Платиновый миллион

«Быдло — в стойло!» — вот главная суть американского фильма «Элизиум», недавно вышедшего в наш кинопрокат.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.
    

Середина XXII века. На Земле – искусственный ад. Сверхперенаселенные города превратились в гигантские ульи нищего охлоса. Безработица, лютое всевластие полиции, уголовщина, грубость нравов. Никакая медицина. Бешеный прессинг властей и бизнеса в отношении простых людей, особенно тех, кто составляет армию рабочих.

Кишлачные мегополисы…

Зато на орбите Земли – искусственный рай. Внеземная станция, застроенная прекрасными усадьбами, которые окружены благоуханными клумбами, хорошо подстриженными газонами и прочим приятным для глаз ландшафтом. Медицинские капсулы способны в минуту излечить от чего угодно… Таково место обитания «чистых» — богатейших людей земли.

Сюжетная конструкция стандартна до примитивности. Очередная революция. Американцев хлебом не корми – дай устроить революцию, притом такую, чтобы они оставались в ней зрителями… Сюжет настолько простой и угадываемый, что трем звездам — М. Дэймону, У. Фихтнеру и Д. Фостер — там просто нечего играть. Тот случай, когда движения рук и ног, решительно сказанные слова и вовремя нажатый курок делают ненужными сколько-нибудь сложную мимику. Фантастический боевик, хороший разве что своей откровенностью: картины ада на Земле завораживают реализмом…

Тут стоит приглядеться к другому.

На протяжении последней четверти века и даже, наверное, более того в американском кинематографе нарастает элемент социологической не-случайности. Политика, идеология, упорно насаждаемые этические конструкции «политкорректного мира» всё больше диктуют режиссерами и сценаристам то, что им позволительно, то, чего им стоит избегать и, в конечном итоге, то, что должно становиться интеллектуальной начинкой новой картины. Притом чем дальше, тем больше заказчик «проговаривается». Ему уже лень шифроваться. Нет такой необходимости.

Вот и в «Элизиуме» стоит обращать внимание не на яркие картинки батальных сцен и даже не на чернушный натурализм барачного будущего. Гораздо интереснее «проговорки», «приятные» нюансы. Они кое о чем сообщают внимательному зрителю.

Остров богатых в океане нищеты показан очень маленьким. Относительно недавно в мировой футурологии было снято табу с концепта «золотого миллиарда». В соответствии с ним грядущее выстаивалось по модели – один миллиард богатых людей и среднего класса живет комфортно, остальные же бултыхаются в отбросах и выживают как получится. Жутковатая идея… настоящая антиутопия. Но теперь, в условиях мирового кризиса, очевидно, этот концепт признан недостаточно «оптимальным». В нынешних условиях к нему другое отношение: «золотой миллиард» был вовсе не антиутопией, он был утопией — ведь целому миллиарду разрешалось жить хорошо! Миллиард — многовато. Видимо, социологическая мысль каких-то высоких властных элит дошла до более радикального варианта: западный средний класс — за борт! Через некоторое время появилась идея «платинового миллиона». Уж хотя бы верхушка-то будет жить роскошно, когда все остальные начнут погружаться в нищенский быт.

Впрочем, искусственный рай на «Элизиуме», по внешнему виду своему не вмещает и миллиона. Возможно, кто-то там наверху обкатывает новую, еще более радикальную идею – «бриллиантовой тысячи». Но это уже технические частности.

Остров суперблагоденствия для суперверхушки в окружении мегабомжатника. И, разумеется, мегабомжатник должен быть отделен от «людей» максимально надежно. Американцы еще не рискуют говорить на языке кино об «окончательном решении» относительно испаноязычного «быдла» в духе наиболее радикальных литературных антиутопий (лишних в овраг и там порешить). У нас такое уже звучало, например, в повести Г. Прашкевича «Золотой миллиард»... Но суть — схожая. Осталось сделать всего шажок.

Идея равенства, левая, любимая до исступления в среде американских университетских интеллектуалов, показана как редкая чушь. Ну да, на ее стороне — хорошие люди, высоконравственные. Ну да, они в конце концов победили. Что дальше? Миллиарды ринулись пользоваться медицинской системой, рассчитанной на тысячу. Любой зритель, не относящийся к числу идиотов, сообразит, что ресурс системы иссякнет очень быстро. А дальше — что? Рай, состоящий из беленьких вилл в окружении зелененьких парков, моментально даст дуба под натиском желающих прописаться там на ПМЖ. Левые, борцы за социальную справедливость, поданы прекраснодушными кретинами...

