Праздник музыки 21 июня 2013 г. |
Провинциальный Туар (городок на западе Франции), обычно тихий и малолюдный, в этот вечер оживает, и ночь переходит в утро незаметно.
Прошлогодний праздник мне запомнился жанровым разнообразием: духовая музыка, джаз, рок, французский шансон. Музыка звучала на каждом углу. Исполнители играли на всевозможных инструментах – от простеньких гитар до серьезной дорогостоящей аппаратуры, пели, танцевали, заражая толпу своим весельем. Народ постарше подтанцовывал, окружив артистов, или наблюдал за ними из-за столиков кафе; лихая молодежь, как повсюду, подогревала свой кураж привычными бутылками пива.
Зато в церкви святого Медара царила серьезная музыка: хор исполнял Моцарта. Лица хористов были возвышенны и одухотворенны. И публика здесь была иного рода: солидная, сосредоточенная. Симпатичные старушки и старички, которых редко встретишь на улицах городка. От них так и веяло тем милым французским шармом, который почти канул в лету. Я с удовольствием слушала церковную музыку и хоровое пение. Пели красиво, на разные голоса. Однако я не чувствовала того волнения, с каким слушаешь православный хор, чье пение выворачивает душу, вознося ее к миру горнему. И католическая церковь, с высокими сводами, витражами, статуями вместо иконостаса, казалась мне величественной, но холодной. Здесь было несколько закрытых помещений для исповедей – исповедален. И деревянный инкрустированный амвон – площадка, с которой обычно читается Евангелие, произносятся проповеди и на которую вела винтовая лестница. С одной стороны, удобно и торжественно. С другой – всё это создавало впечатление некоей театральности, по крайней мере для меня. Очевидно, я засмотрелась и задумалась, потому что во время паузы, сделанной хором, одна из пожилых дам вдруг обратилась ко мне:
– Вы англичанка?
– Нет, русская…
– Вот оно как! Здесь не много ваших соотечественников. Тогда мне понятно ваше любопытство.
Я смутилась: в церкви не принято глазеть по сторонам. Однако я ведь не на мессе присутствовала. А словоохотливая старушка вдруг сказала:
– Я была в Москве и в Ленинграде – у вас красивые храмы. Печально, что вам запрещали там молиться…
– Теперь уже не запрещают; наоборот – у нас повсюду возрождаются старые храмы и строятся новые, в которых и крестят, и исповедуют, и причащают. Концертов вот, правда, не проводят…
– Да? Надо же… А у нас в современной церкви уже не исповедуют и проповедей с амвона не читают – это всё в прошлом. Теперь каждый сам за себя решает, – то ли с горечью, то ли с гордостью сказала старушка и отвернулась от меня, чтобы слушать начавшуюся кантату.
Заканчивался праздник после полуночи танцами: возле часовни Жанны д’Арк кружились пары «третьего возраста».
В этом году, вопреки календарным срокам, лето задержалось не на шутку. Дождливо, ветрено, уныло. Вдобавок в середине июня над Туаром пронеслась гроза с градом размером с куриное яйцо. Можно представить, что он натворил, этот ледяной разрушитель! В садах сильно побил плодовые деревья, пробил пластиковые столы и даже крыши сарайчиков… Правда, Туару не следовало бы жаловаться: в юго-западных районах Франции потоками дождя и талых вод, несущихся со склонов Пиренеев, были затоплены целые деревни. Миллионы евро убытков. Так что в этом году было не до праздника, и в Туар прибыли немногие коллективы. Однако праздник состоялся. И музыка на улицах городка звучала, и хор пел, и оркестр охотничьих рожков потрясал своим удивительным искусством. И люди преклонного возраста танцевали, разбившись на пары. Свободные от назидательного пасторского слова.
А меня всё не оставляла мысль: как же так, неужели католики отвернулись от своей веры, ради которой в течение столетий вели такие кровопролитные войны? Я человек православный, таким останусь. И эта сторона французской действительности будто бы не должна меня беспокоить, тем более что меня предупредили: хочешь хранить дружеские отношения с французами – не касайся вопросов религии и политики. Почему? Я задавалась вопросом: почему люди, даже самые великодушные из них, те, что работали со мной в благотворительной организации, были столь неравнодушно безразличны к вопросам веры? Почему при упоминании о Боге они всякий раз удивленно на меня поглядывали? Даже те, кто в свое время учился в католических учебных заведениях. Почему в католических храмах поют, а не исповедуют? И почему они пустеют? Странно, думала я, вроде бы эпоха Реформации, породившая протестантизм внутри католицизма, осталась в далеком прошлом. С чем же связан кризис, разделивший Католическую церковь на традиционную и современную? И чем эти конфессии отличаются друг от друга? Мне хотелось понять, почему разговор на духовные темы стал нежелательным.
