Фото: Т.Кувшинова |
И я тоже уже готов был согласиться: с примерами такими сталкиваться, конечно, приходилось, слов нет, и сколько раз! Только вот...
Только вот лично мне кажется, что эта проблема больше в прошлом или постепенно отходит туда. А в настоящем куда актуальней другая. Проявлений благочестия, о которых речь, внешних то есть, стало настолько меньше, что уже об этом впору задуматься, а не о том лишь, подлинные они или ложные. Да и то — кто, кроме Господа, в подлинности и ложности разберется и верно рассудит?
Было время, когда для православной девушки нормой казались юбка до пят и платок, надвинутый на лоб, а для молодого человека — засаленные нечесаные волосы и всклокоченная борода. Время, когда, входя в храм, правилом было трижды в пояс поклониться, а оказавшись среди людей, подкрепляющихся пищей, всем бодро пожелать: «Ангела за трапезой!» и услышать в ответ такое же бодрое и жизнерадостное «Невидимо предстоит!». И после этого придирчиво исследовать упаковку с печеньем на предмет того, есть ли в нем яичный порошок или маргарин или что-то еще, чего нельзя в среду-пятницу-пост и чего не заметил благословивший трапезу священник. Была пора, когда на исповеди человек со слезами каялся в том, что поторопился при чтении правила или по болезни не все свои обычные поклоны положил.
Да, нередко приходилось доказывать, что не столь важна форма, сколь содержание, что случайно съеденный пряник с яичным порошком или пирог с сухим молоком вкупе с ароматизатором, «идентичным натуральному», это не самый ужасный грех, не предательство по отношению к Богу и своей вере, что куда страшней такие гнездящиеся в сердце и то и дело высовывающиеся наружу змеи, как лицемерие, коварство, злоба, зависть... И казалось, что это вправду очень плохо: такое фарисейское «отцеживание комара и проглатывание верблюда». Но вот сегодня... Сегодня комарами уже мало кто занимается, а с верблюдами ситуация тем не менее не исправилась.
Я не спорю: и сейчас можно встретить определенное число людей, для которых буква неизмеримо выше и значимей духа: потому хотя бы, что дух не увидишь и руками не ощупаешь, а буква — такая зримая и читаемая. Иногда это служит свидетельством новоначалия, младенчества в жизни церковной, иногда же, напротив, является признаком укоснения в подобном взгляде на христианство, причем чаще всего уже вполне сознательного. Ведь жизнь по букве куда проще, здесь не требуется «дать кровь», чтобы «принять Дух», а тем паче нет нужды отдавать Богу все свое сердце.
И все же: внешних проявлений благочестия нынче немного, и чем дальше, тем меньше. А между тем, сами по себе они не то, что не плохи, они просто необходимы. Конечно, «телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно», как говорит апостол Павел (1Тим.4:8), однако общий принцип христианского подвига таков: вначале деяние, потом вИдение, на первых порах делание более телесное, и затем уже в большей степени душевное. Одно неразрывно связано с другим: где найдешь святого, который никак внешне своего благочестия не проявлял? Если только в лике Христа ради юродивых. Но вряд ли мы к этому лику себя причисляем.
Фото: С.Воронин |
А между тем свобода — удел совершенных, мы же, немощные и грешные, нуждаемся в законе, в том числе и в «законе внешнего благочестия». С чего прежде начиналось, помимо наставлений о смысле и содержании жизни иноческой, пребывание новоначального послушника в монастыре? С преподания ему целого свода правил внешнего благочиния. У святителя Игнатия (Брянчанинова) — уж насколько он был чужд всякого формализма и фарисейства! — целая глава об этом в «Приношении современному монашеству». Преподобный Паисий Величковский, опытнейший наставник делания не внешнего, а внутреннего, как-то раз увидел идущего по двору не в меру разбитного послушника, размахивающего при ходьбе руками, и тотчас вызвал к себе для разбирательства старца, которому тот был поручен, чтобы сделать ему строгий выговор. И не надо думать, что это лишь к иноческому чину отношение имеет. Не к иноческому чину, а к общему для всех нас новоначалию. Есть «внешнее», наполненное внутренним смыслом, носящее характер сложившейся традиции, и пренебрегать им нельзя, ни к чему хорошему это не приведет.
