Сердце сокрушенно

Часть 1

Мне в жизни повезло, у меня были великолепные учителя, и среди них самые яркие – это епископ Василий (Родзянко) и академик Б.В. Раушенбах.

Они ушли один за другим, оставив после себя тихий свет.

Владыка Василий до последнего часа вносил поправки в наш фильм о нем, собирался с утра идти получать американское гражданство, был как всегда бодр и весел. Вечером он наклонился, чтобы достать раскладушку, на которой спал, и упал, чтобы никогда не подняться.

А через два года скончался от инсульта Б.В. Раушенбах.

Они легко перешли от этой жизни к жизни иной, потому что все время пребывания в этом мире, от первого дня и до последнего, сердцем искали истинный свет и стремились туда.

Они научили меня, что свет – это не просто отвлеченное понятие или красивый образ, а то, что можно реально почувствовать и вкусить так же, как мы пьем чистую воду или едим хлеб. Без этого небесного хлеба внутренний наш человек болеет смертельно и умирает, хотя глаза его по-прежнему видят деревья и облака, а руки поражены зудом жадности и стяжательства.

Они открыли мне страшную тайну: не все, кто ходит по этой земле, живы; и не все, кто покинул этот мир, мертвы. Глаза тех, кто убил в себе все светлые помыслы и устремления, пусты в своей непроницаемой черноте; а взгляд победивших в себе зло и грех пронзает насквозь тонкую грань между мирами.

Я вижу их светлые взгляды, слышу их негромкие голоса, вникаю в глубинную простоту их мыслей; я чувствую тепло, которое исходит от них, и это помогает мне выжить после страшной жертвы, открывшей мне небо над головой, но убившей всякую житейскую радость и утешение.

«Человек, вступивший на путь к Богу, неизбежно должен пройти через горнило скорбей, – говорил мне как-то владыка Василий, – потому что крест и страдания – это ключ, открывающий нам двери в потерянный рай. Это трудно понимается обычным земным умом, потому что житейская мудрость ищет удовольствия, славы, покоя, уюта; и все, что мешает этому, – ад. Для настоящего христианина все наоборот. Похвала – это огонь, который сжигает внутренний воск, то есть гибкость и мягкость сердца. Удовольствие для него – яд, который делает душу бесчувственной к чужой беде и боли; а пристрастие к богатству – жернов, который тянет на дно и не дает возможности, чтобы возвести глаза к небу».

«Жизнь здешняя – это только подготовка к жизни будущей, а земля – это место, где шлифуются души, – любил повторять Борис Викторович Раушенбах слова поэта Рильке. – Шлифовка – болезненное занятие для всякой вещи, а уж тем более для сверхчувствительной человеческой души. Надо терпеть».

Они словно предвидели все, что случиться со мной; они предупреждали меня и к чему-то готовили.

Но разве может услышать такие пророчества счастливый молодой отец, чье чадо, у которого, кажется, все еще впереди, весело топает своими ножками по тропинкам жизни?..

Владыка Василий Родзянко перед отъездом в Америку рассказал мне о том, что у сербов есть такой обычай: когда женщина рожает, то ее муж или родственники идут в церковь к священнику. Тот открывает царские врата, становится на колени перед престолом, читает особые молитвы, чтобы роды прошли успешно.

Когда мою жену отвезли в роддом, мы с приятелем позвонили владыке. В Вашингтоне была уже глубокая ночь, нам отвечал по-английски автоответчик. Мы не успели оставить сообщение, потому что владыка поднял трубку и сонным голосом сказал: «Иду открывать царские врата». (У него в Вашингтоне был домовой храм).

Так что мой сын явился в этот мир, можно сказать, не только здесь, в Москве, но прошел открытыми царскими вратами в Америке.

Все обещало ему необычную судьбу. Так оно и получилось, – к сожалению...

Я отчетливо помню этот миг, когда впервые увидел его лицо; помню первый шаг и первое слово; помню первый рисунок и первый звук, который извлекли его пальцы. Я был скуп на похвалы, но все-таки надеюсь, что он своей утонченной душой всегда чувствовал мою любовь и гордость. Чувствует это и теперь…

Мне говорили: «Посмотри, твой сын – гений. В четыре года он рисует потрясающие картины. В семь лет он играет Моцарта и Баха, любую музыку может легко перевести в ноты, да и сам пишет неплохие этюды. Ему легко дается английский язык и математика, у него редчайшая память».

Я слушал и не соглашался.

Было бы странно, если бы он не увлекался рисованием, когда каждый день видит на столе у родителей иконные доски и краски, только и слышит разговоры о живописи. Его увлечение музыкой тоже естественно, потому что три поколения предков по материнской линии были музыкантами.

Впрочем, каждый ребенок по-своему гений, потому что в нем еще горят небесные светильники, над ним отверста дверь из иного мира, и откуда-то из непознаваемой глубины бьют чистые источники творческого духа. Для того чтобы это понять, нужно сохранить в себе детское восприятие мира. Но мы, взрослея, навсегда теряем эту способность и свои дарования.

Мы разрушаем свой удивительный и яркий мир, уходим в скучную, серую и далекую страну, чтобы бездарно расточить все то, что получили от Небесного Отца в наследство.  