С этой целью я решила послушать католическую мессу в часовне замка. Как мне пояснили, эта часовня – единственная! – принадлежала традиционной, а не современной церкви.
Довольно обширная, она походила на католический храм. Справа при входе – чаша с водой, в которой следовало омочить руку, прежде чем совершать крестное знамение. Три ряда скамеек с подставками, на которые молящиеся опускаются на колени. На скамейках лежали книжицы в кожаных переплетах, очевидно с псалмами, и у каждого прихожанина в руках была Библия, из которой они читали вслух по-латыни. А на специальной дощечке был написан порядок чтения во время службы. Народу было немного, но меня удивило количество мужчин и молодых пар, в том числе с детьми. Мужчины в строгих костюмах, мальчики при галстучках. Очень растрогала одна молодая женщина, которая взяла крохотную ручонку своего 5–6-месячного малыша и перекрестила ею его лобик. Службу (она продолжалась чуть больше часа) вел единственный священник, ему помогали шесть мальчиков. В начале мессы они довольно торжественно прошествовали с крестом, облаченные в белые одежды с красными накидками. Несколько мужчин пели с листов на латыни в сопровождении электронного органа. Алтарной перегородки в католических храмах нет, и священник совершал богослужение открыто, но стоя спиной к присутствующим. Согласно древней практике, как бы возглавляя верующих в их молитве к Богу. И хотя причастие мне показалось слишком обыденным, скажу честно: строгая простота службы мне понравилась. И было стыдно, что, отправляясь на нее, пусть из любопытства, я даже не удосужилась взять платок, чтобы повязать на голову. Так и стояла с непокрытой головой и в брюках – пугалом для верующих – в ожидании священника, исповедующего прихожан. Исповедующего после причастия и мессы!
Прихожане выходили после службы радостными, все улыбались и здоровались со мной. Некоторые останавливались, чтобы ответить на мои вопросы.
– Ничего удивительного, что исповедуемся после причастия, – объясняли они мне, – у нас ведь всего два кюре на несколько приходов.
– В современной церкви не молятся по-прежнему, а скорее концерты устраивают да на электрогитарах играют, чтобы молодежь привлечь.
– Латынь там отменили, а ведь это сакральный язык литургии!
– Священник к Богу спиной повернулся и стоит лицом к прихожанам, чтобы богослужение стало понятнее и не слишком их утомляло.
– В современной церкви нет постов, теперь постятся лишь один день в году – в Страстную пятницу, да и то нестрого.
– Исповедей там не проводят. Считается, что только в смертном грехе нужно исповедоваться в присутствии священника, а в простых прегрешениях можно самим со своей совестью разобраться и никаких посредников не требуется.
Потом из разговора с настоятелем я узнала, что разделение Католической церкви началось после II Ватиканского собора. В 1969 году папой Павлом VI был проведен ряд реформ с целью ее обновления, осовременивания. Церковь, которой надлежало вести за собой мирян, направлять их в духовных вопросах, начала опрощаться, заигрывать с миром, подстраиваться под его вкусы и пристрастия, тем самым предавая свои высокие ориентиры. Однако, отменив правила, которые требовали наибольших усилий не только от прихожан, но и от священников, реформаторы добились совершенно противоположных результатов, чем те, к которым стремились. Прежде всего, огромного оттока духовенства и монашества из лона Католической церкви и религиозной индифферентности большей части населения.
Против нововведений выступил архиепископ Марсель Лефевр, призывая паству хранить верность традициям католической веры. Он объявил реформы «величайшей катастрофой», за что был предан анафеме. Таким образом, с середины XX века в католическом мире образовался глубокий церковный и одновременно духовный раскол, а за ним последовал и кризис веры.