Суть не в том, что ходить надо по струнке и руки по швам держать, взор обязательно устремлять либо горе, либо, наоборот, долу, подолом юбки пол подметать, на шее четки вместо галстука носить. Это, на самом деле, и не благочестия проявление, а чудачества. Нет. Суть в другом.
Ну, например, тот же пост. Считается сегодня признаком «духовной культуры», «мудрости», «зрелости» разрешать себя от него — не по болезни, а по случаю прихода гостей или в гости, праздника на работе и т.п. Если же кто-то не хочет этого делать, но держится по силе устава, то рискует со стороны своих же собратий — православных — нарваться на критику: «Фарисей!».
И креститься с глубокими поясными поклонами, войдя в храм сегодня как-то не модно — не в интенсивности поклонов ведь благочестие заключается! И на священника, который рискует девушке подсказать (не приказать, нет!), что лучше бы не в джинсах в храм (да и вообще) ходить, а в юбке, все чаще смотрят как на ничего в подлинном христианстве и жизни духовной не понимающего ретрограда.
Зачем так отмахиваться от внешнего, которое не является определяющим само по себе, но формирует, тем не менее, определенное направление нашей жизни, влияет на наш настрой, а самое главное — смиряет? Ведь в борьбе против ложно понимаемого «фарисейства» можно далеко зайти, пытаясь максимально «деформализовать» свою христианскую жизнь.
Фото: С.Воронин |
Та же дилемма — юбка или джинсы, те самые, которые вроде бы не мешают спасению. Или платок… Это вопрос послушания Церкви, простоты детского, не прекословящего мудрования и снова — смирения… Можно сотню доводов привести в пользу того, что «все это на самом деле неважно», а можно — принять то, что для Церкви всегда было нормой, правилом, и смириться.
И это касается не только мирян, но и нас, священников. Скажем, вопрос о духовном платье и волосах. Можно ли стричься коротко или брить бороду, можно ли ходить в светской одежде? Имеет ли этот вопрос какое-то отношение к нашему внутреннему миру? Известна ведь поговорка: «Борода как у Авраама...» и далее — про хама. А все-таки имеет.
Есть традиционный образ священника, который подчеркивает его определенную инаковость. Инаковость не как то, что сообщает пастырю особое достоинство, важность, а как то, что, с одной стороны, делает его всегда узнаваемым для тех, кто имеет в нем нужду, а с другой, заставляет его самого помнить о том, кто он, не забываться, не «смешиваться» с имеющими все же немного иной закон и правила жизни мирянами. И если священник отступает от этого образа, становится «непохожим» на пастыря внешне, то за редким исключением это бывает обусловлено именно желанием «не бросаться в глаза, быть как все» — с разными целями, редко с богоугодными.
Сюда же отчасти можно отнести и разговоры о нужности-ненужности поста перед Причастием и исповеди перед ним же. Вроде бы «и так, и так на самом деле можно». Можно, только результат разный. Потому что в одном случае Причастию предшествует определенный подвиг — воздержания и самоиспытания, а в другом нет.
Вообще, какую традицию, сложившуюся на протяжении многих поколений жизни церковной, ни возьми, однозначно можно сказать: отход от нее в сторону «большей мягкости», «большей легкости», «большей демократичности» не будет вполне безопасным. Особенно — в наше время, время всеобщей расслабленности, когда мы так легко освобождаемся от того, что кажется нам неудобным, прощаем себе свои недостатки, оправдываем собственные страсти и грехи. Мне кажется, что нам, наоборот, стоило бы сейчас быть к себе потребовательней и построже, пока мы не растеряли окончательно того, что у нас есть. Вреда от этой строгости не будет, только польза…
…Впрочем, ключевое здесь — «строгость к себе», а не к окружающим. В сущности, и отталкивает, и от Церкви отгоняет чья-то жесткость не по отношению к себе, а по отношению к другим, тем, кто к ней не готов и, более того, смысла ее не понимает. Более того, опыт свидетельствует о том, что строгий к себе человек чаще всего милостив и терпелив к окружающим его. Ни от кого ничего не требует, но просто являет собой пример того, как можно и как должно. Пример благочестия. Внутреннего и внешнего, связанных друг с другом неразрывно.
http://www.patriarchia.ru/db/text/963846.html
Благодарствую батюшка за статью, актуальна тема благочестия на всё время века сего.
