Время. Продолжение.

Ведро воды поднять можно, а вот ведро ртути нельзя. Объем тот же, а масса сильно отличается, поскольку плотность ртути при нулевой температуре в тринадцать раз больше, чем у воды. Ртуть, конечно, не стоит повсюду, налитая в ведра, но наш школьный физик с некоторыми учениками именно так и шутил.

Фото: megworden.com
Фото: megworden.com
«Принеси, – говорит, – сюда ведро ртути. Оно там, в углу стоит». Ученик встает из-за парты, начинает двигаться в указанную сторону, и вдруг слышит: «Садись. Два»

- За что?

- За то, что не умеешь думать. Если бы там и стояло это ведро, ты бы его не принес. Слишком уж оно было бы тяжелым»

***

Объем тот же, плотность разная. Отвлечемся от жидкостей и снова вернемся к времени. Оно тоже течет (рядом со мной, мимо меня и всегда – насквозь). Если оно похоже на жидкость одним из свойств (текучесть), то почему бы ему не иметь свою плотность? И думается мне, что время плотность имеет.

Один и тот же день, состоящий из двадцати четырех часов, может быть совершенно по-разному наполнен, по-разному плотен. Здесь плотность – качество проживания, степень насыщенности. Один земной день никогда не бывает одинаково плотен ни у двух разных людей, ни у одного и того же человека, – если сравнивать событийную и смысловую плотность «вчера» и «позавчера».

***

У Господа Бога, напоминает нам верховный апостол Петр, «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Это он говорит во втором Соборном послании, чтобы христиане разбавили мысль о скором Втором Пришествии мыслью об ином протекании времени для Бога. Нам может казаться, что уже давно пора, а Он видит, что всё только начинается. Отсюда у торопливых людей – возможная эсхатологическая горячка, по завершении которой наступает смесь сомнений и разочарований, и многие даже начинают в вере колебаться. Поэтому сказано и апостолам непосредственно перед Вознесением: «Не ваше дело знать времена и сроки. Сидите в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше».

Времена, в смысле дат, не предсказаны заранее. Предсказаны события (да и то – прикровенно), – то есть время должно наполниться.

Само по себе «пустое» время есть понятие не человеческое и к истории не относящееся. Сто лет, двести лет, триста. Какая разница, если ничего не происходит, как у Обломова в деревне? Лишь сон, еда и смена времен года, причем такая смена и таких времен, что Вивальди своих концертов об этом не напишет. А если и напишет, то никто его слушать не будет. Это не история и не вечность, но карикатура на то и другое.

***

Когда в институте слушатели внимают лектору, а тот перед их умным взором пишет историческое полотно, то мы можем отдаленно понять, что значит и в мире людей «тысяча лет, как один день». Века сжимаются, пружины исторических процессов проявляют своё действие на наших глазах, и мы умом охватываем огромные исторические пространства.

Бог дал нам ум охватывать великое, и изучение истории – тому подтверждение. Она (по Никону Оптинскому) – книга Промысла Божия. А вот что значит «один день, как тысяча лет», если, опять-таки, приложить эти слова к жизни человеческого сердца?

***

Эпохи сжаты до размеров конспекта. Это – «тысяча лет, как один день».

Один день, изнутри понятый, как целая жизнь, – это «один день, как тысяча лет». И если изучение истории – пример первого, то где пример второго? Радостно перехожу к примерам.

«Улисс» Джойса это роман об одном дне жизни обычного человека по имени Леопольд Блум. Книга начинается в 8 часов утра 16 июля 1904 года и заканчивается в 3 часа ночи следующего дня. Все 18 эпизодов книги связаны по смыслу с эпизодами Гомеровской «Одиссеи».

Книга сложная, многоуровневая, вызвавшая шквал критики при появлении на свет и являющаяся предметом пристального внимания и изучения до сих пор. Не всем под силу её читать. Вовсе не всем её читать и нужно. Я не предлагаю её для обязательного прочтения, – лишь указываю на факт: одна из главных книг XX столетия, «в которой отразился век и современный человек», роман Джойса написан «изнутри».