Но, как говорят, лучше один раз увидеть, чем несколько раз услышать. Поэтому для получения более полной информации я отправилась и на современную службу. В Туаре было три церкви, где она проводилась, причем одна построена в 60-е годы прошлого века. Службы проводились двумя священниками, которые едва успевали: в субботу вечером и в воскресенье в 9:30 и в 11 часов. Увы, современная церковь тоже остро нуждалась в священстве.
Недавно построенный храм больше походил на аудиторию, и только Распятие на центральной стене говорило о его предназначении. Было шумновато, как будто люди пришли на собрание, а не в церковь. И я опять отличалась от остальных прихожан, на этот раз одевшись соответственно требованию.
Современную мессу, действительно, трудно было назвать таковой, она даже отдаленно не напоминала традиционное католическое богослужение. И начали ее не священники, которые скромно прошли мимо прихожан, а… дирижер. Он взмахнул руками – и зал запел, как отлаженный оркестр. Периодически на сцену выходили некоторые прихожане, чтобы зачитать какой-нибудь отрывок, отнюдь не из Евангелия. Люди пели и читали пасторальные тексты. Кроме того, у каждого была брошюра с портретом папы и напечатанными в ней ежедневными мессами «Молимся в церкви» (ежемесячно эти книжечки покупаются в магазине, как мне потом объяснили). У меня начало складываться впечатление, что я присутствую на концерте, где действия священника и диакона были включены в общий сценарий. И всё-таки отрывок из Евангелия прозвучал – это была 11-я глава из Евангелия от Луки. И диакон прочитал через микрофон с листа проповедь о том, как надо молиться. Боюсь оскорбить чувства верующих и прошу прощения, но о таинстве Евхаристии мне даже неловко писать. Закончилось богослужение вынесением благодарности участникам и дружными аплодисментами.
Что остается добавить к сказанному?
То, что христианство во Франции заметно теснится другими религиями. Очевидно, это естественное следствие, если храмы становятся ареной для развлечений. Если церковь идет на поводу у секулярного мира и мышления. Если она превращается в своего рода общественную организацию, которая занимается лишь насущными земными проблемами. И оставляет человека один на один со своими страстями.
Когда человек полагается только на себя в уверенности, что сам, без Бога, может распоряжаться своей жизнью, Бог оставляет его без Своего попечительства. Не благословляет его. И тогда худо приходится человеку, народу, государству.
Но еще хуже, когда церковь, ролью своей определенная для созидания веры, добра, любви, правды в душах людей, своими действиями вносит сумятицу в их сознание, провозглашая относительность истин. Свободу и господство человеческого разума. Освобождение от сдерживающего человека закона Божия.
И тогда, по словам Христа, если соль потеряет силу, она уже ни к чему не годится, «как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5: 13).
Была на богослужении у баптистов. Это смех просто. Собираются куча бывших мусльман, окрестившихся чтобы получить канадский вид на жительство. Перед ними сперва читают молитву на англ,, думаю они мало что понимают. Потом песни, потом банкет (все принесли тазы плова и салатов), потом пляски.
Все слушают молитву, а думают только о плове. Собираются по сути на веселье, встречу с друзьями, все разряженные. После этой собачьей свадьбы один из них говорит мне: "А ваши священники меня пугают - все в черном, и такие строгие".Сейчас западные церкви все шоубизнесом занялись вот таким чтобы паству сохранить. А зачем такая паства?
Куча неверующих, жаждущих бесплатного шоу и халявной еды.
Спасибо за ответ. Не могу назвать себя как Вы - радикальной.
Скорее я ортодокс. Именно так называют православных западные христиане. Может быть именно поэтому мы никогда не согласимся друг с другом.
Это очень старая история, так что ничего удивительного.
О Вашей просьбе "не судить о Вашем понимании истории России" -
я и не судила. Вы сами написали свой пассаж, я Вам на это просто указала.
Будьте внимательнее когда пишите, и не будет обид. Тем более я и не собиралась Вас обижать, осуждать и пр.
Только факты.
Всего Вам хорошего.
Очень жаль, что у нас не получилось друг друга услышать. Признаю, что и я, со своей стороны, радикален и не прав. Если для ВАС это действительно важно в Церкви, мне бы стоило Ваше мнение уважать. Простите, если можете, и помолитесь.
Поздравляю Вас с праздником Сретения Владимирской иконы Божией Матери.
p.s. и попрошу Вас не выносить суждений о том, о чем Вы понятия не имеете (например о моем понимании истории России). В таких беседах особенно остро понимаешь, как легко сорваться на суждение о ближнем.
