Память 1 / 14 июня
Преподобный Дионисий, игумен Глушицкий |
Проведя много лет в послушании, Дионисий захотел посвятить себя безмолвной молитве и ушел в заброшенный монастырь. Затем, продвигаясь вглубь леса, он дошел до реки Глушицы, протекавшей к востоку от озера, и поселился там (ок. 1400).
Однако долго пребывать в уединении Дионисию не пришлось. Святость жизни подвижника и его духовная мудрость привлекли к нему множество верующих: жить, подражая ему, хотели не только мужчины, но и женщины. Томимые духовной жаждой, они без колебаний отправлялись за наставлением к святому в это пустынное место.
Благодаря поддержке князя Димитрия Заозерского место подвига преобразовалось в общежительный монастырь, насчитывавший 15 человек братии. Обитель была посвящена Покрову Божией Матери. Для духовных дочерей святой Дионисий основал на соседнем холме еще один монастырь, посвященный преподобному Леонтию Ростовскому (память 23 мая). Жизнь в нем строилась согласно афонскому уставу, а в дальнейшем обитель послужила образцом для многих других монастырей, более или менее отдаленных, расположенных по всей России.
В своих наставлениях преподобный Дионисий особенно часто говорил о хранении помыслов, которое помогает достичь чистоты сердца – необходимого условия истинной молитвы и созерцания. Святой Дионисий был одаренным иконописцем[3], отливал из меди и резал по камню. Он ни мгновения не пребывал в праздности и принимал пищу, только если был крайне истощен. Дух его никогда не рассеивался и не отвлекался от молитвы.
Когда община возросла, в монастыре возвели новую, более просторную церковь (1412). Желая хранить безмолвие, благоприятствующее беседе с Богом, святой отправился к речным берегам в место под названием Сосновец, в 4 километрах от монастыря. Однако по просьбе монахов он в конце концов вернулся в обитель, сделав Сосновец скитом для подвижников, желавших полного уединения. Но когда братия и там стала многочисленной, ему пришлось ввести общежительное правило (1422).
Именно в скиту святой Дионисий провел последние годы жизни, продолжая осуществлять духовное руководство в Глушице. Он вырыл себе могилу и ежедневно приходил на нее, чтобы размышлять о смерти. Преподобный почил во Христе 1 июня 1437 года в возрасте 74 лет[4].
Одна из написанных им икон Божией Матери была передана в Семихолмский монастырь, основанный неподалеку его учениками. По прошествии времени обитель опустела из-за эпидемии чумы. Тогда Пресвятая Богородица явилась благочестивой монахине одного из московских монастырей, которая была парализована три года, и пообещала исцеление, если монахиня отправится в монастырь и восстановит местную церковь. Инокиня исцелилась, отправилась в Семихолмский монастырь, поселилась там в маленькой келье и восстановила обитель, даровав ей известность на несколько столетий.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Пресвятая Богородице спаси нас.
Преподобный отче Дионисие моли Бога о нас грешных.