Agionoros.ru публикует продолжение беседы с игуменом монастыря Каракал, учеником старца Ефрема Филофейского архимандритом Филофеем.
Терпение
– одна из основных добродетелей. Терпением и
настойчивостью [в духовном подвиге] достигается
спасение.
***
Рассуждение. Святые отцы ставили очень высоко эту добродетель. Это драгоценный дар Бога человеку. Рассуждение помогает в любви, помогает в посте. Помогает человеку избежать крайностей. Не делать вещей безрассудных, опрометчивых и способных ранить наших ближних. Рассуждение – это руль, которым мы должны управлять нашу жизнь.
***
Запрет для женщин на посещение Афона (Аватон) был установлен Самой Пресвятой Богородицей. Это произошло не из-за якобы женоненавистничества монахов (как утверждают некоторые). Сама Богородица решила закрыть Афон для женщин.
Мария (Маро), мать Мехмеда Завоевателя была христианкой, дочерью царя Сербии. В 1453 году, после покорения Константинополя, она спасла многие Святые мощи и сосуды от осквернения османами. Среди них были и Дары волхвов, которые благочестивая женщина решила отвезти на Святую Гору Афон.
Она вышла на пристань обители Святого Павла и начала подниматься к монастырю. Но едва сделав первые шаги, Маро услышала голос Пресвятой Богородицы: «Я благодарю тебя за то что ты сделала. Но оставь Дары волхвов здесь и возвращайся назад. Здесь я царица».
Расскажу ещё один случай, о котором мне поведал старец Гавриил Диониситатский. Несколько десятилетий назад французская журналистка написала книгу «Месяц с монахами на Афоне». Неприятно даже говорить о том, что там было написано... Не можете себе представить, сколь клеветнической она была.
Видите как всё обернулось? Эта история – урок для всех, кто распространяет небылицы и клевещет на Святую Гору Афон и Православную Церковь.
***
О старце Паисии Святогорце.
Мне не довелось тесно общаться со старцем Паисием. Но
я расскажу вам один случай. За месяц до блаженной
кончины старца, я оказался в городе Салоники. Отец
Паисий был очень слаб и истощён вследствие тяжёлой
болезни. По этой причине я не решался посетить старца
в монастыре Суроти, хотя сопровождавший меня человек
на этом настаивал. В конце концов я не устоял перед
его просьбами, и мы поехали в обитель. Там мы
попросили монахинь разрешить нам повидаться со
старцем и взять его благословение. Вежливо, но
непреклонно, нам в этом было отказано, так как
здоровье старца уже не позволяло допускать к нему
посетителей. Наконец, одна из монахинь сжалилась над
нами и пошла известить старца о нашем приезде. Я не
заслуживал этого, но по милости Божией встретился со
старцем. Это была великая, величайшая радость! Только
мы вошли в келью, почувствовали благоухание как от
мощей Святых угодников1. Аромат ещё
больше усилился после того как я взял у него
благословение. Он благоухал весь, от ног до головы! С
добротой и интересом он расспросил меня о монастыре, о
некоторых монахах, которых он сам прислал ко мне в
обитель2. Наконец, он
заговорил об одном юноше, который незадолго до этого
поступил в Каракал послушником: «Он может и не
хочет стать монахом». И, действительно, как
старец сказал – так и произошло (юноша
впоследствии ушёл из монастыря).
Впрочем, что говорить о многочисленных дарованиях старца. Достаточно вспомнить о благоухании, которое я почувствовал. Оно было осязаемым, явным, благодатным. Как от мощей Святых угодников Божиих.
***
Братство старца Иосифа Исихаста |
– Я посещал его несколько раз. Впервые в 1971 году. Все его разговоры были так или иначе связаны с темой послушания…
Да что говорить… Для нас общение со старцем Ефремом было настоящим подарком от Бога!
Однажды в 1993 году мы (группа монахов из Каракала) отправились в Катунакья. Старец Ефрем вместе со своими послушниками трудились рядом со своей келью. Они поправляли у неё фундамент. Едва завидев нас старец возликовал и радостно воскликнул: «Добро пожаловать, племянники! Добро пожаловать!». Он называл нас племянниками, потому что мы состояли в духовном родстве: наш старец, Ефрем Филофейский, как и отец Ефрем Катунакский были учениками Иосифа Исихаста. Старец подошёл ко мне, заключил меня в свои огромные объятия и стал непрерывно благословлять!
Мы поговорили на разные темы. Его беседы всегда были настоящим духовным пиром. Рядом с отцом Ефремом я чувствовал такую благодать, что мне казалось, что я нахожусь в Раю! Общение с Катунакским старцем было поистине милостью Божией.
***
Блаженный отец Харалампий Диониситатский, благословенный старец Иосиф Ватопедский, блаженный отец Ефрем Катунакский, мой старец Ефрем Филофейский и другие члены братства Иосифа Исихаста преуспели в послушании. Именно за это Господь даровал им Свою Благодать.