Ветхий Завет раскрывается в Новом Завете. Удивительно раскрывает свои смыслы книга Иова. Ее положено читать Великим постом на церковных службах. Она готовит нас к встрече со Страдавшим и Воскресшим Христом.
О чем повествует ветхозаветная книга? О взаимоотношениях Бога и человека, как и любая другая библейская книга. Господь правит миром, награждает праведников и наказывает грешников. Но, как видно из книги Иова, не всякое бедствие есть наказание за грех.
В святой книге мы читаем о том, как Иов переживает тяжкие предсмертные муки, и его друзья призывают его покаяться, чтобы наказание от Бога прекратилось. Друзья не видят, что Иов принимает муки не за свои тайные грехи, что виновник страданий Иова – сатана, который завидует Богу и ненавидит служителей Божиих. Иов борется с сатаной. Христос принимает муки, как Иов, – не за себя, не за свои беззакония. Христос распят за чужие грехи.
Иов занимал высокое положение, был окружен почетом, потом потерял всё – детей, имущество, здоровье – и умирает в горьком отчуждении от человеческого общества, за городской стеной (греч. экафито эпи коприас эксо тис полеос, Иов 2:8). И когда казалось, что все кончено, Господь возвращает праведному Иову все, чего он лишился, продлевает его жизнь на многие годы. И Господь наш Иисус Христос умирает за стеной Иерусалима. И воскресает к вечной жизни. И дает новую жизнь всем, кто в Него поверит.
Добро и зло в книге Иова ведут непримиримую войну. Злая сила обнаруживает большое могущество, но добрая Сила оказывается всемогущей. Бог – в полном смысле слова всемогущ, и Его служитель Иов обнаруживает немалую духовную силу, он побеждает сатану.
Противостояние Бога и сатаны – имеет место. Но это противостояние не на равных. Как ни силен сатана, Бог сильнее. Сатана вынужден подчиняться Богу, против воли, не во всем, – но в чем-то вынужден подчиняться Богу. Мы понимаем: Бог выше любого из ангелов, Создатель выше любого Своего создания.
Между Богом и сатаной происходит спор о праведном Иове: почему Иов хранит верность Богу? Только ли потому, что Бог оказывает Иову милости? Благословит ли Иов свою судьбу, своего Бога, если с Иовом произойдет настоящая беда и помощь с неба не придет?
Этот спор сатана проиграл. А кто его выиграл? Бог. Однако не будем забывать, что еще выиграл спор человек Божий Иов. Он победил сатану, он остался с Богом, несмотря ни на что.
Со стороны может показаться: паны спорят, а у холопов чубы трещат. Бог и сатана спорят, а праведный Иов вместе с семьей подвергается хладнокровному жестокому уничтожению. «На Иова поспорили». Так ли это? Нет. Иов не был разменной монетой в чьей-то игре. Могущественные игроки не выясняли отношения, используя живых людей как средство доказать свое превосходство. Бог не играет людскими судьбами, и сатану ограничивает в свободе действий, не позволяет ему играть в свое удовольствие. Для Бога мучения человеческие – не игра, ведь Он Сам пришел на землю и принял муки. Он встал на место человека, причем человека страдающего, погибающего. На Него тоже набросился сатана, и – Христос победил сатану.
Книга пророка Ионы воспринимается христианами как ветхозаветное пророчество о Христе. Книга Иова – тоже.
На Христа и на Иова ополчились злые силы. И еще приступили «добрые люди» с обличениями, с пространными речами, преисполненными поверхностного благочестия. Друзья Иова приходят к нему утешать болящего. Видят воочию скорбное его положение и сначала хранят почтительное молчание. Потом начинается разговор, о покаянии. Сначала друзья осторожно внушают Иову мысль, что бедствия постигают человека за грехи, покаявшийся человек получает от Бога прощение и беды отступают от него. Тем самым, Иова призывают к покаянию. Он отвергает эти призывы. Почему же? С каждым новым выступлением друзей становится понятнее – почему. Спор о покаянии принимает все более острый характер. Наконец, маски сброшены. Под масками друзей оказались жестокие лица судей.
Эти люди пришли не утешить, но осудить Иова. Их призывы к покаянию ничем принципиально не отличаются от некоторых допросов в сталинском НКВД. Бывало, что следователь НКВД не утруждался придумать арестованному обвинение, а просто спрашивал: «Рассказывай о своих преступных деяниях. Не было таковых? А почему ты в тюрьме оказался? По ошибке? Органы НКВД не ошибаются, просто так не сажают! Рассказывай, в чем твоя вина. Давай, не тяни! Ты сам заинтересован сделать чистосердечное признание».
Когда Иов в очередной раз отказывается назвать судьям свои тайные великие прегрешения, его друзья угрожают: «Тебе сейчас очень плохо. Ты не каешься – будет еще хуже!» Иов продолжает воздерживаться от такого не угодного Богу покаяния. И с болью признается, что хотел бы с Самим Богом поговорить, почему ему выпали такие страшные страдания. – И вот к Иову обращается Сам Бог, напоминает ему, что Творец выше всего сотворенного, что понять Его замыслы, Его действия человек не всегда может. Иов смиряется перед Богом и покаянно признает величие замыслов Божиих и правоту Божиих деяний. Бог ставит точку в споре Иова с друзьями. Иов – праведен, друзья согрешили перед ним осуждением праведника, пусть они теперь просят Иова помолиться о них.
Ветхозаветная история заканчивается тем, что Иов побеждает козни сатаны, получает от Бога благословение. И все-таки она не заканчивается... Она как бы продолжается в Новом Завете, когда Сам Бог присоединяется к страждущему человечеству, как Человек живет, страдает и совершает великое служение на земле. Сходит в преисподнюю и побеждает злые силы, воскресает к вечной жизни и протягивает руку помощи погибающим людям.
В книге основная речь не о противостоянии дьяволу (т.е. искушениям),
а о противостоянии сатане, т.е. Сыну Божьему с противным мнением, но совершающего все согласно Богу.
Иов поддается искушениям, например, проклянет день своего рождения. Это грех, но ввиду допущения непосильных для грешного человека обстоятельств Бог не вменяет грех Иову.
2. Господь лишает Иова, посредством сатаны, всего того, от чего новозаветное монашество отказывается добровольно, ради третьего пункта.
3. Цель страданий Иова, попущенных Богом: "Теперь мои глаза видят Тебя"
P.S. В Жизни Вечной у Иова будет детей ровно вдвое больше.
Все зависит от точки отсчета.
Можно сказать, что потеря детей невозвратима (точка зрения новоевропейского человека).
Можно, что потеря возвращена (точка зрения средневековая).
Можно и с точки зрения древневосточной - Иов получил вдвое: "И возвратил Господь потерю Иова, когда он помолился за друзей своих; и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде" (Иов 42:10).
Это не совсем верно.
Детей нельзя вернуть. Можно других нарожать.
у Иова было 14 сыновей и 6 дочерей.(1:2 ПЛЮС 42:13)
Половина пропала из-за этого спора. Половина родилась после него.
Р. Ляйнвебер. Иов многострадальный. 1908 г.
Иов , по-видимому , превознесся мыслью о собственной праведности , из-за чего
Господь попустил сатане полностью разорить Иова.
отсюда http://vk.com/id184618244