И уж, поверьте мне на слово, монахам абсолютно все равно, в платке девушка, или не в платке
--------------------
Вы меня простите, но верить на слово я Вам не собираюсь?хотя монахам было б все равно, если б они и голыми пришли. Некоторым монахам, скажем так.
Вы сами себе на каждом шагу противоречите и этого даже не замечаете. Только хотите доказать что-то там "свое заветное".
Вот пример
"дресс-код православной женщины любого возраста, состоящий из юбки и платка, появился в советские времена, даже послевоенные. Недавно с удивлением для себя посмотрел хронику крестного хода в Печорах на Успение 1938 года. Множество молодых женщин и девушек БЕЗ платков. "
Я так понимаю, для Вас истории России до 1917 года вообще не существовало. Обсуждать тут просто нечего.
К тому же -
" Ну, а когда за это выгоняют из храма - это разве нормально?" (с)
Повторяю еще раз. Я сама по молодости заходила в храм с непокрытой головой - но не на службу. Никто меня не выгонял. Я вообще таких случаев не знаю. Сейчас при входе всегда висят платки.
А что и как вы там хотите - делайте это у себя дома. В православной церкви женщина должна быть с покрытой головой. Это еще из Библии. Вам никто не виноват, что Вы ничего не хотите знать, да и читать тоже - только настоять на своем.
Уважаемая Татьяна В., если бы были такие церковные каноны, которые запрещали бы всем женщинам - и замужним, и незамужним - заходить в храм в брюках или без платка, то никто бы ничего не говорил. Но ведь нет таких канонов. Нет!
Вас можно было бы понять, если бы речь шла о разрешении заходить в храм вообще в чем угодно - вплоть до миниюбки. Но ведь об этом никто не говорит. А так... уж Вы простите, не понимаю.
"Никто не говорит, что за хождение в церковь без платка отлучат от Церкви (с какой стати?)".
Не отлучат. Ну, а когда за это выгоняют из храма - это разве нормально?
Еще раз простите.
Причем здесь похоти? "Комсомольской" я назвал эту моду именно потому, что дресс-код православной женщины любого возраста, состоящий из юбки и платка, появился в советские времена, даже послевоенные. Недавно с удивлением для себя посмотрел хронику крестного хода в Печорах на Успение 1938 года. Множество молодых женщин и девушек БЕЗ платков. Дореволюцинное воспитание, воспитание Новомучеников. Потом, конечно, традиции прервались. В Греции вот не прерывались, и в Сербии тоже, поэтому и там "платочный" вопрос не стоит, и девушка имеет правда прийти в храм, как положено, не боясь осуждения.
А к слову о монастырях - Вы меня, наверное, не так поняли. Я тут говорю в контексте пословицы "в чужой монастырь со своим уставом". В Церкви действительно есть свой Устав. И уж, поверьте мне на слово, монахам абсолютно все равно, в платке девушка, или не в платке. До подобного есть дело почему-то только другим дамам-прихожанкам.
Почему все женщины, возводящие собственную интерпретацию слов апостола Павла о необходимости покрытой головы во время молитвы для замужних женщин в абсолют, забывают другие слова того же Апостола "женщина в церкви да молчит"?
==================
Вы понимаете все превратно и слишком буквально.
Как же женщине тогда исповедоваться, знаками? Или нельзя петь на клиросе и читать "Отче наш" со всеми?
Вот с амвона женщины не проповедуют.
Мы же не протестанты, в конце концов. У Вас какая то путаница просто, не хочу Вас обидеть, пытаюсь пояснить.
Вас очень трудно понять, прямо говоря - что Вы хотите сказать кроме как "да не согласный я!"
Никто не говорит, что за хождение в церковь без платка отлучат от Церкви (с какой стати?).
Какая еще "комсомольская мода", о чём Вы?
"эстетический вкус и воспитание отличны от Вашего" -
Ну так и не ходите тогда в монастырь. Там свои правила, но никто их вам не навязывает.
Но выполнять вы их должны, просто из уважения к монахам и монахиням. То же самое в церкви.
А свои похоти оставляйте дома.
«Повторяю - считайте как хотите, и ищите богословские аргументы сами».
Значит, аргументов нет. Что и требовалось доказать.
