Возложение руки (рук) – очень яркая черта христианской богослужебной практики. При Крещении, то есть при вхождении человека в Церковь, иерей говорит:«О имени Твоем, Господи Боже наш, возлагаю руку мою на раба Твоего (имярек), сподобившегося под кровом крыл Твоих сохраниться». И потом, уже в конце чинопоследования, священник возлагает руку свою на главу крещаемого с молитвой, чтобы, как на Давида царя через Самуила пришла благодать, так и на крещаемого пришла она через возложение руки. Таким образом, не имея власти и права поставлять в чины и степени, священник, по крайней мере, дважды возлагает руку на крещаемого в ходе Таинства.
Под рукоположением мы традиционно разумеем преподавание благодати, возводящей человека на высшие степени. Называется это «хиротония». Это правильно. Можно сколько угодно отцу возлагать руку на сына, но сын так и останется сыном, если отец – не епископ. Божественная благодать, немощных врачующая, должна сопутствовать самому факту возложения рук.
И вот, возвращаясь к Крещению, хочется сказать, что возложение священнической руки на крещаемого есть некий след древнего рукоположения. Раньше ведь крестили преимущественно епископы. А возложение епископских рук давало человеку причастность Духу Святому. Потом, со временем, помазание освященным миром заменило по форме то, что раньше давали руки епископа. Священники стали преподавать Духа через помазание, а возложение рук, оставшееся в Таинстве, словно напоминает нам о том древнем чине, который идет от апостолов.
И вот, что думается мне, в связи со сказанным. Думается, что не только возведение на степени служения, – дьяконство, священство, архиерейство, – связано с возложением рук. Сам приход в Церковь, само вхождение в христианство связано с рукоположением. Можно сказать, что в корнях своих (если вспомнить о связи миропомазания с возложением рук) всякий верующий и крещеный человек рукоположен в христианство. Теперь становится гораздо более отчетливой мысль апостола Петра о царственном священстве. «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 1:9) Священник поставляется для служения. Он уже не «работает» и не просто «живет», но служит. Таково свойство поставленного, возведенного в степень. И таковы все христиане без различия. Великой язвой христианского сознания является рифмование Церкви только с ее освященными служителями, и, соответственно, исключение из деятельного числа членов церкви простых мирян. Так вот! Все миряне рукоположены в христианство, то бишь, – в служение Богу и людям!
Если бы епископы и ныне совершали большинство Таинств, в том числе – Крещение, то они могли бы смело не пользоваться миром, но, возлагая руки, низводить Вседержителя Духа на крещаемых.
Апостольская идея царского и всеобщего священства стала бы очевидна. Но то, что епископы ныне крестят не всех, а только некоторых, не их вина. Это – наследство, с которым следует тщательно и мудро разбираться. Долгими столетиями жизненная рутина превращала попа только в требоисполнителя и поедателя панихидных хлебов, а епископа, соответственно, из евхаристического предстоятеля и вождя молитвы – по преимуществу в чиновника или барина. Соответственно, совершение Таинств делегировалось иерейству (не барское, мол, это дело), и смысл их (Таинств) неизбежно с течением веков профанировался и затемнялся. О «царственном священстве» теперь только от протестантов и услышишь, хотя сама идея – библейская, церковная, апостольская. Это наша идея, украденная у нас же по причине нашей лени и невнимательности.
Ломать ничего не надо. Церковная практика требует плавности и постепенства ради мира народа Божьего. Нельзя ничего делать резко, по-революционному. Нужно просто постараться понять чистую глубину подлинной церковности, чтобы не путать позднейшие наслоения с преданием Апостольским. Многое может сосуществовать без вражды. Так, например, крещенные через Обливание не умалены в благодати в сравнении с погруженными целиком и троекратно. Хотя и нельзя спорить с тем, что подлинное Крещение есть именно троекратное погружение во имя Троицы, а не что-либо иное. Все иное – исключение, а не правило. Так же и «рукоположенные в христианство», а не мазанные миром, будут одинаково благодатны с теми, кто именно миром мазан, и на ком не было рук архиерейских.