Скажите пожалуйста люди: - "Бытие определяет сознание, или сознание определяет бытие?", "Не по одёжке ли встречают?", "Не по плодам ли деревья различают, а цветы по соцветиям?", "Форма определяет содержание, или содержание форму?". Может нужно напомнить, что Храм Божий Домом молитвы нарекается?, в котором, предстоит сам Господь, Царица Небесная и стоят святые Ангелы? Хотелось бы посмотреть на того, кто дерзнёт прийти на приём к земному Царю в чём попало и как попало (развязно), а к Небесному Царю являются позволяя всё что на ум взбредёт.
"Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих, и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным." - из богослужения Великой Субботы. Не слышна и не видна плоть должна быть, всё внимание естества нужно устремить к Богу. "Имейте горе сердца!" - возглас священнослужащего. И в такой момент взор устремляется на согнутую в поклоне впереди близко стоящую "благочестивую" женскую особу,что возникает соблазн поддать ей, чтоб до самого амвона на коленях проползла, да memento mori — «помни о смерти» останавливает. Не просто так веками традиции складываются. Горе тому, через кого соблазны приходят (см. Лк. 17: 1).
Господи, вразуми неразумных, спаси и помилуй хотящих быть в правде и истине благочестивых. Аминь.
А раз она проклята, то и все дела её прокляты, верно? От пищи которую она приготовит, до дома в котором она живет или даже в гости приходит.
Я не верю, что можно игнорировать такие вещи, как правильная одежда и не нанести себе вреда.
Я не понимаю, как вы все это в себе совмещаете, это же нелепица просто. Не могу понять.
Объясните, почему батюшки осуждают гомосеков, а женщин в брюках не осуждают, разница тут ведь очень размыта походу. Ну вот мальчик оделся девочкой, но пока же с мальчиками не спит, значит ещё не содомлянин, так ведь? Хороший мальчик, давайте помолимся о нем, многая лета, чо.
А если женщины, особенно молодые, будут все время ходить в платках и балахонах (как некоторые предлагают)... Простите, но, на мой взгляд, такая одежда напрочь убивает всякую женственность.
Вот, кстати, по поводу одежды. Нашел фотографии из сирийского православного храма: http://www.alepporthodox.org/modules/slideshows/index.php?page=slideshows&op=display_slideshow_details&slideshow_id=339#
Или, может, сирийцы неправославные?
Еще раз простите.
Простите.
с ними в школе учится дочь нашего настоятеля она ходит и в джинсах и в коротких юбках,и дочь нашего другого батюшки тоже одевается как ей нравится.и наши девочки всегда ссылаются на них если мы что то хотим им объяснить.сама я брюки не одеваю ну может 2 или три раза в месяц если причина есть для этого,а вот как быть с дочками ума не приложу,если сами добровольно не хотят пойти на уступки и перестать носить брюки,ломать не хочу,с мужем спорить об это тоже не хочется,в приципе я с ним согласна.может посоветуете что?
Да, строгость к другим - беда, сопровождающая человека при начале стараний заставить себя проявлять признаки внешнего благочестия. Наверное, злость и даже бешенство по отношению к "не так" одетым в храме женщинам у меня просто вызвано завистью и своего рода обидой - вот, мне нельзя, а ей можно? Да и потом, конечно, во сто раз легче следить за тем, как кто одет, чем молиться. Наверное, это происходит и от непонимания сути всех этих правил. И, наверное,потому, что я только начала стараться вести себя благочестиво - надо, наверное, стараться долгие годы, чтобы это стало другой натурой, и тогда это вызывает внутреннюю перемену в человеке. Старые благочестивые женщины и матушки-монахини, с которыми я встречалась, отличались большой любовью и мягкостью, одна из них, когда упрекала мальчика-алтарника за поведение, делала это так мягко, с таким смирением и такой любовью, что от выслушивания ее упрека можно было скорее обрадоваться, и быть тронутым, чем обидеться :)
"Вообще-то женские брюки - они и есть женские..."
Смею Вам напомнить, что, да, женские брюки действительно существуют, но их носят,извините, под юбкой, это во-первых.