«Изнутри», то есть из бункера, из подполья, из глубин внутреннего мира больного душой и среднего до незаметности представителя эпохи. Книга фиксирует поток сознания этого простого человека и усиленным вниманием к внутреннему миру растягивает время. Ведь если сага неспешно рассказывает о нескольких поколениях, а привычный роман включает в себя множество лиц, таинственно сплетенных в одном сюжете, то Джойс «меняет скорость пленки».

Мы ведь привыкли видеть на экране то, чего в жизни никогда не увидишь. Например, с помощью большого ускорения, а потом обычного воспроизведения, мы видим, как серпантином раскручивается длинный язык какого-нибудь пресмыкающегося, как этот язык ловит насекомое, и как жертва исчезает в пасти. В обычной жизни глаз этого не успевает заметить. И так со многим.

Жизнь клетки, жизни зародыша, жизнь бактерии стала видна. Видна жизнь волос и зубной эмали. Видимым стало столь многое, что впору чаще закрывать глаза. Воспроизведение же можно увеличивать и уменьшать, замедлять и ускорять по желанию.

Современный человек может быть разложен на клетки, замедлен в действиях до долей секунд (фиксация спортивных достижений известна всем) и изучаем, соответственно, посекундно, поклеточно. Хорошо это, или плохо, сложный вопрос. Главное, что именно так обстоят дела. И грешно не замечать это или делать вид, что этого нет.

***

В спорте ещё не считали доли секунд, а кинотехника не позволяла снимать то, что сегодня привычно снимают ученые, а писатель (Джойс) уже ощутил иную протяженность времени. Прошу вас заметить это. Литература первична! Техника – потом. Сердце улавливает изменившийся воздух времени, перемалывает на жерновах мысли свои ощущения и выдает текст. Но кинопленка тоже важна, – и о ней не умолчим, тем более что обыватель смотрит в экран чаще, чем думает или читает.

«Утомленные солнцем» Михалкова – яркий пример джойсовского подхода ко времени. Трагедию не нужно растягивать на год, на месяц, даже на неделю. Плотность событий такова, что от идиллической прогулки в баньку по росе (начало фильма) до качающегося из стороны в сторону «воронка», в котором «рихтуют» в конце фильма главного героя, проходит один световой день. Солнце мирно встает над землей, когда бедой не пахнет; и солнце зловеще садится за горизонт, когда обезображенного героя Гражданской войны увозят на Лубянку. И начинаются финальные титры.

***

Мы не живем так, как Леопольд Блум или товарищ Котов. Но жизнь наша именно такова, какой ее показывает литература и кинематограф – бездонна ежесекундно и потенциально насыщена. Искусство – наш способ понять, что такое «один день, как тысяча лет», тогда как история – способ понять тысячу лет, как один день.

Какова плотность нашей жизни, личной и общественной? Это ведро воды или ведро ртути? Если ведро воды, то чиста ли она? Можно ли пить эту воду, или ею мыли полы? Чем успеваем мы заполнять стандартные двадцать четыре часа ежедневно проживаемых суток? Что можно вспомнить за день, уже накрывшись одеялом? Человек должен задавать себе эти вопросы. Монотонную ткань повседневности нужно расшивать золотом и бисером – внутренними усилиями. Жизнь, если она ткань, должна быть церковной ризой, а не шинелью или арестантской робой.

И не смотрите вы на календарь, думая о будущем. Календарь всего лишь покажет очередность цифр и названий месяцев. Будущее и прошлое связаны с сердцем человеческим, которое, ежели в чем запутается, то распутается точно не при помощи календаря.

  

