Старый и новый стиль в исторических датах

В какой день сентября следует отмечать Бородинскую битву, если мы живем в XXI веке? Когда в пересчёте на наше время родились А.С.Пушкин и Н.В. Гоголь, когда скончался святой флотоводец Феодор Ушаков? Как пересчитывать даты русской и западноевропейской истории, если Россия вплоть до 1918 года жила по юлианскому календарю? Эти и другие вопросы мы задали кандидату исторических наук, специалисту по средневековой хронологии Павлу Кузенкову.

Как известно, до февраля 1918 года Россия, как и большинство православных стран, жила по юлианскому календарю. Между тем в Европе, начиная с 1582 года, постепенно распространился реформированный календарь, введенный по распоряжению папы Григория XIII. В год введения нового календаря было пропущено 10 дней (вместо 5 октября стали считать 15 октября). В дальнейшем «григорианский» календарь пропускал високосы в годах, оканчивающихся на «00», кроме тех случаев, когда первые две цифры такого года образуют число, кратное «4». Именно поэтому 1600 и 2000 годы не вызвали никаких «подвижек» в обычной системе перевода из «старого стиля» в «новый». Однако в 1700, 1800 и 1900 годах високосы были пропущены, и разница между стилями увеличивалась, соответственно, до 11, 12 и 13 дней. В 2100 году разница увеличится до 14 дней.

В целом же таблица соотношений между юлианскими и григорианскими датами выглядит следующим образом:

юлианская дата

григорианская дата

разница

с 1582, 5.X по 1700, 18.II

1582, 15.X – 1700, 28.II

10 дней

с 1700, 19.II по 1800, 18.II

1700, 1.III – 1800, 28.II

11 дней

с 1800, 19.II по 1900, 18.II

1800, 1.III – 1900, 28.II

12 дней

с 1900, 19.II по 2100, 18.II

1900, 1.III – 2100, 28.II

13 дней

В Советской России «европейский» календарь был введен правительством Ленина с 1 февраля 1918 года, которое стало считаться 14 февраля «по новому стилю». Однако в церковной жизни никаких изменений не произошло: Русская Православная Церковь продолжает жить по тому же самому юлианскому календарю, по которому жили апостолы и святые отцы.

Средневековый астрономический манускрипт Средневековый астрономический манускрипт
Возникает вопрос: как правильно переводить из старого стиля в новый исторические даты?

Казалось, бы, всё просто: надо воспользоваться тем правилом, которое действовало в данную эпоху. Например, если событие произошло в XVI–XVII веках, прибавлять 10 дней, если в XVIII веке – 11, в XIX веке – 12, наконец, в XX и XXI веках – 13 дней.

Так и делается обычно в западной литературе, и это вполне справедливо в отношении дат из истории Западной Европы. При этом следует помнить, что переход на григорианский календарь происходил в разных странах в разное время: если католические страны почти сразу же ввели «папский» календарь, то Великобритания приняла его только в 1752 году, Швеция – в 1753-м.

Однако ситуация меняется, когда речь заходит о событиях русской истории. Следует учитывать, что в православных странах при датировании того или иного события уделялось внимание не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в церковном календаре (празднику, памяти святого). Между тем церковный календарь не подвергся никаким изменениям, и Рождество, к примеру, как праздновалось 25 декабря 300 или 200 лет назад, так празднуется в этот же день и теперь. Иное дело, что в гражданском «новом стиле» этот день обозначается как «7 января».

