Стали на нашем приходе жалобы поступать на свечниц: мол, хамство, грубость и все такое. Вот и подошел я как-то к настоятелю: «Батюшка, — говорю, — назначьте меня, такого хорошего и замечательного, этим вашим свечником: я вам вмиг все исправлю».
— Или сам исправишься, — поддержал священник. — Вперед — на амбразуры! Только не осуждай никого!
— Нет, я только их жить поучу.
— Ну-ну. Бедняга, — это уже полушепотом, сострадательно и вдогонку.
Фиаско первое. Дисциплина
С первых часов стояния за «ящиком» мне это батюшкино сострадание вспомнилось. И не вдруг. Если к началу службы подходили вполне добродушные, деловые и знакомые прихожане, которые несколько удивленно улыбались, видя старого знакомого на новом месте, говорили четко и ясно, брали свечи и отходили к своему привычному месту в храме, то к концу богослужения увеличился поток нервно опаздывающих людей. Таких, которые опаздывают всегда и сознательно. Тишины в храме уже не было, разобрать потуги бедного чтеца донести до молящихся слова молитв к Причастию не представлялось возможным за заполнившим церковь гомоном новостей, обсуждений выборов и планов на «сейчас-из-церкви-выйдем-куда-пойдем?» Даже слова настоятеля, вышедшего из алтаря и призвавшего паству внимать словам молитв и помнить, что мы готовимся к великому таинству, подействовали лишь минуты на три. На четвертую зашли новые опаздывающие, не успевшие еще поделиться новостями.
Так или иначе, служба закончилась. Прошли молебны и панихиды, храм опустел. «А вот сейчас начнется самое тяжелое», — трижды повторила скромная девушка Наташа, помогавшая мне разобраться со свечами, просфорами, записками и т. д., глядя на мою ошалевшую физиономию. «Что же может быть тяжелее, — подумал я остатками мозга, — праздных разговоров за литургией и невозможностью услышать молитвы?»
Фиаско второе. Люди
Они, как известно, разные. Чаще всего — хорошие и добрые. Чаще всего, по-своему. После службы нужно было оборонять храм от беспризорников, стремившихся украсть деньги из кружек для пожертвований или сами кружки. Еще нужно было постараться отогнать от церкви дурно пахнущих криминального вида бомжей, справлявших нужду на стены церкви и сквернословивших.
— Милостыню они здесь собирают, — сказала добросердечная Наташа, — кто-то и сжалится.
— Так ведь они ее пропивают!
— Бывает!
Потом пришла тетенька в сапогах и серьгах, которой срочно надо было «разменять пять штукарей» (так и сказала — «штукарей»).
— Простите, — говорю, — здесь не банк, да и денег таких нет.
— Это в вашей-то РПЦ?! Да у вас денег не меряно! У вас тут вообще все должно быть бесплатно!
Положение спасла Наташа; она выложила какие-то бумажки: «Вот — счета за отопление и электричество. Впечатляет, правда? Оплатите их раз в месяц — и вы обязательно будете получать свечи без всякой платы». Впечатлили все-таки, видать, листочки: дама даже извинилась. «А я счета специально попросила копировать, — объяснила мудрая Наташа. — Многим помогает, кстати».
Потом пришел молодой мужчина. Долго стоял у иконы. Неумело крестился. Потом подошел к «ящику». «Мне свечку, пожалуйста», — вымолвил глухо. Свечу взял, снова подошел к иконе, поставил, снова долго стоял. Подошел: «Я с Кавказа приехал. Снайпер я». И начал рассказывать — выговориться воину нужно было. Всего разговора передавать не буду, но слова в память врезались: «Знаешь, как себя чувствуешь, когда в оптический прицел видишь, как “дух” твоего солдата режет, а ты его достать из винтовки не можешь — слишком далеко..?» Много рассказывал. То снова отходил к иконам («Я знаю — меня Богородица спасла. И не одного меня — многих»), то святой воды просил попить, потом сидел на скамейке — ждал священника. К счастью, батюшка вовремя подошел — ушли на исповедь. «Еще «афганцы» приходят, — тихо сказала Наташа. — Полицейские, бывает, спецназовцы. Пожарные, которые детей из огня спасали. У нас аптечка всегда полная — мало ли что с кем станет»…
Фиаско третье. Рецепты успехов и спасения
— Кому надо молиться, чтобы дочь в институт поступила? — спросила женщина, всерьез обеспокоенная образованием дочки, но, увы, не очень разбирающаяся в Христианстве.