Наша жизнь – вакуум, который, действительно, высасывает наши последние драгоценные силы. У нас есть шанс, чтобы обрести утраченный смысл – это детские живые глаза, но они почему-то пугают нас. Наверное, потому, что обличают нашу бестолковость и бездарность.

Я был такой же, как все. Или почти такой.

Если сложить все мгновения, которые я посвятил сыну, то за восемь лет его жизни, может быть, получится лишь несколько десятков дней.

Вот мы увлеченно строим с ним на полу башню из кубиков; вот крутим глобус, изучая наш мир; вот едем в поезде из Сибири домой; вот сидим в своем парке и строим из сосновых иголок и щепок город для муравьев; вот ранним утром, взявшись за руку, идем с ним в школу.

Я помню его счастливые глаза, помню свое состояние, как будто я вернулся в свой светлый первоначальный мир.

Как жаль, что было мало этих мгновений!..

Я постоянно вижу перед собой эту картину…

Утро еще не одолело ночь, но тихий свет уже пробил во тьме тонкую, как паутина трещину. Авраам тронул спящего сына за плечо и сказал только одно слово: «Пора». Он не мог добавить больше ничего, он даже взгляда на него не смел бросить, чтобы не передумать, не дать слабину, не повернуть назад.

Он ждал его рождения, кажется, целую вечность. Сын! Какая радость держать его, новорожденного, на ладонях, слышать его первый лепет, наблюдать за его первыми нетвердыми шагами по этой земле.

Всю свою долгую жизнь Авраам чувствовал себя изгоем, проклятым, прокаженным, потому что Бог не давал ему чада, и вот теперь исцелился, получил прощение, познал полноту земного бытия…

Но вчера, за утренней молитвой, он услышал тихий, как легкое дыхание ветра Голос, который он слышал и ранее и не мог спутать ни с каким другим. Этот Голос со властью ему сказал: «Отдай мне сына!»

Все помыслы сразу исчезли, все слова тотчас затихли. У него не родилось внутри ни одного вопроса.

Он молча взял вязанку хвороста, привязал ее на спину мула, взял отрока за руку и пошел на гору, где всегда приносил жертву.

Сын также шел молча и спокойно: разве может он беспокоиться о завтрашнем дне, когда рука его в руке любящего отца?..

Меня всегда волновал вопрос: что чувствовал этот старец, когда поднимался на гору, когда всю ночь сидел у костра, ни на мгновенье не отрывая взгляда от лица спящего сына, и точно зная, что завтра все кончится, что он никогда больше не посмотрит в его глаза, не услышит голос?..  

И я никогда не помышлял, что когда-нибудь история древнего праотца в некоторой степени аукнется в моей собственной судьбе.

Он вернул мне радость, потерянную давным-давно, он дал надежду, что и в этом мире возможно человеческое счастье. Мой сын!

А потом, будто маленький волшебник, в одно мгновение погасил солнце над головой, осушил чистые и прохладные родники, вырвал с корнем зеленеющие деревья и сказал: теперь ты будешь жить в пустыне и темноте, станешь пить желчь вместо воды и вкушать сухую колючку вместо хлеба…                                                      

Последний год жизни был очень трудным для сына. Он пошел в школу, но сверстники не приняли его. Он оказался белым вороненком среди стаи обычных черных птенцов. Учился легко и хорошо, но все чаще приходил домой с синяком под глазом или ссадиной на виске. Мы спрашивали: что случилось? А он отмалчивался или говорил, что упал на физкультуре или что-то еще в этом роде. Потом мы узнали, что после уроков в раздевалке его ждали едва ли не все одноклассники и общим скопом с кулаками набрасывались на него.

Нужно было бить в набат, спасать сына, но я разрывался между двумя работами – новым фильмом и росписью храма. Видел его только рано утром, когда будил и отводил в школу, и поздно вечером, перед самым сном.

Жена все-таки пошла и объяснилась со школьным начальством. Классная учительница стала провожать его после уроков до раздевалки. Побои прекратились, но дело было в другом: его детской душе была нанесена неисцелимая рана.

Он ждал от этого мира света, доброты и понимания, а встретил агрессию и злость.

Детский мир – это слепок с мира большого. Если в мире правят жестокость и алчность, если на престоле восседает лукавство и ложь, то трудно требовать от детей жития ангельского. Маленькие люди копируют поступки и отношения взрослых и переносят их на свой круг. Здесь идет нешуточная борьба за место под солнцем. Здесь не любят тех, кто не такие как все: рыжих, черных, больных или слишком умных. Здесь доброту и мягкость почитают за слабость, а наглость и силу кулаков – за доблесть. Все, как во взрослом мире.

Я пытался объяснить сыну, что важно оставаться самим собой, нужно избегать драки и всегда помнить, что ум и доброта сердца сильнее крепких мышц. Рано или поздно это поймут агрессивные одноклассники, и будут относиться к тебе с уважением.

Он слушал и понимал. Позднее, уже после его гибели, мы найдем дневник, который он вел. Там есть такие слова: «Меня завтра опять будут бить. Но я не отвечу им, потому что так поступают сильные».

