Семейный клуб трезвости (СКТ) – сообщество семей, добровольно объединившихся для решения проблем, порождаемых различного рода пристрастиями. Первый подобный клуб появился в Загребе в 1964 году по инициативе психиатра Владимира Удолина. Сегодня такие клубы существуют в 34 странах мира (только в Италии их более 2000). В России первый семейный клуб трезвости появился при Никольском храме села Ромашково в 1992 году под руководством врача-психиатра, священника Алексия Бабурина. В мае 2011 года создано Межрегиональное общественное движение в поддержку семейных клубов трезвости.
Цифры, или «а где 999?»
– Я ей сказал, как к нам попасть, – говорит Георгий Витальевич, – не знаю, придет ли … Раз в месяц у нас в храме проходит молебен об избавлении страждущих от зависимостей. Так вот, за месяц накапливается около 1000 имен, на сам молебен приходит около сотни человек, на собрание остается с десяток, а на следующую встречу клуба приходит лишь один из них.
Георгий Витальевич вспоминает Евангельскую историю, когда Христос исцелил десятерых прокаженных, а поблагодарить вернулся лишь один, и Он спросил: «а где остальные девять?» А тут хочется спросить, – а где же остальные 999? Ответ – неутешительный…
«В 1913 году в России в среднем выпивалось 2-4 литра абсолютного алкоголя на человека в год, а в 14-ом году этот показатель был снижен до долей литра. Сейчас он – от 12 до 18 литров. Всемирная организация здравоохранения считает, что при превышении 8 литров в обществе начинается необратимая деградация», – поясняет Гусев.
До революции в России было более 2 тысяч приходских обществ трезвости, а сегодня их, ну, может быть, несколько десятков по всей стране наберется …
«Государство должно быть очень озабочено этим, – вздыхает Гусев. – А Церкви, которая вела работу в этой области еще с XIX века, необходимо вспоминать свой опыт».
Не допустить «семь злейших»
Помимо опыта Церкви, есть еще две составляющих методики Семейных клубов трезвости.
Во-первых, традиции православной аскетики. Трезвость здесь понимается не просто как отказ от наркотиков, алкоголя, сигарет или других зависимостей – всё это лишь одни из первых шагов на христианском пути борьбы со страстями.
«Наша задача – суметь ответить вопрошающим о своей вере, – объясняет Георгий Витальевич, –избавить от какой-то вредной привычки, – это лишь «техническая» подробность. С самого начала мы им говорим: “Послушай, тебе сейчас это представляется самым главным, но это – фрагмент твоей жизни, не самый интересный, с этим ты расстанешься скоро, поверь. И тогда поймешь, какие на самом деле проблемы существуют в жизни”».
76% из регулярно посещающих православные «Семейные клубы трезвости» и правда со временем начинают видеть мир куда шире, нежели через бутылочное горлышко. Многие приходят к вере. Даже те, кто открыто заявлял, что они – атеисты.
«К нам в общину в Ромашково пришел выдающийся ученый, доктор физико-математических наук, и сказал: “Я – атеист!”. Отец Алексий Бабурин ему говорит: “Ну, чайку-то можете с нами попить?” – “Могу!” Он жил наукой, работал в военно-промышленном комплексе, а в 90-е, когда всё развалилось, его как бы «лишили жизни», – и начались проблемы с алкоголем. Он ходил к нам, первое время спорил, выступал, рассказывал, как это “по-научному”. А когда умирал, то исповедался? и батюшка его причастил. Согласитесь, вот такой конец – благо, а не то, что человек просто перестал пить»…
В этом отличие «Семейных клубов трезвости» от распространенной в России и мире 12-шаговой программы «Анонимных алкоголиков», которую Георгий Гусев считает неприемлемой для христиан. И из-за формулировки о Боге, Которого в одном из шагов позволяется понимать, как кому угодно, и из-за подмены целей.
– Часто бывает, что человек бросил пить – начал употреблять наркотики, или стал играть, или блудом занялся. Потому что – в Евангелии сказано – в незанятый дом могут придти семь злейших духов.
Для многих членов АА постоянные собрания групп самопомощи становятся необходимостью, не допускающей пустоты. По словам Георгия Витальевича, участники СКТ в среднем ходят на встречи в течение года. Затем большинство из них становятся просто прихожанами храмов.
Методика СКТ: 12 бед – один ответ
Еще одна составляющая, лежащая в основе СКТ, – психотерапия. Методике Владимира Удолина доработана российскими психологами и «заточена» под наши привычки и традиции.
Зависимость считается болезнью семейной – даже если психоактивные вещества употребляет кто-то один, страдают все. Значит, решать проблему нужно внутри семьи. Это с одной стороны. А с другой, при этой общесемейной беде, каждый имеет свои личные страдания, переживания, свою роль в данной ситуации – то есть свою собственную «версию» общей проблемы. Решить которую могла бы помочь групповая психотерапия.
Группа может включать в себя только 12 семей – по теории Удолина, это оптимальное для продуктивного общения количество. Как только появляется 13-я семья, группа разделяется, начинает образовываться следующий клуб.
