Ведро воды поднять можно, а вот ведро ртути нельзя. Объем тот же, а масса сильно отличается, поскольку плотность ртути при нулевой температуре в тринадцать раз больше, чем у воды. Ртуть, конечно, не стоит повсюду, налитая в ведра, но наш школьный физик с некоторыми учениками именно так и шутил.
Фото: megworden.com |
- За что?
- За то, что не умеешь думать. Если бы там и стояло это ведро, ты бы его не принес. Слишком уж оно было бы тяжелым»
***
Объем тот же, плотность разная. Отвлечемся от жидкостей и снова вернемся к времени. Оно тоже течет (рядом со мной, мимо меня и всегда – насквозь). Если оно похоже на жидкость одним из свойств (текучесть), то почему бы ему не иметь свою плотность? И думается мне, что время плотность имеет.
Один и тот же день, состоящий из двадцати четырех часов, может быть совершенно по-разному наполнен, по-разному плотен. Здесь плотность – качество проживания, степень насыщенности. Один земной день никогда не бывает одинаково плотен ни у двух разных людей, ни у одного и того же человека, – если сравнивать событийную и смысловую плотность «вчера» и «позавчера».
***
У Господа Бога, напоминает нам верховный апостол Петр, «один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день». Это он говорит во втором Соборном послании, чтобы христиане разбавили мысль о скором Втором Пришествии мыслью об ином протекании времени для Бога. Нам может казаться, что уже давно пора, а Он видит, что всё только начинается. Отсюда у торопливых людей – возможная эсхатологическая горячка, по завершении которой наступает смесь сомнений и разочарований, и многие даже начинают в вере колебаться. Поэтому сказано и апостолам непосредственно перед Вознесением: «Не ваше дело знать времена и сроки. Сидите в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше».
Времена, в смысле дат, не предсказаны заранее. Предсказаны события (да и то – прикровенно), – то есть время должно наполниться.
Само по себе «пустое» время есть понятие не человеческое и к истории не относящееся. Сто лет, двести лет, триста. Какая разница, если ничего не происходит, как у Обломова в деревне? Лишь сон, еда и смена времен года, причем такая смена и таких времен, что Вивальди своих концертов об этом не напишет. А если и напишет, то никто его слушать не будет. Это не история и не вечность, но карикатура на то и другое.
***
Когда в институте слушатели внимают лектору, а тот перед их умным взором пишет историческое полотно, то мы можем отдаленно понять, что значит и в мире людей «тысяча лет, как один день». Века сжимаются, пружины исторических процессов проявляют своё действие на наших глазах, и мы умом охватываем огромные исторические пространства.
Бог дал нам ум охватывать великое, и изучение истории – тому подтверждение. Она (по Никону Оптинскому) – книга Промысла Божия. А вот что значит «один день, как тысяча лет», если, опять-таки, приложить эти слова к жизни человеческого сердца?
***
Эпохи сжаты до размеров конспекта. Это – «тысяча лет, как один день».
Один день, изнутри понятый, как целая жизнь, – это «один день, как тысяча лет». И если изучение истории – пример первого, то где пример второго? Радостно перехожу к примерам.
«Улисс» Джойса – это роман об одном дне жизни обычного человека по имени Леопольд Блум. Книга начинается в 8 часов утра 16 июля 1904 года и заканчивается в 3 часа ночи следующего дня. Все 18 эпизодов книги связаны по смыслу с эпизодами Гомеровской «Одиссеи».
Книга сложная, многоуровневая, вызвавшая шквал критики при появлении на свет и являющаяся предметом пристального внимания и изучения до сих пор. Не всем под силу её читать. Вовсе не всем её читать и нужно. Я не предлагаю её для обязательного прочтения, – лишь указываю на факт: одна из главных книг XX столетия, «в которой отразился век и современный человек», роман Джойса написан «изнутри».
«Изнутри», то есть из бункера, из подполья, из глубин внутреннего мира больного душой и среднего до незаметности представителя эпохи. Книга фиксирует поток сознания этого простого человека и усиленным вниманием к внутреннему миру растягивает время. Ведь если сага неспешно рассказывает о нескольких поколениях, а привычный роман включает в себя множество лиц, таинственно сплетенных в одном сюжете, то Джойс «меняет скорость пленки».
Мы ведь привыкли видеть на экране то, чего в жизни никогда не увидишь. Например, с помощью большого ускорения, а потом обычного воспроизведения, мы видим, как серпантином раскручивается длинный язык какого-нибудь пресмыкающегося, как этот язык ловит насекомое, и как жертва исчезает в пасти. В обычной жизни глаз этого не успевает заметить. И так со многим.
