Когда Церковь кажется жестокой

Господь Вседержитель. Фреска
Господь Вседержитель. Фреска
Вывод о жестокости, суровости или черствости Православной Церкви, о Ее принципиальном нежелании понять бедного, страдающего человека, посмотреть на ситуацию его глазами и изменить некие установки из жалости к нему, ради любви к нему, наконец, – делается очень многими, при разных обстоятельствах. Он очень знаменателен, этот вывод, он многое говорит о человеке, если вслушаться в его формулировки. А если человек сумеет эту свою формулировку, это сложившееся мнение преодолеть, выйти из него – это означает, что он сделал очень важный и, возможно, спасительный для него шаг.

Иерей Александр Домовитов, ключарь Свято-Троицкого собора в Саратове – член епархиальной канонической комиссии; ему регулярно приходится выслушивать людей, просящих о том, чего Церковь не допускает: об отпевании самоубийцы:

– Многие приходят через десять, двадцать лет после случившейся трагедии – приходят, потому что прослышали: есть такая комиссия, и она может, наконец, разрешить отпеть этого человека – их близкого родственника, члена семьи или друга, ушедшего из жизни вот таким страшным образом. Трудно ли с ними разговаривать? По-разному. Если человек хотя бы какие-то шаги сделал в сторону Церкви, хотя бы стремится к воцерковлению – тогда он, как правило, слушает то, что мы ему говорим, вникает и соглашается, наконец. Но если человек от Церкви далек – тогда он не слышит наших доводов, они ему непонятны, ему трудно их принять. Такой человек упорствует, а иногда просто умоляет, упрашивает «Да поймите же, да войдите в мое положение! Как мне быть, ведь это мой сын…» (брат, близкий друг и т.д.). А некоторые не умоляют, а просто агрессивно требуют и обвиняют: «Что же это получается, человек у вас хуже собаки?!» Такое тоже пришлось услышать.

Больно бывает, когда убедить человека не удается, когда он уходит от нас, хлопнув, как говорится, дверью, и принимается искать окольные пути. Самый простой – прийти в любой храм и заказать заочное отпевание, ничего об ушедшем не сообщая. Добром, дескать, не хотите, так я вот так вас перехитрю…

– Кого в большинстве случаев труднее убедить: того, кому всех хуже, всех больнее? Родителей погибшего?

– С родителями-то как раз проще. Они почему-то все понимают. Тяжелее всего – с друзьями. Именно друзья, как правило, настаивают на своем: они должны «выполнить свой долг перед покойным», а священник не дает им это сделать «из-за каких-то надуманных условностей».

– Это один из тех случаев, когда Церковь кажется человеку жестокой. Она кажется жестокой и в других ситуациях, но случай с родственником-самоубийцей самый тяжелый, наверное, – потому, что просящему, осиротевшему человеку нельзя отказать в сострадании. Но в чем, все же, его беда? В чем беда человека, винящего Церковь в жестокости? Ведь мы все же не о неверующих людях сейчас говорим…

Таких людей не назовешь неверующими, но и верующими я их назвать не могу; скорее всего, это маловерующие люди. Они отказываются вникнуть в смысл того, что им говорят; у них есть какие-то свои представления о том, что хорошо, правильно, и что плохо, и они не хотят, чтобы их воля была подчинена воле Божией: на место правды Божией они бессознательно ставят свою личную правду. Они слишком многого еще не знают, а их амбиции, их гордость не дают им понять и приблизиться к Богу. Эти люди – жертвы непонимания и собственной – неосознанной – гордости.

Иерей Александр Домовитов
Иерей Александр Домовитов
– Что нужно говорить, как нужно объяснять, чтобы человек понял и смирился с запретом на отпевание?