Он был сильным человеком, мой малыш. Но в его глазах все чаще появлялась недетская тоска. Мы заходили с ним в кафе, покупали то, что он просил, но он горько плакал и говорил, что это не то, что самое вкусное мы не купили. И невозможно было утешить его.

Теперь-то я понимаю, что сердце его вкусило горечь жизни. Душе его хотелось попробовать то, чего не бывает на этой земле.

И мы, при всем желании, не могли ему дать это...

Владимир Щербинин

20 июня 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Пожелтевшие тетрадки Пожелтевшие тетрадки
Владимир Щербинин
Пожелтевшие тетрадки Пожелтевшие тетрадки
Отрывок из повести
Владимир Щербинин
В то время, когда всякая духовная литература была в запрете, обычные питерские бабушки в своих коммунальных клетушках переписывали по ночам многотомные собрания сочинений, а потом передавали затертые от многочтения тетрадки тем, кто жаждал слова живого.
На краю бездны На краю бездны
Владимир Щербинин
На краю бездны На краю бездны
Владимир Щербинин
Я говорил, наверное, очень долго и невнятно. В какой-то момент даже забыл, что старец здесь, рядом. Потом почувствовал на своих плечах его легкие руки, поднял голову, и увидел перед собой глаза небесного цвета, полные бесконечной любви и слез.
Попробуй, но знай... Попробуй, но знай...
Владимир Щербинин
Попробуй, но знай... Попробуй, но знай...
Об отце Василии Ермакове
Владимир Щербинин
«Люди жалуются, потому что считают, что должны быть довольны и счастливы здесь, на этой земле. Они не верят в вечную жизнь, в вечное блаженство, а поэтому хотят насытиться счастьем здесь».
Комментарии
тамара 1 ноября 2015, 16:48
Владимир,пусть Господь даст мир вашей душе,а сыну вашему ---Царствия Небесного.
Ирина 30 июля 2015, 00:08
Моя мама вмегда учила стоять за себя, давать сдачи, я защищалась, дралась,я выжила в школе, и что произошло - я стала агресивной: поменяла много рабочих мест, со свекрами ругалась, скандалила, с мужем тоже! Сколько же я сделала ошибок, совершила грехов! Господи помилуй меня!
С появлением ребеночка! Я поняла, что не правильно это!
Господи спасибо тебе! я воспитываю сыночка (2 годика) и прошу Бога, разрешить еще иметь детей и воспитать их по заповедям Божьим и в вере в Господа!
Только вчера разговаривала со свекровью, говорила, что не буду учить своего сына драться и давать сдачу! Пусть всячески избегает конфликтов!
Сегодня, по видимому, не случайно прочитала Вашу статью, Ваш сын, это добро! Поистине Божье дитя!
Прости нас Господи!
Спасибо Вам Владимир, за то, что нашли силы открыть очень тяжелую для Вас тему и научить нас, меня добру! Храни Вас Господь! Господи, помилуй нас всех!
валентина27 июля 2015, 13:07
Живите достойно, чтобы встретиться с сыном!
анна 4 июля 2013, 20:21
помощи Божией Вам,Владимир.и Покрова Царицы Небесной!
Трудитесь,пишите и молитесь! Господь своих не оставляет!!!
Все услышит,устроит и подаст! Не скорбите,прошу!
Евгений З. 4 июля 2013, 18:04
Ваша статья,Владимир, меня потрясла до глубины души - помоги Вам Господи!!! Ваш сын действительно сильный!!! не говорю был - ведь у Бога все живы!!! Царство Небесное Вашему сыну!!! Молитесь, молитесь не престанно за Вашего сыночка Богу - да упокоит он его в Царстве Небесном, а Вам да направит Господь утоешение!!! Меня тоже всегда волновал вопрос: что чувствовал Авраам, когда поднимался на гору с сыном - ведь дети это дар Божий и они наполняют нашу жизнь радостью, а здесь эту радость нужно было пренести в жертву... Конешно же за смирение и послушание Авраам был велико награжден, но чувста отца не передать словами. Являясь отцом двух сыновей, лишен в силу обстоятелств /виновником которых являюсь я/ не могу видеть старшего, конешно же мой сын не погиб, но я Вас очень понимаю: в том как хотелось бы все вернуть, не быть скупым на похвалы, крепко прижать, сказать что люблю... и что было время когда нужно было бить в набат. Все что осталось сейчас у нас с Вами - это молитва. Укрепи Вас Господь Владимир! Примите мои соболезнования! (простите если что не так сказал)
Михаил 3 июля 2013, 21:30
Спаси вас Бог, Владимир!
Павел Иванов27 июня 2013, 09:23
Хочу извиниться за свой предыдущий пост. Хорошо, что модератор его не пропустил.

У самого растет сын. Мальчик тоже одаренный, не так сильно конечно. Я тоже хочу ему счастья в глобальном смысле слова и тоже порой перегибаю палку, забывая что это всего лишь ребенок. Слава Богу, в моем случае это сразу заметно, так как мальчик болезненный и запас прочности у него маленький.