Протоиерей Андрей Ткачев

21 февраля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Время проходит Время проходит
Прот. Андрей Ткачев
Время проходит Время проходит
Протоиерей Андрей Ткачев
Время проходит. Ничего не поделаешь. Стоит даже радоваться. Пусть оно движется и не останавливается до самой встречи с вечностью.
Пока есть время Пока есть время
Свящ. Димитрий Шишкин
Пока есть время Пока есть время
Священник Димитрий Шишкин
Мы кружимся в вихре, который морочит головы, завлекает, запутывает так, что ничего другого, кроме этого кружения, мы уже не осознаём. Человек становится рабом вихря, не понимая, что у вихря есть своя цель – ему, человеку, непонятная. Эта цель – сделать так, чтобы человек перестал понимать, кто он и зачем существует.
Сокращение времени Сокращение времени
Георгий Фечору
Сокращение времени Сокращение времени
Георгий Фечору
Время летит быстрее, намного быстрее, чем раньше. Вы заметили это? Нам некогда почитать книгу, подумать о своем, встретиться с близкими друзьями, не остается времени даже на то, чтобы побыть с детьми и своей спутницей по перепутьям сей жизни.
Комментарии
Василий Н.13 июня 2014, 17:02
Муразов: Побережем драгоценное время, не будем читать Улисса - 1000 страниц грязной воды.

Кому как.
Сергей П 2 марта 2013, 12:56
Прошу меня простить, но этот текст "ни о чем", по-моему, отнимает время от пастырского служения. Я не могу назвать это проповедью, по-мне, это-литература.
Н.Н.28 февраля 2013, 21:50
Иван Х.:
..." Критика - это не зло, а рука помощи автору. Особенно она нужна в наше время, когда человек "живёт" в сети Интернет."...