Так получилось, что сам Георгий Витальевич Гусев по профессии психолог. Правда, в помощники к отцу Алексию Бабурину еще в 90-е годы он попал из сторожей. Вместе с батюшкой он когда-то работал научным сотрудником, в годы перестройки остался без работы, стал церковным сторожем и вот тогда-то и получил это послушание.
«Говорят, – неуверенно произносит он, потому что сам пьянством не страдал, – лучше, когда руководитель клуба сам прошел через все эти проблемы. Я не берусь судить»…
В европейской практике к обсуждению запрещены три темы – теория зависимостей (рассуждения о причинах и природе, как правило, не ведет к конструктивному диалогу), политика (она способна вызвать яростные бессмысленные споры) и религия. Последний пункт в «русскую редакцию» не вошел. Члены православных «Семейных клубов» трезвости периодически проводят встречи со священниками.
Выбор: о «дорогом» времени и воинах Христовых
Возникает резонный вопрос: если методика такая удачная, если она так хорошо работает и помогает людям, почему же она не обрела в такой пьющей России популярность, малоизвестна, не востребована?
«Это показатель нашей готовности, нашего рвения, нашего желания, – уверен Георгий Витальневич. – Я очень хорошо запомнил одного бизнесмена: он приехал на своем «Мерседесе», посидел с полчасика, сказал: «Мое время очень дорого, я не могу сидеть и слушать всякую ерунду». Сейчас он уже разорился, спился, у него давно нет его «Мерседеса». Я даже не знаю, жив ли он сейчас»…
В общем-то, каждый человек сам делает выбор. И даже чудеса, которые за все эти годы не раз можно было наблюдать в среде православных «Семейных клубов трезвости», тоже требуют человеческих усилий.
Это было настоящее чудо! А дело в том, что перед этим он услышал от отца Алексия, что он – воин Христов, и его это потрясло. Он и по натуре своей воин, но не знал, что – Христов. И произошло мгновенное перевоплощение».
А последнее. Если бы мне рекомендовали бы считать себя алкоголиком в то время, как я уже не пью несколько лет, то я обязательно столкнулся с жесточайшим внутренним конфликтом - зачем мне быть трезвым, если я так и так алкоголик! Совсем другое дело, когда призывают помнить - пьянство - твоё слабое место, которое нужно охранять и защищать полным воздержанием от алкоголя. И если кому-то угодно называть меня пьяницей - пусть это делает. Но я сам постараюсь с Божьей помощью жить так, чтобы у окружающих меня людей не было повода для такого мнения. То есть жить трезво.
В противном случае 12 шагов так и останутся с чуждой нашему менталитету протестантской подкладкой. Иначе они будут уводить в сторону, произойдёт подмена целей - здесь я согласен с автором статьи.
В молитве анонимных верно сказано: "Боже, даруй нам разум..." - да, надо искать разум, следуя путём Истины и Света, которые и есть Сам Иисус Христос. Пытаться же отыскать некую истину рациональным холодным разумом - путь в никуда, бег в беличьей клетке.
Я точно знаю: немало членов АА/АН ищут Истинного Бога и... находят, встреча со Спасителем происходит!! Вот это и есть самое главное событие жизни заблудшего человека: "Отче, я согрешил перед небом и перед Тобою..." Вот тогда начинается настоящая работа по шагам - когда он увидит в 12 шагах отблески Евангелия.
Все правильно , "Стали внутренне готовыми к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков", т.е. осознали как эти недостатки (страсти ) влияют на нашу жизнь. Осознали как эти недостатки отдаляют нас от Бога, "настрадались" от них. Вспомним состояние Августина "А юношей я был очень жалок, и особенно жалок на пороге юности; я даже просил у Тебя целомудрия и говорил: "Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас". Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и сразу же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить" (Перевод М.Е.Сергиенко. "Богословские труды", 1978)
6 и 7 шаги -" избавь сейчас , я уже готов к этому", не хочу прибегать к больному механизму, я осознал это , но и справиться с ним ( грехом ) сам - не могу !
Никто не заставляет отрекаться от Христа ! На группе не говорят об этом потому , что главная тема - выздоровление.Православный человек , ходящий на группы ,спокойно может молиться Христу про себя. И не потому что кого-то корежит , а потому , что цель групп - выздоровление от активной зависимости. Я уже цитировал вам "Проект" : "Данная программа родилась в религиозной протестантской среде, имела христианское вдохновение, но, предоставляя возможность участия в группах сообщества далеким от веры страждущим, в том числе имеющим предубеждения против религиозной жизни, говорила о Христе прикровенно. Целью создателей программы являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей ко Христу."У кого есть выбор может придти в православный ребцентр - очень хорошо , что такие есть.У многих нет выбора.
Иначе 12 шагов так и останутся с чуждой нашему менталитету протестантской подкладкой. Иначе шаги будут уводить в сторону, произойдёт подмена целей - здесь я согласен с автором статьи.
В молитве анонимных верно сказано: "Боже, даруй нам разум..." - надо искать разум, следуя путём Истины, Которая есть Сам Иисус Христос.