С грустью и страхом жду продолжения. Как бы не умер Ваш сын, в такой глубокой депрессии человек уже не отвечает за свои поступки.
прот. Борис 26 июня 2013, 15:57
Мой друг сейчас священник, до крещения в юности был хулиганом, получил черный пояс по каратэ. Теперь у него большая семья, дети, большой приход. Однажды его дочь в школе стал обижвать хулиган, сильно обижать. Тогда мой друг взял одного близкого прихожанина и пришел в школу поговорить с хулиганом. Когда он увидел полную невменяемость негодяя то сказал ему:" если ты не попросишь у моей дочери проощения перед всем классом, то я тебе выбью зубы", и священник едва сдержался, чтобы тут же не побить обидчика дочери. В результате хулиган сильно испугался и попросил у девушки прощения перед всем классом.
Я потом поинтересовался у моего друга, знал ли он чем рискует? он ответил, что знал, что может потерять и священный сан со всеми последствиями. Вот какая у него любовь к своим детям. кстати он занимается трудными подростками-сиротами, целую школу открыл.
Анна26 июня 2013, 15:24
Милый, дорогой, замечательный Владимир! всегда читаю все Ваши труды и давно плачу о Ваше дорогом, милом, замечательном, святом сыночке. Светлая ему память, Царствие небесное. Простите, Христа ради, всех нас неразумных. плачу. Надежда на Господа. Он есть и любит Вашего дорогого сыночка и всегда любил. мне, грешной, не разделить Вашу боль, простите меня, я просто плачу.
Юрий24 июня 2013, 01:25
Из первой части статьи не ясны многие моменты. Обычно такие коллективные избиения бывают в подростковом возрасте, а тут речь идет о первом классе. Должны бытьи очень злые дети в 7 лет чтобы регулярно коллективно избивать одноклассника. Что же это за школа такая, что с первого класса такие отморозки ? Можно предположить что это доведение до самоубийства. В этом случае, кстати, виноваты в первую очередь не родители а те кто "довел", и учителя в школе. Неплохо было бы воздать им по заслугам уже сейчас, а не в "той жизни" (хотя в этом плане у нас уголовный кодекс мягок донельзя). А иначе получится тезис что "жертва всегда сама виновата".
Елена.Украина23 июня 2013, 18:18
Царство Небесное Вашему Ангелочку.
р.Б.Светлана22 июня 2013, 21:48
Царствие Небесное Вашему сыночку Владимир.
Понимаю состояние Вашей души, так как сама пережила смерть моей любимицы,доченьки Ольги.
Господь забирает нас, своих чад, в самую лучшую минуту нашей жизни,спасая нас от непоправимого греха,который мы можем совершить,или оберегая нас от тяжелой болезни, которая может смутить нашу душу и мы можем погибнуть для Царствия Божия. Это должно служить Вам и Вашей жене утешением и да поможет вам Богородица простить виновных в смерти сына, как помогла Она мне.
Валентин22 июня 2013, 13:06
От сердца сочувствую! Кто терял близких, понимает! Какие уж тут обсуждения?
Олег21 июня 2013, 16:42
ВСЕМ У КОГО ЕСТЬ СЫНОВЬЯ, СМОТРЕТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО - Кочергин. Воспитание будущего мужчины - http://www.youtube.com/watch?v=aI3yO8ANEYI

