В центр Москвы вместе с оператором мы приезжаем на автомобиле, чтобы найти тех, кто обманывает доверчивых людей. С самого начала я не верил в успех нашего мероприятия – выйти на группу сектантов «бога Кузи». Как вообще можно бороться с сектами? Это же столько книг нужно прочитать. В конце концов, кто я такой, чтобы бороться с ними, с этими загадочными адептами?
Метро «Марксистская», улица Таганская. Один из самых известных православных маршрутов. Напротив центра саентологии стоит человек в черном подряснике. Перед ним – столик. Такие берут на пикники, дачу и на промо-акции – рекламировать сыры и йогурты. Но здесь – никакой рекламы. Икона блаженной Ксении Петербургской. Рядом ящичек для пожертвований и желтый лист формата А4. На нем перечислены требы на все случаи жизни: от пожаров до простуды.
– Добрый день, – обращаюсь я к благообразному дедушке. У него и у меня очки. Это немногое, что нас объединяет.
–Добрый, – осторожно отвечает отче.
Мне хочется назвать его аввой, поздравить с праздником. Я отказываюсь верить, что передо мной обыкновенный шарлатан. Начинаю входить в доверие. Моя цель – попасть на прием к «богу Кузе». Ведь этот человек организовал такую сеть, где и финансы, и вербовка, и жестокие избиения – все существует под одной крышей во имя, пока не признанного «бога». Рассказал историю о сложных отношениях с девушкой. Старичок внимательно сверлит меня глазами.
–А где ваша община находится? Можно сходить к вам на собрание? Я так нуждаюсь в совете опытного человека.
– Нет, мы приезжие. Помогаем восстанавливать храм, который сгорел в 2011 году.
– А что за храм? – зачем-то спрашиваю я, уже понимая, что на прием к «богу Кузе» меня не пустят.
– В Костромской области. Село Поназырево. Там храм в честь Ксении Петербургской.
– А кто там настоятель? – у меня немного отвисает челюсть.
– Отец Евгений Кетов.
Совпадение!
Здесь я сделаю небольшое отступление. В 2011 году по заданию редакции я с оператором Сашей Богдановым отправился в Костромскую область. Мы должны были снимать сюжет о восстановлении деревянной церкви. Работали несколько дней. Отца Евгения я знал ещё до приезда в Поназырево. Это очень высокий, добрый и активный священник. Батюшка, который служит на зоне, – так про него говорят.
В колонии есть храм в честь праведного Иоанна Кронштадского. Там отец Евгений и служит настоятелем. Второй храм — за пределами тюрьмы. Тот самый, которому так энергично помогают ряженые. В честь блаженной Ксении Петербургской. Он практически достроен. У отца Евгения пять детей и никакого свободного времени. Тогда, в 2011-м, я увидел жизнь этого человека изнутри. С тех пор наше общение не прекратилось. Созваниваемся как минимум раз месяц. Когда отец Евгений бывает в Москве, он останавливается у меня.
Но к нашим баранам.
Первое, что я хотел сделать – тут же позвонить отцу Евгению и переговорить с ним.
– А вы лично знаете отца Евгения? – спрашиваю пенсионера в подряснике.
– Знаю, – прогремел ответ.
– И все деньги ему отправляете?
– Конечно. Обязательно высылаем ему.
Тут я вспомнил, как месяц назад мы с отцом Евгением стояли в «Ашане» и выбирали люстру для уже восстановленного храма. Я отправился в машину за оператором.
Рубим с плеча, пока он не ушел
Оператор реагирует мгновенно. Возвращаемся на прежнее место, к столику с пожертвованиями на храм. Дедушка торопливо собирается.
– Куда же вы?
«Все, пошел», – ответил «помощник» отца Евгения.
Здесь подошли оператор и звукоинженер. Мы начинаем записывать наш разговор на камеру.
– Вы знаете отца Евгения Кетова? – спрашиваю громко и отчетливо.
– Нет, – отвечает дедушка.
– Вы же мне только что говорили, что знаете.
– Не говорил, – дедушка отворачивается. Он явно недоволен и ошарашен происходящим.
– Вы деньги ему отправляете? – задаю следующий вопрос.
– Нет. Да, – запутавшись, пробормотал «отец».
«Уберите камеру. Уберите её», – банально и недовольно произнес человек в скуфейке.
Мы сели в машину.