(по-украински они называются "штанци" - не путать со словом "штанишки")
Во-вторых, напомню Катерине, котрая пишет:
"Внешнее благочестие должно исходить из внутреннего",
что часто внутреннее благочестие созидается внешним. В психологии это называется интериоризация, а не только внешнее исходит из внутреннего (экстериоризация).
Иной женщине надеть на голову платок - достойный удивления по количкству прилагаемых усилий подвиг, а тем более какую-нибудь немодную вещицу - вот где высота душеспасительного страдания!!!
В-третьих, форма неразрывно связана с содержанием. Поэтому давайте не будем себя обманывать внутренним благочестием при внешней развязанности.
Благдарность отцу за своевременную статью!
Вообще-то женские брюки - они и есть женские, и к мужской одежде не относятся.
Нонне.
Насчет того, что "брюками женщины вводят мужчин в соблазн" - а по-моему, это кому как. Кого-то больше вводят в соблазн открытые ноги (о чем уже тут упоминалось).
И вообще, что-то мы чересчур зациклились на "правильной" и "неправильной" одежде. Вот так и можно в конце концов зайти в крайность.
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Простите меня за помысл совета, ибо Вы поступаете разумно, - Храм не место для детских игр. Молитва труждающихся Господу, тем паче соборная, требует внимания и благоговения. Помните лишь, что вы там, где сердце ваше, и вы то, чем вы наполняете его (сердце). Приучение детей, с младенчества, к внутреннему благочестию - одна из важнейших задач Богом установленной власти (родительской) над ними. В Вашем случае внешнее благочестие будет понятным для них (детей) способом понуждения обращения к Богу.
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Ни одно дело, слово или помысл наши не будут добрыми, если не являются средством видения собственной немощи, если не обращают нас к покаянию для обретения подобия Божия! Встретив согрешающего брата (сестру), дабы наше СТРЕМЛЕНИЕ К БЛАГОЧЕСТИЮ НЕ СТАЛО БЫ САМОЦЕЛЬЮ, не превратилось бы в духовную коросту фарисейского осуждения, необходимо прежде всего обратиться к Богу за Милостью для согрешающего, чтобы Всемогущий Господь молитвами сего грешника (грешницы) помиловал бы и нашу грешную душу. Ибо зачастую, согрешающий по неведению человек, особенно в Храме, гораздо ближе к Богу чем воцерковленный люд.
Братия и сестры, дабы спасение наше не было "как из огня" (без добрых дел), будем же прежде всего искать воли Божией на пути к Нему! Тогда не придется спешно опускать глаза и искать другого места для молитвы, когда сердце наше будет наполняться произволением Любви!
СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ! БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Милосердный Господь заповедью: "возлюби ближнего своего, как самого себя" освещает нам путь к Нему, научает нас способам борьбы с нашими страстями (похотью очей, похотью тела и гордыни ума своего), дает возможность покаянием излечивать (очищать) падшее естество наше.
Премудрый Господь попускает лукавому искушать (экзаменовать) нас и в Храме, дабы омывая слезами покаяния наше духовное око мы научались смотреть глазами "нового" человека, а не "ветхого", дабы мы не осуждали как фарисеи молодую девушку, за короткую юбчонку и напомаженную бабулю за шляпку и брюки, ибо встретив их в Храме наше сердце должно было бы наполниться радостью о возвращении "блудной" дочери (сына) в Дом Отца нашего!
Всеведущий Господь видя произволение Любви в сердце нашем, видя нашу отверженность воли и правды своей ради заботы о ближнем подаст нам силу и знание (видение) того, что и как потребно делать для спасения его души.
(продолжение следует)
Могу и в храме подсказать, как стоять не надо (на Троицу, стоит парочка в обнимку, ну подошел шепнул на ушко, что мол "паренек успеешь еще полюбовничать, здесь то ты к Богу пришел" и подействовало же.).
"для Василия
А красивые женские ноги в метро на эскалаторе не вызывают у вас аналогичных эмоций? Если вызывают, то проблема не в красивых женских ногах, а в вашем внутреннем устроении.
... Так что ж мне теперь и в церковь не ходить?"
