Семейные психологи часто отмечают любопытный факт: если один из супругов изменяет, ему первому становится в тягость присутствие рядом того, кого он обманул. Казалось бы, все должно быть ровно наоборот. Но нет: именно изменник-муж первым начинает ненавидеть свою подругу по бытию и инициирует большинство семейных скандалов.
Именно с этого жеста начинается адамово изгнание из рая. Не Бог, не ангел с огненным мечом, а сам человек делает себя отверженным. С особой драматургической силой говорит об адамовом комплексе Достоевский в романе «Преступление и наказание». Раскольников оказывается на каторге. Но отправляет его туда не следователь Порфирий Петрович, который, хотя и догадывается о том, кто совершил двойное убийство, но не имеет достаточных тому доказательств. И не голос совести. Как это видно из последних глав, Раскольников сожалеет лишь о том, что не смог перешагнуть через преступление, что он в результате своего эксперимента оказался не героем истории, а всего лишь статистом, «тварью дрожащей». Собственной рукой он запускает репрессивную судебную машину с одной-единственной целью – оказаться подальше от некогда любимых им людей – сестры и матери. Ради них, ради их свободы и благополучия нищий студент пошел на грабеж и убийство. Но тотчас же по совершении смертного греха он начинает ими тяготиться. По ходу всего романа Раскольников избегает общения с матерью и сестрой, предпочитая им общество воров, проституток и в конце концов каторжан далекой Сибири.
Отрицательная сила адамова комплекса, вытолкнувшая первых людей из рая, продолжает действовать в современниках и сейчас, когда Крестная Жертва Спасителя вновь открыла нам райские врата. Так, в Евангелии есть притча о человеке, попавшем на брачный пир в повседневной одежде. Он чувствовал себя не в своей тарелке и не мог радоваться вместе со всеми. Причем, по-видимому, ему было настолько неловко, что он даже не пожелал разговаривать с Царем, подошедшим с приветствием и вопросом: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» (Мф. 22: 12). Не дождавшись ответа, Царь приказал слугам выгнать этого человека «во тьму кромешную». Нетрудно заметить, что причиной этого решения послужила вовсе не одежда, а молчанием выраженное: «я не хочу тебя видеть». Похоже, что наши грехи чреваты не столько гневом Божиим, сколько нашим молчанием перед Ним. Опасность не в том, что Бог не сможет или не захочет нас простить, а в том, что мы сами не захотим просить у Него прощения и пройдем мимо Небесного Царствия в поисках места, где можно было бы укрыться от Творца неба и земли.
Однако адамов комлекс проявляется не только отрицательно. Мы более всех ненавидим тех, кому сделали зло. Но также верно, что мы более всего любим тех, ради кого совершили подвиг. Плохой ученик, действительно, склонен ненавидеть школу и учителя. Но для того, кто хорошо пишет контрольные, школьные годы остаются светлым периодом жизни. Мать более остальных детей любит самого болезненного или неудачливого ребенка именно потому, что она просидела бессонные ночи у его постели или выстаивала многочасовые очереди у окошка тюрьмы, добиваясь свидания. Врач привязывается более всего к тем пациентам, которых он «вытащил с того света». Христианин молится за своих врагов для того, чтобы, сотворив им добро, перестать ненавидеть.
Блаженный Августин, размышляя о вере и знании, натолкнулся на замкнутый круг: с одной стороны, невозможно верить (или не верить) в то, чего не знаешь, о чем не имеешь представления. Но с другой стороны, Бог – это личность. Поэтому существует только один способ познать Его – вступить с Ним в общение через молитву, которая уже требует веры. Вероятно, именно об этом говорит апостол Павел: «Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12: 3).
Однако очевидная неспособность самостоятельно прийти к вере не означает, что столь важный поворот судьбы происходит без участия человека. Тот, кого инерция совершенного зла заставляет скрываться от Творца, подыскивая аргументы против бытия Бога, не способен откликнуться на призыв Святого Духа. И наоборот, человек, совершивший подвиг, носит в себе самом залог будущего Царствия, ибо он хочет, чтобы правы оказались те, кто говорит о бытии Божием утвердительно. Положительное действие адамова комплекса выражается в желании верить, которое запускает августинов механизм веры и знания: знание Бога укрепляет веру в Него, а вера, день ото дня крепчая, открывает новые возможности для богопознания и богословия.
