Даже не способность Паши стукнуть разгневала алтарников – как пожилых, так и молодых, а та простота, не допускающая даже намеков на возражения, с которой он расхаживал по алтарю в архиерейской митре. «Ну нельзя же так!» – вздыхали все. А Паша смиренно улыбался и продолжал наматывать круги по алтарю. Митру он все-таки снял. Даже не снял – сорвал, когда послышались шаги и стук посоха дядюшки. И раньше всех склонился в глубочайшем поклоне, первым подбежав, сложив ручки под благословение.
Вскоре он исчез, уехал куда-то, оставив по себе самую благодарную память и кличку «Паша Обнорский» – видимо, данную ему за особое благочестие. Ну, уехал и уехал. Может, сейчас уже служит где-нибудь. В митре. Давно было дело. А, может, и не было вовсе – в кошмарном сне привиделось.
Паша уехал, а проблемы остались. Точнее, обозначились.
Прихожане довольно часто высказывают претензии к тетенькам за пресловутым церковным «ящиком»: мол, нагрубить могут, посмотреть недобрым глазом, наговорить всякой отсебятинной ереси и прочая и прочая. А обозначившаяся проблема касается противоположной, самой что ни на есть восточной части храма – алтаря. Точнее, алтарников. Еще точнее, их поведения. Всё ли так ладно, всё ли хорошо? Вот об этой-то проблеме мы и беседуем с протоиереем Алексием Сорокиным, настоятелем вологодского храма во имя святого Лазаря Четверодневного.
***
–
Отец Алексий, то, что алтарники нужны, никто не
спорит. Понятно, что они просто необходимы. Другое
дело – те опасности, которым алтарники
подвергаются, находясь в самом главном месте
храма…
Протоиерей Алексий Сорокин
– Вообще-то такой опасности – привыканию к святыне – подвержены мы все: священники, алтарники, певчие, уборщицы… На мой взгляд, все, кто трудится в церкви, рискуют потерять чувство сакрального, священного – начать воспринимать храм не как место служения, а как место работы, или товарищеских посиделок, или сплетен – да мало ли чего! И, кстати, о главном месте храма: разве не каждый его сантиметр – главный? Помнится, кающийся мытарь стоял совсем не в Святая Святых, а вовсе даже в притворе…
Теперь об алтарниках. Да, они нужны. Нужны в первую очередь священникам, «ибо негоже нам, оставив слово Божие, пещись о столах» (Деян. 6: 2). Хотя эти слова Священного Писания касались по большей части диаконов, но суть та же: главное дело священника – молитва. И вряд ли молитва будет усилена, если священнику придется обходиться без помощи тех самых алтарников: и кадило разжечь надо, и воду вовремя согреть, да и просто постоянно порядок поддерживать. Так что, на мой взгляд, главной задачей алтарников нужно считать их содействие молитвам священника и, следовательно, прихожан, всей общины. Разумеется, это содействие подразумевает жертвенность. А еще сосредоточенность: ведь, помогая в алтаре, скажем так, физически, телесно, алтарник не должен забывать и о духовной стороне. То есть и сам молиться в меру своих сил должен – иначе большой пользы от его пребывания в алтаре не будет. Скорее вред – собственной душе в первую очередь.
Об этом очень хорошо говорится в предисловии к замечательной книге «Нам оставлено покаяние» игумена Никона (Воробьева). Давайте вспомним: «Батюшка очень любил служить и служил собранно, сосредоточенно, от всей души, что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно. Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения, чтении, пении и “артистам” делал замечания…
Он запрещал входить кому-либо в алтарь или тем более стоять в нем без особой на то нужды. В алтаре батюшка никогда не говорил ничего, кроме самого необходимого, и другим не позволял этого делать. Никогда не исповедовал во время Литургии: исповедь проводил или до Литургии, или накануне вечером (в Великий пост). Он говорил: человек должен молиться во время Литургии, а не ждать очереди исповедоваться».
Мне кажется, что такое строгое и благоговейное отношение игумена Никона к церковной службе – и к молитве в алтаре в частности – заслуживает самого пристального внимания и подражания с нашей стороны. Действительно, лишних разговоров, бездеятельного, праздного нахождения в алтаре, да и во всей церкви, допускать нельзя – это профанация христианства.
– Но в алтарях наших церквей довольно много молодых людей, даже мальчиков. Не кажется ли вам, что уже давно прошло то время, когда любой человек мужского пола, зашедший в храм, автоматически рассматривался как потенциальный священно- или церковнослужитель, а потому его с легкостью вводили в святая святых?
– Кажется. Поэтому мы и требуем от молодых алтарников учиться благочестию. В силу их возраста, да и воспитания тоже, без трудностей не обходится: бывают и совершенно никчемные, глупейшие конфликты, бывает, увы, и нарушение благоговейной тишины. Поэтому иногда приходится быть строгим. Но, помимо строгости, необходимо – я хочу обратить на это внимание – и воспитание. Таким воспитанием может и должна заниматься вся община, а не один священник. Если служба в храме проходит в благоговейном молчании, то сам порядок заставляет молодежь в алтаре придерживаться строгих правил. Если же на службе шушукаются, обсуждают новости-старости, толкаются-переругиваются, если церковный «ящик» становится местом сбора суетливой очереди (такое чаще всего происходит перед выносом Чаши, во время чтения молитв к Причастию – в важнейший момент богослужения!), то это, увы, провоцирует молодежь к недостойному поведению. Тогда и появляется вот это мерзкое фарисейство: выйти с важным видом из алтаря, потеснив прихожан, пройтись по храму, снова зайти в алтарь, закрыть двери и, считая алтарь чем-то вроде «своего помещения», продолжить шуточки или еще что.