– Нужно объяснить, прежде всего, смысл запрета: почему именно нельзя. И продолжить тем, что такое Церковь: Она – Тело Христово, и по сути своей чиста и непорочна, грешны люди в Ней, но не Она. Современная цивилизация, в частности, СМИ формируют у людей такое отношение к Церкви: «Она должна». Но Она, по сути, ничего никому не должна и не обязана. Напротив – мы должники Церкви, мы должники Христа. Отказываясь подчиниться законам Церкви, игнорируя их, мы не добьемся ничего хорошего на самом деле. Добившись отпевания самоубийцы, мы не принесем пользы его душе. Но это очень трудно объяснить человеку, для которого Церковь – контора по оказанию ритуальных услуг.

Да, осиротевшим людям, близким этого несчастного нужно утешение. С этой целью в Церкви выработан чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшего. Этот чин читается только для живых – мы просим Господа, чтобы Он успокоил их сердца, утишил их скорбь. А о самих самоубийцах есть одна-единственная молитва, которую читают келейно, то есть дома у себя: молитва преподобного Льва Оптинского. Ее-то мы и советуем читать – всем тем, у кого близкие ушли из жизни столь страшным образом. А еще есть практическая молитва – милостыня. Причем, милостыня совсем не обязательно должна выражаться в том, что мы бросили монетку в шапку нищего у церковных дверей. Милостыня означает – вовремя увидеть беду ближнего и помочь, это реальное доброе дело.

– Один известный мне священник отказался крестить молодого человека, обреченного уже страшной болезнью. Мать и супруга, по их собственным словам, «с трудом упросили» больного креститься: он относился к Церкви негативно, и уступил жене и матери – только чтобы они успокоились или, может быть, отстали от него с этим делом. Отказ отца Н. вызвал у обеих женщин, невестки и свекрови почти шоковую реакцию. Вскоре после похорон они написали жалобу правящему архиерею, обвинили священника в черствости, неотзывчивости, в «непонимании трагической ситуации, сложившейся в нашей семье».

– Мне неизвестно отношение самих этих женщин к Церкви, но они почему-то не понимают, что крещение взрослого, сознательного человека – это свободный и сознательный выбор Христа и Его Церкви. Их сын и муж такого выбора не сделал, ему крещение не было нужно; оно оказалось нужно его родным, но зачем именно? Затем, чтобы подавать записки потом, ставить свечки, т.е., затем, чтобы исполнить некий утешающий ритуал.

– Не только. Насколько я знаю, мать и жена, во-первых, надеялись на выздоровление – по принципу «а вдруг!..». А в случае, если чуда не произойдет – хотели помочь душе близкого человека в «той жизни», о которой у них было все же какое-то понятие. Что бы вы им сказали?

– Господь говорит: не того ли Я хочу, чтобы беззаконник обратился и жив был? (см. Иез.18,23). Для души человека, для её спасения необходимо именно обращение к Богу, т.е. вера. Воскресший Господь говорит Своим ученикам: Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет (Мк.16.16). Господь на протяжении всего Евангелия обращает внимание на необходимость веры. Мы даже младенцев крестим по вере их крестных родителей. Когда Византия была завоевана турками, многие из-за страха смерти принимали ислам и все равно крестили своих детей (так на всякий случай, а возможно дань традиции). Так вот, Церковь запретила совершать такое крещение – даже и младенцев (жестоко?). Я бы еще посоветовал этим людям – жене и матери обреченного, больного человека – смириться с тем, что происходит, как бы тяжело это ни было, а утешения искать в усердной молитве. Каяться в собственных согрешениях; ведь своим покаянием мы можем помочь близкому человеку, а грехами навредить. Если человек не признаёт Бога, то и Бог помочь этому человеку не может ни в этой жизни, ни в будущей. Вынужденное крещение – так же, как и «выбитое», выпрошенное у священника или архиерея отпевание самоубийцы – последнему не только не поможет, но – напротив. Здесь приходит на ум история из жития прп. Макария Великого: его беседа с черепом языческого жреца. Этот языческий жрец сказал прп. Макарию, что в аду намного больше язычников страдают те христиане, которые приняли крещение, но христианами в своей жизни не стали.

