Сколько верующих в нашей стране не только ходят в храмы, вознося соборную молитву во время богослужения, но и становятся волонтерами, чтобы помогать по мере сил больным, обездоленным или ожидающим помощи. А кто-то в свободное время занимается реставрацией святынь, совершая этот труд во славу Божию. Есть и такая категория людей, которые стремятся подняться на ступеньку выше в духовном и профессиональном плане, чтобы их знания и умения послужили Церкви. С вопросом, какие возможности в этом плане предоставляет Московский институт дополнительного образования и повышения квалификации «Со-действие», мы обратились к его ректору Петру Кондратьеву.
– Петр Олегович, расскажите, пожалуйста, когда и как был создан институт «Со-действие», кто принимал в этом непосредственное участие.
– Прежде всего хочу сказать, что в институт «Со-действие» будущие студенты – уже взрослые и состоявшиеся люди – приходят, чтобы получить дополнительное образование или повысить свою квалификацию. Пока что в Русской Православной Церкви наш институт является единственным вузом, который имеет подобный уникальный статус. Существуют замечательные православные вузы для молодежи. А вот высшее учебное заведение для тех, кому, как говорится, за тридцать, – пока что единственное.
На уроке иконописи |
Институт «Со-действие» был организован в феврале 1996 года. Идея родилась в среде педагогического коллектива православной классической гимназии «Радонеж» в Ясенево спустя пять лет с момента ее создания. Очень многие вещи стали понятными, и захотелось создать такое учебное заведение, которое дало бы возможность нам, педагогам, передавать свой опыт. Я пришел к архимандриту Иоанну (Экономцеву) – тогда он был председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации – с предложением создать православный институт дополнительного образования и повышения квалификации. И батюшка с удивительной теплотой и любовью откликнулся на эту идею. Через несколько месяцев был учрежден институт. Тогда он назывался так: Высшие православные курсы «Со-действие».
Сейчас мы находимся при московском храме святой великомученицы Ирины, недалеко от станции метро «Бауманская». Занятия певческого и регентского отделений проводятся в храме Трех святителей недалеко от станции метро «Китай-город», лекции читаются в аудиториях Российского православного университета. А начиналось всё в небольших помещениях при разных храмах. Мы занимались и при храме святителя Николая Чудотворца в Кленниках, и при Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре. Посреди монастыря в то время стояла общеобразовательная школа. И матушка настоятельница обители Иулиания (Каледа) договорилась с директором, чтобы он выделил нам несколько классов для занятий. Потом архимандрит Иоанн (Экономцев) предоставил ряд помещений в здании Российского православного университета. У «Со-действия» были разные периоды, и трудностей, конечно, хватало. Но в последние десять лет благодаря протоиерею Андрею Григорьеву, настоятелю храма святой великомученицы Ирины, мы работаем и развиваемся.
– Я слышала, что у института есть духовник. Можете рассказать о нем?
– Да, это священник Валерий Степанов. Окормляя нас практически со дня создания института, отец Валерий приложил много усилий для того, чтобы институт существовал. Батюшка и преподавал в институте, и был деканом. И он является духовником не только нашего института в целом, но и реальным духовником очень многих студентов.
В 1990-е годы одним из направлений деятельности института было антисектантское, связанное с поездками по стране и с консультированием управлений образования. Секты «Церковь объединения» Муна и саентолога Рональда Хаббарда проникали в учебные заведения и пытались влиять на учебные программы и идеологию. И отец Валерий тоже боролся с сектами. Так мы с ним и познакомились, подружились, и эта дружба год от года становится крепче. Нередко к нам приходят студенты, у которых пока нет духовника. И мы им предлагаем: «Встретьтесь с отцом Валерием и побеседуйте. Он посоветует, стоит ли вам у нас учиться или нет». И знаете, многие из них затем начинают ходить в храм святителя Мартина Исповедника на Таганке, где он служит. Бывая в этой церкви на богослужениях, я часто вижу в ней своих студентов.
– Что предлагает сегодня ваш институт абитуриентам? Какие нововведения ожидаются в этом году?
– У нас есть традиционные направления, но появились и новые. Мы на Дне открытых дверей показывали людям программы по иконописи, золотному лицевому шитью, по рисунку и живописи, по реставрации икон. Интерес был большой. Существуют также программы, связанные с социальной деятельностью. Прежде всего это отделение под названием «Душепопечение и православная психотерапия», а также отделение превентивной и восстановительной медицины, которое мы открыли в рамках пропаганды здорового образа жизни. Оно, я бы сказал, очень актуально во всех отношениях.
На уроках рисунка |
Мы видим, насколько сейчас востребованы знания о методах сохранения здоровья. Видим и то, что страну захлестнула телевизионная (и не только!) реклама, которая призывает: «Купи этот препарат, купи это лекарство». Мол, вот панацея от всех болезней! Зачастую больные, заходя в аптеку, спрашивают провизора, что тот им посоветует. И провизор выступает в роли врача! При этом многие люди забыли о простых правилах, которые могут поддержать организм в рабочем состоянии. Например, один из работающих у нас врачей как-то сказал: «Пол-аптеки в том, чтобы после обеда прогуляться». Наш институт «Со-действие» создал программу, призванную объяснить людям: не тратьте деньги попусту. Существуют фитотерапия, ароматерапия, домашняя гомеопатия, лечебная физкультура и массаж и просто элементарные законы питания и грамотные физические нагрузки. Есть много способов поддерживать свое здоровье и здоровье своих близких без дорогих медикаментов, не выбрасывая на ветер безумные деньги.
