«Да будет слово ваше да, да; и нет, нет…» (Мф.5:37). Что за добродетель, одна – в двух диаметрально противоположных по смыслу словах? Только в том она, чтобы не раздваивалось сердце наше, чтобы не было в нем лукавства? Чтобы, «да» говоря, «да» и думали? И чтобы, «нет» отвечая, «нет» помышляли? Или же есть еще какой-то смысл в этом евангельском речении? Есть, кажется, потому как всякая заповедь Господня «широка зело» (Пс.118:96), и много в ней смыслов и глубин обретается сердцем, ищущим воли Божией.
Если спрашивают нас люди лишь о каких-либо фактах – нашей жизни или окружающей действительности, то по совести христианской остается лишь сказать правду: подтвердить их мнение или опровергнуть, даже если нам это почему-то и бывает не с руки. И нелегко это всего чаще. Это – о лукавстве и нелукавстве.
Но можно коснуться и другого – не фактов, а готовности нашей. Готовности откликнуться на обращенную к нам просьбу, высказанное (а порой и невысказанное) пожелание или повеление даже. Или – неготовности.
Кому незнакомо: ты усталый, замученный, хлопот, забот не счесть, проблемы – одна на другой сидит и ею погоняет… Думаешь: хоть бы помог кто! А вместо этого спрашивает тебя друг, товарищ по работе, начальник, прохожий на улице: «А ты бы не мог?.. А вы бы не могли?..». И ты еще не знаешь даже, о чем речь, но ответ готов: «Нет! Оставьте меня все в покое, нет у меня ни сил, ни возможности…». Иногда он тут же попадает на язык и с языка срывается – словами резкими и обидными, или просто – отрывистыми, холодными, недружелюбными. Иногда успеешь его удержать, но взгляд еще красноречивей выдаст все, что сказать хотелось.
А попросить-то тебя хотели о чем-то столь простом, что ты и сделал бы, не заметив. Ни труда, ни времени не потратил бы, и радость бы на сердце от дела доброго осталась. И у просителя – тем паче радость. А так – и у тебя, и у него тяжесть на душе, осадок неприятный, противный. Было тебе нехорошо до того, а после – просто плохо стало.
Или – того хуже: попросить тебя человек собирался о чем-то таком, в чем просто нельзя отказать, как бы ты ни устал, как бы ни спешил. Не скажу – о помощи умирающему, – это редко, это больше к нашему брату священнику относится. Нет, например, о деньгах взаймы, потому что семье есть нечего, или о совете в таком деле, в котором ты специалист, а спрашивающий профан, а дело-то важное. Или всего-навсего о том, чтобы ты выслушал брата своего, потому что беда с ним случилась, а поделиться не с кем. Мало ли о чем еще… О чем-то таком, в чем тебе самому больно было бы и горько отказ услышать.
Поэтому надо обучать свое сердце не торопиться отвечать «нет», быть всегда расположенным сказать «да», просто – быть расположенным, открытым, а не закрытым для того, кто в него постучится.
Но и «нет» тоже надо научиться говорить – тогда, когда это необходимо. Это не так просто, как кажется, ничуть не проще, чем «да». А подчас и трудней.
Редко ли бывает, что мы оказываемся в ситуации, когда совесть требует сказать «нет»? Привлекают нас к какому-то делу, а мы понимаем, что есть в нем что-то недоброе, неправильное… Говорят плохо о ком-то, кого мы знаем и с кем дружны, и нас спрашивают: «Ну ведь так же?..». Да, в конце концов, курицу жареную в постный день предлагают: «Будешь?..». Знаем, какой ответ надо дать, но… Но так не хочется обидеть кого-то – важного или просто знакомого, так не хочется конфликта, дискомфорта душевного, что проще, кажется, не возражать. Однако так бывает – раз не откажешься от чего-то недолжного, другой, третий, а потом еще трудней будет отказаться, и так легко стать рабом собственного человекоугодия и уже не быть и не называться даже рабом Божиим. О таком рабстве, о такой порочной зависимости от человеческих мнений и отношений говорит Господь: «Друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин.5:44). Хотя какая уж тут слава!
А порой может идти речь не о чем-то плохом или тревожащем совесть, а просто о том, что на самом деле не по силам. Не потому, что жалеем себя, не потому, что малодушны, не потому, что ленивы. Реально не по силам: нет умения или нет физических возможностей, или здоровья. И боязно отказать, страшно обидеть, и соглашаешься. А потом… Потом либо слом, срыв наступает, когда ничего больше делать не можешь и ропот на все и на всех поднимается. Или с треском проваливаешь то, за что по мягкодушию своему взялся. Или в небрежении остаются другие дела, за которые некому, кроме тебя отвечать, а возможно, что и люди, тебе близкие и дорогие…
…Как разобраться, когда говорить «да» и когда «нет»? Пожалуй, не так это все же и сложно, если думать при этом не о том, чего хотят от нас люди и чего хотим мы, а о том, чего хочет Господь.
важно именно сегодня.
Поздравляю, очень важный шаг сделан. Главное не отступайте, и Господь даст понимание, и мир душе, и размышление, и все что нужно для Вашего блага. И не будет сумбура...
Православие настолько ясно, четко и чисто, что сердце обязательно почувствует - вот истина. Только просите:
"Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит…"
Господь принимает каждого ищущего, кто идет с чистым сердцем.
Спаси Господи!
Большое спасибо за статью, как важно это понимать, когда "да", а когда "нет",и как часто мы ошибаемся, увы.
Наверное, есть своё, за которое только ты отвечаешь и от которого можно отказаться откликнувшись на чью-то просьбу, а есть и обязанность от которой оказаться не можешь. Разобраться бы только где одно и где другое.