Как это уже было, не соглашусь с формой критики (на мой взгляд, резковато!), а по существу - поддерживаю. У автора обязательно должна быть обратная связь с теми, для кого он пишет. Наша аудитория очень не однородная (это несмотря на то, что все мы считаем себя православными христианами). Автору, (и особенно священнику!) НЕОБХОДИМО подтягивать свою паству вверх; может быть, не сразу, потоптаться на одном месте, но не сдавать своих уже приобретённых позиций.
Я, например, второй раз не пойду на исповедь к священнику, если он мне скажет что-то такое: "А давайте попробуем "разрулить" эту ситуацию таким образом...".
Увы, не всегда количество переходит в качество...
Лариса_28 февраля 2013, 16:15
Р.б.Сергию, Вере:
Большое спасибо. Простите, но право ( скорее дар Божий) мыслить, разуметь, думать самой(самому) гораздо интереснее и продуктивнее (в плане пути к Всевышнему).
Конечно, я знаю известного всем разбойника на кресте возле Иисуса, однако, согласитесь, такой ценой придти к Богу?! Возможно, нельзя понимать все буквально, но что мы видим:
(О, Матерь Божия прости) Иисуса – СОВЕРШЕНСТВО и разбойника (о, какая страшная была у него жизнь, сколько горя он принес людям!), который наконец-то понял свое ничтожество так поздно и покаялся за все. Не урок ли это всем нам?
И коль мы обсуждаем статью О.Андрея о времени, смею сказать, что земная жизнь нам дана недаром такая долгая ( будем считать изначально заложена). Думаю, для того чтобы наслаждаться Богом созданной природой, Богом созданными людьми, с Божьей помощью каяться в грехах, и наконец , становиться совершенными, такими как Иисус Христос. А для этого нужен не один день, возможно целая жизнь (хотелось бы) – праведная. Простите, если что не так. Спаси Господи.
Юлия26 февраля 2013, 20:49
О.Андрей, здравствуйте! Спасибо Вам в очередной раз за призыв - остановиться в суетном потоке, выйти из него (хоть на минуту) и вспомнить о вечности. Десять баллов из десяти. Спаси Господи Вас и всех откликнувшихся на Ваш призыв :)))
Вера25 февраля 2013, 19:27
Ларисе: "За один день невозможно прийти к Богу". Это возможно за один миг, и за один день, и за одну ночь... Прочитайте, как пришел к Богу Митрополит Антоний Сурожский.
Геннадий23 февраля 2013, 23:48
Один день как тысяча лет и тысяча лет как один день.Оставте Ваше мудрствование.Просто постарайтесь почувствовать рядом Христа поверте в это и вас перестанут смущять один день или тысяча лет для вас тысяча лет станет одним днём. Прости мою душу грешную Господи . НЕ ВЕДАЮ ЧТО ТВАРЮ.И вообще о каком таком времени Вы говорите .Есть ли вообще понятие времени .Есть настоящие ДА но не более.'Это и есть один день как тысяча и т.д.
Иван Х.23 февраля 2013, 19:58
Моё персональное мнение. Пишу о своём опыте.
Хотите - верьте, хотите - нет.
Критика - это не зло, а рука помощи автору. Особенно она нужна в наше время, когда человек "живёт" в сети Интернет. Всеобщая проблема, касающаяся любого человека в сети это наркотик слышания. Чем больше тебя слышат - тем больше хочется быть услышанным. Подспудно, не спеша речь становится сбивчивой и эпотажной. Мы начинаем незаметно "работать на публику". Это медленный процесс, но он идёт.
Перечитайте свои комментарии. Уверен, что любой найдёт хотя бы один, написанный так, как лицом к лицу не скажешь - воспитание не позволит. В прямом общении мы тактичнее. И это хорошо и правильно.
Выступления многих медийных личностей Церкви страдают этим. Вовсе не от того, что люди плохие. Просто Сеть сделала своё дело. Очень хочется уберечься от этого самому, и если возможно, помочь ещё кому-нибудь.
Новые реки, новые подводные камни...
Наталия23 февраля 2013, 16:37
Сложно ли, мудрено ли высказывается автор - мы не должны уподоблятся литературным критикам или цензорам, обрекая беседы о.Андрея на какую-то участь, не должны ставить клеймо: "умничает", "рассуждает без разбора"... Наше восприятие изложенного и информации вообще зависит от гармонии внутри себя и ВРЕМЕНИ пребывания Благодати в нас (а всегда ли мы в Духе, дабы душу заполняло лекарство?).
Я искренне порадуюсь за всех опытных комментаторов, чьи простые слова и просьбы детям, супругам, домашним, сотрудникам, начальству понятны и приняты ими бывают с первого мгновения, когда никто не тратит драгоценного времени на дубли.
Отец Андрей - духовник и человек - сеет зерно...И на какую почву ему упасть, зависит от нас. Давайте трудиться, впитывая время. Спаси Господи.
Людмила23 февраля 2013, 10:05
Спасибо отцу Андрею! Замечательно! А критикам,из нижеподписавшихся, смею привести цитату из Евгения Евтушенко: Уютно быть не сценой – залом,
Зевать, программку теребя,
И называть спокойно «заумь»
Ту пьесу, что умней тебя.
Как хорошо, и как уютно,
Сбежать от сложностей в кусты...
Евгений23 февраля 2013, 03:03
Честно говоря, странные комментарии пропускает модерация.... Анне: не надлежало бы сначала поразмышлять над тем, что пишем? ;)
р.б.Сергий22 февраля 2013, 23:36
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Ларисе_(2013-02-21/18:48):"За один день невозможно приидти к Богу".
Так как Господь все ВРЕМЯ предстоит пред дверьми нашего сердца и стучит в них, то для того чтобы придти к Нему необходимо ровно столько времени, сколько нужно для того,чтоб отворить (покаяться) Ему. Вспомните благоразумного разбойника.
Для меня, "большей проблемой" является то состояние моего падшего естества (собственная воля и самомнение), которые не позволяют мне оставаться с Ним, пребывать все дарованное мне ВРЕМЯ в благодати Его.
ВРЕМЯ же, которое милосердный Господь дает для преодоления скорбей и соблазнов, необходимо для увеличения степени нашего очищения перед Ним, приближения к Нему! "...Долготою дней исполню Его..."(Пс.90)
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Наталия22 февраля 2013, 20:48
Сложно ли, мудрено ли высказывается автор - мы не должны уподоблятся литературным критикам или цензорам, обрекая беседы о.Андрея на какую-то участь, не должны ставить клеймо: "умничает", "рассуждает без разбора"... Наше восприятие изложенного и информации вообще зависит от гармонии внутри себя и ВРЕМЕНИ пребывания Благодати в нас (а всегда ли мы в Духе, дабы душу заполняло лекарство?).
Я искренне порадуюсь за всех опытных комментаторов, чьи простые слова и просьбы детям, супругам, домашним, сотрудникам, начальству понятны и приняты ими бывают с первого мгновения, когда никто не тратит драгоценного времени на дубли.
Отец Андрей - духовник и человек - сеет зерно...И на какую почву ему упасть, зависит от нас. Давайте трудиться, впитывая время. Спаси Господи.
Михаил22 февраля 2013, 19:06
Ивану Х
Откуда у вас такая безапелляционная уверенность в обязательности композиции? Мне кажется, она есть всего лишь прием, помогающий создавать и анализировать произведения, но далеко не все. Не думаю, что все одаренные свыше творческие люди задумывались о композиции в процессе творчества. Существует множество творений, не укладывающихся в композиционные рамки. Тот же "Улисс" - повторяет эпизоды "Одиссеи", но если об этом не знать, то построить композиционный план, анализируя поток сознания, наверное невозможно.
По поводу "удачного словосочетания" - копирую Вам определение из Википедии, даже за учебники садиться не придется:
"Поток сознания (англ. Stream of consciousness) — приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса."
Василий22 февраля 2013, 17:57
Спасибо, отец Андрей!
Игорь22 февраля 2013, 16:57
не понял? к чему это всё?
Татиана22 февраля 2013, 12:53
Спаси Господи! Отец Андрей, Благодарю Вас за все Ваши статьи, читаю с большим вниманием и стараюсь понять, что Вы хотите до каждого Православного Христианина, до его ума, "донести" то Полезное, что необходимо в настоящей жизни. Из Ваших статей я поняла ОДНО "торопитесь делать добро друг другу", а если согрешили, то покайтесь в своих грехах, ведь время "скоротечно".
Татиана.
Евгений22 февраля 2013, 12:27
Тема времени (отбросив физику) это, по сути, тема о смысле жизни человека. Можно прожить девятьсот лет как допотопные люди и эта жизнь погружённая водой оказывается потраченным временем зря. Можно прожить несколько часов как Вифлеемские младенцы, но в этих часах заложен фундамент для будущей жизни. В наше время человек стремительно рвется вперёд и в суете жизни время расплёскивает как воду или наоборот, погружаясь в праздность, растягивает время в скучном монотонном бытие, мы не живем настоящим, не ценим каждые минуты этих драгоценных жемчужин под названием – время. И вообще, на мой взгляд, нам Православие от греков досталось уж в очень готовом виде, и философствовать о фундаментальных вещах уже не приходится, а тема то важная для каждого человека! Спаси Господи о.Андрея!