Так что же, надо ли послать левых интеллектуалов подальше, выстроить Великую Американскую стену против Мексики и не пускать в усыхающий рай «нечистых» любой ценой, желательно, отстреливая их на большой дистанции? Да как бы не именно так…

Вывод, который сделает неглупый зритель, посмотрев картину, прямо противоречит ее сюжету, заканчивающемуся победой левых, революционеров.

Ну а теперь, пожалуй, самое важное. К чему было поднимать вопрос о социологическом смысле фантастического боевика? Зачем этот разговор на сайте православного журнала? Какое это имеет отношение к христианству?

Самое прямое.

Такие фильмы – четкий тест на «видение будущего». Футурологическая картинка, предназначенная для миллионов зрителей, строится на основе идей, которые звучат сегодня или прозвучали в самом недавнем прошлом. И вот вопрос вопросов: какое место займет вера и Церковь в мире «платинового миллиона»? Или, еще того яснее: где отведут место для христиан?

Присмотримся к острову благополучия.

Деловые вопросы там обсуждают на английском, в домашней или праздничной обстановке говорят по-французски, а в целом — безэтничны, безрелигиозны, бессовестны. Там веру, национальную принадлежность и все другие идентификационные ориентиры заменяет право на достаток. Богатство служит «кредо», условием гражданства и главной составляющей культуры.

«Наверху» для христиан мест нет.

Посмотрим, что «внизу». В колоссальном гетто для испаноязычных «морлоков».

А там обнаруживаются католические монахини. Притом для создателей фильма конфессиональная принадлежность вряд ли была сколько-нибудь важна. Монахини, притом явные христианки… какую роль они играют? Утешительницы. Те, кто заботятся о «малых сих», смотрительницы в детском приюте. И – чуть-чуть революционерки. Капельку. Это одна из них внушает главному герою мысль, что он когда-нибудь доберется до искусственного рая наверху и, возможно, совершит нечто великое…

Таким образом, христианству дали место рядом с левыми, рядом с нищими, рядом с бунтарями. С боку-припеку цивилизации и уж точно не на вершине мира.

Оно, может, и хорошо, что нас не ходят видеть по соседству с такой элитой – жестокосердной, корыстолюбивой, эгоистичной. Но…

Во-первых, зачем нам такая картина мира? Плохая, негодная картина мира, не стоит принимать ее даже в самом грубом приближении.

Во-вторых, зачем вообще нужно, чтобы кто-то решал, где мы, с кем мы, как мы живем? Бог дал нам свободную волю и право думать о своей жизни самостоятельно. А значит – право не впускать в свой ум чужие модели жизнеустройства, где нас уже «посчитали» и «упаковали» для дальнейшего употребления.

