2 февраля 2013 года
«Священное Писание именует Церковь Телом Христовым (см. Кол. 1:24), домом Божиим (см. 1 Тим. 3:15) и храмом святым о Господе (см. Еф. 2:21). Для верующего человека это непреложная истина. Но для неверующих Церковь видится лишь как человеческое общество, и они судят о ней по ее внешним проявлениям, по влиянию на жизнь народов, их нравственное и культурное воспитание», — сказал Его Святейшество, подчеркнув, что Церковь — не от мира сего (см. Ин. 18:36), но она пребывает в мире и заботится о спасении мира. В ней соединяется Божественное и человеческое, вечное и временное, совершенное и стремящееся к совершенству.
При этом Святейший Владыка констатировал, что «в своей человеческой стороне Церковь может не только возрастать, но и умаляться, быть гонимой и истребляемой». «Внутри Церкви люди, пламенеющие верой и любовью, могут соседствовать с теплохладными и не радящими о своем спасении, — добавил Святейший Владыка. — И Господь попускает Церкви различные испытания, чтобы помочь ее чадам избавиться от несовершенства и приблизиться к святости».
Процитировав слова апостола Иоанна Богослова из Священного Писания не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас (1 Ин. 3:13), Святейший Патриарх Кирилл назвал истекший межсоборный период, особенно последние несколько месяцев, временем испытаний, когда «Церкви пришлось выдержать неоднократные нападки извне, выразившиеся в виде целого ряда тенденциозных и клеветнических кампаний, кощунственных выходок и даже уничтожения православных святынь».
«Все мы хорошо помним возникшие на рубеже 2011-2012 годов нестроения и брожения, которые грозили хрупкому миру в обществе. Особенно это проявилось в России и на Украине. В первом случае противостояние между частью общества и государственной властью вполне могло перерасти в новую опасную смуту, подобную тем, что не раз приносили беду Отечеству и православному народу. У определенных сил, желавших поколебать основы государственной и общественной жизни, вызвала крайнее раздражение позиция Русской Православной Церкви, которая неизменно призывает к мирному, поступательному развитию народной жизни, к конструктивному диалогу народа и власти, основанному на взаимоуважении его участников», — продолжил Предстоятель Русской Церкви.
«Мы не ищем вражды ни с кем и стремимся жить по слову апостола: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Евр. 12:14), — особо подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Церковь не служит и никогда не будет служить чьим-либо политическим интересам. Христиане могут принадлежать к разным политическим течениям, выражать различные взгляды на ситуацию в стране и обществе, если только эти течения и взгляды не противоречат основам церковного учения».
Отметив, что Церковь находится «вне политической борьбы» и она «всегда будет давать общественным процессам нравственную оценку, призывать участников любых противостояний к взаимоуважению и мирному диалогу на благо всего общества», Патриарх Кирилл подчеркнул, что Церковь объединяет «православных христиан в своем лоне, не различая их по политическому признаку». Она «неустанно совершает, по призыву святого апостола Павла, молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков… и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте (1 Тим. 2:1-2)». Однако, по свидетельству Святейшего Владыки, этого не понимали и не понимают те, кто хотел использовать Церковь как инструмент в своей политической борьбе, кто пытался ее запугать и соблазнить.
«Когда стало ясно, что Русская Православная Церковь никогда не откажется от поддержки народного единства, на котором зиждется существование каждой страны, давление начало принимать радикальные формы, — подчеркнул Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. — Началась волна богохульств и кощунств, актов вандализма и осквернения православных святынь. Эта волна прокатилась не только по России, но и по некоторым другим странам исторической Руси. Безумные по замыслу акции выражали презрение к Церкви, были рассчитаны на то, чтобы унизить ее. Кощунственные действия сопровождались организованной в некоторых СМИ травлей Священноначалия и всей Русской Православной Церкви. Эта кампания была явно направлена на то, чтобы дискредитировать Церковь как носительницу ценностных основ и тысячелетнего нравственного идеала нашего общества, а в конце концов — заставить нас замолчать, прекратить свидетельствовать правду Божию. Ведь из-за своей приверженности правде Христовой Церковь не по нраву всем тем, кто стремится отдалить людей от евангельских ценностей, насадить в качестве нормы то, что Слово Божие называет грехом и чему противится человеческая совесть», — добавил Патриарх Кирилл.
Предстоятель Русской Православной Церкви привел примеры из недавнего прошлого, процитировав письмо приснопоминаемого Патриарха Алексия I, которое он 31 мая 1959 года направил Н.С. Хрущеву.
«Конечно, времена изменились: сегодня, слава Богу, священников не сажают в тюрьмы, а храмы не закрывают, — продолжил Патриарх Кирилл. — Однако не поразительно ли, что те, кто сегодня вновь нападает на Церковь, пользуются такими же пропагандистскими методами, которые в свое время применяло богоборческое государство?».
Как отметил Святейший Патриарх, сейчас многие понимают, что кощунства не могут приниматься цивилизованным обществом и должны быть пресечены. «Равнодушие, попустительство, ложно понимаемое всепрощение и снисходительное отношение к осквернению религиозных и национальных святынь неминуемо ведет к духовному одичанию, к уничтожению всяких нравственных барьеров и, как следствие, к ожесточению людей, к росту межнациональных конфликтов, утрате способности строить солидарное общество», — подчеркнул Предстоятель.
Он напомнил события церковной истории, когда «в периоды гонений, связанных с осквернением храмов, икон, мощей многие православные христиане, решительно — и молитвой, и действиями — противостояли кощунникам и охраняли свои святыни, воспринимая это как религиозный долг».
«Тут можно вспомнить примеры и из эпохи иконоборчества, и из новейшей церковной истории, когда по благословению Всероссийского Патриарха святителя Тихона при храмах создавались союзы по защите святынь и церковного достояния от посягательства, а пастырям вменялось в обязанность идти навстречу добрым начинаниям верующих, направленным к защите Церкви», — сказал Святейший Патриарх.