Проблема в нашем, вашем, человеческом устроении. Пал человек, далек он от мира ангельского, бесовскому близок. Святые отцы афонские удалились от женского присутствия. Очевидно практический опыт их со всей несомненной силой и яркостью свидетельствовал и свидетельствует им о данном факте (удобопреклонности падшей человеческой природы ко греху).
Правило церковное (как афонцы на свою службу удалились на свою половину Храма - Афон; так и нам следует во время службы: женщины должны удалиться налево, а мужчины - направо) нам, как правилО (приспособление, которое приставляют для распрямления), хоть оно средство внешнее, но способствует исправлению внутреннему, хотя бы на время беседы с Ним.
Есть еще в храме окна в мир Горний, неотступно, неотрывно взирая в которые, можно не видеть и рук священника.
Хотя, возможно, я ошибаюсь.
А красивые женские ноги в метро на эскалаторе не вызывают у вас аналогичных эмоций? Если вызывают, то проблема не в красивых женских ногах, а в вашем внутреннем устроении. И в метро и в церкви красивые женские ноги - чужие, не ваши, чужой жены, чужого мужа. С собой разберитесь.
Вот, например, я не могу скрыть своего восхищения (внутреннего) при виде красивых сильных мужских рук. Так что ж мне теперь и в церковь не ходить?
С уважением, Борис.
Летом другое дело. Носим юбки, потому что летние бывают в продаже.
"То как мы одеваемся и как себя ведем в храме это не просто признак внешнего благочестия. Вот вам пример: у нас в приходе есть одна женщина, всегда заходит в юбке до колен
... Ну какая тут молитва?! Конечно стараюсь не вертеть башкой, только всего лишь одного взгляда хватает чтобы выбить из молитвы на десяток минут. Сами знаете как трудно собрать мысли и следить за службой даже если рядом никого.
И сказать ничего не могу, она ведь как любой из нас пришла помолиться, а я ей - про длину юбки? А у меня в голове следующие пятнадцать минут уже совсем не молитвенные настроения. Понятное дело - с годами это конечно же пройдет."
Василий, Святой Афон закрыт для женщин неспроста. А Вы говорите "с годами пройдет". Не кажется, что обольщаетесь? Уж найдите способ. В другое место встаньте. Или если случается исповедоваться, скажите священнику, каюсь в таком-то грехе, может что посоветует или сам сообразит как исправить.
Бог в помощь.
Геннадию-либералу: Уважаемый, в храме, на Литургии тем паче, надо не на женщин/мужчин в их одеяниях пялиться, а молиться! Статья именно о внешнем благочестии, заметьте! И подумайте о своих "сучкАх"...
Доброго здоровья отцу Нектарию, он всегда пишет взвешено и очень точно.
С уважением, Эльвира
Я в силу личного опыта имею представление - нет никакого "внешнего благочестия" - какой ты внутри, такой и снаружи. Допущения типа: "я вот сейчас по обстоятельствам оденусь как мужчина (мысль женщины) / как женщина (мысль мужчины), а когда пойду в Храм то приведу в себя в порядок...если успею", это мышление человека прежде всего лукавого и развращенного (может быть шизофреника). Православный человек призван к целомудрию и святости, а как же облечься в святость поверх одежды противоположного пола?
Я постоянно на Литургии сталкиваюсь с прямо физическим отвращением в момент неожиданного появления рядом со мной существа, судя по всему женского пола, одетого в мужскую одежду, особенно это мерзко в случае явно пожилого возраста субъекта. Конечно, я понимаю невозможность такого восприятия присутствия сестры в Храме - усиливаешь молитву, однако все равно чувствуешь вину, но и сказать себе: "это не важно и не главное, мы вне закона" не получается. Такую реакцию я вижу и у других мужчин: отводят глаза, отходят в сторону...
Женщины, нежели Вы не понимаете, что так нельзя: представте себе, что в Храме будут стоять мужчины, одетые в женскую одежду. Неужели Вы не боитесь проклятия самого Бога?
Имеется ввиду, что не должно быть крена в сторону какого-то одного из этих видов благочестия.
P.S. Полностью согласен с Лизой (2013-02-23, 03:16).
Как созвучно моему сердцу - спасибо !