Жизнь клетки, жизни зародыша, жизнь бактерии стала видна. Видна жизнь волос и зубной эмали. Видимым стало столь многое, что впору чаще закрывать глаза. Воспроизведение же можно увеличивать и уменьшать, замедлять и ускорять по желанию.
Современный человек может быть разложен на клетки, замедлен в действиях до долей секунд (фиксация спортивных достижений известна всем) и изучаем, соответственно, посекундно, поклеточно. Хорошо это, или плохо, сложный вопрос. Главное, что именно так обстоят дела. И грешно не замечать это или делать вид, что этого нет.
***
В спорте ещё не считали доли секунд, а кинотехника не позволяла снимать то, что сегодня привычно снимают ученые, а писатель (Джойс) уже ощутил иную протяженность времени. Прошу вас заметить это. Литература первична! Техника – потом. Сердце улавливает изменившийся воздух времени, перемалывает на жерновах мысли свои ощущения и выдает текст. Но кинопленка тоже важна, – и о ней не умолчим, тем более что обыватель смотрит в экран чаще, чем думает или читает.
«Утомленные солнцем» Михалкова – яркий пример джойсовского подхода ко времени. Трагедию не нужно растягивать на год, на месяц, даже на неделю. Плотность событий такова, что от идиллической прогулки в баньку по росе (начало фильма) до качающегося из стороны в сторону «воронка», в котором «рихтуют» в конце фильма главного героя, проходит один световой день. Солнце мирно встает над землей, когда бедой не пахнет; и солнце зловеще садится за горизонт, когда обезображенного героя Гражданской войны увозят на Лубянку. И начинаются финальные титры.
***
Мы не живем так, как Леопольд Блум или товарищ Котов. Но жизнь наша именно такова, какой ее показывает литература и кинематограф – бездонна ежесекундно и потенциально насыщена. Искусство – наш способ понять, что такое «один день, как тысяча лет», тогда как история – способ понять тысячу лет, как один день.
Какова плотность нашей жизни, личной и общественной? Это ведро воды или ведро ртути? Если ведро воды, то чиста ли она? Можно ли пить эту воду, или ею мыли полы? Чем успеваем мы заполнять стандартные двадцать четыре часа ежедневно проживаемых суток? Что можно вспомнить за день, уже накрывшись одеялом? Человек должен задавать себе эти вопросы. Монотонную ткань повседневности нужно расшивать золотом и бисером – внутренними усилиями. Жизнь, если она ткань, должна быть церковной ризой, а не шинелью или арестантской робой.
И не смотрите вы на календарь, думая о будущем. Календарь всего лишь покажет очередность цифр и названий месяцев. Будущее и прошлое связаны с сердцем человеческим, которое, ежели в чем запутается, то распутается точно не при помощи календаря.
Кому как.
..." Критика - это не зло, а рука помощи автору. Особенно она нужна в наше время, когда человек "живёт" в сети Интернет."...
Как это уже было, не соглашусь с формой критики (на мой взгляд, резковато!), а по существу - поддерживаю. У автора обязательно должна быть обратная связь с теми, для кого он пишет. Наша аудитория очень не однородная (это несмотря на то, что все мы считаем себя православными христианами). Автору, (и особенно священнику!) НЕОБХОДИМО подтягивать свою паству вверх; может быть, не сразу, потоптаться на одном месте, но не сдавать своих уже приобретённых позиций.
Я, например, второй раз не пойду на исповедь к священнику, если он мне скажет что-то такое: "А давайте попробуем "разрулить" эту ситуацию таким образом...".
Увы, не всегда количество переходит в качество...
Большое спасибо. Простите, но право ( скорее дар Божий) мыслить, разуметь, думать самой(самому) гораздо интереснее и продуктивнее (в плане пути к Всевышнему).
Конечно, я знаю известного всем разбойника на кресте возле Иисуса, однако, согласитесь, такой ценой придти к Богу?! Возможно, нельзя понимать все буквально, но что мы видим:
(О, Матерь Божия прости) Иисуса – СОВЕРШЕНСТВО и разбойника (о, какая страшная была у него жизнь, сколько горя он принес людям!), который наконец-то понял свое ничтожество так поздно и покаялся за все. Не урок ли это всем нам?
И коль мы обсуждаем статью О.Андрея о времени, смею сказать, что земная жизнь нам дана недаром такая долгая ( будем считать изначально заложена). Думаю, для того чтобы наслаждаться Богом созданной природой, Богом созданными людьми, с Божьей помощью каяться в грехах, и наконец , становиться совершенными, такими как Иисус Христос. А для этого нужен не один день, возможно целая жизнь (хотелось бы) – праведная. Простите, если что не так. Спаси Господи.