Здесь вот еще на что следует обратить внимание. Верующие люди сами подчас бывают жестоки к своему неверующему, невоцерковленному ближнему – когда, видя опасность его положения, буквально наседают на него с мольбами креститься, исповедоваться, причаститься. Об этом пишет митрополит Антоний Сурожский в своей книге «Жизнь. Болезнь. Смерть».

– И все же она представляется неоднозначной – ситуация с этим обреченным человеком и «упрямым» священником. Разве не могло такого быть, что с этого – пусть даже и вынужденного, неискреннего – крещения началась бы некая перемена в сознании, даже, может быть, воцерковление – насколько оно возможно в условиях тяжелейшей болезни?

Недобровольное крещение не приводит к изменению сознания человека. Нам нужно смиряться и жить – не собственным умом, не собственным рассуждением, потому что наш разум грехом поврежден, а мы не хотим этого признать, не хотим этого понять. Неверующий человек вряд ли согласится, что его разум болен; осознание своей немощи лишь тогда становится возможным, когда человек начинает Бога познавать, к Богу приближаться. Чем ближе он к Богу, тем очевиднее для него его недостоинство.

Обычно к мнению Церкви прислушиваются те люди, которые хотят узнать истину, которые хотят научиться, а те, которые приходят, наоборот, Церковь научить – те и обвиняют Её в жестокости.

– Но ведь они страдают, эти люди – в большей или меньшей мере, но страдают всегда. Не возникает ли чувства вины, когда приходится им отказывать?

– Нет. Эти разговоры бывают нелегкими, но сердце после них всегда спокойно – если знаешь, что не отступил от правды Божией, от правил церковных.

* * *

Почему родители «живот свой самовольно скончавших» смиряются с отказом в чине погребения (в отпевании) скорее, чем друзья? Не потому ли, что они чувствуют, а когда-то и ясно видят в том, что произошло с их чадом – свою родительскую вину? Запоздалое раскаяние лишает их гордости, смиряет. Друзья же, напротив, получают для своей гордости трагический повод: «Мы должны исполнить долг!»

Противоречия в своем поведении, в своем требовании, эти друзья – как и многие другие в подобных ситуациях – не замечают. Действительно, парадокс: человек, к Церкви не принадлежащий, необходимым для себя это отнюдь не считающий, в тяжелой, трагической ситуации настойчиво просит, более того – требует у Нее помощи. Требует, чтобы Она сделала для него или для его близких то, что только Она одна (это ему понятно!) и может сделать. Но при этом ничего не собирается делать для Нее или отдавать Ей, кроме так называемого «пожертвования» за требу.

Это проявляется отнюдь не только в трагических ситуациях. Абсолютное большинство моих знакомых крестят своих детей: это представляется им необходимым, хотя они не всегда могут сформулировать, почему. Но многие ли из них будут ходить с ребенком в храм после крещения? Большинство и не собирались это делать, крестя дитя: им ничего не нужно больше от Церкви, ну разве случится что-то плохое, не приведи Бог. Вывих массового сознания: восприятие Церкви как некоей «конторы», стоящей отдельно от людей и оказывающей людям определенные услуги. Бывают минуты, когда эта услуга представляется остро необходимой, и тогда впрямь, непонятно – почему отказывают? Не иначе как жестоки!

Как можно вправить этот вывих? Только молитвой, неустанной проповедью и трудом, причем, не только трудом священников – трудом общим, трудом общины, помогающей любому вошедшему в храм человеку понять, или, по крайней мере, почувствовать, что есть церковная жизнь, сформировать необходимые понятия о ней. Только так и можно помочь страдающему человеку, который обвиняет Церковь в жестокости. Но лучше всего было бы, конечно, чтобы он принял эту помощь, не дожидаясь беды.