По солнечной Москве летим на другую точку. Метро «Белорусская». Здесь в первой половине дня приближенные «бога Кузи» обычно стоят и собирают пожертвования. На этот раз я надел радиопетлю, чтобы записать весь разговор в хорошем качестве. У подземного перехода – средних лет мужчина в подряснике. Рядом с ним симпатичная девушка. Я немного расстроился, – почему она так увлеченно с ним разговаривает? Очень неделикатно прерываю их беседу. Девушка уходит – остался лжепослушник и я.
– Слушайте, у меня ситуация такая. Моя подруга сошла с ума, а меня во всем виноватым оставила. Плевалась в меня, оскорбляла и била. А я хочу встретить настоящую любовь. Однажды она меня достала, я ей двинул. И отлегло. Как мне быть? Я христианин после этого?
Вдумчивый взгляд ощупал меня с головы до ног. Я напустил страдальческий вид. Мне показалось, что сработало.
– Вы можете заказать у нас требу, – показывает «послушник» на знакомый список молитв на все случаи жизни.
– Сколько стоит?
– Одна треба – триста рублей, – отвечает он и начинает что-то рассказывать про смысл жизни и веру в Бога.
– Скажите, а могу я молиться дома, без всяких храмов? Там ведь такие бабушки злые. Что лучше для Бога: подавать вам деньги на молитву? Или ходить в храм и оставаться таким, какой я есть?
– Конечно, будет лучше, если ты будешь требы заказывать. К тому же эти бабушки не вызывают никакого доверия.
– А вы потом кому эти деньги передаете? – вежливо и аккуратно спрашиваю я.
– Отправляем на восстановление храма Ксении Петербургской, – звучит заученная фраза.
– Правда? А там храм сгорел?
– Сгорел. Мы помогаем его восстанавливать, – у моего собеседника усталый взгляд.
Я пошел за оператором, а мой благочестивый знакомец быстро стал сворачиваться. Мы быстро вернулись. Пока мужчина прятал летний столик в черную сумку, я его спросил:
– Куда вы деньги отправляете?
Раздался очень неприятный вопль.
– Уберите камеру! Вы не имеете права меня снимать.
– Вы знаете отца Евгения Кетова?
– Никого я не знаю, уберите камеру. Кто вам дал право? – дальше прозвучала фраза, которую я не могу привести здесь.
– Мы же только что говорили о высоком. Зачем вы обманываете?
– Уйдите вон! – Лжепослушник принялся почти бежать, а мы догонять. В какой-то момент он набросился на камеру, но наш оператор был намного выше и крепче бородатого субъекта.
– Куда же вы? – вежливо обращаюсь к удаляющейся фигуре.
– Вы не имеете права. Отстаньте от меня.
Через несколько минут темная фигура растворилась в толпе. Вместе с выручкой, столиком и записками с именами тех, кто попросил молитвенной помощи.
Звонок в Костромскую область
О том, что есть такие помощники, которые под палящим солнцем собирают деньги для восстановления храма в честь Ксении Петербургской, отец Евгений не знал. Несколько лет назад к нему обращались с предложением поставить ящик в Москве на православной ярмарке. Свое благословение он дал. Дал и реквизиты с печатями. Деньги ему исправно отправляли, но как только священник понял, что для ребят – это обыкновенный бизнес, он отозвал благословение. Лучше вообще ничего не иметь, чем связываться с проходимцами.
– Я готов дать любой комментарий, – сказал по телефону отец Евгений. – Нужно срочно это остановить.
– Тогда съемочная группа к вам приедет из Костромской области. Я дал продюсеру ваш телефон.
– Пускай приезжают, – ответил отец Евгений.
Откуда ноги растут
Некто Андрей Попов решил однажды стать «богом». Поскольку Попов знал, как трудно быть богом, он решил начать с малого. Надел священнические облачения и стал проводить душеспасительные беседы.
– Он был очень обаятельным. Говорил тихим келейным голосом. И в принципе очень правильные и хорошие вещи, – делится своими воспоминаниями Ольга. Мы сидим в кафе одного из московских парков.
– Так он вербовал своих учеников. Потом он стал называть себя богом.
Жизнь Ольги Францевой после встречи с «богом Кузей» изменилась. Женщина ушла из семьи. Муж переживал утрату любимой супруги, тяжело заболел и умер.
Ольга знает каждого адепта по имени. Помнит их манеры и привычки. В секте «бога Кузи» она провела пять лет. Как и каждый член группы, была уверена, что Попов – это явившийся на землю мессия.
Борода есть, характер волевой. Дорогих машин не имеет. Ходит в чем попало. К материальным благам относится более чем равнодушно. Это все, что я узнал про Кузю.