«если Вам Библия не указ»
Библия однозначно оценивает гомосексуализм, но ничего не говорит о женских брюках.
«Меня их проблемы не интересуют. Путь решают их сами, если смогут» (с) Татьяна В.
«Стоит сделать одну маленькую уступку, и все покатится под откос. Этому пример католики с протестантами». (с) Татьяна В.
Если Вы не владеете информацией по существу проблемы, и Вас она не интересует, не надо делать поспешных и нелепых заявлений.
Вы говорите: "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". А я еще раз спрашиваю Вас: где в церковном уставе сказано, что если прилично одетая женщина зашла в храм без платка, то уже одно это - грубое нарушение благочестия?
Для Татьяны В.:
«Отечественные традиции» – это не богословский аргумент и не каноническое обоснование.
Я уже написала, и повторю еще раз -
"В чужой монастыть со своим уставом не ходят"(с)
Некоторые и гомосексуализм считают нормальным явлением.
Повторяю - считайте как хотите, и ищите богословские аргументы сами (если Вам Библия не указ).
--------------------
"Дайте ссылку на авторитетный источник, где сказано, что внутренние проблемы католицизма и протестантизма начались с «одной маленькой уступки» в отношении одежды. "(с)Менестрель
Меня их проблемы не интересуют. Путь решают их сами, если смогут.
«Отечественные традиции» – это не богословский аргумент и не каноническое обоснование.
Вы специалист в области церковной истории? Вы точно знаете, что у «католиков с протестантами» «все покатилось под откос» только потому, что им была сделана «одна маленькая уступка»? Дайте ссылку на авторитетный источник, где сказано, что внутренние проблемы католицизма и протестантизма начались с «одной маленькой уступки» в отношении одежды.
Если Вы столь уверенно говорите об армии, Вам должно быть известно, что офицер требует от подчиненных регламентированной формы на основании письменных нормативных актов, а не исходя из своих личных фантазий и устных «отечественных традиций». Сравнение церковной дисциплины с военной неправомерно.
"Н.Н., Татьяна, где такие церковные каноны, согласно которым прихожанка без платка или в брюках, но, еще раз подчеркиваю, одетая благопристойно, уже суть нарушительница благочестия, достойная порицания?"
Очень жалко, Василий, что Вы не читали Ветхий Завет(или не поняли). Прочитайте (благословившись у духовника) - и тогда очень многие вопросы у Вас отпадут, и, может быть, Вы поймёте, что не всегда надо забивать свою голову теми вопросами, которые уже давно решены.
Помните первый грех, совершенный человеком? НЕПОСЛУШАНИЕ!
Почитайте! очень полезное и даже увлекательное чтение. Не пожалеете.
На этом я с Вами прощаюсь, ибо не вижу для себя никакой пользы в дальнейшей СЛОВЕСТНОЙ ТЯГОМОТИНЕ.
Н.Н., Татьяна, где такие церковные каноны, согласно которым прихожанка без платка или в брюках, но, еще раз подчеркиваю, одетая благопристойно, уже суть нарушительница благочестия, достойная порицания?
-------------------
Не каноны, а отечественные традиции.
В западной традиции их уже нет, так что ходите там как хотите, дорогие реформаторы.
Татьяна, то есть по Вашей логике, женщина, БЛАГОПРИСТОЙНО одетая, но в брюках или без платка - уже нарушительница благочестия?
-----------------
Это вопрос дисциплины и самоконтроля. Как в армии, стоять в бейсболке вместо фуражки на голове перед офицером. "Почему бы и нет?", судя по Вашим рассуждениям.
Удивительно, что одна дама сравнивает Церковь с армией, другая со школой, навязывая Ей жесткую дисциплину. Осталось обратиться к методам тюрьмы и концлагеря. Есть о чем задуматься. (с)
--------------------------
Очень хорошо, если задумаетесь. Православные это и есть - воинство Христово.
о. Тихон в своей книге написал, что к вере его привело то, что прочитав Евангелие, он понял, что это не могло быть написано чаловеком (точнее ДАНО, а не написано).
Слишком требования ... нечеловеческие с точки зрения обычного обывателя. Советую Вам перечитать (или прочитать ) "Братьев Карамазовых" Ф.М. Достоевского. Особенно притчу о Великом Инквизиторе.
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу (то есть жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16. 24–25)
Для Вас это может и тюрьма. И вы не готовы пожертвовать даже прической с кудрями, не то что жизнью. Только никто туда насильно никого не загоняет.