Ведь едва ли не каждый раз, когда Церковь представляется человеку жестокой, когда он эту «жестокость» переживает – это расплата. Расплата за то, что в течение долгого времени человек этот к Церкви фактически не принадлежал.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Подростковые суициды: от виртуальной жизни к реальной смерти Подростковые суициды: от виртуальной жизни к реальной смерти
Екатерина Люльчак
Подростковые суициды: от виртуальной жизни к реальной смерти Подростковые суициды: от виртуальной жизни к реальной смерти
Екатерина Люльчак
На одном из тематических форумов для самоубийц (пока в России подобные Интернет-ресурсы не запрещены) я наткнулась на сообщение: «Подскажите, как покончить жизнь самоубийством, чтобы о тебе говорила потом вся страна?» Ответов на этот вопрос было более 100 – в основном предложения издевательского толка. А молодой человек всерьез отбирал понравившиеся варианты и советовался по поводу деталей.
Любим ли мы Бога? Любим ли мы Бога?
Митр. Лимассольский Афанасий
Любим ли мы Бога? Любим ли мы Бога?
Митрополит Лимассольский Афанасий
Цель Церкви – научить нас любить Христа в ответ на Его любовь. Кто поймет это, тот сможет привести в порядок всю свою жизнь. Говоря «любить Христа», я имею в виду: любить Его больше всего. В противном случае ты не любишь. И любовь к Богу должна быть на первом месте, а не так, что сначала другие дела, а потом уже любовь к Богу. Если ты ставишь другие дела на первое место, а уже затем – любовь к Богу, тогда это и не любовь, а приспособление, подлаживание.
За что не любят Церковь За что не любят Церковь
Игумен Нектарий (Морозов)
Кто-то не любит чай с лимоном — и не пьет его. Кто-то не любит Моцарта — и не слушает его произведения. Кто-то не любит, подобно поэту Владиславу Ходасевичу, гулять — и не гуляет. Ну а кто-то не любит Церковь. Что ж, можно тогда просто в нее не ходить. Но нет! Нелюбовь эта обязательно находит свои проявления в непрестанных обвинениях, клевете, требованиях «запретить», «упразднить», «не пущать».
Считается ли самоубийством смерть от передозировки наркотиками или алкоголем? Считается ли самоубийством смерть от передозировки наркотиками или алкоголем?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Если пьющий человек умер в состоянии сильно нетрезвом, считается ли это самоубийством?
Можно ли молиться за совершивших в помешательстве самоубийство? Можно ли молиться за совершивших в помешательстве самоубийство?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Мой муж покончил с собой. Я знаю, что это тяжкий грех и что церковь не молится за самоубийц. Но могу ли я что-то сделать теперь для него, для облегчения его участи, его души? Есть ли в таких случаях какие-то «уважительные причины», извините, не знаю, как правильно выразиться, Но, может быть, имеет значение тот факт, что он был не в здравом уме, когда совершал это?
Как не пойти на самоубийство? Как не пойти на самоубийство?
священник Афанасий Гумеров
Здраствуйте! Прошу Вас, объясните, как жить, если желания жить дальше нет, надежды на блаженство после смерти тоже нет, а силы терпеть эту жизнь закончились. Как не пойти на самоубийство? Потому, что, понимая, насколько много грехов совершено, надежды на спасение нет. И не потому, что нет веры в милость Творца, а потому что все попытки исправиться ни к чему не приводят. Таким образом, и в случае самоубийства и при естественной смерти конечный исход одинаков. Что делать, очень прошу вас ответить.
Как мне помочь моей некрещеной подруге, которая покончила жизнь самоубийством? Как мне помочь моей некрещеной подруге, которая покончила жизнь самоубийством?
священник Афанасий Гумеров
Здравствуйте! Моя подруга (некрещеная) покончила жизнь самоубийством 7-декабря этого года. Как мне помочь ей, чтоб ее душа обрела покой в загробном мире?
Комментарии
Наталия28 декабря 2016, 13:31
