Сайт Покровского собора в Нью-Йорке (Православная Церковь в Америке) в день Успения публично отмежевался от «инквизиторских преследований» и «ксенофобии» России и Русской Православной Церкви. Текст заявления, комментарий священника из Нью-Йорка и контекст.
Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков) вручает Томос об автокефалии Американской Православной Церкви епископу Ситкинскому и Аляскинскому Феодосию (Лазору). Москва, 1970 г. Фото с сайта www.orthodoxhistory.org |
На официальном сайте Кафедрального собора Епархии Нью-Йорка и Нью-Джерси (Православная Церковь в Америке) 28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, было опубликовано следующее заявление настоятеля:
«Заявление о связи с нашим собором, Русской Церковью и российским правительством
Нью-Йоркский собор Покрова Пресвятой Богородицы является приходом в юрисдикции автокефальной (управляемой самостоятельно) Православной Церкви в Америке и полностью независим от Русской Церкви Московского Патриархата, его политических действий и заявлений, его инквизиторских преследований и ксенофобии, производимых в согласии с российским правительством и принимаемыми им драконовскими законами, ограничивающими свободу слова и гражданские права граждан.
Архимандрит Кристофер Калин, настоятель собора 08.28.13» (английский оригинал)
В Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата демарш американского священника комментировать не стали, сославшись на то, что священники в Нью-Йорке должны быть лучше осведомлены о причинах подобных высказываний.
Протоиерей Георгий Рощин, клирик Свято-Николаевского Патриаршего собора Нью-Йорка (Представительство Московского Патриархата в Соединенных штатах Америки), оказался удивлен заявлением не меньше своих московских собратьев.
— Отец Георгий, что означает это заявление архимандрита Кристофера и как к нему относиться?
— Прочитав это сообщение на официальном сайте прихода, я задаюсь теми же самыми вопросами. Что подтолкнуло отца архимандрита выступить с таким заявлением, а самое главное — разместить это на официальном сайте? Непонятно, является ли это официальной позицией АПЦ или частным мнением отца Кристофера.
Понятно, что в американском обществе идет дискуссия по поводу некоторых законодательных инициатив в Российской Федерации, но мы знаем, что Русская Православная Церковь отделена от государства. В Американской Церкви это тоже прекрасно знают, поэтому такие заявления вызывают больше вопросов и недоумения, нежели стремления вступить в дискуссию. Очень хочется надеяться, что какие-то дополнительные разъяснения в связи с этим заявлением все-таки будут даны.
— То есть нельзя сказать, что это какой-то известный на весь город эксцентричный священник, к необычным высказываниям которого все привыкли?
— Безусловно нет. В этом высказывании обвиняется Русская Церковь. Но Церковь выступает с позиций Священного Писания, традиции и церковного учения о нравственном императиве, которые у нас с Американской Церковью общие. С этой точки зрения обвинять Церковь в ксенофобии и связях с государством немного нелогично. Единственное, что приходит на ум в качестве объяснения произошедшего — это недостаточная информированность о происходящем в России, в том числе в области церковно-государственных отношений.
Но если такой информированности нет, то, наверное, надо быть осторожным в оценках и, как минимум, сначала узнать мнение самой Русской Церкви по этому вопросу. К сожалению, за разъяснениями к нам никто не обращался. Мы даже не знаем, в связи с какими именно событиями отец Кристофер решил высказаться.
Возможное объяснение
На момент написания статьи представители Покровского собора были недоступны для комментариев, поэтому не ясно до конца, какой именно из законов является драконовским – запрет на усыновление американцами российских сирот (т.н. «закон Димы Яковлева») или закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Вероятнее, второй, поскольку в заявлении речь идет о свободе слова. Косвенно в пользу этого свидетельствует и то, что 25 августа в Сан-Франциско гей-активисты провели демонстрацию протеста у собора Московского Патриархата. Заявление может быть реакцией на нее.