Внешнее благочестие укрепляет гордыню когда оно зиждется на том, чего в человеке нет. В жизни христианина есть тихие моменты - моменты отдыха и бурные - моменты подвигов. Одно сменяется другим. Когда мы преуспеваем, то преуспеваем потому, что Господь рядом и мы близки с Ним, а не потому, что нам удается делать это своими силами. Мы должны врасти в благочестивую жизнь настоящего христианина, а на это уходит очень много лет, даже вся жизнью, о каком внешнем благочестии вообще может идти речь? Есть место подвигов, подвижничества длинною в жизнь по силам, а внешним благочестием только обманываем себя и других, но не Бога.
И сказать ничего не могу, она ведь как любой из нас пришла помолиться, а я ей - про длину юбки? А у меня в голове следующие пятнадцать минут уже совсем не молитвенные настроения. Понятное дело - с годами это конечно же пройдет.
I agree with everything you said. We face this problem in our church all the time. I am going to give this article to my friends.
God bless.
Elena
Наталье(2013-02-22/14:24): То, что вас пугает в других, есть страх Божий, смиряйтесь...
Таисии(2013-02-22/13:43): Господь не награждает дважды одним и тем же даром...
Нате(2013-02-22/13:40): Мир лежит во зле, и похоть наших очей никуда не делась. Терпите и молитесь за делающих беззаконие, не осуждайте... Господь отдал на заклание Сына своего единородного не ради праведников, но и ради грешников...
Валентине(2013-02-22/13:40): Не стремление к удобствам, а собственная воля (неразумие) нашего падшего естества "погубит и нас и наш мир". Наши смертность, тленность и более всего страстность наполняют время, отведенное нам на покаяние стремлением к удовольствиям и комфорту. Борясь лишь с симптомами болезни, не устраните причину...
Ксении(2013-02-22/13:21): Отче наш... остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим...
Сергию(2013-02-22/13:06): Брат, твое радение о чистоте помыслов так же грешит самомнением, как и мой комментарий, но невзирая на климат, арбузы, чтобы они выросли сладкими, должно выращивать среди арбузов, а не среди кабачков и дынь. Имеющий уши да услышит, имеющий око да увидит...
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Вопрос - между чем и чем середину?
Между неблагочестием и благочестием? Между фарисейством и благочестием? Между неблагочестием и фарисейством?...
Думаю, о. Нектарий призывает к другому, являть ...Пример благочестия. Внутреннего и внешнего, связанных друг с другом неразрывно.
спасибо за эту поучительную статью, многие моменты просто берут за душу ...Можно сотню доводов привести в пользу того, что «все это на самом деле неважно», а можно — принять то, что для Церкви всегда было нормой, правилом, и смириться...Впрочем, ключевое здесь — «строгость к себе», а не к окружающим...
Помогай вам Господи ,игумен Нектарий , всегда читаю ваши статьи и всегда нахожу в них много полезного, душеспасительного ,
всех нас вразумлет Господь и все мы в глубине души знаем что нам нужно и что полезно .Ещё раз спасибо
"Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь."(2,Пет.,3-7)
Человек, будь он мирянин или монах, исполняя заповедь Божию: "возлюби ближнего своего, как самого себя", восходя духовно претерпевает и различные степени благочестия, ибо "Дух творит себе форму"...
"Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа."(2,Пет.,8)
Наше внешнее благочестие не имеет никакого значения, когда наше внутреннее устремление наполнено Любовью к тому, кто привлекает наше внимание, когда мы отвергаемся собственной воли и собственной правды, когда мы ищем правды Божией в отношении предмета нашего внимания!
Низкий поклон и благодарение отцу Нектарию за заботу о произволении нашего "падшего естества".
БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
И как это согласуется с ПРАВИЛА СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ
ПРАВИЛО 9
Всех верных, входящих в церковь и Писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко бесчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного
и с ПРАВИЛА АНТИОХИЙСКОГО СОБОРА
ПРАВИЛО 2
Все, входящие в церковь, и слушающие Священные Писания, но, по некоему уклонению от порядка, не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви дотоле, как исповедуются, окажут плоды покаяния, и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить оное.
Это не в коей мере не значит что я требую не исповедоваться и не постится перед причастием до того как этот вопрос исследует Священный Синод и вынесет соответствующие решение . Если Священный Синод примет решение надо постится и исповедоваться ,значит я считаю что это надо делать ,какие бы вопросы при этом не возникали,а если нет то нет.