"Ведь едва ли не каждый раз, когда Церковь представляется человеку жестокой, когда он эту «жестокость» переживает – это расплата. Расплата за то, что в течение долгого времени человек этот к Церкви фактически не принадлежал."
Зачем писать такие жестокие и страшные вещи? Что автор знает о расплате? Несчастные и так будут расплачиваться мучениями. Как можно такое писать? Хорошо, что Господь милосерднее нас, людей.
Светлана17 ноября 2016, 00:05
Я очень много прочитала статей о самоубийстве. Почему то говорят, что мол самоубийцам не надо помогать - хотя вот крещеного богохульника можно отпевать, мало ли он покаялся перед смертью. Был ли такой человек членом церкви? Нет, но есть правила! Это все что я усвоила из многочисленных жестоких статей.
Дальше. Человеку в таком адском состоянии нужны молитвы многих людей. Праведника Господь по заслугам милует. А самоубийцу? Как отмолить мирскому человеку такой страшный чужой грех? Если об убийце богухульнике будут молиться всем миром,и он получит облегчение, то несчастный отчаявшийся человек не получит никакого утешения в той жизни. Как это жестоко и далеко от христианской любви...
У меня погиб любимый. Упал с высоты. Никто не знает, было это самоубийство, убийство или несчастный случай. Я собираюсь в епархию, писать прошение, но батюшка по телефону предупредил что разрешение видимо не дадут. Почему же, если не доказано самоубийство, спросит кто то? Потому что на его вопрос, мог ли он в принципе это сделать сам, я ответила да. Я считаю любой человек может поддаться бесовскому влиянию, тем более далекий от церкви. Таковы порядки - есть подозрение, лучше перестраховаться и не дать усопшему неположенных ему милости, любви, и молитв. Я пишу с горьким сарказмом, потому что я знаю как необходимы моему любимому молитвы, и моих недостаточно, хоть я и молюсь день и ночь. И если не дадут разрешение, возможно придётся искать школьные пути, ибо для меня - если есть шанс, что человек невиновен, он невиновен.
И о молитве. Это неправда, не только одна молитва существует. Есть еще Канон за самовольно живот свой прервавшаго - т.е. за самоубийц. И Псалтырь за усопших всех можно читать.
Бог милостив в отличии от людей. Помилуй Господи всех убиенных и совершивших тяжкий грех самоубийства, и даруй им Царствие Твоё Небесное. Я верю, что Господь может простить ЛЮБОЙ грех, не отчаивайтесь и молитесь с любовью...
Мощенко Игорь25 декабря 2013, 08:50
У Бога нет жестокости. Есть объективная необходимость единственной правды. И человек по своим душевным качествам не выше своего Создателя.Он не мудрее, не справедливее и не добрее Его. Человек злее и подлее, а гордость человеческая соперничает с гордостью сатаны. И главная беда человека в том, что он не только не знает замысла Бога, но и даже не пытается его понять! По поводу самоубийц - представьте себе, что ребенок в детском саду заявляет с гневом воспитателю: "здесь все отвратительно, я не хочу здесь находиться, мое место в школе!" И уходит в направлении этой школы! И теперь представьте себе директора этой школы, к которому приходит такой ребенок. Директор понимает без вариантов, что он этого ребенка не примет. Мало того, что ребенок сам взялся определить свое развитие, так самое главное - он объективно не готов к восприятию школьной программы! И понимает, что приняв такого ребенка на обучение, он обречет его на ад в энной степени! И нетрудно предсказать решение директора школы в этой ситуации - он ребенку откажет! И отнюдь не по причине своей жестокости! А просьба родительского комитета о приеме ребенка вызовет у директора только гнев! Такая ситуация, в которую попадает самоубийца вкупе с отказом церкви в отпевании - одно и то же! Трагедия самоубийцы не в том, что он разбился, прыгнув с 9 этажа. А в том, что и на Землю мосты сожжены и на Небеса хода нет! Решение по такой личности принимает единолично Бог на Свое Божественное усмотрение!
инна24 августа 2013, 21:08
мой муж повесился говорят что нельзя 9.40 дней отмечать и год а какже его помянуть.
Константин 9 февраля 2013, 09:26
Татьяне:
Все же не следовало приписывать мне слова, которые я не писал. Разве я сказал что нужно отпевать самоубийц?! Я с самого начала сказал: каноны нарушать нельзя. Точка. Я вел речь не об этом. Я говорил о бережном отношении ко всякому человеку, пришедшему в храм. Даже если он не прав, даже если он по не знанию, заблуждаясь просит о чем-то, что с точки зрения Церкви является недопустимым, на мой скромный взгляд, надо весьма аккуратно и с христианской любовью объяснить такому человеку почему он не прав, почему его просьба не может быть удовлетворена. Если такой человек вместо этого наткнетя на фарисейски холодное, сухое и высокомерное отношение, то к сожалению, велик риск того, что в храм н больше не вернется. А можем ли мы так легко относиться к спасению чужих душ?
Андрей Дмитриевич 8 февраля 2013, 16:54
Александр, Вы правы совершенно. А еще от себя добавлю - хочется слушать Церковь тогда, когда чувсвуешь в себе бездну грехов, и готов с ней расстаться. Тогда слово Пастыря - это слово очищения от скверны.
татьяна 8 февраля 2013, 11:23
Если человек официальной медициной признается сумасшедшим, находящимся в состояния безумия и не контролирующий полностью себя, то Церковь может отпеть. А вот уже со светскими врачами можно за деньги договориться о такой справке и этот большой грех будет на тех врачах и родственниках, пошедших на такое. А потом, откуда вы знаете, что ее именно отпевали а не был прочитан канон для родственников, чтобы они утешились. Сми вообще Церковь любят поливать грязью и не хотят входить в разные тонкости служб. Где-то полгода в разных журналах постоянно что-то писали про них, уже просто высасывали из пальца хоть какую-нибудь новую информацию-интригу. И вы, Наталия, думаете, что все сказанное журналистами про ихние отношения, жизнь и смерть - все является абсолютной правдой?
Галина 8 февраля 2013, 10:08
Ведь и в Евангелии говорит Христос:"Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение...." (Лк.12,51).Напористость родственников говорит об их духовной незрелости. Молить Бога надо о просвещении. И уж, конечно, не тратить силы на жалобы церковному начальству. Путь к Богу один - покаяние ... сердце смиренно и сокрушенно Бог не уничижит...(пс.50). А разве может быть покаяние по просьбе родственников (в данной статье о крещении)? И, по-моему, медицинская справка о душевном заболевании самоубийцы дает право церкви на отпевание этого несчастного и возможности молиться за его душу. Самоубийство страшное помутнение разума. Болезнь это или бесовское наваждение? Хотя в Евангелии все случаи безумия излечивались изгнанием бесов.
Наталья 7 февраля 2013, 17:28
а как же тогда отпевали самоубийцу -жену Пороховщикова? уж тогда ко всем с одним аршином надо
Евгений 7 февраля 2013, 15:29
"Недобровольное крещение не приводит к изменению сознания человека." Я читал один рассказ, написанный православным священником, в котором описывается случай, когда в период гражданской войны один красноармеец в разрушенной церкви ради потехи устроил собственное крещение, поливая себя в ванной водой и крича: "Крещается раб Божий!". И вдруг он встал с просвещенным лицом и сказал: "Я верую!" После этого его "друзья" расстреляли его, чтобы скрыть это чудо.
Татьяна 6 февраля 2013, 21:39
Константину
"Не обидеть человека"? А если НЕЛЬЗЯ ОТПЕВАТЬ САМОУБИЙЦ, нельзя насильно, против воли человека его крестить! ЭТО - Церковный Закон и его, в отличии от правил для автомобилистов, нельзя нарушать. Сотруднику ГАИ Вы можете взятку сунуть и он закроет глаза и за езду на красный свет и по встречке и по тротуару... Церковные Законы писаны не чинушами, а святыми людьми с Божией Помощью. Раньше люди на добровольную мученическую смерть шли, чтобы ни на каплю не отойти от этих Церковных канонов, а сейчас что, священникам для человекоугодия совершать все смертные грехи и губить навечно свои души ради того, чтобы кто-то якобы не обиделся? Во время потопа было спасено всего 8 человек! Задумайтесь! Не вы, люди, устанавливаете правила, правила устанавливает Бог и либо народ их выполняет и по милости Божией пойдет в рай или не выполняет, и тогда - вечный ад. Закон всемирного тяготения нельзя отменить и если человек прыгнет с 9 этажа, он разобьется, даже если этот человек уверен в том, что будет жив и здоров. А кому в немилости вы здесь будете претензии предъявлять?
