Вступив на архиерейскую кафедру отец Антоний увидел, что монастыри его епархии заброшены, страдают от нехватки монахов и испытывают хозяйственные проблемы. Придававший огромное значение роли монашества, Владыка сразу приступил к возрождению и восстановлению православных обителей.
|
||
Владыка Антоний с радостью исповедовал всех желающих в монастыре Микрокастро, кафедральном соборе и в деревенских храмах. Он был противником накладывания епитимий, связанных с длительным отлучением от Причастия. Когда Митрополит видел у человека искреннее покаяние и действительный отказ от греха, он разрешал ему приобщиться к Таинству.
Владыка был очень чутким человеком. Он не хотел, чтобы он сам или кто-то из священников его епархии дали кому-то даже малейший повод осудить Церковь.
Внешне отец Антоний производил впечатление человека подвижнической жизни. Он был худым, а лицо его всегда было исполнено спокойствия и умиротворения.
Владыка принимал всех приходивших к нему в здании митрополии. Каждого гостя встречал лично и сам готовил для него угощение. Со всеми Митрополит говорил спокойно и смиренно, как равный с равными, не стремясь показать себя или унизить кого-то. Он не хотел расстроить ближнего, с каждым говорил с отеческой любовью и заботой.
Преосвященнейший был человеком дела, а не разрушения, созидания, а не расстройства1. Примирял противоборствующих, смирением отгонял помыслы и гасил в зародыше начинающиеся духовные пожары. Административные и управленческие вопросы своей епархии он решал скрупулёзно и успешно. Легко находил общий язык не только с духовенством, но и с местными властями.
Монахолюбивый епископ и аскет
|
||
Вступив на архиерейскую кафедру отец Антоний увидел, что монастыри его епархии заброшены, страдают от нехватки монахов и испытывают хозяйственные проблемы. Придававший огромное значение роли монашества, Владыка сразу приступил к возрождению и восстановлению православных обителей.
Он позаботился о том, чтобы в монастырь Пресвятой Богородицы в Микрокастро пришёл известный духовник отец Стефан (Ринос). Для начала восстановительных работ в обители он выделил ему 37.000.000 драхм, а впоследствии снабжал необходимыми средствами на регулярной основе. Отец Антоний установил, что в монастыре минимум один раз в месяц должна проходить ночная служба и на этом богослужении всегда присутствовал лично. На деле многочасовые Всенощные бдения в обители Пресвятой Богородицы проходили не только один раз в месяц, но и на все большие праздники. На всех ночных службах Владыка исповедовал сам до хвалитных псалмов, после чего облачался и начинал служить Литургию. Постепенно монастырь Микрокастро стал настоящим духовным оазисом не только для Сиатистской митрополии, но и для всей Западной Македонии.
Во время постов Владыка приглашал со Святой Горы Афон духовников и игуменов, чтобы они исповедовали, служили и проводили беседы с народом.
Некоторое время спустя митрополит Антоний передал обитель Микрокастро женской братии. Число насельниц монастыря стало возрастать с каждым годом и вскоре обитель стала крупнейшим духовным центром Сиатистской епархии.
Тем временем отец Стефан (Ринос) взялся за возрождение монастыря Преображения Господня в Дриовуни. Владыка поддержал его и выделил на строительные работы необходимые средства. Впоследствии эта обитель также стала важным центром православного монашества, который оказывает огромную духовную помощь многочисленным паломникам.
|
||
Всего владыка Антоний возродил в своей митрополии восемь мужских и женских монастырей. Он радовался их достижениям, помогал и регулярно посещал эти обители. Когда Владыка только вступил на митрополичью кафедру, в его епархии не было ни одного иеромонаха и действующего монастыря, а в храмах обителей нерегулярно служили приходские священники из близлежащих селений. Сегодня в Сиатистской епархии более двадцати иеромонахов, некоторые из которых являются известными духовниками, оказывающими большую духовную поддержку православному народу.