Ирина22 февраля 2013, 11:28
Замечательно пишет о. Андрей. Витиеватые обороты и образные сравнения, но все это замечательно. А насчет простоты, не можем мы все время о высоких духовных предметах только просто выражаться. И читать все время уже привычные тексты об основах духовной жизни тоже не можем. Его статьи говорят о тех же вопросах, только другим языком, и поэтому острее воспринимаются.
Дуся22 февраля 2013, 07:54
СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ!мне она полезна оказалась. любую книгу еще нужно уметь прочитать и понять-это к высказыванию о 1000 страниц мути.все мы разные и священники разные-такова задумка Бога-Ему то видней.
Максим22 февраля 2013, 05:35
Зри в корень! Статья о том, что не надо ждать конца света. Всео!
А то, что и про ртуть и про Улиса, так это чтобы понятно было и иудею и язычнику. Категорически одобряю и приветствую.
Дмитрий22 февраля 2013, 00:30
Шибко мудено, батюшка! Вспоминается эпизод из фильма "Волшебная лампа Аладдина": ...пронесон - сон, а сон - пронесон...
Давид-Сослан21 февраля 2013, 23:14
Спаси Вас Бог!
Попробуйте поднять Оптину Пустынь, а потом цивилизованную столицу...
Ант21 февраля 2013, 23:09
Алла:
"Где просто,там Ангелов со сто,а где мудрено,там ни одного-прп.Амбросий Оптинский"