Простите если мои высказывания кажутся дерзкими ,но поймите я всего лишь высказываю свое личное мнение.
Что же касается отказа от внешнего, позвольте привести анекдот:
Встретились два монаха из разных монастырей. "Как часто вы молитесь?" - спросил один. "У нас предусмотрено пять молитв в день," - ответил другой, - "но одна из них необязательная, и все молятся четыре раза. А как у вас?". "А у нас все молитвы необязательные..."
сможем ли сберечь ...эти остаточки ?
Большое спасибо Вам за статью,как всегда близка и понятна. Храни Вас,Господь !
Внешние нарочитые проявления "благочестия" отталкивающи, но они хорошо заметны, и довольно скоро даже новоначальный понимает, что к чему.
А отсутствие строгости к себе, потакание своему стремлению к комфорту приводит к внутренней расслабленности.
Нежелание же слушать советы Церкви приведет рано или поздно к плачевным результатам.
Последнее время только и слышишь,нужны ли посты, нужны ли правила и т.д.Вроде как уже сомневаемся в том, что веками копилось. Как хочется научиться, не осуждая внутри,праведно жить.
Не кажется ли Вам, Ваше преподобие, что Вы несколько неоднородно и неосторожно смешали очень разные вещи.
"На протяжении целого ряда лет то и дело можно было слышать: «Платок на голове не главное. И короткая юбка не беда! Если пришел в гости постом, ешь, что дают, не обижай хозяев? и т.д.".
Да, тут на первый взгляд, тонкости, но в этих-то тонкостях и есть все главное, чему надо учиться людям. Даже в статьях нельзя насильственно формализовывать духовные проявления.Есть в гостях, что дали - об этом говорит вся святоотчесекая литература и практика наших благочестивых отцов.Короткая юбка - неприемлема однозначно.
В статье, к сожалению, смешались причины и следствия, в противопоставление внешнего благочестия внутреннему оказалось формальным и чреватым для общего смысла и духа статьи. Не ослабление внешних сторон благочестия причиной нынешнего поведения людей в Церкви, а издержки миссионерства и ложная практика неподготовленной плеяды молодых священников, которые зачастую не имеют сами этого "внутреннего", а потому и научить прихожан ему не умеют.
Тема внутреннего и внешнего благочестия - вечная и нужнейшая.Но она требует обозначения прежде всего сакральной связи между тем и другим. А этого у Вас в статье нет.
Простите. Вы замечательно пишете и мотивы у Вас понятные и пафос душа принимает. Но исполнение, увы, немного отстает. Прошу Ваших молитв.
А первые две фотографии, как лично мне кажется, тут излишни.
Стремление к удобству, в конце концов погубит и нас и наш мир, т.к. ради него мы на многое готовы пойти. Надо стараться сохранять веками созданные традиции, даже если не видно на первый взгляд смысла в этом. Без принятия этих традиций нет возможности для духовного роста, нет роста значит...
Помогай Вам Господь!
Пожелание наполнителям сайта - больше статей размещать с авторством пастырей и строже относится к редактированию статей мирян. По комментариям заметно, что невольно мы соблазняем читателей разномыслием, являющемся следствием личного восприятия автора. Здесь нужно нести истину людям, а не развлекать их "творческую мысль" пищей мнений. Патриарх просил в таком ключе, давайте послушаемся.
Личная просьба - ввести рубрику "Толкование Евангелия на каждый день" начиная с воскресных.
А вот в другом храме примерно половина женщин голову не покрывает. И пример им показывает жена настоятеля.
Когда вижу в храме женщину с непокрытой головой вспоминаю из Откровение Иоанна Богослова такие слова: "По виду своему саранча была подобна коням, приготовленным на войну; ... лица же ее – как лица человеческие; и волосы у ней – как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов."
При чтении этой статьи опять приходит на ум "Апокалипсис", а именно:
"знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч!
Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих."
Как мне думается, автор проводит мысль,что одновременно с уходом внешнего благочестия в души христиан приходит внутренняя теплохладность. Слова о Лаодикийской церкви являются предупреждением для нас.