Также мы открываем программу по гомеопатии. Программа очень серьезная, научная, сертифицированная Министерством здравоохранения РФ. Курс интересен тем, что он основан на авторских программах известнейшего специалиста с мировым именем –греческого ученого, врача-гомеопата Джорджа Витулкаса. Он является лауреатом Альтернативной Нобелевской премии в области здравоохранения. Я знаю, что гомеопатия неоднозначно воспринимается даже в православной среде. Вопрос о деятельности Витулкаса был включен в повестку дня заседания Синода Элладской Православной Церкви, и в итоге Синод благословил врача продолжать заниматься гомеопатией. Отец Иоанн Кронштадтский, священномученик Серафим (Чичагов) и другие наши святые были связаны с этой отраслью медицины. К тому же у нас в программе вместе с гомеопатией обязательно будет курс по православной антропологии.
Отрадно, что сегодня не ослабевает интерес к классическим предметам, свойственным православным учебным заведениям. Например, иконописи. Ежегодно на курс иконописи, не только к нам, приходит масса людей, которые хотят обучаться. Так что этот вид искусства продолжает быть востребованным сегодня. Почему? Много людей учится, но качественных иконописцев чрезвычайно мало. Мы имеем дело с огромным количеством иконографических ошибок, которые тиражируются даже иконописными школами, профессиональными художниками и искусствоведами. Серьезный подход к преподаванию иконописи, который подразумевает глубокие богословские знания, истинное воцерковление учащихся, позволяет нам надеяться, что мы готовим специалистов, которые смогут писать икону не только благодаря своему мастерству, но и крепкому духовному стержню.
Златошвеи |
Для золотошвеек важна усидчивость. Из них получаются хорошие супруги, усердные сотрудники. У нас в институте на разных должностях работает ряд выпускниц золотошвейного отделения. Я считаю их самой надежной опорой коллектива.
– Хотелось бы также услышать от вас и о преподавательском составе. Ведь в институте читают лекции и проводят практические занятия талантливые и известные специалисты.
– Большая часть того коллектива, который сложился, работает в институте с первых лет его существования. Многие преподаватели награждены грамотами и медалями Святейшими Патриархами Московскими и всея Руси Алексием II и Кириллом и известны в церковном и художественном мире. Это очень интересные люди, о каждом из которых я бы мог рассказать много хорошего. Это священники, иконописцы, художники, психологи, психотерапевты и врачи разных специальностей.
– Какие идеи в сфере православного образования вы бы хотели воплотить в ближайшие годы?
– У нас и сейчас много всего интересного, но у меня есть еще две задумки, которые я начал претворять в жизнь. Мы собираемся создать психолого-просветительские семейные программы, где будет и клубная работа, и работа по семейному консультированию. Как важно сегодня уделять внимание вопросам семьи! И в том числе будут занятия по подготовке к семейной жизни. Ведь к вступлению в брак нужно серьезно готовиться! С сентября мы запускаем эту программу.
А другое направление – «Школа начинающего политика». Этого в православной среде еще никто не делал. Но мы думаем, что прихожане наших храмов и могут, и хотели бы, и, наконец, должны проявить активность в политической жизни страны. Взять на себя ответственность за то, что происходит в России. В этом курсе будет серьезно изучаться российское законодательство. Также на лекциях будут затрагиваться и эсхатологические моменты, русская традиция политической мысли. Должно присутствовать и ораторское искусство, и религиоведческий контекст. Необходимо давать некий взгляд на происходящее в мире: политические и экономические процессы, процессы глобализации, но давать их надо с точки зрения церковной традиции. Движение истории с христианской точки зрения, согласно которой она начинается с грехопадения Адама. В этом будет ее большая необычность. К сожалению, современных политиков готовят как материалистов. И я заручился поддержкой нескольких православных депутатов Государственной Думы, которые будут поддерживать наш проект.
– Петр Олегович, кто приходит учиться к вам? Что влечет этих людей в стены института? С каким багажом они выходят отсюда?
– Люди приходят, конечно, разные. Прежде всего, это те, кто в своей жизни чего-то добился, достиг. Они оказались в такой ситуации, когда поняли, что у них есть силы, возможность, время и желание сделать что-то такое, что будет значимо для их церковной жизни, для их духовного совершенствования и созревания. Какой-то внутренний голос, который говорит: пора! И вот в этом мы им помогаем.
– Что бы вы хотели пожелать своим будущим студентам?
– Студентам можно пожелать одного – не спешить. Главная беда нашего времени – спешка. Она губит все. Мы живем в мегаполисе. В мире, где ТВ нам постоянно меняет картинку, а Интернет предлагает большой поток информации. Все убыстряется… но это убыстрение – самое большое искушение. Оно не позволяет нам остановиться и задуматься. Наш институт призван помочь человеку оглянуться, задуматься, что происходит вокруг. А то некоторые хотят за две недели научиться чему-то существенному.
–
А последний вопрос, Петр Олегович, непосредственно
касается вашей личности как ректора института: откуда
вы черпаете столько сил и энергии для осуществления
всего задуманного?
Петр Кондратьев
– Когда мне предстоят особо тяжелые дни, то я усиленно молюсь. Молюсь о том, чтобы Господь даровал мне силы. Внимание в молитве – вот что важно! Из-за того, что мы живем быстро, мы и молимся быстро, иногда наспех. А ведь каждое слово молитвы глубокое и обогащает душу. Еще семья придает силы: жена и четверо детей. Больше детей, больше работы, больше молитвы – вот что может давать силы православному человеку.