В своих беседах митрополит Антоний часто подчёркивал важность православного монашества и говорил, что обязанность архиереев – помогать монахам: «Я не хочу строить ни конференц-залов, ни других центров для собраний. Если необходимо что-то обсудить, можно собраться в Архондарике одного из монастырей. Всё остальное - излишнее транжирство. Деньги, которые мне жертвуют, я отдаю на монастыри. Это мой долг».
О любви Преосвященнейшего к монашеству свидетельствуют и его регулярные поездки на Святую Гору Афон. Много лет его духовником был игумен Гавриил Дионисиатский. С многими афонскими монастырями и кельями Владыку связывали прочные духовные узы. Святогорцы, видя его смирение и подвижническую жизнь, принимали отца Антония за своего, часто приглашали его на престольные праздники и хиротонии.
|
||
Но отец Антоний был не только монахолюбивым епископом, но и сам жил как монах. Он сочетал архиерейское служение с аскетической подвижнической жизнью.
У митрополита Антония всегда был духовник, которому он старался исповедоваться как можно чаще. После хиротонии духовным отцом владыки стал митрополит Неапольский и Ставрупольский Дионисий. Несмотря на то, что он был младше отца Антония, он всегда спрашивал совета духовника и оказывал ему монашеское беспрекословное послушание.
Митрополит Антоний привык ложиться спать рано, а ночью просыпаться и вставать на молитву. Уже молодым священником он любил служить раннюю Литургию. Владыка молился очень много. Делал много земных поклонов и творил Иисусову молитву. Молодых священников он также призывал не сидеть сложа руки: «Творите земные поклоны! Почему вы сидите и не молитесь?». Старец Паисий2 говорил о владыке Антонии, что из-за того, что тот всё время молится по чёткам – его правое плечо ниже чем левое. Сам Митрополит по своему смирению не принимал в расчёт свои добрые дела и говорил старцу: «Люди-то хорошие. Это мы, священники, не такие, какими должны были бы быть».
Митрополит Антоний был великим постником. Более 55 лет не ел мяса. Даже в дни, когда не было поста, добавлял в пищу не оливковое, а невкусное масло из семечек. В Великий Пост ел только хлеб и апельсиновый сок. Готовил Владыка себе сам один раз в неделю. Ел приготовленную пищу в течении семи дней, а потом готовил снова. Он не считал ниже своего достоинства самому разбирать чечевицу у себя в рабочем кабинете. Летом Митрополит обычно довольствовался одним арбузом в день. Половину съедал на обед, половину на ужин. Или готовил себе салат из одних помидоров без масла и лука. Мог съесть сухарик, орех с медом и выпить апельсиновый сок. Предпочитал фрукты, зелень и бобовые. Еда не заботила владыку и он отказывался от приглашений на банкеты, куда его регулярно приглашали.
|
||
Жажду и голод владыка Антоний утолял исполнением Воли Божией. Вкусной и сытной пищи он не готовил даже в дни Великих Праздников. Однажды в день Пасхи его пришёл поздравить отец Стефан и к своему удивлению увидел, что владыка ест мусталеврью (сладкое постное блюдо из виноградного сусла с мукой).
- Владыка, сегодня, в день Пасхи, вы едите мусталеврью?
- У меня было немножко молочка, но я побоялся, что после поста у меня из-за него будет желудочное расстройство.
В другой раз на Рождество митрополит Антоний «разговелся» инжиром с хлебом. Когда духовные чада приглашали его к себе домой, владыка говорил: «приготовьте какую-нибудь маленькую рыбку с овощами. Не надо ничего дорогого». Он всегда ел немного, как птичка.
Отец Антоний привык к холоду и зимой одевал только подрясник. В его келье температура не превышала 12 градусов по Цельсию.
С самого начала своего архиерейского служения он жил один в здании митрополии. Сам готовил, убирался и принимал гостей. У него не было ни повара, ни уборщицы, ни других помошников.
По вечерам митрополит обычно ходил в монастырь в Дриовуно. Он чувствовал себя монахом и именно в монастыре находил покой и умиротворение.
Продолжение следует…