Помолимся за о.Андрея, тяжело ему.
Ант21 февраля 2013, 22:27
Если я правильно понял, то отец Андрей намекает на то, что неплохо было бы стремиться к приобщению вечности уже сегодня, в реальном времени. Ничто не препятствует оказаться в вечности уже сейчас, кроме нашего внутреннего устроения. Короче, долой суету! Даёшь сосредоточенную молитву.
Владимир21 февраля 2013, 22:23
О.Андрей, как настоящий и очень опытный пастырь пишет не для того, чтобы поразить , обрадовать и вообще произвести впечатление на нас.
Для него самое главное , чтобы мы РЕАЛЬНО , КАЖДЫЙ ДЕНЬ!!! подводили итог прожитого дня. Потому что времени очень мало , можно сказать его совсем нет...
Ольга21 февраля 2013, 22:18
Спасибо! Отличная статья.
Людмила21 февраля 2013, 21:19
Ирине:остыньте!Критика на статью еще не говорит о критике автора и негативном отношении к нему.К тому же ваша похвала "умненький" звучит еще хуже,чем отзыв Анны.Помолится за нас Вы,конечно,можете,только вряд ли это поможет "уразумевать" так,как это Вам хочется.
Конечно,рука Господня движет время человечества и каждого человечека отдельно.Посему засыпая,скажем"Благодарю Тебя, Господи,за еще один прожитый день".А плотность прожитого дня еще не показатель качества.
Иван Х.21 февраля 2013, 20:01
Это моё личное мнение.
При всём уважении к автору статья никудышная. В литературе, музыке, живописи, кинематографе - везде присутствует композиция. В этом тексте композиционных построений не наблюдается. Очень хорошее словосочетание в тексте для описания этого подобрано - "поток сознания".
От всего сердца желаю автору либо отложить перо, либо сесть за учебники. Очень жаль, если его талант угаснет. А пока в публикациях автора такая тенденция чётко прослеживается.
Лариса_21 февраля 2013, 18:48
За один день невозможно приидти к Богу, а за сорок лет возможно. Счастлив тот человек, который ощутил счастливое земное детство, а потом поднимая лишь по одному ведру чистой воды, наконец пришел к Богу с детской радостью.
Но жизнь преподносит другое. Чистая, я бы сказала, перспективная наполненность дней в плане конечной цели("Станьте такими же совершенными как я") зависит от состояния души, от степени Божественного в ней, от того как мы душу оБожили и насколько мы совершенны.
Мы не знаем правильно ли наполнены наши дни, даже при правильном понимании, как надо. А может быть, простая сияющая с озарением улыбка в душе или на лице для Бога будет означать гораздо больше, чем мы думаем? Или искреннее осознание, что все спасутся, а я нет(как у известного сапожника, который работал, смотрел в окно на проходящих мимо людей и думал, что вот они точно спасутся)? Спаси Господи.
р.Б. Иулия21 февраля 2013, 18:42
Спаси Господи, отца Андрея!
Очень понравилось!
Вода в ведре и церковная риза - замечательно.

Все эти размышления (в т.ч.первая часть) напоминают мне притчи и размышления прошлых лет, когда я еще только-только становилась на пусть воцерквления. Такое ощущение, как-будто в свое прошлое заглянула или даже - в другую свою жизнь.
р.б.Сергий21 февраля 2013, 18:10
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Было время когда времени не было...
Совершенно очевидно, что ВРЕМЯ является непостижимой реальностью с различными свойствами. Возможно это движущаяся проекция ПРОСТРАНСТВА или другой реальности, например, ВЕЧНОСТИ, возможно иное. У БОГА ВСЕ ВОЗМОЖНО...
Но поскольку "мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем" и "видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно" (1,Кор.,13,9-12), то данная статья отца Андрея воспринимается более как желание поговорить о НЕВЕРОЯТНОМ. Например, аналогия с ведром ртути более говорит о профнепригодности учителя физики нежели о свойствах времени, пространное рассуждение о которых вуалирует ответственность человека за то, чем он наполняет время, отведенное на покаяние. "Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (1,Кор.,13,10).
Но за напоминание о кратковременности нашего нынешнего состояния (падшего естества) низкий поклон и благодарение отцу Андрею, ибо "никто не знает своего дня и часа".
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Оля21 февраля 2013, 18:00
Батюшка, какие же у Вас необыкновенно-яркие и незабываемые художественные образы!И смысл, конечно!
Ольга21 февраля 2013, 17:40
Спасибо за горение веры,передающееся и нам!!Внимательно читаем и слушаем проповеди!
Храни Вас Господь!
Н.Н.21 февраля 2013, 17:17
Павел:
"Остановка внутреннего диалога.
Прошлое забыто, будущее закрыто, настоящее даровано."...

