Тбилиси, 11 июля 2013 г.
По словам Марины Мизандари, Министерство культуры не получало от президента Саакашвили замечаний и комментариев по поводу межгосударственного грузино-турецкого договора по сотрудничеству в сфере культуры.
«По этой причине документ не был переслан турецкой стороне, и сейчас мы полностью зависим от доброй воли Турции. Подобные жесты доброй воли несколько раз имели место, но ситуация с договором остаётся прежней», — отметила Мизандари.
Несмотря на большое желание МК Грузии подключить к процессу восстановления Ишхани грузинских специалистов, решение этой задачи, до подписания договора, крайне затруднительно.
«В условиях отсутствия межправительственного юридического формата, крайне затруднительно подключение к реставрации памятника на территории государства кого-либо со стороны. Для этого нужен договор, легальный формат, которого у нас нет», — констатировала Мизандари.
МИД Грузии переслал проект договора о сотрудничестве в сфере культуры между Грузией и Турцией в администрацию президента ещё в феврале. Однако Михаил Саакашвили не подписывает этот документ, поскольку в нём содержится пункт о внесении изменений в завершившуюся реставрацию крепости Рабат (Азалцихе, Южная Грузия). И эти изменения, со слов представителей администрации президента, инициированы не турецкой стороной, а министерством культуры Грузии.
Турецкая сторона возражает против позолоты, которой покрыт после реставрации купол мечети в комплексе Рабат, соединившем на своей территории архитектуру разных конфессий и религий. Официальная Анкара настаивает также на реабилитации металлических оград и бань.
Между тем, реставрация Ишхани завершится, предположительно, к концу августа, сообщает Благовест-инфо со ссылкой на Интерпрессньюз.
По словам митрополита Теодора (Чуадзе), на начальных этапах «работ по восстановлению» из храма было вынесено большое количество земли и камней, на которых просматривались фрагменты фресок, что вызывало большое беспокойство.
Историк церкви Эльдар Бубулашвили рассказал о том, что отсутствие грузинских специалистов позволило турецкой стороне реставрировать Ишхани «под туристический маршрут», уделяя пониженное внимание храму как древнейшему памятнику.
«На наших глазах храм Ишхани утрачивает свой исторический след. Этот вопрос должен быть выведен на государственный уровень, высказываемых компетентных мнений здесь недостаточно», — заявил грузинский историк.