Хотите - верьте, хотите - нет.
Критика - это не зло, а рука помощи автору. Особенно она нужна в наше время, когда человек "живёт" в сети Интернет. Всеобщая проблема, касающаяся любого человека в сети это наркотик слышания. Чем больше тебя слышат - тем больше хочется быть услышанным. Подспудно, не спеша речь становится сбивчивой и эпотажной. Мы начинаем незаметно "работать на публику". Это медленный процесс, но он идёт.
Перечитайте свои комментарии. Уверен, что любой найдёт хотя бы один, написанный так, как лицом к лицу не скажешь - воспитание не позволит. В прямом общении мы тактичнее. И это хорошо и правильно.
Выступления многих медийных личностей Церкви страдают этим. Вовсе не от того, что люди плохие. Просто Сеть сделала своё дело. Очень хочется уберечься от этого самому, и если возможно, помочь ещё кому-нибудь.
Новые реки, новые подводные камни...
Я искренне порадуюсь за всех опытных комментаторов, чьи простые слова и просьбы детям, супругам, домашним, сотрудникам, начальству понятны и приняты ими бывают с первого мгновения, когда никто не тратит драгоценного времени на дубли.
Отец Андрей - духовник и человек - сеет зерно...И на какую почву ему упасть, зависит от нас. Давайте трудиться, впитывая время. Спаси Господи.
Зевать, программку теребя,
И называть спокойно «заумь»
Ту пьесу, что умней тебя.
Как хорошо, и как уютно,
Сбежать от сложностей в кусты...
Ларисе_(2013-02-21/18:48):"За один день невозможно приидти к Богу".
Так как Господь все ВРЕМЯ предстоит пред дверьми нашего сердца и стучит в них, то для того чтобы придти к Нему необходимо ровно столько времени, сколько нужно для того,чтоб отворить (покаяться) Ему. Вспомните благоразумного разбойника.
Для меня, "большей проблемой" является то состояние моего падшего естества (собственная воля и самомнение), которые не позволяют мне оставаться с Ним, пребывать все дарованное мне ВРЕМЯ в благодати Его.
ВРЕМЯ же, которое милосердный Господь дает для преодоления скорбей и соблазнов, необходимо для увеличения степени нашего очищения перед Ним, приближения к Нему! "...Долготою дней исполню Его..."(Пс.90)
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Я искренне порадуюсь за всех опытных комментаторов, чьи простые слова и просьбы детям, супругам, домашним, сотрудникам, начальству понятны и приняты ими бывают с первого мгновения, когда никто не тратит драгоценного времени на дубли.
Отец Андрей - духовник и человек - сеет зерно...И на какую почву ему упасть, зависит от нас. Давайте трудиться, впитывая время. Спаси Господи.
Откуда у вас такая безапелляционная уверенность в обязательности композиции? Мне кажется, она есть всего лишь прием, помогающий создавать и анализировать произведения, но далеко не все. Не думаю, что все одаренные свыше творческие люди задумывались о композиции в процессе творчества. Существует множество творений, не укладывающихся в композиционные рамки. Тот же "Улисс" - повторяет эпизоды "Одиссеи", но если об этом не знать, то построить композиционный план, анализируя поток сознания, наверное невозможно.
По поводу "удачного словосочетания" - копирую Вам определение из Википедии, даже за учебники садиться не придется:
"Поток сознания (англ. Stream of consciousness) — приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса."
Татиана.
А то, что и про ртуть и про Улиса, так это чтобы понятно было и иудею и язычнику. Категорически одобряю и приветствую.
Попробуйте поднять Оптину Пустынь, а потом цивилизованную столицу...
"Где просто,там Ангелов со сто,а где мудрено,там ни одного-прп.Амбросий Оптинский"
Помолимся за о.Андрея, тяжело ему.
Для него самое главное , чтобы мы РЕАЛЬНО , КАЖДЫЙ ДЕНЬ!!! подводили итог прожитого дня. Потому что времени очень мало , можно сказать его совсем нет...
Конечно,рука Господня движет время человечества и каждого человечека отдельно.Посему засыпая,скажем"Благодарю Тебя, Господи,за еще один прожитый день".А плотность прожитого дня еще не показатель качества.
При всём уважении к автору статья никудышная. В литературе, музыке, живописи, кинематографе - везде присутствует композиция. В этом тексте композиционных построений не наблюдается. Очень хорошее словосочетание в тексте для описания этого подобрано - "поток сознания".