«Он очень любит животных. Приобретал только редких и дорогих. Например, ящериц, змей. Однажды ученики хотели подарить ему панду, которая стоила полтора миллиона рублей. Я иногда ухаживала за ними, – рассказывает Ольга, – Он хорошо с ними ладил. В его квартире был своего рода зоопарк».
«Как только я заявила, что собираюсь уйти из секты, мне объявили, что я больше не люблю бога, – продолжает Ольга – Кузя мне подтвердил, что я не люблю самого бога».
Остальные члены понимающе кивали головой и соглашались. «Бога» надо любить и не расстраивать его. Под таким давление попытка уйти из секты тогда провалилась.
«Бог Кузя», кстати, к ученикам относится своеобразно. В 2011 году он стал периодически избивать своих последователей. Видимо, для профилактики. В этом ему активно помогала его вторая жена, Мария Харитонова. Удар от «бога» — это своего рода милость. Избивали жестоко, до сукровицы. Однажды сломали плеть, которой «наказывали» членов общины. Мужчинам отбивали причинное место, потому что вся полнота жизни у одного Кузи. Остальные мужчины должны оставаться евнухами. Однажды Ольга получила сильный удар по лицу. Шрам остался до сих пор. Желание покинуть группу душевнобольных у женщины созрело окончательно.
– Кузя контролировал каждый наш шаг. Если мы хотели позвонить родным, мы должны были спрашивать его разрешение. Если мы хотели купить одежду, мы должны были брать своего рода благословение. Он знал и знает о каждом практически все.
Система доносов работала, да и работает у Кузи превосходно. Выслуживаться перед «богом» здесь никак не тошно. Это одна из основных добродетелей.
Как великому комбинатору пришла идея зарабатывать на столах, не знает никто. Но то, что Кузя организовал по-настоящему доходное дело, поняли практически все.
– На праздники мы накрывали для Кузи огромный стол. Соки в стеклянных банках (дешевые он не пьет), икра самая дорогая, деликатесы. Изысканные белые и красные вина, и семга, приготовленная на пару. Накрыть стол для «бога» – это тоже большая и ответственная работа, – за чашкой самого обычного чая повествует Ольга. – Каждый столик с пожертвованиями приносил около 1,5 миллионов рублей в неделю. Кузя как бы помогает многим приходам. Есть настоящие печати, есть поддельные. Система отлажена безупречно.
Как это работает
Из того, что я услышал от Ольги Францевой, стало понятно, что «богом» Кузя называет себя в присутствии приближенных. Когда его люди звонят в какой-либо храм, они, естественно, не рассказывают священникам о том, что пожертвования для них будет собирать сам «бог». А ещё они никогда не расскажут, что Кузя львиную часть денег оставляет себе. Переговоры часто проводит жена Попова – Мария Харитонова. Последователи Кузи работают не только на православных ярмарках, – они активно зарабатывают деньги на светских собраниях и презентациях. Например, на выставке в Санкт-Петербурге ученики «бога Кузи» собирали деньги для церкви села Нижняя Кондрата, Чистополькой епархии. Ничего, что у храма нет настоятеля, главное, чтобы нашлась щедрая рука или широкое сердце.
Кто-то принимает меры, чтобы остановить обнаглевших махинаторов.
Например, матушка Иеремиила, настоятельница Ыбского Серафимовского женского монастыря, ещё в конце 2012 года отозвала свое благословение.
Столы «бога Кузи» до сих пор можно видеть у храма Петра и Павла в Ясенево. Там обычно дежурят благообразные девушки в черном. Сразу видно, что монахини.
– Была такая ситуация, что храмов, [на которые собирали деньги – авт.] было гораздо больше, чем людей, которые могли выходить на улицу и работать на столах, – резюмирует Ольга.
Из светских устроителей выставок никто не интересуется подлинностью реквизитов, например, сгоревшего храма в костромской глубинке. А бывает и так, что «помогают» монастырю, которого просто не существует. Ни сайта, ни телефона, только ящичек с прорезью.