Суть не столько в том, как ты принял Духа, сколько в том, как ты служишь потом Богу, и оправдаешь ли принятие Духа тобою в день искупления. Вопрос весь еще и в том, чтобы открывать для себя подлинную церковную жизнь, почти везде густо замазанную Синодальной гуашью и позднекатолическиой практикой. Так раньше и древние иконы спали столетиями под масляными слоями позднейшей еретической живописи, пока не хватило ума открыть великое старое, аккуратно убирая ненужное новое. Это – принцип обретения не только древней, насыщенной богословием иконы, но и аскетического пения, и святоотеческого образа мышления, и способа проповедования, и многих незаслуженно забытых Литургических практик.
Так, подводя итог, нам следует вспомнить, что епископ, совершая Крещение, не только вправе, но и обязан подавать Духа возложением рук. Миро не для него. Миропомазание возникло, как замена епископского действия священническим. При этом крестить владыки должны не только депутатских детей и чад бомонда (этих вовсе бы не крестить с помпой, но только смиренно и руками самых простых священников), а людей вообще. Людей, прошедших оглашение, желающих причаститься Чаше Нового Завета, наученных молиться и верить.
Эти слова довольно фантастически звучат даже для автора этих строк. Но автор этих строк знает, что невозможное человекам возможно есть у Бога. И как знать, не увидим ли мы со временем собственными глазами сильное и свежее обновление церковной жизни, в том числе и в части упомянутых выше вопросов.
Впрочем, полезным будет уже и то, чтобы всякий из нас осознал себя, в независимости от того, в сане он или нет, человеком, «рукоположенным в христианство», и принадлежащим к царственному священству от самой купели.
Но если про крещальную практику I-II вв. вообще известно немногое (и поэтому говорить, что "в древности", "изначально" и т. п. "делалось" так-то и так-то - неисторично), то уже с III в. при Крещении точно использовалось Миропомазание, и оно совершалось епископами. Поэтому епископ НЕ может заменять Миропомазание руковозложением; если кто-то так и делает - он неправ, и оправдать его небрежение могут только исключительные обстоятельства. В древней Церкви Миропомазание совершали сами епископы; в Византии, согласно сохранившимся иерусалимским и константинопольским литургическим памятникам - Патриарх. Если помазание можно было бы заменить руковозложением (а ведь это и проще, и удобнее) - возникает вопрос: а что, спрашивается, епископам древней Церкви и Патриархам Иерусалима и Константинополя мешало это сделать? Очевидно, что-то мешало.
http://ustav.livejournal.com/183527.html
Могу ли я, сказать сам себе,что всегда стараюсь,стремлюсь ,прошу...
Смотрю и вижу, что не могу называться христианином. Слава Богу, что Он дает нам достойных пастырей. Они нас терпят и заботятся как о родных, не смотря на наше недостоинство. Хотелось бы не расстраивать их и всегда помнить с благодарностью.
Каждый вынесет что-то своё. Вопрос более глубокий в действительности. Почему? Когда, появилось это ощущение у меня, знающего, что Церковь - это ЕДИНОЕ тело всех во Христе живущих (и не только на земле), что я где-то здесь, а клир - где-то там? Что я вроде как бы и с ними, но отдельно, а они некий другой мир. Что это? Желание снять с себя ответственность за нерадение, это же страшно ну, пред лицем Бога живаго ежедневно, вот они сами выбрали, а я не подписывался, нет, подписался, но куда нам грешным в калашный ряд и т.п.?
Может где-то в присутствии этой невидимой границы и кроется причина того, что практически нет у православных крепких общин? Если "цемент" священников отдельно, а "песок" мирян отдельно, причем не физически, а в сознании, и не только у мирян, как оказывается? Есть над чем подумать. С Божьей помощью может будет найден ответ, какие слова должны сказать пастыри, чтобы сломить этот барьер, а?