как написала Татьяна В:
"Это не важно, считайте как хотите.
"В чужой монастырь со своим уставом не ходят"(с).
Суть проблемы не решается словесной тягомотиной, а ПОСЛУШАНИЕМ Богу и Церкви.
Беда наша в том, что на каждый вопрос мы имеем СВОЁ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, да ещё имеем привычку ВЫСКАЗЫВАТЬ его (а часто и бесцеремонно НАВЯЗЫВАТЬ). Увы.
Да, в храме нужно выглядеть прилично. С этим никто не спорит. Но юбка и особенно платок, на мой взгляд, не являются обязательными атрибутами. Это именно мелочи. Полностью согласен с Менестрелем, особенно с его последним сообщением.
--------------
Это не важно, считайте как хотите.
"В чужой монастырь со своим уставом не ходят"(с)
Мужчины, не отдайте церковь на откуп женщинам. Далеко не все из них "белые платочки". Как своевременна статья протоиерея Андрея Ткачева о мужской религии! Сохраните Дух Христов в нашей церкви!
Н.Н., это уже абсурд. Никто ничего подобного не предлагает. Духовенство есть духовенство. Но вот цепляться к тому, что какая-то женщина пришла в брюках или без платка - это другая крайность. Она же не в пляжной одежде пришла (да и вряд ли такое взбредет в голову).
Неужели нельзя найти золотую середину между этими двумя крайностями?
========================
Нет не абсурд, Н.Н совершенно права.
Стоит сделать одну маленькую уступку, и все покатится под откос. Этому пример католики с протестантами.
Уступок и так было сделано более чем достаточно -
раньше если три воскресных дня пропускал Литургию - отлучали от Церкви. О. Ефрем (с Афона) прямо говорит, что не допустил бы до Причастия невенчанныз правосланых -
т.к. нет никакого оправдания в наши дни этому.
У нас же на это не обращают особо внимание. А потом начинаются претензии -
" а почему нельзя развестись, у меня любовь!"
Одним словом - должна быть дисциплина. Как в школе - иначе так и останешься на всю жизнь двоечником.
Чтобы выглядеть пристойно, нужно руководствоваться здравым смыслом, чувством меры и хорошим вкусом – тогда и в храме будете выглядеть надлежащим образом, и вне храма в этой же одежде не будете смотреться карикатурно. И надуманная на ровном месте проблема сама собой отпадет.
«В русской традиции приходить в храм в лучшей одежде».
Лучшая одежда – это вовсе не китайский бесформенный ширпотреб до пола, и не парео на бедрах, обтянутых джинсами.
«Внешний вид … подспорье для поддержания "нужной формы" и внутренней дисциплины».
Далеко не всегда. Древнееврейские блудницы носили длинную одежду, а дамы легкого поведения рубежа XIX-XX веков – длинные рукава и высокий воротник. Благочестие в большей степени – внутреннее состояние.
Да, действительно, «всё начинается с "мелочей" - после работы в брюках в храм зашла, платок забыла; а чужой повязать не хочется»…
Если мы будем продолжать смотреть на женщину, зашедшую после работы в брюках в храм, как на нарушительницу благочестия, то очень скоро скатимся в лицемерное самоуспокоение, сектантство и неоязычество. Недооценка серьезности этой проблемы очень опасна.
Да, в храме надо выглядеть прилично. Но юбка и особенно платок не являются обязательными атрибутами. И "реформаторы" тут ни при чем.
"это именно мелочи, цепляясь за которые мы рискуем забыть о Христе. Благочестие не в бороде, не в платках и не в длинных юбках".
Правильно, за мелочи не надо цепляться, а просто взять себе за правило, что, когда идёшь в ДОМ БОЖИЙ - выглядеть надо соответственно. И про Христа уж точно не забудете от того, что внешне выглядите пристойно. Надо одно делать и другого не забывать.
Если ваш начальник Вас в гости пригласит - не пойдёте же Вы к нему в шлёпках и тренировочных штанах? В русской традиции приходить в храм в лучшей одежде, ведь перед Богом в храме стоим, да и священников уважать надо. Не надо ломать того, чего мы не строили.
