – греховность, то на практике это означает, что такой человек, ступивший на путь к Богу, тут же с него собьётся», – отметил владыка Климент.

Подводя итоги доклада, митрополит рассказал о таком важном для нас качестве, как способность бороться с самим собой: «Всякий, ступающий на путь духовной жизни, должен иметь решимость вести борьбу с самим собой. Следует помнить, что борьба эта относится не только к области ума, но и ко всем силам человеческой природы».

Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий подготовил доклад «Преподобный старец Амвросий Оптинский о семье и воспитании детей (по письмам к мирянам)».

С. Ивлева. Преподобный Амвросий Оптинский. 2002 г.
С. Ивлева. Преподобный Амвросий Оптинский. 2002 г.
– Письма к мирянам не представляют собой развёрнутые послания по тем или иным житейским вопросам, но содержат множество ценных практических советов по созданию семьи и воспитанию детей. Душеполезные советы преподобного Амвросия ценны и актуальны и для нашего времени, – отметил митрополит.

Письма посвящены вопросам вступления в брак, возможным трудностям семейной жизни, воспитанию детей. По переписке можно заметить, что в общественной среде появились течения, противоречащие учению Церкви, и преподобный Амвросий всячески предостерегает адресатов следовать им. По его мнению, научить духовной жизни человека очень трудно. Большое внимание старец уделял воспитанию детей в христианском духе: «Если благодать Божия не коснётся сердца ребёнка, то все педагогические усилия, какими бы искусными они ни были, будут напрасны».

Свт. Иоанн Златоуст составляет толкование на Послание ап. Павла. Миниатюра из Гомилий свт. Иоанна Златоуста. XII в. (Ambros. 172 sup. Fol. 263v)
Свт. Иоанн Златоуст составляет толкование на Послание ап. Павла. Миниатюра из Гомилий свт. Иоанна Златоуста. XII в. (Ambros. 172 sup. Fol. 263v)
Актуальным для сегодняшних реалий стал доклад Вячеслава Леонтьева «Значение богословского наследия святителя Иоанна Златоуста для понимания и преодоления современных форм богоборчества». Иоанн Златоуст, разбирая Евангелие, даёт рекомендации по поддержанию духовного иммунитета, актуальные для нас в виду всё нарастающего давления на каждую отдельную душу. Святитель часто рассуждает о работе мыслей и внутренней концентрации, поскольку многие грехи прикрыты житейскими удовольствиями, и мы должны уметь их разглядеть.

В толковом словаре богоборчество определяется как система взглядов, включающая неприятие Бога и созданного Им мира, однако докладчик подчеркнул, что эта проблема стала сейчас гораздо глубже. Он условно разделил богоборчество на «тихое» (посредством образа жизни), скрытое в околонаучных концепциях и в официальной политике, когда во многих странах человек начал пониматься только как биосоциальное животное с правами.

Вячеслав Леонтьев обратил внимание на особенность чтения святоотеческих книг: «Мы пропускаем множество деталей, и из-за этого рекомендации святых отцов не работают. Без рассуждения, без постоянной работы мысли нельзя добиться противодействия тлетворным влияниям».

Представленные доклады показывают, что обращение к святоотеческому наследию по жизненным вопросам не бывает лишним, но мы должны читать их внимательно, воспринимая и сердцем, и умом, чтобы их слова принесли неоценимую духовную пользу.

Ирина Обухова

28 января 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Депутаты Государственной думы предлагают ввести в оборот понятие о «нравственной оценке законотворчества» Депутаты Государственной думы предлагают ввести в оборот понятие о «нравственной оценке законотворчества»
«Нравственное измерение жизни и труда, свободного досуга граждан является основополагающей нормой для последователей ценностей и традиций, хранительницей которых была и будет Русская Православная Церковь», - сказано в отчете по итогам встречи в Государственной Думе, прошедшей в рамках Рождественских образовательных чтений.
Священнослужители обеспокоены формальным отношением казаков к православию Священнослужители обеспокоены формальным отношением казаков к православию
Достаточное количество тех, кто причисляет себя к казакам, к православию относится либо формально, либо не относится вообще. При этом и среди православных вера невелика, поскольку воспринимается либо как некий атрибут, либо часть казачьего служения: например, по охране храмов и защите православных реликвий.
Художники обеспокоены привнесением мирских образов в христианское искусство Художники обеспокоены привнесением мирских образов в христианское искусство
Художники и искусствоведы серьезно обеспокоены процессом обмирщения традиционных видов церковного творчества: архитектуры, иконописи, декоративно-прикладного искусства. Об этом говорится в итоговой резолюции, принятой на конференции "Церковное искусство в современном обществе", которая прошла в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений
Участники Рождественских чтений констатировали усиление влияния Церкви на общественную жизнь Участники Рождественских чтений констатировали усиление влияния Церкви на общественную жизнь
Церковь, призванная свидетельствовать о Христовой Истине всей вселенной, неизменно реагирует и объективно оценивает те общественные процессы, которые становятся соблазном для духовно не окрепших и ищущих людей, особенно для детей и молодежи. Она всегда дает нелицеприятную характеристику негативным общественным явлениям, не прячась за ложным пониманием смирения и терпимости, - из итоговой резолюции XXI Международных Рождественских чтений.
На научной конференции в Кремле представлены новые исследования об истории Московского Кремля в ХХ веке На научной конференции в Кремле представлены новые исследования об истории Московского Кремля в ХХ веке
Новые исследования об истории Московского кремля в ХХ веке были представлены в субботу на научной конференции, проходившей в рамках Рождественских образовательных чтений.
За последние три года появилось 12 новых церковных реабилитационных центров для наркозависимых. За последние три года появилось 12 новых церковных реабилитационных центров для наркозависимых.
За последние 3 года в России было открыто 12 новых церковных реабилитационных центров. Всего в России 59 таких центров, и их число в ближайшее время должно возрасти. Церковная работа с наркозависимыми будет объединена в комплексную систему помощи.
Подведены итоги работы секции «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире» Подведены итоги работы секции «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире»
В работе направления приняли участие архиереи Русской Православной Церкви из России, Украины, Беларуси, Молдовы, а также игумены и игумены монастырей. Особо следует отметить участие гостей со Святой Горы Афон, Греции, Франции, выступивших с докладами.
Более 30 процентов школьников 4-х классов изучают основы православной культуры Более 30 процентов школьников 4-х классов изучают основы православной культуры
В 2012- 2013 учебном году новый школьный предмет - основы религиозной культуры и светской этики изучают 1 млн 353 тыс 647 школьников. Из них основы православной культуры выбрали 415 тыс 934 ученика
Святейший Патриарх Кирилл возглавил открытие XXI Международных Рождественских образовательных чтений Святейший Патриарх Кирилл возглавил открытие XXI Международных Рождественских образовательных чтений
На открытии присутствовали архиереи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей, государственных органов и общественных организаций, сотрудники синодальных структур и преподаватели церковных учебных заведений, работники высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений России и зарубежья.
Комментарии
К.П. Победоносцев11 февраля 2013, 17:52
Пока человек не узрит грех в себе, он не поймет погибельность своего пути. Такой путь - вечная смерть, и начинается она уже здесь на земле. Берегите душу от соблазна.

Горе тому, через кого соблазн приходит.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×