Действительно ли счастливых семейных людей в России меньше, чем одиноких? Социологи говорят: «Да». Нам было интересно узнать и другое мнение - протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса:
Счастливая семья. Худ. Кнут Эквалл. |
Очевидно, что далеко не все люди приходят искать помощи в Церкви, поэтому у социологов более широкая база, чем, например, у рядового священника. Только ее нужно конкретно описать, чтобы понять, насколько объективна полученная информация.
Надо представлять, какие возрастные группы опрашивали социологи. Совсем молодые люди — одно, более зрелые — другое, а старики, живущие вне семьи, — это, конечно, третье. Ведь одиночество в старости, по моим представлениям, это трагедия. Такие никому ненужные старики – это глубоко несчастные люди. В возрасте дедушек те, у кого есть дети и внуки, должны быть рады этому.
А молодые люди, воспитанные при «становлении буржуазного строя», при господстве потребительской идеологии, вполне могут считать, что всё счастье в деньгах. Поэтому социологи и получили ответ, что финансовые трудности способны лишить их счастья.
В XIX веке хорошо понимали, что это не так: «Люди гибнут за металл! Сатана там правит бал!» — пел Мефистофель в опере Гуно «Фауст». Недаром эти слова вложены в уста исчадия ада. А сейчас современные демократы учат нас, что «бабло победит зло», как высказался один из современных олигархов.
Должен отметить, что те, кто выбрали слово «олигарх» для обозначения новых русских богачей, сделали это крайне неудачно. «Олигархия» по-гречески — «власть немногих». Греки называли так заговорщиков, которые незаконно захватили власть и пользуются ей в личных интересах. Слово это имеет негативный оттенок.
Кроме того, надо отметить, что слово «олигофрения» (слабоумие) — однокоренное со словом «олигархия». Итак, один из олигархов заявил, что «бабло победит зло», но, как в народе говорят: «злато, злато, сколько от тебя зла-то», и мы знаем, что зло имеет духовную природу.
Не могу сказать, насколько результаты этого социологического опроса применимы для православной аудитории. К священнику, как правило, приходят люди, страдающие от тяжелых семейных конфликтов.
К сожалению, поговорка «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» — работает даже для женщин. Люди приходят, когда испытывают серьезные трудности, когда они на грани развода, когда муж ушел к другой или, наоборот, жена ищет новой семьи. Но в таких случаях у людей земля уходит из-под ног, мир рушится, и они хотят сохранить именно свое семейное счастье. Так что у священников совершенно противоположное представление: разве люди просили бы помочь им сохранить семью, если бы она делала их несчастными?
Если верующий человек чувствует, что в браке он несчастнее, чем был в одиночестве, это значит, что он не научился любить своего супруга. Это значит, что он был и остается эгоистом, думает о себе больше, чем о других.
Церковь призывает нас к служению, а не к получению от жизни радостей. Значит, такому человеку нужно идти в храм, каяться, говорить, что с ним беда: он до сих пор не научился любить, не научился жертвовать, не научился радоваться радостям окружающих людей, не научился заботиться о них.
Нужно давать радость другим и в этом находить свою радость, а хочет получать от жизни больше и больше. Все это не по-христиански, с этим надо бороться. Для этого нужно осознать это как грех, а не жалеть себя: «Ох, я бедный и несчастный, меня, дескать, никто не любит и не жалеет». Тогда возникает вопрос: «А сам ты кого жалеешь?»
Каждый из нас — грешный человек. Если ты грешен, это не означает, что ты плохой, а значит, что есть в тебе изъян, недостаток, который ты должен преодолевать и исправлять, не покладая рук. С Божьей помощью мы можем бороться и побеждать любые грехи.