Пытаться же отыскать некую истину, вооружившись холодным рациональным разумом - безполезный путь в никуда, бег в беличьей клетке.
Я точно знаю: немало членов АА/АН ищут Истинного Бога и... находят, встреча со Спасителем происходит!! Вот это и есть самое главное событие жизни заблудшего человека: "Отче, я согрешил перед небом и перед Тобою..." Вот тогда начинается настоящая работа по шагам - когда он увидит в 12 шагах отблески Евангелия.
Да, богословствовать больным людям не стоит, не надо агитировать. Но вести разговоре о познании воли Бога имея в виду некую безличную Высшую Силу, как каждый сам себе Его выдумал...
На собрание к ним может придти священник только если он сам... алкоголик!
Да, АА/АН вне официоза, но не могут быть вне православия!
Вячеслав, правильный перевод 6 шага: "Стали внутренне готовыми к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков". Как говорится, почувствуйте разницу.
Надо отметить , что Анонимные не на что не претендуют в Церкви.Это просто страдающие люди - бывает что на последней стадии, которые собираются чтобы обрести трезвость и обретают ее.Поверьте , для этого необходима огромная работа .Эта работа направлена именно на то , чтобы увидеть свои больные механизмы. Это не религиозная программа , но она может стать ступенью к Богу, к Церкви.Очень хорошо что есть Клубы Трезвения , но много ли их ? А где найти помощь и поддержку страждущим , которые еще не обрели Бога?(«Программа 12 шагов», которую используют в своем сообществе Анонимные Наркоманы (АН), действительно, является эффективным инструментом в реабилитации алкоголе- и наркозависимых, с этим согласились специалисты во всем мире. Данная программа родилась в религиозной протестантской среде, имела христианское вдохновение, но, предоставляя возможность участия в группах сообщества далеким от веры страждущим, в том числе имеющим предубеждения против религиозной жизни, говорила о Христе прикровенно. Целью создателей программы являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей ко Христу."http://www.patriarchia.ru/db/text/1266458.html)
Насчет литературы, да , переводы не самые удачные.Но понять можно.Вы ошибочно трактуете 6 й шаг. Программу необходимо воспринимать целостно. Да , "мы полностью подготовили себя чтобы Бог избавил нас от всех-всех наших недостатков"- здесь речь идет о готовности. 7 й шаг говорит, что мы
"Смиренно просили Его удалить наши недостатки.", обращение к Богу не отменяет определенной работы со стороны человека."от нас работа - от Бога результат". Только Бог решает как и когда человек будет избавлен от мучающих его дефектов. 12 шаг говорит о том , что мы стремились "применять эти принципы во всех наших делах."То есть и 6 и 7 шаги становятся частью ежедневной работы над собой."Признать свои ошибки и возмещать ущерб..." это не так уж и мало. Признать свой грех , т.е., по словам св. Феофана Затворника "осознание своего греха пред Богом" , и есть начало покаяния.
Ложно и ошибочно мнение , что 12 шаговая программа «неприемлема для христиан».Об этом говорит опыт той же «метанойи».По поводу "как мы Его понимали": 1. некоторые переводят "насколько мы его понимали", 2. часто люди приходят в программу вообще без какого-либо понимания Бога .
По поводу диагноза - зависимость это болезнь , но работа по прграмме 12 шагов помогает избавиться от "страха срыва" и других страхов. Бог лечит душу , но для этого надо понять , что душа больна.По моему мнению программа обращается к "первичной религиозности" в человеке ( вспомним "душа по природе христианка") , помогая открыть , найти в себе образ Божий.Никаких таблеток в 12 шаговой программе нет.
Да, алкоголизм это болезнь тела, души и духа, но дух выше всего, только Бог лечит душу - сей рассказ прекрасно подтверждает это. Безсмысленно лечить одно тело. Тем более, что ВОЗ давно вычеркнул алкоголизм и наркоманию из числа болезней - это таблетками не лечится!
В АА/АН совершенно безобразная литература, которая пишется в США, там же переводится, издаётся и продаётся - замыленные, гладкие фразы, нелепые американизмы, чужой протестантский дух. А какие формулы: "мы полностью подготовили себя чтобы Бог избавил нас от всех-всех наших недостатков". Супер! Сдали 6-й шаг и стали чуть ли безгрешными - корона на голове выросла!! Мало признать свои ошибки и возмещать ущерб - Богу нужно искреннее покаяние...
Приснопамятный Патриарх Алексий II так говорил о 12 шагах: "...нужно попытаться наполнить эти программы нашим религиозно-нравственным содержанием, сочетать их медицинские и психологически достижения с православной духовной основой."
Только в этом случае 12 шагов не становятся бегом по замкнутому кругу, перезависимостью - уже от групп, могут стать инструментом для покаянного изменения жизни. Немало людей в 12 шагах впервые слышат и задумываются о Боге и начинают искать встречи с Богом Истинным - очень важно чтобы эта встреча, состоялась в Церкви. И здесь есть очень хорошие примеры: это и упомянутая вами Метанойя, и реабилитационный центр "Зебра"...