Обратим внимание, что при переводе дат праздников и памятных дней на новый стиль Церковь руководствуется текущим правилом пересчета (+13). Например: перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского, празднуется 3 июля ст. ст. – или 16 июля н. ст. – хотя в 1652 году, когда произошло это событие, теоретически юлианское 3 июля соответствовало григорианскому 13 июля. Но именно теоретически: в то время эту разницу могли бы заметить и зафиксировать разве что послы иностранных государств, уже перешедших на «папский» календарь. Позднее связи с Европой стали более тесными, и в XIX – начале XX века в календарях и периодических изданиях ставили двойную дату: по старому и новому стилю. Но и здесь при исторических датировках приоритет должен отдаваться юлианской дате, так как именно на нее ориентировались современники. А поскольку юлианский календарь как был, так и остается календарем Русской Церкви, нет никаких оснований переводить даты иначе, чем это принято в современных церковных изданиях, – то есть с разницей в 13 дней независимо от даты конкретного события.

Примеры

Русский флотоводец Федор Федорович Ушаков скончался 2 октября 1817 года. В Европе этот день обозначался как (2+12=) 14 октября. Однако Русская Церковь празднует память праведного воина Феодора именно 2 октября, что в современном гражданском календаре соответствует (2+13=) 15 октября.

Бородинская битва произошла 26 августа 1812 года. В этот день Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери в память чудесного избавления от полчищ Тамерлана. Поэтому, хотя в XIX веке 12 юлианское августа соответствовало 7 сентября (и именно этот день закрепился в советской традиции как дата Бородинской битвы), для православных людей славный подвиг русского воинства был совершен в день Сретения – то есть 8 сентября по н.ст.

Преодолеть тенденцию, ставшую общепринятой в светских изданиях, – а именно: передавать даты по старому стилю по нормам, принятым для григорианского календаря в соответствующую событию эпоху, едва ли возможно. Однако в церковных изданиях следует опираться на живую календарную традицию Православной Церкви и, принимая за основу даты юлианского календаря, пересчитывать их на гражданский стиль по текущему правилу. Строго говоря, «нового стиля» не существовало до февраля 1918 года (просто в разных странах действовали разные календари). Поэтому и говорить о датах «по новому стилю» можно только применительно к современной практике, когда необходимо пересчитать юлианскую дату на гражданский календарь.

Таким образом, даты событий русской истории до 1918 года следует давать по юлианскому календарю, в скобках указывая соответствующую дату современного гражданского календаря — так, как это делается для всех церковных праздников. Например: 25 декабря 1XXX г. (7 января н.ст.).

Если же речь идет о дате международного события, датировавшегося уже современниками по двойной дате, такую дату можно указывать через косую черту. Например: 26 августа / 7 сентября 1812 г. (8 сентября н.ст.).