Спасибо, Павел, попадание в "десятку"!
Не знаю, может я не права, но мне показалось, что о.Андрей хочет донести до нас, что наша жизнь на земле - конечна,а дальше по Н. Островскому - "...и прожить её надо так..."; и потом наступает вечность, где изменить мы уже ничего не можем...
Можно много-много лет ходить в храм и ни разу по-настоящему не покаяться; а можно в поезде незнакомому человеку за 15мин вывернуть всю душу наизнанку...

Анна:
..." Мне интересно читать его статьи, но при этом присутствует ощущение, что он просто умничает и рассуждает без разбора о чем попало"...

Не соглашусь: у кажднго человека своя внутренняя жизнь; о.Андрей - не только писатель (литератор?), но, в первую очередь, пастырь. Ну и надо давать пищу не только сердцу, ни и мозгам. Первая часть этой статьи - красиво написано..., а здесь подведён какой-никакой итог...
Алла21 февраля 2013, 17:10
Где просто,там Ангелов со сто,а где мудрено,там ни одного-прп.Амбросий Оптинский.Дальнейшие комментарии излишни.Хотя автору по-моему, это безразлично,он и комментарии-то ,наверное ,не читает.
Ирина21 февраля 2013, 16:53
Спаси Господи!
Я была уверенна, что читающие и оставляющие свои комментарии сограждане будут высказываться сугубо относительно прочитанного, простите, Анна, Спаси Вас Господи! Радоваться надо, что протоиерей Андрей такой умненький (наш ведь с Вами родной православный батюшка), и рассуждает о многом в духе времени. А вот на счет похвалы... Не вяжется, уличить О.Андрея, что не гнушается ее - той самой похвалы!!!На чем основываетесь? Анечка, сами грешите и еще других в грех вводите. О.Андрей ведет цикл передач на Украинском телевидении, Россияне могут смотреть слушать через youtube. Прежде чем высказываться о православном священнике, познакомьтесь по ближе с тем о ком высказываетесь, в наш век виртуальный для этого и из дома выходить не нужно.
Друзья, все кому близко и по сердцу труды прот.Андрея Ткачева, помолимся за Анну, у которой возникло :цитата "У меня двойственное отношение к прот. Андрею Ткачеву". Чтобы не только читать ей нравилось, а уразумела Она ТО, о чем собственно читает!
Павел21 февраля 2013, 15:55
Остановка внутреннего диалога.
Прошлое забыто, будущее закрыто, настоящее даровано.
Благодарствуйте!
Светлана Николаевна21 февраля 2013, 15:31
Согласно с Анной.
Мысли изложены красиво, но после прочтения статьи жаль времени, которое потерял на это чтение.
Приходит сравнение с архитектурой Гауди - необычно, завораживающе, даже красиво, но какой-то "чужой"красотой, поражающей душу, но не радующей. И непонятно остается - а зачем? Зачем красота, которая не приносит радости?
mamsik59@rambler.ru21 февраля 2013, 14:42
Спасибо за умную и глубокую статью, отдельно - за емкие и афористичные высказывания!
Анна21 февраля 2013, 14:29
У меня двойственное отношение к прот. Андрею Ткачеву. Мне интересно читать его статьи, но при этом присутствует ощущение, что он просто умничает и рассуждает без разбора о чем попало спортивного интереса ради, не гнушаясь при этом принимать похвалы.
Муразов21 февраля 2013, 13:52
Побережем драгоценное время, не будем читать Улисса - 1000 страниц грязной воды.
Марина21 февраля 2013, 13:19
Спасибо за труд. Вы совершенно верно все подметили. Особенно хороши 2 последних абзаца. Верно, ненадо заглядывать в календарь и торопить жизнь. Наверно, и такие совсем обычные, средние человеки как мы, можем наполнить ее чистой водой,каждый на своем месте.
максим21 февраля 2013, 13:03
Спаси,Господи! Особенно за церковную ризу.Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×