— Как кому? Богу! — отвечаю.
— Какому?
— Один Бог вообще-то, — говорю (Наташа отвернулась и, похоже, улыбается).
— Молодой человек, я вас конкретно спрашиваю: какому богу надо молиться, чтобы дочь поступила в институт?!
Кому смешно, кому — хоть плачь…
…«Что лучше: простая или заказная литургия? А сорокоуст правда действеннее панихиды? А за какую записку просфору дают?» — и так далее и тому подобное. Таких вопросов за все дни, пока был свечником, я наслушался вдоволь. И никак, ну, никак не смог научиться на них отвечать. Одна из моих коллег, сменивших Наташу, умудрялась отвечать так, что люди выбирали те из пожертвований, которые были больше всего.
— А для чего это надо? — спросил наивный свечник.
— Не нужны большинству людей, приходящих сюда, рассуждения — большинству нужно быстро и правильно «вложить средства», понимаешь?
— Нет.
— Иди чаю выпей.
Выпивке чая помешала просьба продать двенадцать одинаковых свечей. Ну, пожалуйста — двенадцать так двенадцать. Я было направился к лотку со свечками, но коллега моя вдруг напряглась: «А вам, простите, зачем?» — спросила она молодую женщину.
— Мне бабушка так сказала.
— Простите, бабушка или бабка?
— Ну, бабка, ну и что? Она мне сказала эти свечки купить, зажечь, а потом ей принести — она с меня порчу снимать будет.
— Да вы что? Это ж опасно. Это же предательство!
— Кого? Кого предательство-то?
— Да Христа же.
И свечница минут сорок с молодой женщиной разговаривала. Та свечки все же купила. Но сказала, что в храме их поставит. Дай Бог!
— Мне сто свечей. Быстро! — бросив интересного и редкого цвета купюру на прилавок, сквозь угол верхней толстой губы процедил сверкающий дяденька. — Быстро, я сказал. Я те деньги плачу, понял? Кто у вас тут дома освящает? Вы на мои деньги все тут живете, ясно?
— Не, не ясно. Вы кто?
— Я?! Кто?! — тут остановить дяденьку было уже невозможно.
Был бы храм полон, все бы узнали, кто он, этот дяденька, «такой есть», «чё он может реально порешать» и «скока он добра ваще делает» и сколько колоколов его «уже с того света вызвать должны» — столько их он уже наотливал-нажертвовал. С другой стороны, и польза немалая: лучше понимаешь горькую иронию и боль Пушкина, писавшего про то, как смиренно и земно кланялся Кирила Петрович Троекуров, стоя на службе, когда диакон на ектении возглашал «…и о благотворителях святаго храма сего». Каждому времени — свой Кирила Петрович Троекуров…
Фиаско четвертое. Целлюлит и начальство
Не только свечи продавать надо за «ящиком» и поминальные записки — нужно и книгу хорошую помочь выбрать или еще что нужное. Зашла жутко интеллигентного вида пара, попросили подобрать что-нибудь из хорошей детской литературы. А я, к стыду своему, не успел еще с ней познакомиться по-настоящему, ну и брякнул: «Вот, говорят, стихи детские хорошие. Посмотрите — может, понравятся?» Открыли книжку, полистали. Начали читать. Перевернули страницу — улыбаться, смотрю, перестали. Руки задрожали, глаза заслезились. Дама села на стульчик, мужчина подошел ко мне и тактично отозвал в сторону. «Простите, — говорит, — но как в церкви можно продавать и предлагать вот такое?» — «Какое такое?» — невинно спрашиваю. Он понял, что я попал впросак, и просто начал цитировать что-то из детской православной книжки. Чем дальше он читал, тем сильнее мне хотелось провалиться сквозь землю. Там было что-то про благочестивую церковную мышь, жившую где-то в подвале, про просфорки, которыми ее кормил благочестивый сторож, про неблагочестивого кота и благочестивого сыщика Бобика с наморщенным умным лобиком.