Павел Кузенков

23 апреля 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Краткая история возникновения Календарного вопроса Краткая история возникновения Календарного вопроса
Календарная проблема несоизмеримо серьезней, чем вопрос о том, за каким столом мы будем сидеть один раз в год в новогоднюю ночь: за скоромным или постным. Календарь касается священных времен народа, его праздников. Календарь определяет порядок и ритм религиозной жизни.
Был ли Патриарх Тихон сторонником введения нового стиля? Был ли Патриарх Тихон сторонником введения нового стиля?
Дмитрий Сафонов
Празднование Рождества Христова, а также Нового года всегда сопровождается в СМИ комментариями на тему о старом и новом стиле. Но никогда прежде эти комментарии не были столь тенденциозны. Во многих телерепортажах о праздновании Рождества Христова особенный акцент делался на том, что от юлианского календаря уже отказались во всем мире, в том числе и Православные Церкви, и только Русская Церковь отказывается идти «в ногу со временем» и упорно придерживается юлианского календаря.
Еще раз о юлианском календаре: наука и мифы Еще раз о юлианском календаре: наука и мифы
Павел Кузенков
С математической точки зрения календарь представляет собой уравнение между тремя основными астрономическими периодами: а) вращения Земли вокруг своей оси (1 сутки); б) вращения Луны вокруг Земли (сидерический месяц, определяющий наблюдаемые фазы луны, равен 29,5306 сут.); в) вращения Земли вокруг Солнца (тропический год, определяющий сезонные явления, равен 365,2422 сут.).
Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь? Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Почему Православная Церковь не переходит на григорианский календарь? Многие искренне убеждены, что существует два Рождества – католическое 25 декабря и православное 7 января. Разве переход на григорианский календарь не избавит человека от необходимости делать лишний раз выбор между правдой и лукавством? У моей подруги мать искренне верующий человек и все годы, что я ее знаю, для нее Новый год – это противоречие между постом и всеобщим праздником. Мы живем в светском государстве со своими правилами и нормами, которое в последние годы сделало много шагов навстречу Церкви. Пусть эти шаги исправляют прошлые ошибки, но если идти навстречу друг другу, можно встретиться гораздо быстрее, чем, ожидая встречи и не двигаясь самому.
Комментарии
Юрий10 января 2019, 23:05
Хорошо, что еще не все уничтожены документальные свидетельства прошлого. У меня перед глазами лежит МЕСЯЦОСЛОВЪ НА ЛЕТО ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1802 изданное въ Санктпетербурге при Императорской Академии Наук. Так вот, сей документ содержит в себе 199 страниц, на которых утверждается, что Российская Империя в оном (лете) году жила по Григорианскому календарю и соответственно все церковные праздники в ём указанные, тоже отмечались по Григорианскому календарю. Вот и вся незадача...
Елена25 декабря 2018, 10:52
Здравствуйте!
Написано, что церковь живёт по Юлианскому календарю. Почему же тогда Рождество празднуется 7 января,
а не 25 декабря? Дни 1-13 февраля 1918 года не существовали. Получается, чтобы узнать число по ст. стилю, необходимо из нового стиля отнять 13 дней? Выходит, что 7 января рождество по новому стилю, а церковь, как сказано. живёт по старому, ничего не понимаю.Я никак не могу разобраться с этим вопросом. Помогите, пожалуйста. понять.
андрей29 января 2018, 20:21
Добрый день.
Прочил выше пояснение и почти ничего не понял.
т.е. получается в 1917 году в России было скажем 10 февраля, а в Европе в этот день 23 февраля?
второе после февраля 1918 года Россия подровняла календари значит и рождество должны отмечать вместе 25 декабря?
Тоисия 7 января 2014, 19:45
а зачем вообще пересчитывать православные даты? почему тогда мы дни рождения отмечаем день в день, также новый год, 8-марта, 23-февраля...почему здесь мы не пересчитываем даты...
Антоний27 ноября 2013, 11:39
Михаилу: никакой путаницы.

Рождество Христово:
ст.стиль - 25 дек.
нов. стиль - 7 янв.

Новый год:
ст.стиль - 1 янв.
нов. стиль - 14 янв.

То, что все празднуют 1 января по новому стилю, в церковном понимании - 19 дек., разгар Рождественского поста, память мч. Вонифатия
Миххаил27 ноября 2013, 11:24
рождество по ст.ст 25 декабря а по новому 7 января.Новый год мы отмечаем 1 января а по ст.ст.14января.Почему-же стили ноборот?
Василий Правдолюбов29 апреля 2013, 22:50
Почему-то никто не знает, что день весеннего равноденствия изменился не потому, что год в Юлианском календаре был неправильно высчитан, а потому что изменился угол наклона оси вращения земли. Поэтому Григорианский календарь неправильный. Тем более, что Пасха празднуется не по солнечному календарю, а по лунному, а луна за 2000 тысячи лет не могла на 13 дней изменить свое вращение.
Михаил23 апреля 2013, 22:14
А как зарубежные страны, начиная с 1582 года, указывают даты ( или указывали) важных исторических событий, случившихся до 1582 года? Также через косую черту со ссылкой на другой календарь ( или это неважно для них, или сделан пересчет всех исторических дат к Григорианскому календарю)? Если кончится Григорианский календарь, то снова пересчитают к новому календарю? - т.е. это работает такая модель пересчета дат от календаря к календарю?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×