Женщинам трудно это понять, но необходимо если они хотят вырастить настоящих мужчин. Особенно тем кто растят сыновей в одиночку. Многие и не подозревают о существовании людей типа Кочергина. Пишу потому что мне не безразлично среди кого в этой стране будет расти и жить мой сын, и ваши дети тоже! Хочу чтобы в трудную минуту, если нас не будет рядом, они пришли бы друг другу на помощь. Это наша общая ответственность. Комментарии с соболезнованиями это само собой, но какие выводы сделают читатели из этой страшной трагедии?
Ольга21 июня 2013, 14:54
Спаси Господи Вас! "Блаженны вы, когда будут поносить вас за имя Мое"...
ирина21 июня 2013, 14:36
Неужели никто не помнит себя в детстве? Первый раз ударить - это первый опыт причастия к агрессии.Настоящее чувство инородности в свой душе и неведомой ранее скверны. И ходишь потом с этим новым "другом", и не понимаешь что с тобой что-то произошло и дальше будет происходить. Не понимаешь, потому что ты ребенок. Я не против защиты конечно, но к ней надо иметь подготовку нравственную.Есть такая борьба, где сдачи не дают а ставят блоки, и нападающий сам себе шишки набивает. Даже чувство жалости имеется!
татьяна21 июня 2013, 13:59
Уважаемый Владимир Щербинин!
Мне очень жалко и ребеночка и Вас, но может быть, Богу было угодно, чтобы в вашем роду появился мученик и для своего возраста он был уже готов для рая. А ведь это счастье для православного(а вот для нехристей такого утешения нет) - надеяться, что твой ребенок в Раю и уже никогда не узнает боли, ему Там хорошо, он насыщается той сладостью, которой и хотела насытиться его душа и он будет молиться за ваш род. Миллионы людей проживают-прожигают по 80лет земной жизни, а идут все же в ад... Вы с семьей должны быть достойны своего сына, чтобы ПОТОМ пребывать всем вместе в Царствии Небесном. Спаси вас, Господи!
Андрей21 июня 2013, 13:23
Не знаю...как то это все таки неправильно. Наверное ребенку все таки надо объяснять,что жизнь в нашем мире немного...не идеальна. И надо чтобы ребенок был готов к этому.
Светлана Николаевна21 июня 2013, 10:38
Владимир, простите!
За боль своей души, за то, что решились высказать эту боль, Вы сейчас получаете столько поучений, обвинений, упреков, что всё это почти совпадает с тем, как весь класс нападал на Вашего сына. И от того, что бьют не физически, легче не становится.
Я вспоминаю Ваш рассказ "На краю бездны", где Вы уже пытались рассказать как Вам тяжко было жить с этой болью. Там тоже было упоминание о сыне: "...поднял голову, и увидел перед собой глаза небесного цвета, полные бесконечной любви и слез. Такие глаза были у моего сына, когда он явился мне оттуда на сороковой день после гибели, хотя в жизни это были две непроницаемо черные маслины…"
Вы пишите иконы. И никому из нас не дано знать, каким путем ведет Господь служащего Ему. И ЧТО, по воле Божьей, должен пережить сам иконописец, чтобы через икону, им написанную, Господь спасал нас, грешных и недостойных.
Помоги Вам, Господи, выдержать всё и сохранить эту безмерную веру и преданность Богу, веру Авраама, без ропота отдающую Богу самое дорогое для сердца, самое родное.
Как смогу буду молиться за Вас, Владимир, чтобы не оставлял Вас Господь. Не оставляйте и Вы нас своими рассказами, пишите, пожалуйста! Очень они нужны сейчас.
Ольга21 июня 2013, 10:25
Я часто размышляю на тему Любви Авраама к Богу и его покорности воли Божией. Ваш рассказ очень глубоко тронул мое сердце. Спасибо вам и прошу написать продолжение. Коментариев жестоких конечно больше, но это выбор каждого как поступать. Нельзя быть "немножко православным". Мы каждый день и каждый миг делаем выбор "с кем мы?" и чаще всего мы не с Богом. Мир часто обвиняет православие в слабости, но есть и православные которые добро и любовь принимают за слабость. Дети уходят из жизни не по чьей-либо воли, а по воли Божией. И нам не ведомо: когда и почему.
lyudmila toll21 июня 2013, 06:16
Спаси Господи отец Владимир!
да пошлет вам Господь еще и еще сыновей,
молитесь с женой об этом !
Царствия Небесного милому ангелу сыночку .....Господу Иисусу Христу необходимы Ангелы!!!!!!!
я не могу вас утешить но сердце полно сострадания ведь я только просто мать моих детей но я их одна воспитывала а когда была при смерти то только в душе имела мысль я согласна умереть а кому дети мои нужны будут и Матерь Божия сохранила меня абсолютно чудесным образом если сказать то не поверят
а их папа вообще никогда ими не занимался некогда ему было не до них он не просыпаясь пил пока не скончался .
но я не обижаюсь на него уже все давно простила и молюсь о нем .
да и моих сынов били а жили мы в ташкенте так узбекские дети мазали их смолой что вещи потом выбросить только но я всегда говорила дай в ответ тоже !!!!!
ведь это детство и если себя покажешь что не даешь сдачи одному обидчику то всяк будет издеваться но сам никогда никого не смей ударить так и выросли все в школе в институте любили и уважали девочки гурьбой за ними ходили ко дням праздников подарков открыток приносили полный портфель потому что они росли уважительными справедливыми
и сейчас когда уже совсем дяди и отцы оба я только и повторяю не дай Бог чтобы
вы обидели кого- то.
ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ СЫНЕ БОЖИЙ помилуй нас
Людмила21 июня 2013, 03:43
Дорогой Владимир, спасибо! Спасибо!
Я потрясена некоторыми жестокими и нравоучительными комментариями.
Родители все мое детство при внешне счастливых обстоятельствах не могли мне дать полного счастья - "бились, бились, а ты все какая-то незащищенная". Теперь это переживают мои сыновья. Все нормально, жестокости нет, а они все равно ранены. Средний сын родился сверхчувствительным, и теперь понимаю мамины слова - ты хоть разбейся! А что ты можешь? Счастлив он бывает только на Пасху и когда живет летом с бабушкой-дедушкой. И то не до конца.Недавно обсуждали, что, согласно Достоевскому, "все за всех виноваты". Как ему понравилось! Кстати, учу его давать сдачи, и от физического насилия это помогает. А от душевных мук - нет.
А мой семилетний малыш, любимый в школе, тонкий, добрый, готовый всех утешить, начал познавать горечь жизни, и воскликнул сегодня: "Как тяжело бывает жить!" Я выпытывала: не обижали ли? Не было ли трудных уроков? Ни с кем не ссорился? Нет! Оказывается: нельзя всех утешить. Друзья поссорились, мальчик и девочка, оба плакали. Мой малыш утешил девочку, а на мальчика не хватило сил! И он переживает: тяжело на сердце при виде неутешенного, пусть малого, но горя. Малыш познал свое бессилие перед чужим горем.
Татиана20 июня 2013, 21:05
Уважаемый Владимир, я понимаю и разделяю Вашу скорбь, у меня у самой 4 месяца назад умер болящий сын, 15 лет, добрый, светлый, спокойный, любящий всех,и которого все, кто его знал, любили. Это так больно, как будто у тебя вырвали кусок души, и возникшую пустоту никто и ничто никогда не заполнит, это рана на всю оставшуюся жизнь, как и мучения совести, что недодал, не уделил, не защитил, неумышленно навредил (себя имею в виду). Я очень Вам сочувствую, и мне больно и за Вашего мальчика, и за своего, за наших ангелов, которые сейчас в райских обителях, и Бог отрет всякую слезу с очей их.