От всего сердца желаю автору либо отложить перо, либо сесть за учебники. Очень жаль, если его талант угаснет. А пока в публикациях автора такая тенденция чётко прослеживается.
Но жизнь преподносит другое. Чистая, я бы сказала, перспективная наполненность дней в плане конечной цели("Станьте такими же совершенными как я") зависит от состояния души, от степени Божественного в ней, от того как мы душу оБожили и насколько мы совершенны.
Мы не знаем правильно ли наполнены наши дни, даже при правильном понимании, как надо. А может быть, простая сияющая с озарением улыбка в душе или на лице для Бога будет означать гораздо больше, чем мы думаем? Или искреннее осознание, что все спасутся, а я нет(как у известного сапожника, который работал, смотрел в окно на проходящих мимо людей и думал, что вот они точно спасутся)? Спаси Господи.
Очень понравилось!
Вода в ведре и церковная риза - замечательно.
Все эти размышления (в т.ч.первая часть) напоминают мне притчи и размышления прошлых лет, когда я еще только-только становилась на пусть воцерквления. Такое ощущение, как-будто в свое прошлое заглянула или даже - в другую свою жизнь.
Было время когда времени не было...
Совершенно очевидно, что ВРЕМЯ является непостижимой реальностью с различными свойствами. Возможно это движущаяся проекция ПРОСТРАНСТВА или другой реальности, например, ВЕЧНОСТИ, возможно иное. У БОГА ВСЕ ВОЗМОЖНО...
Но поскольку "мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем" и "видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно" (1,Кор.,13,9-12), то данная статья отца Андрея воспринимается более как желание поговорить о НЕВЕРОЯТНОМ. Например, аналогия с ведром ртути более говорит о профнепригодности учителя физики нежели о свойствах времени, пространное рассуждение о которых вуалирует ответственность человека за то, чем он наполняет время, отведенное на покаяние. "Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится" (1,Кор.,13,10).
Но за напоминание о кратковременности нашего нынешнего состояния (падшего естества) низкий поклон и благодарение отцу Андрею, ибо "никто не знает своего дня и часа".
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Храни Вас Господь!
"Остановка внутреннего диалога.
Прошлое забыто, будущее закрыто, настоящее даровано."...
Спасибо, Павел, попадание в "десятку"!
Не знаю, может я не права, но мне показалось, что о.Андрей хочет донести до нас, что наша жизнь на земле - конечна,а дальше по Н. Островскому - "...и прожить её надо так..."; и потом наступает вечность, где изменить мы уже ничего не можем...
Можно много-много лет ходить в храм и ни разу по-настоящему не покаяться; а можно в поезде незнакомому человеку за 15мин вывернуть всю душу наизнанку...
Анна:
..." Мне интересно читать его статьи, но при этом присутствует ощущение, что он просто умничает и рассуждает без разбора о чем попало"...
Не соглашусь: у кажднго человека своя внутренняя жизнь; о.Андрей - не только писатель (литератор?), но, в первую очередь, пастырь. Ну и надо давать пищу не только сердцу, ни и мозгам. Первая часть этой статьи - красиво написано..., а здесь подведён какой-никакой итог...
Я была уверенна, что читающие и оставляющие свои комментарии сограждане будут высказываться сугубо относительно прочитанного, простите, Анна, Спаси Вас Господи! Радоваться надо, что протоиерей Андрей такой умненький (наш ведь с Вами родной православный батюшка), и рассуждает о многом в духе времени. А вот на счет похвалы... Не вяжется, уличить О.Андрея, что не гнушается ее - той самой похвалы!!!На чем основываетесь? Анечка, сами грешите и еще других в грех вводите. О.Андрей ведет цикл передач на Украинском телевидении, Россияне могут смотреть слушать через youtube. Прежде чем высказываться о православном священнике, познакомьтесь по ближе с тем о ком высказываетесь, в наш век виртуальный для этого и из дома выходить не нужно.
Друзья, все кому близко и по сердцу труды прот.Андрея Ткачева, помолимся за Анну, у которой возникло :цитата "У меня двойственное отношение к прот. Андрею Ткачеву". Чтобы не только читать ей нравилось, а уразумела Она ТО, о чем собственно читает!
Прошлое забыто, будущее закрыто, настоящее даровано.
Благодарствуйте!
Мысли изложены красиво, но после прочтения статьи жаль времени, которое потерял на это чтение.
Приходит сравнение с архитектурой Гауди - необычно, завораживающе, даже красиво, но какой-то "чужой"красотой, поражающей душу, но не радующей. И непонятно остается - а зачем? Зачем красота, которая не приносит радости?