И так от реформаторов отбоя нет, лезут и лезут... Без года неделю в храм ходят, а норовят всё "под себя" переделать. Уймитесь уже, молитесь дома хоть стоя на голове; не нравятся вам церковные порядки - придумайте себе свою церковь и делайте там, что хотите. Простите.
Может, и в монастырях матушек по современной моде одевать, а иноков в джинсы обрядить? Какая им разница, в чём молиться? Простите. Может, так Вам понятней будет.
Н.Н., это уже абсурд. Никто ничего подобного не предлагает. Духовенство есть духовенство. Но вот цепляться к тому, что какая-то женщина пришла в брюках или без платка - это другая крайность. Она же не в пляжной одежде пришла (да и вряд ли такое взбредет в голову).
Неужели нельзя найти золотую середину между этими двумя крайностями?
Но это не означает, что, в отличие от Европы, у нас все хорошо. Если храмы на Западе превращаются в концертные залы, то православные храмы у нас в России превращаются в клубы по интересам для старушек и рассадники суеверий и подозрительных «традиций», возникших уже в постсоветское время.
«Борода - такая же благочестивая традиция, как и ношение платка»… Если благочестие измеряется бородой, тогда главный праведник – Карл Маркс. Могу поспорить, что такой бороды, как у него, не отрастить ни одному православному. Да и бородатый Ленин – это тоже блюститель благочестия и хранитель православных традиций?
«После работы в брюках в храм зашла, платок забыла; а чужой повязать не хочется» - это именно мелочи, цепляясь за которые мы рискуем забыть о Христе. Благочестие не в бороде, не в платках и не в длинных юбках.
Н.Н. и Георгию,
"А может и не нужна нам смена "церковных бабушек". Может быть пора, ходя в храм, перестать думать о брюках и повязывании платков, а стремиться к Исповеди, Причастию, слушанию и чтению Евангелия и Святых Отцов, узнаванию богослужения (благо сейчас тот же Сретенский монастырь уже выпустил полное последование богослужений Великого Поста), и тогда заботы о том, кто в каком платке пришел, и как у кого растет борода, и какой рукой надо свечку подавать и мед святить отпадут сами собой, а народ православный потянется к Солнцу Правды - самому Христу".
Георгий, а никто и не ставит во главу угла внешний вид (а про свечку Вы сами написали), но это так же, как и постная пища в пост, подспорье для поддержания "нужной формы" и внутренней дисциплины. (Как в армии - внешняя расхлябанность обязательно приведёт к внутренней, кто служил - тот знает). И потом, "свечка через левое плечо"- это поверье, а благочестивый внешний вид - совсееем другое... Может, и в монастырях матушек по современной моде одевать, а иноков в джинсы обрядить? Какая им разница, в чём молиться? Простите. Может, так Вам понятней будет.
Как ответствовал один батюшка на такое же комсомолкам полтора поколения назад: "бабушки - категория вечная, как сама жизнь; вы состаритесь и придёте к ним на смену"; так и произошло.
Если уж речь зашла о платках - то надо упомянуть, что мужчины-то в большинстве своём бороды уже не один век не носят; а это такая же благочестивая традиция, как и ношение платка.
А сколько более мелких благочестивых традиций утеряно за последние сто лет! Но не это главное. Даже язык богослужения - приспособленный за долгие века специально для молитвы, будь то церковнославянский или латинский - не главное. Главное - Христос и Евхаристия.
Указанные в статье проблемы связаны не с заблуждениями или же особенностями римокатолического вероисповедания, а с новейшим идолослужением, поклонением комфорту, когда даже Богослужение заменяется развлечением посетителей храма.
Римокатолики - при справедливости упомянутого в статье - подвергаются поношениям в нынешнем мире за нашего же Христа; да, у них теперь ослаблена аскетическая дисциплина, и Символ Веры искажён, и новые догматы измышлены, и "учители церкви", Лойола например, учат тому, от чего древние аскеты предостерегали. Однако же мир всё равно их ненавидит как и нас, как и Христа.
Может быть, они ещё отвергнутся заблуждений и присоединятся к полноте Православной Церкви.
А может и не нужна нам смена "церковных бабушек". Может быть пора, ходя в храм, перестать думать о брюках и повязывании платков, а стремиться к Исповеди, Причастию, слушанию и чтению Евангелия и Святых Отцов, узнаванию богослужения (благо сейчас тот же Сретенский монастырь уже выпустил полное последование богослужений Великого Поста), и тогда заботы о том, кто в каком платке пришел, и как у кого растет борода, и какой рукой надо свечку подавать и мед святить отпадут сами собой, а народ православный потянется к Солнцу Правды - самому Христу.
