Церковь св. муч. Флора и Лавра у Мясницкихъ воротъ. Фото из книги Н.А. Найденова [Москва. Соборы, монастыри и церкви]. 1882-83гг. |
Впервые церковь св. Флора и Лавра появилась в Москве не позднее XV века и находилась на Мясницкой улице напротив современного здания Почтамта – там, где сейчас асфальтированная стоянка для автомобилей близ Юшкова переулка (ныне Бобров пер.). Она была возведена в слободе мясников, которые поставляли свежую пищу к государеву столу. Жители слободы гоняли возы с мясом, а зачастую и сам скот, прямо в Кремль, через ворота, которые и назывались Фроловскими – по церкви, давшей название всему дорожному тракту (имя Флор произносилось в Москве искаженно: Фрол). Есть легенда, будто саму церковь свв. Флора и Лавра перенес в Мясники Иван Грозный от Спасских ворот Кремля, где будто бы она прежде стояла.
Только в середине XVII века, когда над воротами поместили образ Спаса Нерукотворного, царь Алексей Михайлович повелел переименовать Фроловские ворота Кремля в Спасские, а в честь знаменитой церкви назвать Фроловскими Мясницкие ворота Белого города. Однако новое название, как это часто бывало в Москве, не прижилось у горожан.
Первая деревянная церковь Флора и Лавра сгорела в пожаре 1547 года.
До XVII века вновь отстроенная церковь также была деревянной, и только в 1657 году была возведена каменная, дожившая до советских времен. Интересно и то, что в росписях этой московской церкви были изображены древнегреческие философы-мудрецы со свитками в руках – Платон, Аристотель, Солон. Прежде это было сделано только в кремлевском Благовещенском соборе, домовой церкви московских великих князей и царей.
Раньше существовал старинный московский обычай, связанный с этой церковью, – освящение лошадей, происходившее в праздник свв. Флора и Лавра.
В этот день конюхи и кучера приводили к церкви лошадей, нарядно украшенных, с разноцветными лентами и цветами, вплетенными в гривы, и священник, облаченный в красные ризы, окроплял их святой водой. "Умолил Фрола и Лавра – жди лошадям добра", – учило московское поверье. Эта традиция существовала очень долго; известно, что свою лошадь к этой церкви на праздник водил в юности И.М.Снегирев, будущий крупнейший историк Москвы.
Церковь на Мясницкой улице была примечательна в истории русской культуры и тем, что в начале XX века ее отреставрировал выдающийся московский архитектор К.М.Быковский. В числе его творений в Москве, можно назвать, например, здание Зоологического музея на Б.Никитской улице или Научную библиотеку МГУ на Моховой.
От древней церкви произошло название близлежащего Фролова переулка – единственное, что осталось от нее в Москве.
Первые попытки сноса этого храма после революции относятся к 1925 году, когда на ее месте хотели построить промышленное учреждение. Эта идея была тогда отклонена, и церковь просуществовала еще около десяти лет.
В начале 30-х годов, когда рядом с ней велось строительство первой очереди московского метрополитена, церковь была закрыта и приспособлена для нужд Метростроя. Тогда там обнаружили подземный ход и возникло предположение, в духе старинных московских легенд, о том, что этот ход ведет к тайникам, где лежат клады, спрятанные москвичами на тяжелые времена.
Однако проверено это не было, а в 1935 году при строительстве станции метро "Чистые пруды" церковь снесли и площадку, где она стояла, заасфальтировали.
Церковь св. муч. Флора и Лавра на Зацепе. Фото конца XIXв. (hram.codis.ru) |
Однако возведенная здесь еще в XVI веке, до начала правления династии Романовых, церковь первоначально вся означалась как церковь Флора и Лавра. И не случайно. После строительства крепостных стен Скородома (или Земляного города) в 1593 году сюда были переселены ямщики из района современной Полянки, и на Зацепе была устроена новая ямская гонная слобода. Ее жители исполняли свою "государеву повинность" – возили грузы и седоков в Коломну тогда, когда это требовалось власти. Ямщики, на прежнем месте имевшие свою Фроловскую церковь, немедленно выстроили такую же и здесь. Но в 1628 году главный престол церкви уже был освящен в честь Петра и Павла, а позднее он стал во имя иконы Богородицы "Всех скорбящих радость".
Церковь св. муч. Флора и Лавра на Зацепе. Фото: hram.codis.ru |
В 1957 году во время проведения фестиваля молодежи и студентов толченым красным кирпичом церковной колокольни "празднично" усыпали московские дорожки. Уже через три года после этого храм признали памятником архитектуры и поставили на государственный учет.
В 1991 году эта церковь была официально передана верующим, и в том же году к Пасхе был освящен придел свв. Флора и Лавра. В газетах появились публикации о том, что в этом храме многие москвичи молятся святым о здоровье своих домашних питомцев и о помощи им.