Сколько умных людей высказывается здесь,и радостно становится что земля наша русская не оскудела светлым разумом.
Спасибо редакции что публикуете наши комментарии здесь и даёте возможность вступать в прения.
Получается вроде некоего живого форума,общения,которого сейчас нам верущим ищущим людям порой не хватает.
Спасибо редакция :-)
Вы очень правы.
Статья правильная,мне понятно что хотел донести о.Андрей.
Но,думаю такого идеала не будет на земле,я имею ввиду возложение рук на простых крещаемых епископом.
Помнится и о.Павел Адельгейм,Царство ему небесное,тоже ратовал за правду,за неё же и пострадал.
Так что,о.Андрей,помните слова Апостола-"како опасно ходите".
Ну а если Вы в себе чувствуете Огонь Божий к такому реформаторству-то,как говорит тот же Апостол-"Духа не угашайте".
Да поможет Вам Господь и молитвами своими о.Павел Адельгейм,коль Вы уж решитесь перенять эту "эстафету" за ратование правды Божией.
2) Спасибо о. Андрею за, как всегда, актуально поднятую проблему. Это, действительно, величайшее невежество и халатность, нас, крещёных православных, когда мы сваливаем свои обязанности и даже, более того, осуждение и недовольство в адрес клира и духовенства, забывая слова апостола Петра. Мы все православные христиане - священники и члены Церкви, одни хиротинисаны в послушания исполнения Христовых Таинств, тех кого мы назывем иереями и епископами, но и миряне так же являются царственными свяшенниками, те фактически апостолами до сошествия на них Святого Духа. Отношение ко клирикам, пускай и к епископам, как к некоей жреческой касте, своего рода деление на патрициев и плебеев конечно, апостасия(цаддукизм) и лаодикийский синдром в чистом виде, не умоляя иерархических достоинств и власти духовества. (Архи)пастырь - как более опытный и образованный брат во Христе,учитель у которого можно многому поучиться, испросить совета или благословения, но никак не посредник Христа, ака небожитель-фараон. Мы имеем право не одобрить хиротинисуемого соборными возгласами "Анаксиос!" если имеем достаточное к тому веское основание.
..."Лучше лично сказать это епископу или вдвоем и более, если не услышат, но не обнародовать, а то собланы пойдут".
А это смотря для чего написана эта статья...
Не знаю, как на Украине, а в Москве в монастырских храмах до сих пор не венчают и не крестят, а отпевают только брата (сестру). У каждого монастыря есть храм с приходскими белыми священниками, которые крестят, венчают и отпевают. И вовсе не потому, что иеромонахам (игуменам, архимандритам и епископам) лень или не по чину этим заниматься (ведь для монастыря лишняя копеечка никогда не помешает)... И у прихожан не возникает НИКАКИХ вопросов...
..." И как знать, не увидим ли мы со временем собственными глазами сильное и свежее обновление церковной жизни, в том числе и в части упомянутых выше вопросов"...
Ага, когда в Епархии (Митрополии) будет примерно 30 епископов, и будут они метаться по 5-6 храмам крестить. И хорошо, если храмы компактно расположены... (Например, в Костромской Епархии 150 действующих храмов, на территории, равной 120 000км2; и это на одого Правящего и одного викарного архиереев). А про дороги и говорить нЕчего. Или всех желающих покрестить и покреститься в одно место собирать (осенью и весной исключительно вертолётами(которых почти не осталось) а летом и зимой - как повезёт...
Ребёнку да и взрослому человеку по большому счёту не важно, через чьи руки они БЛАГОДАТЬ получат, не так ли?
НЕ понятно мне, ЗАЧЕМ этот вопрос поднимается? Ох, не понятно.
Справедливо, необходимо использовать заповеданные символы для реального богообщения.
Лучше лично сказать это епископу или вдвоем и более, если не услышат, но не обнародовать, а то собланы пойдут.