Кроме того, важна помощь и старших алтарников. Зрелый человек, верующий искренно, служит в алтаре, как я убеждаюсь постоянно, очень ответственно и благоговейно. И священнику действительно легче молиться, когда ему помогают такие люди. Так что молодые должны учиться у старших.
А священники, я думаю, должны быть внимательнее к тем мальчикам и юношам, которым предлагают помогать в алтаре. Не стоит, на мой взгляд, вводить в святая святых любого мальчика, попавшегося на глаза в церкви. Опасно это – как для порядка службы, так и для самого этого мальчика в будущем.
– А есть примеры алтарников, которые вас радуют?
– Конечно, есть. Честно говоря, больше всего меня поразили не служители, а служительницы алтаря: старушки-девы, которые когда-то помогали в кафедральном соборе Вологды. Такому благоговению, с которым они относились к своему служению, я уверен, могут поучиться очень многие – и священнослужители в том числе. Это действительно пример служения Христу сердцем!
– Какой совет вы бы дали молодым, помогающим в алтаре?
– Не я, а апостол Павел дает совет: «Блюдите убо, како опасно ходите» – «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые…» (Еф. 5: 15).
Многие священники, даже весьма уважаемые, придерживаются мнения: паномаришь (алтарничаешь) - работай, а не молись. Потому что трудно делать два дела вместе - неизбежно возникают ошибки, рассеянность и т. д.
В какой-то мере это верно, точнее это удобнее, чем воспитать человека, умеющего и молиться и работать.
В итоге священник воспитывает не молитвенника, а работника. Но что важнее: внешняя безукоризненность действий или сдобренность их молитвой?
Иногда священники участвуют в архиерейском богослужении. На нём трудно и напряжённо - много действий нужно сделать. Неужели поэтому им нужно оставить молитву и угождать архиерею, даже владыке святой жизни? А часто заметно, что священники за архиерейской службой делают всё кроме молитвы. Говорю это совершенно не в укор.
Просто получается нездоровая тендеция: на иерейской службе должен молиться преимущественно священник, на архиерейской - владыка.
Стоит ради внешнего совершенства обрядов жертвовать общей молитвой? Тем более, что священник сам может периодически заранее напоминать алтарникам, что им нужно сделать на службе.
Это не игры, не театр и за все придется отвечать. В случае непонимания что и за чем, в случае хождений, разговоров, игр вместо беспрекословной помощи по послушанию, постоянной и благоговейной молитвы , к детям могут придти лишь безверие и цинизм и с этим беды и страдания. Так учит Библия. Это Вам нужно родители ? В алтаре некогда воспитывать, некогда объяснять детям суть веры, некогда делать наставления, порой даже и ругаться c ними ( а ведь и до того доходит порой) в борьбе за элементарный порядок. Без трепета, без страха Божия, без молитвы в алтаре делать нечего ВСЕМ (!), даже и не только детям.
Нам всем нужно поступать одинаково. Своим примером служения Господу в любом месте, особенно же в алтаре и своим авторитетом настоящего Христианина показывать пример другим верующим.
Настоятель же не может не знать сам о происходящем, соответственно он осведомлен и своевременно примет необходимые решения. Если это не так, положение дел более чем скверное и посоветовать я ничего не могу.
69: Никому из всех, принадлежащих к разряду мирян да не будет позволено входить внутрь священнаго алтаря. Но по некоему древнему преданию отнюдь не возбраняется сие власти и достоинству царскому, когда восхочет принести дары Творцу.
Будучи из разаряда мирян не царского достоинства, стараюсь следовать правилу...
Сам милостью Божией служил алтарником,думал верю в Бога,исполнял разные послушания и псаломщиком и сторожем Храма-и всё думал Богу угождаю,я молодец и вера моя крепка.
А в действительности я Вам скажу братия и сестры-в Бога я стал верить по настоящему и обрёл Бога(конечно настолько насколько Он сам позволяет) только тогда,когда промыслом Божиим удалился из служения в алтаре.
Сейчас,вспоминая то время давно минувших дней, ни о чём не жалею и даже вижу и приобрёл пользу от случившихся тогда событий.
А вообще служение в алтаре вспоминаю как самые счастливые годы моей жизни.
Но,могу сказать что быть простым прихожанином своего прихода намного лучше чем служить в алтаре,и не потому что там всякого насмотришься,нет,все мы плоть и кровь,и никто не идеален и безгрешен,просто там и некогда молиться Богу,умной сердечной молитвой,да,ещё проблема привыкания актуальна.
Вообщем в алтаре всем тяжело-и священикам и алтарникам,бес везде суёт своё рыло и даже там.
Спасибо за внимание.
Сам алтарничал первое время, когда храм "поднимали",
некому было... и часы приходилось читать, и Апостола,
и в алтаре много чего...
а вот теперь всё настроилось слава Богу, и потихоньку "устранился" из алтаря.
Чувствую что не гоже так, молюсь со всеми в храме, а кто-то
по старой привычке, сразу в алтарь... зачем..?
Это дело настоятеля... а пути Господни неисповедимы.
Радуйтесь!