Уважаемые православные люди, опомнитесь, вспомните Евангелие, что осуждать-грех (Бог даже не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии). Если можете посочувствовать- пожалуйста, посочувствуйте, посострадайте, и этим, пожалуйста, ограничьтесь, если это возможно.
Елена20 июня 2013, 17:37
Что сказать Вам, Владимир. Думаю, Вы уже все поняли и осознали. Только как жаль, что такой ценой. Душа разрывается на части, просто читать невозможно - бедный малыш.
Согласна практически во всеми предыдущими высказываниями. Наша задача - подготовить детей к вхождению в этот недобрый мир. Научить различать с кем и как нужно общаться. Где нужно проявить терпение, доброту и понимание, а где - силу.
Мы отвечаем перед Господом за наших детей. Не только за их тело, но и душу. А в Вашем случае - не только за душу, но и тело.
Я - женщина, давно в вере, но я ни на минуту не сомневаюсь, что мы должны защищать наших детей до последней капли крови!
А то, чему Вы учили ребенка - это высоты духа. Достижимые для прошедших первые ступени, как верно сравнила Ольга ситуацию с житием Прп. Серафима.
Хочу пожелать всем православным не пренебрегать в том числе и материальной стороной жизни. Войном нужно быть не только духовным, но и реальным, уметь защитить себя и ближнего. Вспомните свт. Александра Невского, Димитрия Донского и др.
Дорогие отцы, не жалейте своего времени, сил и здоровья на воспитание и защиту своих детей. Чтобы не было запоздалого раскаяния.
Помоги, Господи, Вам, Владимир, пережить это.
Татьяна20 июня 2013, 16:54
Владимир! Молитесь Отцу Небесному, да простит нам грехи наши. А сыночку Вашему Царствие Небесное, он и взят на Небо, т.к. не от мира сего. Я , когда трудно читаю стихотворение "От меня это было.." Серафима Вырецкого или даже только напоминаю себе - От Меня это было и нам надо учится принимать Волю Божью. Простите меня, если что не так выразилась. Вам и супруге желаю мира и любви !
Ольга20 июня 2013, 15:54
Православные! Не будьте жестокими!
Не осуждайте! Давайте просто, без морали, разделим скорбь отца, поплачем с ним и помолимся о том, чтобы Господь укрепил и утешил его. И, конечно, о упокоении души мальчика.
Разве не все мы так живем? Разве не делаем ошибок в воспитании наших детей в суете и круговерти жизни?

Владимир, спаси Вас Господи за искренность и исповедальность - за доверие к нам, вашим братьям и сестрам во Христе.
Божией помощи и утешения от Него Вам и Вашей супруге.

С огромным уважением к Вам
Лариса20 июня 2013, 15:32
В воспитании сына у меня были те же методы и слова (что драться не хорошо и т.д и т.п.), единственное, что отличает, так это то, что воспитывали мы его с бабушкой. В школе ему из-за этого доставалось, особенно в начальной. Пошел в армию (всегда хотел служить), мы чуть с ума не сошли от тревоги за него. А он смог там за себя постоять, хотя и самому попадало немало…..Но придя из армии, про церковь, молитву и вообще про веру слышать не хочет (видимо и не может). Возможно стыдно ему за свою ярость при отстаивании своих интересов, так как парень он добрый и проявленная в армии жесткость его мучает, но при этом он утверждает, что без нее не выжить. А с этой жесткостью в душе жить ему тоже не сладко (это уже я так думаю). Вот и молюсь теперь о том, чтобы помиловал его Господь.
Антон Иванов20 июня 2013, 15:10
Приведу пару уточнений к своему отклику:

1) «… что мир сей исполнен "света, доброты и понимания", когда в нем убили Спасителя, тридневно Воскресшего?» – корректнее написать «после тридневно Воскресшего»

Нельзя категорически и в другую крайность ударяться – говорить, что «весь мир злой и нехороший» - это тоже ложь, да и прямой путь к психической травме. Пока мир ребенка ограничивается кругом его самых близких – родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер – он, несмотря на какие-то неизбежные домашние конфликты, и впрямь, прекрасен (опять-таки, в идеале). Когда границы мира у ребенка расширяются, надо как-то уже стараться быть реалистами в его восприятии и во взаимодействии с ним.

2) «…что безответность ко внешним проявлениям зла в мире есть действенное, и всегда наилучшее проявление внутренней силы и нравственного чувства человека?» – точнее, наверное, так: «всегда, для всех и во всех ситуациях действенное и наилучшее проявление внутренней силы и нравственного чувства человека?»

