Цераньска Река – Лепосавич
Спустя более пяти веков на месте древней церкви Святой Петки (Параскева Пятница – прим. Ред), в километре от магистрали Косовская Митровица – Лепосавич – Рашка, как Феникс, возродившийся из пепла, появился новый одноименный храм. Согласно археологическим исследованиям и сохранившимся преданиям, на этом месте в долине реки Церань когда-то был монастырь. Два года назад иеромонах Иоанн с помощью прихожан общины Лепосавич построил здесь на пожертвования из Сербии и из Нью-Йорка новую церковь и звонницу со 108-килограммовым колоколом, звон которого снова оглашает долину реки Ибар.
Отец Иоанн перед восстановленной церковью Святой Параскевы. Фото: Б. Радомилович |
Рядом с церковью, среди столетних дубов, на месте старого кладбища отец Иоанн выстроил братский корпус.
«Когда мы копали котлован под фундамент будущей церкви, мы нашли несколько скелетов, у одного из них, найденного прямо под алтарем, на правой руке был перстень. Мы храним его как реликвию. Весь монастырский двор – своего рода кладбище», – рассказывает настоятель монастыря Святой Петки.
Всюду между вековыми деревьями виднеются надгробные камни, охраняемые Краевым обществом защиты культурного наследия.
Отец Иоанн живет один вот уже второй год, до этого он был в монастыре Святого Иоанна Предтечи в Сочанице. Он всегда хотел поселиться здесь в Цераньской Реке в тишине и покое, чтобы молиться за весь сербский народ в Косове и Метохии.
«Я всегда, с тех самых пор, как оказался на многострадальной косовской земле, знал, что мне суждено провести мои монашеские дни в Церани. Пока что я здесь один, и меня не пугают ни долгие и суровые зимы, а в этом году выдалась именно такая, ни то, что многие говорят, будто я тут постоянно под прицелом албанцев. Я с ними вместе кофе пью, они сюда приходят скот пасти. Никаких проблем у меня с ними не было. Бывает, они сюда и помолиться приходят. А два года назад, когда на дорогах были баррикады, здесь в монастырском дворе встречались албанцы сверху, из Церани, и сербы из Ибарской Слатины, Сочаницы, Косовской Каменицы и Вучи», – говорит отец Иоанн. Александар Петрович из Кралева помог ему привести в порядок монастырский двор и вспахать несколько соток твердой, не очень плодородной местной земли. Осенью отец Иоанн собирается посадить виноград, найти бы только саженцев, а еще здесь хорошо растут яблоки, груши и сливы, этот край ими славится.
Отец Иоанн живет без электричества. Прихожане помогли ему соорудить мини-гидроэлектростанцию, но ее смыли весенние дожди. Пока станция работала, она производила достаточно энергии, чтобы освещать братский корпус и церковь. Этого мерцающего света хватало, чтобы разглядеть, как здесь, под холмом, в мире и покое снова поселился дух святой Параскевы, защитницы женщин, охраняющий всех, и сербов, и албанцев, чьи поля граничат с монастырским двором.
«Воду мы кое-как провели, нам обещают помочь и с электричеством. Нужно примерно 60 000 динаров (около 540 EUR – прим. Ред.), чтобы монастырь снова получил освещение. Еду я готовлю на газу, а вечером при свете фонаря молюсь за всех страдальцев, разделяющих судьбу этой земли», – рассказывает о своей жизни расторопный монах, который успевает служить и в монастыре Святой Петки, и в местечке Улие близ Лепосавича.
Мы спросили отца Иоанна, не чувствует ли он, что живет в пограничном укреплении, в буферной зоне и не боится ли он, что окрестные албанцы из Церани, Кошутова и Шальской Быстрицы могут ему навредить.
«Если молиться, то и бояться нечего. Да, я тут один, в «междузоне», как говорят здесь» – отвечает он со скрытой усмешкой и смотрит на реку, сметавшую весной все на своем пути.
Не боится настоятель монастыря Святой Петки и волков, которые зимой приходили к нему под самый порог, ни медведя, убитого недавно на холме, потому что, как он говорит, с ним Бог и верный пес, которого он взял из Сочаницы. Компанию им составляет кот Брка.
– Люди круглый год приезжают сюда помолиться святой Параскеве, я каждую пятницу пою акафист в ее честь и каждую субботу служу Божественную литургию.
Когда два года назад сюда привезли колокол, более тысячи верующих во время крестного хода из Сочаницы в Цериньску Реку со слезами на глазах благодарили Господа за воскресение этого монастыря.
Отец Иоанн рассказывает, что когда рыли яму для установки креста, был найден скелет человека, о котором теперь говорят, что он пять веков ждал, что на месте его могилы будет воздвигнут высокий крест. Как маяк, своим светом провозглашающий возвращение православия в души сербов.
***