Дмитрий Володихин

Источник: Фома.Ru

22 августа 2013 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Эдуард Шпак14 ноября 2014, 13:21
Полностью согласен с Геннадием-либералом. Не надо искать скрытый смысл там, где его нет. Это достаточно стандартный сюжет. И фильмов, подобных этому, выходит великое множество. Элизиум отличается от остальных звёздами в главных ролях и хорошим технуаром. В остальном - фильм проходной. Хорошая фантастика вообще редкость.
р.Б. Родион23 августа 2013, 17:12
Все хорошо, а вот почему надо сочувствовать нелегальним иммигрантам из Мексики, которьiм будто мешают пробраться в США - не вполне ясно. Неужели непонятно, что большие массьi людей, не хотящих и не умеющих интегрироваться в какое-то общество, наконец разрушают его и насаждают свою "культуру"? Если вдуматься, на самом деле импорт миллионов и миллионов иммигрантов, в особенности мусульман - та же социалная инженерия. Мировое правительство планомерно и насоченно разрушает остатки христианской Европьi и Америки.
Виталий23 августа 2013, 12:18
А кто внимательно смотрел советский фильм " Через тернии к звёздам " . Там в середине фильма учёный археолог показывает героям фильма раскопки и найденное им место человеческих жертвоприношений богам. На вопрос инопланетной девушки : " Во что же вы теперь верите ? " , он невозмутимо ответил : " В человеческий разум " . В этом фильме показана утопия чистого , мирного ,знорового человечества , где люди вышли в дальний космос , имеют неограниченный запас энергии. Правительство земли состоит из учёных-технократов , правительство и духовные ценности вращаются на орбите и принадлежат всем . Коммунизм по Сахарову . И нас к нему как раз и двигают новые леваки . Как видите ,это очень серьезная тема для разговора .
Геннадий-либерал23 августа 2013, 11:11
Лично мне кажется, что автор зря ищет в глупости какое-то скрытое сущностное знание. Польза от подобных трудов лишь дополнительное убеждение в тщетности любого мудрствования, развиваемого для любостяжание или тщеславия. Современное кино на любом уровне это работа для наживы или досужее развлечение: создатели современных шедевров первой целью имеют интерес денежной прибыли или известности. При этом полагать, что есть некий "заказчик" и цензор, также грубая ошибка: если у нас выносят на помойку А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и т.п., то Вы будете снимать "Звонок №..." и ломать голову над ремейком без всякого указания строгого дяденьки . Это банальный закон рынка: что просят, то и производят.
С большим успехом обнаружения тайных истин, следует полагать расшифровку бреда сумасшедшего: вот уж где Вашей догадливости стоит развернуться.
Более того, если уж и допустить, что существует некий "доктор зло", который и организовал прокат "Элизиума", то Вы один из первых его трофеев: Вы приняли наживку, съели и переварили ее - хотите или не хотите, но в Вашей крови и разуме поселен еще один паразит, который будет, пожирая Вашу энергию, требовать к себе дальнейшего внимания, ибо имя этого чужого, подобного иным - суета.
Елена23 августа 2013, 02:02
С первых минут фильма я припомнила роман Ю.Вознесенской "Путь Кассандры или приключения с макаронами" - те же печать антихриста,безликие роботы, техническая организация, только все показано здесь в еще более усугубленном виде..но и время отраженное в фильме гораздо позднее, описанного в романе Вознесенской..Последние времена последних времен - если можно так сказать..Следует обратить внимание, что в романе - явно показан путь спасения, в кинокартине же мы наблюдаем какую-то безысходность, на мой взгляд..действительно напрашивается появление следующей серии с исправлением и доработкой сюжета.
Николай22 августа 2013, 23:19
II Невозможно быть христианином и служить мамоне. Иисус Христос предупредил нас об этой великой опасности, мы узнали этот закон и окунулись с головой в реальную жизнь с законом - с волками жить по волчьи выть. Нам православным христианам крепко нужно подумать о нашем будущем и том, что мы сами своими руками делаем. О чем будут думать американцы мы догадываемся.
Николай22 августа 2013, 23:17
I Вообще то власть и существование около планеты Земля будет у компьютеризированных роботов. Человеку вообще не будет места в этом мире. В лучшем случае как элементу производства необходимой энергии для робота, да и то сомнительно. Процесс уже идет неслабыми темпами. Там где работали несколько человек круглосуточно пашет робот. Там где производили вычисления хорошо образованные люди с математическими способностями производят вычисления за несколько секунд домашний компьютер. Про тенденции развития военной науки в сфере роботизации говорит пример уничтожения неугодных беспилотниками, пока еще под управлением человека в военной форме. Таких примеров много. Причем парадокс заключается в том, что людей на планете становится все больше, чистой воды и продуктов питания все меньше. Попытка изменить порядок и правила получения прибыли у власть имущих хранится как самая великая святыня в человеческом обществе. Система аннигилирует сама себя. Заодно и человека. Так что у бриллиантовой тысячи шансов спастись практически нет. В мире машин и искуственного интеллекта в них нет необходимости. Вот к чему может привести нас всех поклонение мамоне могущественных людей этому божку алчности и наживы.
Андрей22 августа 2013, 21:35
Да, во многом согласен с автором. Фильм действительно говорящий и проговаривающийся о многом. Интересно замечать наличие в картине очень, казалось бы затертых символов, но внушаемых тем не менее с того же экрана, с не меньшей настойчивостью. Рай - Элизиум - имеет абсолютно четкую форму пентаграммы. медицинское оборудование может не только излечивать, но и воскрешать. Гражданское удостоверение личности - печать на правой руке, которая, что интресно - совмещена с ДНК владельца. Ничего не напоминает? Как такое общество называется? И еще один момент. Возможно математические выкладки о возможностях и ресурсах Элизиума не лейт мотив картины и утопичность совершившейся революции не главное. Главное - закладывается направленность на стремление стать гражданами того общества, где Рай возможен и без Бога. Только вот не припомню - чье же это царство? Кто там на троне? Смотрите в следующей серии.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×