Так, в «Бесах» Достоевского старый офицер, оказавшись в кругу «передовой» молодежи, восклицает: «Если Бога нет, то какой же я после этого штабс-капитан?» Аргумент в пользу веры только на первый взгляд кажется наивным и смешным. Если Бога нет, то «положить жизнь за други своя» – значит сделать глупость. Если Бога нет, то нет и настоящей славы, и офицер оказывается неудачником, руками которого «загребают жар» разумные эгоисты. Атеизм оказывается противоестественен самой природе героя. «Нет Бога» – в это хочется верить разве что Ставрогину, «растлевшемуся и омерзившемуся в беззакониях».
Впрочем, существует и третий вариант – когда страшный адамов комплекс молчит. Человек в этом случае «ни холоден, ни горяч, но тепл». Для добра он не находит сил, для преступления не имеет ярости. Таков современник: мать, прохладная к своим детям, потому что есть няня, облегчившая ей заботы; юноша, отрицающий смысл в понятии Отечества, потому что никогда ему не служил. Он рассматривает храм как музей, а в священнике видит безвредного служителя культа и конкурента регистратору ЗАГСа.
При чем тут комплекс? Мне кажется, Вы излишне романтизируете поведение недобросовестного супруга. Изменникконечно же будет ненавидеть свою жертву уже потому, что она занимет чужое место, т.е. место новой возлюбленной, по которой он тоскует, свежими чувствами "томим".
По мере того, как мы с кем-то делимся, то наполняем его своей душою, т.е. "частицами себя. Этот человек становится нам еще более дорог, когда мы подсознательно чувствуем в нем печати своих благих поступков.
Мне очень понравилась статья о "нищих духом".
Здоровья Вам и успехов в своих исканиях.
ей нужно решать вопросы не только женского ,но и мужского характера-вот наш современный мир.И она бъется ка рыба об лед и связана по рукам и ногам детьми и мыслями как их прокормить потому что у отца развит "адамов комплекс" или супруга вообще в наличии нет.Вот пронесите хоть немного похожий груз и вы немного представите себе всю ситуацию.Я понимаю что по грехам нашим воздастся нам,но все в этом мире относительно...
С праздником Защитника Отечества!Желаю всем мужчинам мудрости ,крепости и быть настоящими защитниками -победителями,а не побежденными разными комплексами!!!
Спасибо,что прочитали,
Виктория
Помоги, Господи, от Адамова комплекса - к Адамову плачу.
Люди очень часто стали путать Любовь с чем-то иным. Со страстью, с влюбленностью... А ведь критерии любви уже даны. Надо только более внимательно перечитать Новый Завет. Первое Послание Коринфянам. Там в 13 главе все сказано.
Без Бога не может быть Любви. Именно поэтому семья и названа Малой Церковью. Поэтому и распадаются многие семьи, как фактически распалась семья моего друга. Поэтому люди и думают, что без Бога могут достичь счастья.
Сергей обратился к художественным образам, чтобы показать эти проблемы. И чаще всего против таких статей выступают те, у кого эта проблема в жизни в наибольшей степени присутствует. Проще говоря, "неча на зеркало пенять..."
Несколько лет назад в издательстве «Сатисъ Держава» (СПб) вышла книжечка «Женщина в Церкви», там – слова священника Виктора Грозовского: «Как Новая Ева, Божия Матерь таинственно присутствует в каждой женщине», – то есть пол освящается и возводится выше тварных характеристик: «Женщина, прежде всего, принадлежит к роду Божией Матери, Которую Бог возвеличил над всем творением» (Там же)? Точно также как мужская природа освящена во Христе? Или все-таки «несть ни мужеский пол, ни женский»?
Испрашивая прощения и молитв
Это, конечно, Его Высокопреподобие устроил пост-попытку Адама взять вину на себя. Комплекс (если можно так сказать) Нового Адама? Господь же уже вземляй всю вину мира.
[Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (кн. Шаховской) писал, что Господь оставил женщину в большей близости общения с Cобой в силу того, что Ева после грехопадения не впала в Богообвинение, как Адам («жена, которую Ты мне дал…» (Быт. 3:12)); не раскаялась, но хотя бы отчасти взяла вину на себя, она не дерзнула сказать: «змей, которого Ты сотворил»].
Апостол Павел все-таки констатирует, что «не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1Тим. 2:14). То есть соблазн «будете, как боги» (Быт. 3:5) – это, прежде всего, Евин соблазн? а у Адама просто устроение было не монашеским? ))
Ева и в Адаме захотела увидеть бога – и в этом ее соблазн? Это похотение и Адамово соглашательство и стало причиной того, что видеть Бога друг в друге – Творца сквозь тварь – они перестали: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги» (Быт. 3:7), «твари дрожащие»?