Причина отпадения католиков не в платках - им просто, как и многим из нас, не интересна Истина. Когда-то были интересны народные традиции, но сейчас и до них нет дела, ибо за ними не стоит Христа, и чуткое сердце и душа-христианка это давно уловили, вот и не ходят католики в храмы.
..."А бабушки наши уже вымирают - вот и думайте, кто им придет на смену?"
Георгий, прийти должны вы (все, ну и лично ВЫ) и ваши дети, которых воспитывать в вере сейчас НИКТО не мешает. Раньше-то всё советская власть виновата была, а теперь дороги в храмы открыты, так что, дорогие родители (да и педагоги) - дело за вами!
Всё начинается с "мелочей" - после работы в брюках в храм зашла, платок забыла; а чужой повязать не хочется; во время поста в гости ходила и ела всё подряд, ну и повеселились немного...
А всем православным европейцам - крепости духа и помощи Божией.
Страшно. Благодарю Бога и Ирину за статью, но хотелось бы понять, почему о Евхаристии в "современной церкви" было так неловко писать автору.
-------------
Я возьму на себя смелость ответить так , как поняла я.
Причастие не зря называют СТРАШНЫМ таинством Господним. Недавно узнало про чудо в Ланчана, когда хлеб и вино превратились в руках монаха в плоть (сердце) и кровь (группа совпала с той со на Плащанице в Турине (это было еще до великого раскола).
Так что Причастие это никакой не "символ", как считают некоторые.
У нас батюшка может и проводит исповедь скомканно (толпа народа всегда) но четко следит и не пускает к Причастию неисповедовавшихся. Такие бываю всегда - один или два.
Выбрав Православие в процессе моих блужданий, я уже не сомневаюсь в его истинности.
А католики и пр. - Бог им судья. Они забыли даже собственные святыни, увы.
Пугает несколько тенденций в православной церковной жизни. Публикации в поддержку отмены обязательной Исповеди перед каждым Причастием за авторством уважаемых людей. Приводятся веские аргументы. Внешнее благообразие логики авторов вводит в искушение даже священников, при этом весьма здравомыслящих. Конечным итогом несомненно будет полное упразднение Святого Таинства.
Всё больше становится православных молодёжных клубов и кружков, где все по очереди читают отрывки Священного Писания и толкуют, как на душу ляжет, при том весьма бездарно и более чем поверхностно. Борьбы с этим не ведётся. Неужели сложно раздобыть толкования свт. Николая Сербского на воскресные Евангелия или почитать свт. Феофилакта Болгарского?
Есть и другие проблемы, но эти весьма остры и опасны. Кроме того, с ними пока ещё вполне реально бороться.
О дурной жизни также согласен. Такую жизнь нельзя исправить без верного изучения Священного Писания (знать чего от нас хочет Бог и как этого достичь) и без постоянной Исповеди (конкретной благодатной помощи на пути к исправлению).
Святитель Игнатий Брянчанинов:
" Вы говорите: "Еретики те же христиане". Откуда вы это взяли? Разве кто-нибудь, именующий себя христианином и ничего незнающий о Христе, по крайнему невежеству своему решится признать себя таким же христианином, как и еретики, а святую веру христианскую не отличить от чада клятвы - богохульной ереси! Иначе рассуждают об этом истинные христиане! Многочисленные сонмы святых прияли венец мученический, предпочли лютейший и продолжительнейшие муки, темницу, изгнание, нежели согласиться на участие с еретиками в их богохульном учении. Вселенская Церковь всегда признавала ересь смертным грехом, всегда признавала, что человек, зараженный страшным недугом ереси, мертв душою, чужд благодати и спасения, в общении с диаволом и его погибелию."
А бабушки наши уже вымирают - вот и думайте, кто им придет на смену?
Заблудившиеся овечки, не признающие своего Пастыря.
Помоги на всем Господь!
Известно, что в последние времена будет "церковь", но в ней не будет совершаться Евхаристия и Господь наш Иисус Христос будет "запрещен" в ней - это та самая "мерзость запустения". Судя по этой статье "современная церковь" уже дошла до этого? Прошу пояснить, если кто знает.