Прошу прощения за автокоррекцию, поспешил с постингом.
Наталия20 июня 2013, 14:59
Вы не один пережили это и почувствовали. Так хочется вас обнять и утешить. Но не останавливайтесь. Из вашей
мертвости родится новый отец и вы и сын будете вместе.
Готовьтесь, чтобы не потерять его снова навсегда.
С вами Бог.Наталья
Антон Иванов20 июня 2013, 14:21
5
Умоляю православных, да и всех отцов, воспитывающих сыновей - не оставляйте их, любите, берегите, примером обучайте благородству, великодушию, и - не пренебрегайте крепостью их мускулатуры и их разумной, именно христианской (а не восточно-оккультной) бойцовской подготовкой! И развитый ум, и доброе сердце порой нуждаются в защите крепких мускулов. В школе это бывает довольно часто. Да и после. Все в жизни на потребу - и суметь расшвырять хулиганов, защищая себя и тех, кто оказался в беде, и суметь, с рассуждением, конечно - подать руку, поднимая врага с земли, стараясь найти и примирение с ним, и - если настанет необходимость - умереть с честью, оберегая страждущих, по возможности милуя для возможного покаяния даже и жизни врагов. Пусть парни будут в состоянии сделать и то, и другое, и, если совсем-совсем никак без того - то и третье. И Господь да споспешествует во всех благих.

У Бога все живы!

Христос Воскресе!

С уважением,
Антон Иванов

Антон Иванов20 июня 2013, 14:21
4
В этом мире уважают только силу. Многие шли за Господом, дивились Ему, потому что Его слова и свершения были, по слову Евангелия, "со властью". Бог Своей силой удерживает падших ангелов, не позволяя им разметать всю вселенную в одно мгновение. Человек обретает уважение среди себе подобных, когда они видят его силу, прежде всего, силу его духа, а дух человеческий обретает силу только в Боге, в единении с Ним. Владимир, Ваш сын оказался силен такой силой, она есть у него - пишу в наст.в., ведь у Бога все живы. Теперь помогайте ему личной и церковной молитвой. Это действенная помощь, и единственное, что мы можем сделать для всех наших, отошедших к Богу.


Антон Иванов20 июня 2013, 14:21
3
А ведь и говорится об этом, особенно в последнее время, и мирянами, и лицами духовного звания. Говорится и растолковывается, что любовь к личным врагам, важность признавания в них людей с такими же, как у нас, духовными неполадками, прощение причиняемых ими обид, недопустимость ненависти к ним и мщения им, вовсе не исключает необходимости пресечения проявлений их злой воли, когда это действительно необходимо!

Как теперь знать - прошлое не знает сослагательного наклонения, но - я уверен, что если бы в детстве я сражался со своими школьными и дворовыми обидчиками - честно, без подлостей - то, вероятно, и получил, и нанес бы куда больше физических травм, но давно сумел бы их совершенно простить, и легко молиться об их благополучии и вечном спасении. А также не дал бы лишний раз им ложного посыла на то, что доброе (хотя часто я не был добр, именно от внутренней слабости) - бессильно и доступно к угнетению без препятствий. Теперь уже этого не проверишь. Зато по рассказам разных людей мне памятны многие случаи, в которых физический отпор злому намерению и действию приводил вовсе не к «умножению зла», а именно к вразумлению и отрезвлению, даже к началу позитивной нравственной перемены в посягавшем на зло человеке.


Антон Иванов20 июня 2013, 14:20
2
Доколе мы, православные христиане, в большинстве своем - неофиты, не способные в должной мере к различению реальности буквы, символа, и смысла, мудрости, зачастую не обладающие ни должной культурой обращения с текстом Священного Писания, ни историческими и культурными знаниями - будем вновь и вновь интерпретировать и преподносить Нагорную проповедь Христа Спаса как «христианскую» форму учения о «непротивлении злу насилием»? Доколе мы, невольные наследники советского мифа о земном "светлом будущем", будем продолжать поддерживать в своих детях веру в то, что мир сей исполнен "света, доброты и понимания", когда в нем убили Спасителя, тридневно Воскресшего? Доколе нами и нашими детьми будет руководить максима о том, что безответность ко внешним проявлениям зла в мире есть действенное, и всегда наилучшее проявление внутренней силы и нравственного чувства человека? Доколе преподаватели воскресных школ не возьмут обязательным правилом доказательно, с отсылками на богословские обоснования, объяснять старшим (sic!) ученикам, что словами Нагорной проповеди Спаситель призывал к великодушию, способному нравственным примером даже подвигнуть других людей на путь покаянного преображения и богопознания - но вовсе не к отказу от необходимой самообороны?

Антон Иванов20 июня 2013, 14:20
Простите, что не лаконичен – то, что наболело, не вмещается в один комментарий, оттого дроблю текст на 5 частей.

1
Искренние и глубокие соболезнования автору. Да укрепит Вас Господь, Владимир, порой только за Него и держимся. Из дневниковой выдержки Вашего сына явствует, что он, и вправду, проявлял геройские качества духа. Царствие ему Небесное да дарует Бог и со святыми да упокоит, аминь.