— Стоп, — говорю. — Простите, ошибся. Не хотел вас обидеть.
— Да не в вас дело, — грустно так отвечает. — Просто я никак не могу понять: что, в России книг хороших нет? Зачем Церковь позволяет христианским детям читать такое? Нам что — православные неучи нужны, скажите?
— Не уверен. Могу предложить в качестве компенсации Лескова, Пушкина. Не желаете?
— Еще как желаю! А «Вини Пух» есть? Тот, настоящий, заходеровский?
— Извините.
Тяжело было, ох, тяжело, после таких вот вопросов (несколько раз люди искренне удивлялись отсутствию хорошей детской, да и взрослой литературы в православных храмах). Попробуй — докажи теперь, что мы выступаем за хорошее образование. И, кстати, что это мы называем хорошим, если продаем всякие благочестиво-сопливенькие шедевры для малышей?
Но не только книги интересуют людей — нужны иконы, четки и многое другое. Про качество икон нашего «ящика» говорить даже не хочется. Зашли как-то несколько сербов — посмотрели-поудивлялись, в руках повертели: «А нет ли настоящих икон, не штампованных? Другого какого-нибудь производства?» — «Нет, братушки. Извините опять же». Но смеховая истерика у братушек началась, когда они увидели стоящих отдельно на полке гипсовых, фарфоровых и пластиковых ангелочков, ангелов и ангелищ «made in China»: «Смотри, — заорали, — целлюлит!!! Католический целлюлит!!!» Подошел я к ним, чтобы с их точки зрения это счастье увидеть: м-да-а. Здорово смотрятся в православных церквях розовые ангелочки, способные ввергнуть в истерику стойких сербов, а заодно и напрочь убить чувство прекрасного у их русских собратьев!
— Пока ты тут возмущаться будешь и об утрате чувства прекрасного скорбеть, храм обнищает, — пояснили мне. — А еще проблем с начальством добавится.
— Почему?
— Да просто же все: во-первых, люди покупают то, что им нравится. Нравятся им твои целлюлитные монстры с крылышками — пожалуйста. Платят же? — Платят. Во-вторых, никому из нас тоже ни книги не нравятся, ни вот это вот чудо. Но община их вынуждена покупать: больше в епархиальном управлении ничего не купишь! А покупать свечи, иконы и прочее община имеет право только там, в управлении. В других местах — ни-ни. Так что все твои претензии насчет вкуса, уровня литературы и все прочее направь тем, кто занимается поставкой такой вот, извини за выражение, «благодати». Не будет община закупать товар в «управе» — жди праведного гнева и санкций от начальства. Зарплата, и без того невысокая, снизится, да и у горячо любимого отца настоятеля трудностей прибавится. Иди, короче, в епархиальное управление, а нас не касайся. Хотя мы тебя понимаем и молча поддерживаем, конечно».
Фиаско пятое. Усталость и вопросы.
Несколько дней подряд по 10–12 часов на ногах, нехитрый и быстрый обед в церковной трапезной, постоянное, как я выяснил, нервное напряжение, частые оскорбления и несправедливые обвинения — это все, конечно, содействует смирению. Или появлению мыслей о его отсутствии. Но усталость, даже изможденность — штука не из приятных, поверьте. Что-то жить захотелось даже. Подошел я к настоятелю:
— Простите, батюшка, дурака самонадеянного! Заберите меня из-за ящика вашего. Ничего-то я не сделать не смог. Людей только посмотрел.
— И как? Хороших много?
— Большинство так-то.
— А, ну тогда не зря свечником был, парень. И, как я понимаю, осуждать мы больше не будем, да?
— Угу.
— Ну, иди с Богом.