Слишком много сумбура. Мы светские люди. О вере своей знаем мало. Да мы и об истории народа своего знаем отрывки. Когда-то народ был языческим. Я даже не знаю, плохо это или хорошо. Была вера в богов и божков. Потом пришло православие. Если подумать, то вера иностранная. С таким же успехом мы могли стать католиками, мусульманами, буддистами. А мы стали православными. Мы не знаем ни той веры, ни этой веры, ни истории - ни далекой, ни близкой. Слишком много переплетено и правды и лжи. И смятением это не назовешь, но это и есть смятение души и сознания. Разум борется с чувствами и душой. Вот сидишь и думаешь, а где же эта правда и где же эта истина? Тысяча лет православия - это многовековые традиции и устои. Это уже наша вера. Но истории то мы не знаем. Мы боимся или не можем ее узнать. И слишком много вокруг нас сомнений в том что истинно, а что ложно. Вот и вновь и вновь возникает вопрос - где же моя правда? Как ее обрести и уверовать.
Мне кажется в Вашем рассуждении есть существенные изъяны:
- если кто-либо говорит: "да", то действительно в контексте Евангелия (согласно смысла заповеди Господа Иисуса Христа) это итог личного решения и строгость обязательства; поэтому, согласившись, и в самом деле обречен "безвозмездно и безропотно трудиться на него в поте лица", иначе зачем говорил "да", кто или что заставило ответить таким образом?
- просящий потому всегда и просит, что не имеет чего-либо, а дающий всегда дает, потому что имеет возможность дать запрашиваемое; и в момент сделки оба честны, а как в последствии поведет себя просящий - это уже иное обстоятельство и может быть связано с разным, например, с качеством работы или сроком исполнения;
- как правило, люди просящие - слабые во многом, поэтому Вы не в праве строго судить их за слова их: глядя в ясную ночь в небо, можете сказать как далеко простирается Ваш взгляд? а почему, не видя души просящего, судите о мотивах его поведения? Делайте добро во имя Господа Иисуса Христа...;
- трудящийся "безвозмездно и безропотно", если и услышит о себе клевету, то другому не расскажет, если же кто заступается за "безвозмездно и безропотно" трудящегося, защищая его от "клеветы", то сам начинает клеветать, причем на обоих: в данном случае, и на просящего и на трудящегося.
Спаси Господи! Простите меня грешного
"Медвежья услуга" - это сделанное добро,обернувшееся для того,кому его сделали во зло. Есть такая фраза:"Услужливый дурак опаснее врага". Человек,например, не хотел и не мыслил зла другому,но так получилось в результате,потому что он не подумал и сделал "добро",результат отрицательный. А если сделана действительная помощь ближнему,то результат будет положительный. Поэтому,перед тем,как делать добро кому-нибудь,нужно сначала помолиться,испросить у Бога БЛАГОсловения исполнить Его волю,а не свою. Настоящее добро иногда кажется жестоким. Но результат бывает спасительным для человека. Подобно тому,как хирург,оперируя пациента,делает ему больно,но спасает жизнь этому человеку. Также и Господь наш милосердный,кого любит,того и наказывает,т.е.спасает душу от погибели,если другой способ вразумления не проходит. "ИБО ГОСПОДЬ,КОГО ЛЮБИТ,ТОГО НАКАЗЫВАЕТ; БЬЕТ ЖЕ ВСЯКОГО СЫНА, КОТОРОГО ПРИНИМАЕТ." (Евр.12.6).
ОЛЬГЕ(2013-02-01/13:14): - ответ (отказ) Вашего ребенка рационален, а заповедь "возлюби ближнего своего КАК самого себя" - иррациональна. Вывод: важно не то, что Вы "имеете право говорить «нет»", а «как» Вы это делаете. Если мы не научим наших детей "милости", которая выше "суда", они не возлюбят Господа, останутся "ветхим человеком", одетым в "кожаные ризы"! Ваша мама права, - "этому учиться" НАДО.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
"Чтобы... человекоугодие не рассыпало костей твоих"(прп.Ефрем Сирин)...
К комментариям хочу добавить, что также важно, а возможно даже важнее научиться говорить НЕТ себе самому. Ведь в каждом из нас сидит тот, кого больше всех не хочется обижать... :)
"КОГДА СОВЕСТЬ ТРЕБУЕТ СКАЗАТЬ «НЕТ»", поблагодарите БОГА, пославшему вам испытание, и людей, через которых оно пришло, и раскаявшись в немощи своей, испросите помощи Всевышнего. Тогда ваш отказ прославит Бога и не обидит людей. Внешне формула проста: "СПАСИБО, НЕТ."
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Правда, есть еще момент: иногда надо сказать "нет" на просьбу не потому, что она ведет ко греху, а потому что просящий просто сам не хочет что-то делать, вот он и взваливает свою работу на другого.
Доходит до того, что человек открыто говорит: "А зачем я буду сидеть, мучиться, если ты это можешь сделать..." И безотказный делает, а просящий еще и помыкает.
И ведь получается всё-таки грех. Грех того, кто не отказал: потворствует чужой лени, развращая тем самым просящего; подрывает свое здоровье, выполняя не только свою, но и чужую работу; обделяет своих родных вниманием, заботой, потому что времени на них нет - приходится ведь порой и ночью работать.
А просящий наглеет и уже не просит, а требует, считая, что ему обязаны делать... и вообще все ему обязаны, потому что он (она) не такие, как все - лучше, чище и т.п. И еще потому, что "я тебе доверил/доверила свою работу, а ты еще и смеешь нос свой высовывать..."
А если и вырываешься из этого, то просящий (эксплуатирующий) начинает распространять клевету о том человеке, кто безвозмездно и безропотно трудился на него в поте лица.