Царь [Алексей] и патриарх [Никон] были едины в представлении о Москве как Третьем Риме. Алексей Михайлович верил в то, что ему уготовано стать вселенским православным государем, наследником византийских императоров. Патриарх Никон в свою очередь видел себя духовным главой всего православного мира, а подмосковный Новый Иерусалим — его духовным центром, точно воспроизводящим оригинал в Святой Земле.
М. В. Зызыкин
В личную собственность патриарха [Никона] отошли три отстроенные им крупные ставропигиальные обители, получившие статус патриарших резиденций: Иверский монастырь на Валдае, Крестовоздвиженский Кий-островский в устье реки Онега, Воскресенский Ново-Иерусалимский на реке Истре под Москвой. Все три монастыря были устроены вблизи древних духовных центров Руси и повторяли «в меру и подобие» святыни Афона и Святой Земли.
М. В. Зызыкин