Все идет по плану
После всех встреч я решил спокойно привести мысли в порядок. Передо мной несколько списков. Первый – выставки за май. Здесь подробно указано, каким маршрутом проследуют адепты «бога Кузи». Никогда не был в Казани. А последователи бога Кузи уже там. Читаю: Казань c 3 по 7 мая 2013, «Специализированная выставка-ярмарка "Летняя неделя моды и стиля –2013». Далее идут: Иркутск, Минск, Тольятти, Челябинск, Краснодар Одесса, Самара, Архангельск – список длинный. Во втором списке – храмы, которым помогает община бога Кузи. Здесь все ровно наоборот. Названия сел никому и ничего не говорят. Проверить, например, существует ли храм Рождества Пресвятой Богородицы в поселке Февральск не так, чтобы очень просто. В списке 62 храма. Каждому обещают помочь.
Сухой осадок
Вспоминаю, что когда-то давно в Красносельском районе я заказал какой-то экстравагантный молебен: то ли за вечную любовь в семье, что ли за рождаемость. Бабушки в платочках тогда не вызвали никаких подозрений. Не знаю, были ли они подставными, но какой-то осадок от той встречи все-таки остался.
Думаете, у Кузи нет связей? Я бы лучше остановился и расследовал, есть ли у Кузи связь с ментами и чиновниками или нет. Он может подкупить судью, что мол, он не виноват, а Вы виноват.
Если нет связи, то смело подать его на суд!
Поэтому будьте внимательны!
Такс, спасибо за интересный материал! Выяснил одну деталь о бизнесе, так я был прав, некоторые бандиты наряжают в "священника" и рубит денег. Такая схема, мне знакома, только могут быть у крупной мафии.
А так что, вот нашел причину, обоснованную причину нападки на Церковь - все из-за "лжесвященников".
Хочу предупредить всех, кто попадался или может попасться на обман с ее стороны.
Женщину зовут Татьяна, живет в Митино. Периодически стоит со столиком у храма Преображения Господня в Тушино (на автомобильной стоянке, что ведет к платформе "Трикотажная"). Раздает листовки, предлагает заказать различные молебны, которые якобы отправляет отцу Виктору, служащему в Храме Воскресения Христова в Ярославской области, Борисоглебский район. Также Татьяна с мужем участвует в различных православных выставках. Всем раздает свой телефон: 8-903-542-2072.
Татьяна имеет очень смиренный вид. Однако это не мешает ей собирать деньги на Храм и не отдавать их батюшке...
Будьте бдительны!
А ведь это по-настоящему страшно, страшнее, чем хрущовские гонения на веру и Церковь. Тот был бес неприкровенный, открыто изъявлял свои намерения. Впрочем, его можно и пожалеть, он и не подозревал, насколько он сам был жертвой. Здесь же, помимо оголтелого цинизма, отвратительного для верующих, присутствует и бесовская работа по подтачиванию и размытию веры. Как же быть нам? Как подавать милостыню, если чистота помыслов будет замутнена сомнениями, а стоит ли, вдруг ряженые? Есть ли критерий разоблачения таких "кузь", эффективный для любого мирянина?
На православной ярмарке на ВВЦ (69 или 70) павильон раньше(не знаю как сейчас,давно не была) можно было встретить сразу нескольких женщин, стоящих за столиками на стендах ,и собирающими деньги за требы якобы от КУРСКОЙ КОРЕННОЙ ПУСТЫНИ. Помню "вечное поминовение" у них стоило всего 2000руб, и я решила заказать его на всю свою семью. Но прежде чем платить деньги я нашла в интернете телефон в этот монастырь и поговорила с самим настоятелем.Он мне объяснил,что:1)никого он не благословлял собирать деньги на его монастырь,2)никто с ВВЦ ему никаких денег не передает и требы тоже,3)он уже несколько лет пытается убрать с этой "православной" ярмарки аферистов работающих от имени его монастыря ,но договориться с организаторами у него не получается т.к. организаторы сами масульмане и им абсалютно всё равно с кого брать деньги за аренду.
Жалею, что не сказал ему, что сейчас милицию позову. Народ у нас добрый и простой и эти ряженые очень хорошо на простецах зарабатывают. Со мной стояли люди мало воцерковленные и брань этого лжепОпы, естественно, смутила их. Так вот и подрывается авторитет Церкви из-за них.
Хорошо бы как-то официально поднять этот вопрос
Выступал с музыкальными номерами в их стиле. Представляляся инвалидом по зрению, доверенным лицом нескольких политиков. Рассказывал душещипательные истории. Ну и деньги собирал. Все как всегда.
Хотя, здесь проблема серьёзная скрыта.
С восстановлением и строительством храмов у нас явный перебор. Если бы руководствовались принципом - есть прихожане - будет храм, не было бы аферистов, потому что стали ненужными выездные ящички для пожертвований.
А пока что аферисты будут процветать.