Не понаслышке знаю, что такое "школьное гетто". Доставалось мне сравнительно не очень тяжко, бывает страшнее. Но вот уж мне почти 31 год, а мои раны до сих пор ноют, заживают очень медленно. А если б еще сам по себе жил, совсем без Бога - то они стали бы, образно говоря, гноиться, и не знаю, что бы со мной было теперь.

Вот мои вопросы, исполненные горечи и безнадежности: доколе мы будем упорствовать в поучении детей постулатам: "драться - (всегда) нехорошо!", "ум и доброта сердца сильнее крепких мышц" и т.п.? Откуда эти прекраснодушные мифологемы, которые вводятся - нами и нам - в мотивационную сферу человека столь же упорно и последовательно, сколь упорно и последовательно опровергаются действительностью? Что это – форма психологической защиты от реальности?
Елена Тимофеева20 июня 2013, 13:42
Меня тоже в школе ударили, хотя я девочка,ну ничего Господь все дал перенести, слава Богу за моих родителей и Бабушку, которые так меня любят и всегда рядом.
просто человек20 июня 2013, 11:27
Согласна с комментарием прот.Бориса.
За своих детей драться надо.
А сыновей ещё учить самих за себя постоять и слабого защитить. Добро не должно быть с кулаками, но физическая сила не исключает духовной чистоты и рассуждения.
Очень двойственное ощущение от рассказа. Сцена в кафе настолько "кричит" о психологическом неблагополучии ребёнка, а вы не разглядели. Ваш малыш был очень одинок, родители вели с ним умные беседы, а нужно было просто защитить, успокоить, побаловать. Не видя поддержки и защиты у родителей, он открывался своему дневнику. Простите.
И пусть никто не повторяет этих ошибок.
Ирина 20 июня 2013, 11:25
Как же тяжело вам, дорогой Владимир, душа за вас болит... Молитесь. Не ожесточитесь... Господь да будет с вами.

Я только что раскрыла ваше творчество, прочитав статью о Сирии. Вы помогаете людям понять кое-что в жизни. Спасибо вам.
Яна20 июня 2013, 10:12
Господи, помилуй!
Помоги этому человеку вынести всё!
Как страшно!
Светлана Николаевна20 июня 2013, 10:12
Помоги Вам Господи, Владимир!

Если есть силы - рассказывайте дальше... Пожалуйста.
р.Б.Фотиния20 июня 2013, 09:51
Спаси Господи! Читаешь, а сердце разрывается на части. Что пришлось пережить этому маленькому человечку, с чем столкнуться в такой короткой промежуток жизни? Сейчас, когда потихонечку стала воцерковляться понимаю, как мало я дала своему сыну. Прости Господи нас грешных и помилуй за наше неразумение. Спасибо огромное за статью, очень полезная и душещипательная.
Elena20 июня 2013, 09:47
Хочу поделиться своим опытом. Мне в детстве всячески внушали, что я одаренный ребенок, (кстати, как я потом поняла, не совсем безосновательно) пытались развивать способности, и т.д. Но! Во мне при этом бессознательно культивировали эгоизм и сознание своего превосходства над другими детьми, что ложилось на "благодатную" почву. Мои одноклассники действительно меня недолюбливали из-за того, что я одна пришла в школу, умея читать, считать, понимала и знала больше их, а я потихоньку начинала презирать "неталантливых" и "обыкновенных", что приводило к конфликтам. Мне пришлось набить в жизни много шишек, чтобы понять, что я не исключительна, что мои таланты в действительности не мои, а даны Богом, который может их и отобрать, если я ими стану злоупотреблять, что у Него нет пасынков и неталантливых, а все уникальны и одарены по-своему, а я сама не лучше других, а во многом хуже, и с того, кому больше дано, больше и спросится, и не стоит козырять своими талантами, знаниями и умениями, лучше их скрывать, и реализовывать по возможности незаметно во славу Бога и во благо людям. Пришлось понять, что горечь жизни о которой говорит автор не просто неизбежна и неудобна - она благо и необходимое лекарство от гордыни и эгоизма, а я по своей глупости бегала от нее и искала не примирения с Богом и людьми, а удобства и комфорта для себя, любимой, талантливой. Теперь стыдно за свое поведение перед всеми, кого обидела своей заносчивостью.
прот. Борис20 июня 2013, 09:32
Моего отца в детстве побил старшекассник. Тогда дед, Царствие ему Небесное, пришёл в школу и не стал говорить с учителями, а побил этого старшеклассника. Конфликт был сразу решён. Потом мой отец в детстве побил младшеклассника, тогда пришел отец побитого и наказал обидчика. Дед за моего отца заступаться не стал - здесь сам виноват. Все очень просто.
р.Б.зинаида. 20 июня 2013, 09:19
Не знаю, что сказать, как утешить Вас. Укрепи Вас Господь, и спасибо за то, что поделилась с нами .
Иван20 июня 2013, 07:38
Скорбеть не надо, Владимир! Примите мои соболезнования!
Эльдар20 июня 2013, 06:19
Замечательный рассказ. Да покоится душа вашего малыша в Раю! Берегите детей!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×