На этой фреске она вообще, по иронии судьбы ли, времени или бильд-редактора)) оказалась без глаз, как будто не то что не хочет, но уже и не может видеть
Интересно, что зрение, чрез которое преткнулась Ева («И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно» (Быт. 3:6), действительно не столь значимо для Евы земной, это «мужчины любят глазами». Для нее же значим слух (замечание прп. Иоанна Дамаскина о Зачатии Господа через слух (Точ. излож. веры. Кн. IV. Гл. 14, о сложении глаголов Божиих в сердце), у мужчин же напротив слух несколько атрофирован к женским словам («послушал голоса жены твоей…»?! (Быт. 3:17)
Несмотря на явные погрешности некоторых аргументов, например "про мать, прохладную к своим детям, потому что есть няня, облегчившая ей заботы", статья, в целом, научает внимательному изучению Священного Писания и духовного наследия святых отцов Церкви.
Низкий поклон автору за назидание, ибо "жатвы много, а делателей мало". (Мтф.,9,37)
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Про няню явный перебор. Иначе получается, что причина прохладности матери к детям может быть также в том, что ребенок слишком мало болел, на сел в тюрьму, был черезчур удачлив и вообще с ним было слишком мало проблем
Ваша статья была бы эффективной, если определив сущность "адамова комплекса", Вы ограничились анализом обстоятельств, породивших данный процесс, а также указали факторы, вызывающие его проявление. Прыжки в сторону художественного произведения, порождающего сложные ассоциации, не способствуют пониманию вопроса. Ваша версия представления не позволяет получить знание, ибо:
- если реально существует подобный комплекс, то почему он проявляется только у Ф. Достоевского в "Преступлении и наказании", а в практической действительности мы этого не фиксируем?
- почему вообще комплекс поименован "адамовым": "скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога", т.е. вину одновременно осознали двое;
- симптом: "мы более всех ненавидим тех, кому сделали зло", можно смело отнести к статистическим, т.к. больше всего зла мы делаем, именно тем кого больше всего любим - своим ближним, а симптом: "мы более всего любим тех, ради кого совершили подвиг", также ограничен и незначителен - не думаю, что, подчинившись идти в бой против танков "с голыми пятками", красноармеец, изрешеченный пулями, умирая, был переполнен любовью к своему командиру;
- третий вариант: "когда страшный адамов комплекс молчит", на самом деле: "не молчит" и логически является аспектом первого варианта - отрицательного проявления в форме пассивного действия или бездействия.
А я думала, что Бог - это Бог.
Вот автор статьи - да, личность размышляющая как бы вообще.
А Вы читали о семье и детстве св. Игнатия - том, как тогдашние матери к детям относились?.. Чрезвычайно поучительное чтение. В шеститомнике есть.
Простите меня за некоторую резкость суждения.
С уважением,
Анна
Думаю, если у матери есть возможность растить ребёнка, но она сбрасывает ребёнка няне просто потому, что есть возможность воспользоваться услугами няни, тогда — причина. А если просто нет выхода, то как же ещё поступить? Важна внутрянняя, истинная причина поступка, а не ВНЕШНЯЯ сторона.
"Но также верно, что мы более всего любим тех, ради кого совершили подвиг. (...) Мать более остальных детей любит самого болезненного или неудачливого ребенка именно потому, что она просидела бессонные ночи у его постели или выстаивала многочасовые очереди у окошка тюрьмы, добиваясь свидания."
Какие там ночи и очереди, мать не помнит себя, когда ее чадо страдает - она готова жизнь свою отдать, лишь бы ребенок не страдал. Тому, что она вынесла, она сама удивляется, когда Слава Богу все позади. И знает, что не сама смогла, а Господь держал на руках.
Так что, думаю, обратно этот феномен не работает - любовь за собственные подвиги - это не любовь, а чепуха какая-то. Любовь Господь нам дает, а вот мы от нее можем из-за грехов своих прятаться "за деревьями".
Наличие няни скорее не причина ,а следствие.
А причина может быть любая - мать не находит сил для добра, к примеру.
"Таков современник: мать, прохладная к своим детям, потому что есть няня, облегчившая ей заботы;..."
Получается, наличие няни есть ПРИЧИНА прохладности матери к детям?!
Спасибо! Насущная статья.
Особенно мне понравилось высказывание:
"Для добра он не находит сил, для преступления не имеет ярости. Таков современник: мать, прохладная к своим детям, потому что есть няня, облегчившая ей заботы; юноша, отрицающий смысл в понятии Отечества, потому что никогда ему не служил".
Сильно.