Место встречи. Крест

Аллегория монашеской невидимой брани Аллегория монашеской невидимой брани
Человек всегда одинок. Одинок потому, что никто и никогда не поймет его до конца. Не будет с ним каждое мгновение его жизни. Не пройдет рядом каждый метр пути. Иногда мы ощущаем это с особенной ясностью и силой. Иногда начисто об этом забываем — так вдруг все в жизни становится хорошо и так вокруг много близких, родных людей. Но забываем лишь для того, чтобы вспомнить. И пост, особенно Великий, есть то время, когда волей или неволей вспоминаем, поскольку враг не оставит нас без своего участия. Даже если мы сами будем предельно нерадивы, ленивы, малоподвижны, он с готовностью предложит нам все, потребное к подвигу: искушения и скорби. И сбудутся вновь слова преподобного Марка Подвижника, утверждающего, что неизменно «содействует злое благому намерением неблагим».

Нуждаемся ли мы в том, чтобы разделить с кем-то радость, которую посылает нам Господь? Если мы не эгоисты до какой-то самой последней меры, то да, разумеется, нуждаемся, как не нуждаться! Но насколько велика эта нужда, насколько остро мы ее ощущаем? Если радость останется лишь нашей и больше ничьей, она немного померкнет, потускнеет, но что-то от нее да сохранится. Что-то, утешающее и ласкающее душу.

Другое дело скорбь. Вот тут точно есть необходимость в поддерживающем, подкрепляющем, а главное — в том, кто именно разделит ее с нами, то есть возьмет на себя какую-то часть ее тяжести, облегчит для нас нашу ношу. Кто? Те же близкие, родные люди? Пусть они будут поблизости, пусть сочувствуют, сопереживают нам. Пусть помогают, утешают… Благодарим их за это! Но где скорбь — только в обстоятельствах и каких-то событиях? Нет. Она глубоко в нашем сердце. Так глубоко, что не сойдет туда, в эту бездну, в этот личный, земной, временный ад с нами никто. Никто, кроме Того, Кто сходил в ад настоящий.

И получается, что Крест — не только орудие нашего спасения, не только святыня, перед которой мы благоговейно преклоняем колени. Это еще и место встречи с Богом. И нигде, ни в одной иной точке не бывает она настолько непосредственной, настолько удивительной, нигде и никак больше не достигается такая близость.

Днесь Неприкосновенный существом прикосновен мне бывает... Днесь — когда распинается за нас. Но днесь — и когда мы распинаемся, не за Него пусть даже, а хотя бы с памятью о Нем и с доверием Ему.

Почему? Неужели в награду за терпение, за мужество, за самоотверженность? И неужели это все есть у нас? Какая награда, если все эти кресты мы сами, своими руками мастерим! Сколачиваем их, когда «строим свое личное счастье так, как сами его понимаем», когда пытаемся обойти Необходимого, когда искренне верим, что нарушение Его заповеди — обязательное условие достижения поставленной нами перед собой цели.

Нет, не о заслугах и наградах тут речь. Просто перед крестом отступает многое из того, что обычно мешает. Отступает надежда на кого-либо: ты один на нем. Если кто-то и стоит при подножии, то ведь это лишь твои руки и ноги прибиты к его перекладинам и твое ребро прободает копье уныния и отчаяния. Отступает упование на свои собственные силы: их больше нет; то, что казалось силой, растаяло, стекло и впиталось в землю. Отступают намерения, планы, желания и стремления: уже не до них…

Есть ты и Муж скорбей, изведавший болезни. Он знает о твоей скорби и болезни все — так, как не знаешь этого и ты сам. Твоя скорбь — крошечная, глазом неразличимая, только сердцем ощущаемая частичка одной всеобъемлющей скорби, Им за тебя и за всех людей подъятой. На Кресте, на Голгофе. И ты — в Его сердце. Только бы и Он был в твоем. Он этого желает. А ты?

Ведь ты все равно можешь от Него отгородиться, закрыться от Его любви — ропотом, ожесточением, злобой. Неверием, наконец.

Можешь не сказать: «Достойное по делам моим приемлю», а повторять, бессмысленно тряся головой: «За что? За что?! Почему я?!»

Есть за что. Этих «за что» так много, что и не перечислишь всех. И странно, что ты сам их не помнишь. Это беспамятство тоже — из «за что». И «почему» есть. И «для чего». И это все важно понять, смирившись, отдавшись, положившись на Его волю и милость.

Но еще важней, опять же, одно: здесь — место встречи. Той, которую нельзя пропустить.

Комментарии
Надежда15 марта 2015, 14:41
отец Нектарий, низкий Вам поклон. Вы говорите мне в самое сердце. Благослови Вас Господь.
Елена.Украина 8 апреля 2013, 21:03
Да,человек одинок. Но рядом всегда Он,Который все знает и понимает,и объяснять Ему ничего не надо,даже мысленно. Достаточно посмотреть на Его Образ,в Его пронзающие тебя насквозь глаза и понять,что Он любит тебя,как никто другой. Поднять сердечный покаянный взор на Его Крест,принять эту Жертву Любви,Распятой за нас. Умереть вместе с Ним,чтобы вместе с Ним... воскреснуть.
Елена 8 апреля 2013, 16:17
спасибо от всего сердца. у меня недавно умер муж и было так тяжело, была и обида и тысяча вопросов "почему", я была как заблудившаяся, ищущая ответа.очень помогали молитвы, но грешная мысль следовала неотступно "почему?",знаю, что грехов у меня очень много, но лукавый крутился около меня, подначивая "у других грехов не меньше, но однако живут семьей и живут хорошо, а ты и в церковь ходишь..."и вот сегодня прочитала
"Место встречи.Крест"-я плакала и все стало в моей душе на свое место. Благодарю Вас и дай Вам Бог здоровья.
Ольга СПб 8 апреля 2013, 15:15
СПАСИБО! Прямо именно для меня написано! Я вся сейчас в терзаниях и сомнениях и вдруг:
- "Но еще важней, опять же, одно: здесь — место встречи. Той, которую нельзя пропустить."
Михаил 8 апреля 2013, 14:33
Да. Одиночество всегда присутствует внутри нас. Справедливо сказано автором статьи. И оно может лишь заглушаться какими-то житейскими радостями, но не исчезать, а наоборот заявлять о себе еще и еще. В Маленьком принце есть, на мой взгляд интересная мысль, которую можно дерзнуть и перенести на все вышесказанное, если я ощущаю это одиночество, то это не только мое одиночество, но и одиночество Той Любви, Которая стоит у двери и ждет, что бы Ей отворили...
Ольга 8 апреля 2013, 12:13
Спасибо!Очень помогло и отрезвило!Всё ясно и просто!Очень понравилось!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×