С другой стороны страшно дожить до дня, когда восстановленные на "выездных" сессиях храмы станут банкротами и их начнут сдавать в аренду, как на западе.
Живя Москве Златоглавой и имея столько храмов с замечательными священниками - выбор огромный, вляпаться в такую кучу...! Они что, вообще ничего о Христе Боге не слышали и Евангелие никогда не читали?
Ведь и болящими таких людей назвать трудно и этого их главного садиста и любителя гадюк Кузю, деньги то они "хорошо" "зарабатывают".
Даже не верится, что такое может твориться в Москве-столице! Я имею ввиду не зарабатывание денег на лжетребах и т.п., а духовную суть этой секты и степень дремучести так называемых православных пасомых абсолютно безумного как на вид, так и по жутким поступкам человека.
Стоит проходимец, чуть ли не благословляет.
Года три назад подошла к нему, документы спросила, кто и откуда - показал, сказал, что есть благословение из Ивановского мужского монастыря. Не поленилась, дозвонилась до настоятеля - есстественно, никакого благословения, т.к. послушны патриаршему запрету собирать помощь на улицах. Подошла к мошеннику, рассказала про звонок, он начал стрелки на подворье монастыря переводить, что он оттуда. Далее позвонила в Патриархию, и мне там ответили, что не правомочны излавливать таких мошенников.
Этот лжепослушник стоит и по сию пору, очевидно, что прикармливает местных охранников, отстегивает милиции. Люди подходят к нему, он - такой благообразный, в скуфейке, с записной книжечкой -дает советы.
Нужны санкции против этого,что мы можем сделать поодиночке? Пыталась. Ну не подходить же каждый раз к нему и увещевать- выкручивается? С него как с гуся вода. А народ наш и правда, безграмотный. И не хочет учиться духовной грамоте, увы. Была недавно в Каширском онкоцентре- юдоли страданий и надежд, услышала, как одна пациентка говорила, что ей будут глубокое !!!соборование делать - ей так батюшка сказал !!!. Еле ей объяснила, что и как. Вот такие батюшки бывают и не только самозванцы. Прости меня Господи, не дай впасть в осуждение.
И еще. На подворье Оптиной пустыни в Москве, в храме святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе, я бываю четь ли не 7 дней в неделю и что-то ни разу не видил "благообразных девушкек в черном" за столиками. Ни на территории, ни рядом с территорией.
Например, встретив человека в рясе (или в одежде кришнаита и т.п.) собирающего на улице деньги - попросить предъявить документы, перезвонить в отдел идентификации РПЦ (или отдел соотв. секты или проверить по своим каналам) и убедиться, что такой-то действительно действует от лица и в интересах зарегистрированной государством организации.
Это должно касаться представителей всех религиозных групп. Если группа подтверждает правильность этого представителя - свободен, если же, как в этом случае, не подтверждает - арестовывать на 15 суток или что-то в этом роде.
Думается, в таком же расследовании нуждается дело о "мощах Николая Чудотворца", объявление о которых настойчиво встречается на всех главных улицах Петербурга и зазывает в несуществующие храмы...
Прежде всего ,я так считаю, не хватает более полного разъяснения со стороны РПЦ и больше внимания нужно уделять людям и пастве.
Нужно вводить "инквизицию"(шутка)
И добровольцы бы, наверняка, нашлись.
Я вот только не знаю, кто именно может быть источником воли на решение проблемы? Наверное, уровня аппарата хватило бы?
А потом начинаются нападки, не много ни мало, на всю церковь как таковую (или ещё шире - на христиан вообще), мол, у нас все такие - от прихожан до священнослужителей... Но кто даёт жить и процветать подобным "кузям"? Разве не само ли общество?
Ведь многие просто от невежества, от безграмотности и лени, от пустых страхов (и многих других самооправданий) не идут именно в храм к священнику, не открывают книг, не интересуются и не занимаются своим духовным развитием и воспитанием.
Множество людей, видимо, относятся к плодам духовной жизни как к товару: вот вам деньги - а вы мне дайте благодать от Бога. В таком случае, действительно, не важно кто перед вами - молитвенник в храме или шарлотан в переходе.
Неужели так трудно уяснить, что утром с 6-9 утра до 12-13 часов дня во всех храмах - утренние службы? А вечером с 17-18 часов до 20-21 часа идут вечерние службы? Ну не может священнослужитель (да ещё учитывая их общую нехватку) в это время стоять не перед Богом в алтаре храма, а где-то в переходе.