2 августа 2013 года Крест святого апостола Андрея, привезенный в пределы Русской Православной Церкви стараниями Фонда Андрея Первозванного[1], покинул Минск. Когда Крест выносили из здания аэропорта белорусской столицы, на город обрушился сильнейший ливень.
Поклонение Кресту в Минске, храм Живоначальной Троицы |
Прощальное слово митрополита Патрского Хризостома в Минске |
Протоиерей Федор Повный – настоятель Всехсвяткой церкви г. Минска с членами делегации Фонда Андрея Первозванного. Позади Всехсвятский храм |
Ясная солнечная погода вдруг сменилась ненастьем, и начавшийся было редкий дождик быстро перешел в проливной дождь, – как будто погода испытывала те же чувства, что и мы – жители трех стран, некогда бывших единой державой, которых на некоторое время вновь собрал крест святого апостола Андрея. Но, несмотря на непогоду, самолет взмыл в свинцовое небо и через три часа уже был в аэропорту Араксоса.
В Минске начался ливень |
Погрузка киота с Крестом в самолет. Минский аэропорт |
Этот аэропорт используется и гражданскими и военными службами Греции, а потому на стоянках кроме обычных самолетов можно видеть истребители греческих ВВС. Были военные и сейчас: рота почетного караула Вооруженных сил Греции вместе со священниками в белых фелонях встречала великую святыню у трапа.
Но путь был еще не окончен: колонна машин и автобусов в сопровождении дорожной полиции отправилась в Патры.
В аэропорту Араксос |
Крест внесли в кафедральный Андреевский собор и установили в центре – точно так, как совсем недавно это делали в храмах России, Украины и Беларуси.
Собор святого апостола Андрея Первозванного – самый большой храм Греции. Пятиметровый крест, которым увенчан его центральный купол, издалека виден с кораблей, заходящих в порт этого крупнейшего города Пелопоннеса. Здесь, в соборе, Крест находится и сейчас. А мы – и паломники, и те, кто сопровождал святыню – продолжаем вспоминать те дни, когда он был в пределах Русской Церкви.
«Всюду, – в России, Украине и Беларуси – мы чувствовали себя как дома, согретые всеобщим вниманием и любовью», – говорит митрополит Патрский Хризостом.
Настоятель Андреевского собора в Патрах отец Николай Скиадаресис, также сопровождавший святыню, рассказывал, что больше всего в наших странах его поразила вера: «В ваших странах нас поразила вера людей, с которой они по многу часов стояли в очереди к святыне… Несомненно, принесение Креста в русскую землю было чудом Божиим и могло состояться лишь по Его благой воле. Господь творит чудеса через Своих людей…»
Вспомнились и трудности: нужен был и специальный киот, и литерный поезд с вагоном-храмом, и специальный самолет, в котором можно было бы перевозить Крест. Были и дипломатические и церковно-дипломатические переговоры. В решительный момент, когда осуществление задуманного было под угрозой, митрополит Патрский Хризостом сказал поразившие всех слова: «Если Крест захочет, он поедет». Так и вышло.
«Всех нас – греков, русских, украинцев и белорусов – объединяет общая вера, Христос и апостол Андрей, – говорил владыка уже по возвращению в Патры, – Я думаю, что если бы святой Андрей жил сейчас с нами, он непременно откликнулся бы на зов верующих во Христа и почитающих его апостола и сам бы посетил их. Поэтому, пребывая и в небесных обителях, апостол Андрей не мог не откликнуться на просьбу Фонда, который носит его имя, чтобы наша общая святыня посетила народы России, Украины и Беларуси. И произошло великое и знаменательное событие: перед Крестом святого Андрея собрались и вместе молились Предстоятели и представители всех Поместных Православных Церквей, главы православных государств и сонмы верующих этих стран».
(Беларусь)