Москва, 3 февраля 2013 года
«Следует стремиться к тому, чтобы за ежедневным богослужением присутствовало большинство насельников, чтобы на совершение иноческого правила в распоряжении у братии и сестер всегда было достаточно времени. Этому должен способствовать личный пример самих игуменов и игумений. Я понимаю, что они загружены заботами о благоустройстве обителей и об обеспечении братии или сестер всем необходимым, но призываю их также являть личный пример духовного и аскетического делания», — сказал Патриарх Кирилл.
Остановившись на поручении Архиерейского Собора 2011 года о необходимости получения богословского образования всеми монашествующими, Святейший Патриарх отметил: «Действительно, важно, чтобы практический опыт монаха, который он получает через участие в богослужениях, исполнение послушания, общение с опытными собратьями, преобразовывался с помощью „образования книжного“ в мировоззрение, позволяющее целостно, в духе православной традиции смотреть на мир, различать и распознавать его искушения и подмены».
«В настоящее время насельники большинства ставропигиальных монастырей либо уже имеют духовное образование, либо проходят обучение на заочных секторах духовных семинарий и академий», — продолжил Предстоятель, предложив братии Валаамского и Соловецкого монастырей, удаленных от образовательных центров, использовать методы дистанционного обучения.
«Отрадно, что и во многих епархиях создаются благоприятные условия для образования монашествующих. За последние два года многие епархиальные мужские монастыри направили своих насельников для обучения на заочных отделениях духовных семинарий. Определенные шаги в данном направлении сделаны и в женских монастырях, к примеру в Иоанно-Предтеченском ставропигиальном и в Дивеевском. Однако ввиду специфики женских монастырей пока рано говорить о систематической реализации в них этой задачи», — констатировал Святейший Патриарх Кирилл.
Напомнив также о поручении прошлого Собора об организации достойного приема паломников, Святейший Патриарх сказал: «По такому поручению едва ли можно дать формальный отчет. В качестве образца для подражания приведу пример ставропигий. Здесь налажено дежурство монашествующих, отвечающих на вопросы посетителей. В некоторых обителях при входе устроены приемные, где гости могут получить ответ на интересующий их вопрос, пообщаться со священником. На видном месте вывешивается номер телефона дежурного насельника, который по звонку выходит для личной встречи с посетителем».
Святейший Патриарх призвал монашествующих «исполнять соборное постановление о гостеприимстве искренне, ответственно, с осознанием его важности, воспринимая его не как формальность». «Гостеприимство должно быть неотъемлемой чертой деятельности современных монастырей, свидетельством любви и заботы о каждом человеке, приходящем в обитель», — резюмировал Патриарх Кирилл.
Патриарх Кирилл также отметил, что пристального внимания заслуживает значительная часть отзывов и предложений, полученных в ходе обсуждения проекта «Положения о монастырях и монашествующих», а дискуссию о будущем монастырской жизни необходимо продолжить.
«В 2012 году началось обсуждение проекта Положения о монастырях и монашествующих, который был разработан профильной комиссией Межсоборного присутствия, направлен на отзыв во все епархии, а также размещен в сети Интернет для публичного обсуждения. В ответ поступило огромное количество откликов от архиереев, монашествующих, представителей белого духовенства и мирян. Отзывы демонстрируют глубокое понимание проблем современного монашества и проникнуты любовью к нему. Это свидетельствует о том, насколько дорого и значимо монашество для всей церковной полноты», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.
Представляя Преосвященным владыкам отзывы на упомянутый проект Положения, Его Святейшество отметил: «На первый взгляд у читателей комментариев может сложиться впечатление, что многие критики документа стремятся к некоей „монашеской демократии“, выражающейся, к примеру, в выборности игумена или в определенной административной независимости от епархиального архиерея. Такие высказывания были. Но нередко за ними стоят не анархические устремления, а попытки, пусть и не всегда удачные, отыскать пути возрождения традиций древнерусской монашеской жизни».
«К примеру, что стоит за предложением избирать игумена? Ответ простой: стремление, чтобы игумен был подлинным отцом монастырского семейства, знающим и любящим каждого насельника, — подчеркнул далее Предстоятель. — Другое дело, что предложенный способ вовсе не гарантирует желаемый результат и, более того, в неокрепших монастырях может привести к кризису. То же можно сказать о порой звучавших призывах к усвоению иноземных монашеских традиций. За этими призывами чувствовалась обеспокоенность утратой части нашего монашеского предания в годы лихолетья. И хотя не может идти речи о слепом копировании практик извне, без учета наших реалий, история русского монашества знает случаи рассудительного заимствования живых образцов предания, как, например, введение общежительного устава преподобным Сергием Радонежским по совету Константинопольского Патриарха Филофея», — сказал Патриарх Кирилл.
«Новый вектор дискуссии был задан братией Соловецкого монастыря. В суждении его Духовного собора, опубликованном в конце октября прошлого года, отмечено, что „в монашеской жизни все очень индивидуально, и святоотеческая традиция не дает универсальных путей решения ее вопросов“. Соловецкая братия указала, что „возрождающееся сегодня русское монашество находится на переходном этапе, и если зафиксировать... нынешние реалии, то они ограничат монашескую жизнь в будущем“. В связи с этим Духовный собор Соловков предлагает пока принять те документы, которые сейчас действительно необходимы, например, касающиеся иноческого пострига и последствий оставления монастыря», — рассказал Предстоятель.
Он обратил внимание архипастырей на предложение Духовного собора Соловецкого монастыря, братия которого считает возможным начать работу над созданием в благоустроенных монастырях индивидуальных уставов с последующим их утверждением Священноначалием.