татьяна 6 февраля 2013, 16:16
Дай Бог терпения всем священнослужителям, потому как сейчас такая в миру вседозволенность, что люди считают, что государство и все окружающие им просто должны создать наилучшие условия для жизни, ну а церковь так и "типа вовсе обязана". И ох как трудно священнику к каждому найти подход, а если люди в церковь пришли только сбросить свою агрессию и нахамить, то никакие подходы батюшек не помогут. А про того так и не крещеного больного.,. А может он сам в открытую отказывался креститься, а про такое разве мать с женой напишут в жалобе? Ну отказался один священник покрестить, тут же идите к другому, не тундра же. А вот если человек сознательно,может, говорил плохое про Церковь, то тут его ни один священник бы не окрестил
Константин 6 февраля 2013, 14:46
Все справедливо сказано. И безусловно, каноны нарушать нельзя. Но как в подобных ситуациях строгостью навсегда не оттолкнуть человека от Церкви? Ведь далеко не все люди вырастают в "церковных" семьях, далеко не все изначально владеют всей информацией, в т.ч. и о канонах. Вот в чем вопрос...
Олег 6 февраля 2013, 00:15
Есть ещё один способ отдания долга. Когда родители, друзья с фотографиями умерших, убитых сидят в телестудии оправдывают,объясняют, требуют найти, наказать и т.д.
Павел 5 февраля 2013, 21:14
тут вот что - мало объясняют людям да не так. вот зовут покрестить - уговорили. тут во первых грань должна быть - может то убедило человека а не насильно. насильно крестить нельзя. Но если человек согласен - так ли важно что его подвигло - Бог сердцевидец. А вот самоубийцы - тут и надо объяснять людям что повинны в смерти близкого человека они и им вымаливать - а церковь тут безсильна помочь. Бывало вымаливали люди и самоубийц , но Церковь не может молиться за того кого в ней нет.
Alexios 5 февраля 2013, 18:10
В большей степени должен согласить с мнением изложенным в статье и Церкви в некоторых вопросах, конечно, приличествует строгость.
Что касательно молодого человека, оставшегося без крещения, тут сложно о чем либо говорить. Возможно священник посчитал, что желания и веры, супруги и матери скончавшегося, недостаточным поводом для совершения крещения. Но тут возникает и вопрос! Видя, любовь этих двух к страдающему, может и не по совсем верным причинам, мог ли батющка сам предпринять какие-то шаги и поговорить лично с болящим и объяснить ему все просто, без прекрас. Не знаю, да и поздно уже.
Касательно самоубийц, конечно позиция Церкви верна, но и поведение родителей и друзей понять тоже можно и нужно. Потому что, в таких ситуациях, именно понимание преодолевает "стену" скорби и горести этих людей. И если Церковь уже не в силах помочь самоубийце, Она все же может помочь близким. Почему бы просто не взять руки родителей и вместе с ними, не произнести приведенной выше молитвы? Это ведь не отпевание, а простой жест состродания скорбящим.
А касательно так называемого "долга, который необходимо исполнить". Возможно большенство люди видят свои взаимоотнашения именно так, но есть и те, кто все же это называет иначе - дружба, любовь.
Михаил Сергеевич Самарин 5 февраля 2013, 17:47
Кроме всего сказанного, не является "Отпевание" чином прощания церквной общины с верным ее членом? Следовательно,неверующего невозможно отпевать т.к. просто бессмысленно устраивать его прощание с незнакомыми.
Александр 5 февраля 2013, 15:39
>>Обычно к мнению Церкви прислушиваются те люди, которые >>хотят узнать истину, которые хотят научиться,
Хотелось бы дополнить , что прислушиваются и те кто полагает себя детьми слушающими родителя ...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×