Напомним, что на прошлой неделе перед Свято-Николаевским Патриаршим собором в Сан-Франциско состоялась акция протеста местного ЛГБТ-сообщества. Протестующие выражали недовольство принятым в России законом о запрете пропаганды гомосексуализма среди несовершеннолетних.
Заранее узнав об этой акции, в собор к началу Литургии прибыли в знак солидарности два архипастыря Русской Православной Церкви Заграницей: управляющий Сан-Францисской и Западно-Американской епархией РПЦЗ архиепископ Кирилл и викарий Западно-Американской епархии РПЦЗ Епископ Сиэтлийсий Феодосий. Для утешения и поддержки верующих архиереи принесли для поклонения ковчег с частицей святых мощей святителя Иоанна Шанхайского из кафедрального собора в Сан-Франциско. Архиепископ Кирилл и епископ Феодосий вместе с прихожанами и духовенством храма помолились и причастились Святых Христовых Таин.
Ближе или дальше от Москвы?
Парадоксальность ситуации заключается в том, что именно Русская Православная Церковь, от которой столь решительно отмежевался отец архимандрит, даровала Американской Церкви автокефалию в 1970 г., которую не признают Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Румынская, Кипрская, Элладская и Албанская Церкви. Для них Orthodox Church of America – как раз самоуправляемая часть Русской Православной Церкви.
В Православной Церкви в Америке есть различные течения. Одна часть священнослужителей тяготеет к более тесным отношениям с Москвой, другая напротив дистанцируется от связей с Россией и подчеркивает особость американского Православия.
В качестве примера можно вспомнить эпизод октября 2008 года. Тогда епископ Венский Иларион (ныне митрополит Волоколамский, глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата) рассматривался как возможный кандидат на вдовствовавшую кафедру предстоятеля Православной Церкви в Америке. В одном из обращений, например, говорилось: «Епископ Иларион был бы прекрасным кандидатом… Если Москва отпустит его, чтобы руководить нами, что может быть лучшего для укрепления связей между различными русскими церквами и даже различными юрисдикциями в Америке?».
Одним из подписывавших петиции в поддержку кандидатуры епископа Илариона был недавно рукоположенный епископ Иона (Паффхаузен), в итоге сам ставший митрополитом всея Америки и Канады.
Позднее митрополит Иона предлагал изменить канонический статус Православной Церкви в Америке с автокефального на автономный в рамках Русской Православной Церкви. Это стремление вместе с определенной авторитарностью в принятии решений стало одной из причин отставки предстоятеля 7 июля 2012 г. по требованию членов Синода ПЦА. Как сказал тогда в комментарии «Нескучному саду» протоиерей Леонид Кишковский: «Это не отвечало самоидентификации большинства наших верующих, многие из которых вообще не имеют никакого отношения к русской общине, являясь румынами, албанцами или конвертами из протестантских деноминаций».
Да, статья одна. Но детям-то от этого не легче.
А про Церковь я и не говорил ничего (см. мой предыдущий комментарий).
Ни при чем. Но раз уж об этом законе упомянули в тексте, думаю, не лишним будет высказать свое мнение о нем.
Однако "закон Димы Яковлева" действительно драконовский, так как не учитывает очень многое, и особенно ситуацию с детьми-инвалидами.
Василий, а Вы Закон-то читали целиком? И почему вслед за либералами Вы называете его так? Ведь это всего лишь ОДНА статья этого закона, и не самая главная. Почему Всякие собчачки (2 штуки)и им подобные подняли такой визг - как раз понятно: уж точно не из-за детей. Не поленитесь, прочитайте закон целиком - у Вас глаза-то и откроются...
А РПЦ как раз выступала за то, чтобы статью (кажется,4) смягчить. Не ленитесь проверять то, что ЛЕГКО проверяется! Не позволяйте обводить себя вокруг пальца.И ДУМАЙТЕ!
Нас все время разводят на первую реакцию.
Мы же одно Тело, помолимся.
Василию:
Василий, вам пора ехать в Израиль. Там 70% евреев отрицательно относятся к русским. Вы со своими комментариями будете там к "селу и к городу".