В общем, вытащил меня священник из-за ящика, за которым я провел 40 несмиренных дней. Дней, наполненных, честно говоря, не столько осуждением, сколько оторопью и вопросами, на которые я до сих пор не получил ответов. Почему, например, мы уже больше 20 лет вроде как без особых гонений живем, а ничего практически про Христианство не знаем. И, что страшно, знать-то особенно не желаем. Бабки с колдунами, мол, нам все расскажут. Почему мы считаем, что Бог нам просто обязан то-то и то-то выдать, если мы такую-то записку подали или столько-то штук колоколов «этой РПЦ» подарили. Почему в Церкви так удручающе мало внимания уделяется действительно хорошим книгам, предпочитая пугать людей или концом света или же гробить детский интеллект благочестивым сюсюканьем. Про ангелочков я уже говорил. Почему у приходов нет права покупать то, что необходимо именно им, а не брать кошмарного вида и качества товар в «управах», купленный не очень просвещенными, видимо, людьми-»специалистами». Почему нельзя разобраться с хулиганами и ворами. Почему не разобраться с бомжами — кто хочет, пусть работает, получает деньги, кто не хочет, пусть идет своей дорогой, но на церковь не мочится. Почему из-за денег для оплаты счетов за электричество и т. д. мы жертвуем элементарным эстетическим чувством. Почему мы приходим в храм не к началу службы, а к концу Причастия и болтаем, болтаем, болтаем…
Много у меня вопросов, очень много. Но главных, наверное, два: что же действеннее — сорокоуст или панихида? И какие записки сильнее — «заказные» или «простые»?
Так что осуждать трудящихся за церковным «ящиком» людей я бы не стал. Просто я побывал на их месте. Трудно им!
По вашей логике церковные продавцы могут быть грубыми и хамить прихожанам и посетителям, которые приходят к ним даже со странными вопросами. Если ты работаешь в храме, то будь любезен следовать правила христианина, я уже молчу про элементарные правила деловой этики. Человек, который работает в храме, я работал в храме, чтобы Вы не думали, что говорю просто так, должен быть образцом для других. Не можешь таким быть уходи с работы и не вводи людей в искушении.
Люди с одной стороны приходят разные, а с другой одинаковые. Например, с чем мне трудно смиряться...Праздник Рождества Христова, староста своими руками из еловых веток соорудила вертеп, украсила в нем икону Рождества Христова, стоит вертеп посреди храма перед алтарем...Ночную Литургию отслужили, батюшки и сотрудники отдыхают. Я не была на ночной, так как следующие два дня работаю по 11-12 часов и сил просто не хватает. Люди заходят ставят свечи, пишут записки...И большинство спрашивает:"А где у вас икона целителя Пантелеимона? или Георгия Победоносца? или Николая Чудотворца? или Матроны Московской?...или а куда свечи за упокой ставить?"...Не знаю как вам, а мне обидно...:( Пытаюсь объяснить, что мол сегодня большой праздник Рождества Христова, поставьте свечку к Празднику, приложитесь к иконе, посмотрите вертеп...Натыкаюсь на грубость: "Не указывайте! Не ваше дело!"...Не мое...Но обидно. К концу дня только к детям и обращалась. Спрашиваю одного мальчика:"Тебя как зовут?" - Шаша-отвечает, -Саша, ты знаешь какой сегодня Праздник? - Сегодня Бог родился , - отвечает улыбаясь. Передаю ему сладкий подарок от настоятеля и прошу маму подвести его к вертепу и приложиться...Вот такие мгновения согревают раздраженное сердце. И я не могу ответить на вопрос: "Почему мы не хотим ничего знать о нашей вере? Почему только требуем, требуем, требуем?"...И у меня нет ответа...:(
По воскресениям несу послушание за свечным ящиком в новом сельском храме курортного украинского поселка. Разные люди приходят, разные вопросы задают. Все в статье знакомо.
Недавно зашел мужчина с женой. Жена к иконам молиться, а мужчина сразу заявил, что он " вообще-то воспитывался, как атеист". Но, постояв рядом с женой 3 минуты, подошел к лавке и со слезами на глазах (он оказался шахтером с 27-летним стажем ГРОЗа, которому смерть не единожды заглядывала в глаза) сказал, что чувствует что-то необычное в душе. Оказался крещенным. Купил нательный крестик, которого не носил.
Я вот, что думаю, Господь сам знает когда тронуть наше сердце: в Пасхальной праздничной очереди на освящение куличей, тишине маленького далекого монастыря, или возле иконы Пресвятой Богородицы в сельском храме, куда зашел "заодно" с друзьями просто так, из любопытства. Придет время и платочки с юбками оденут, и наколки прикроют, и разговаривать перестанут. Одному Богу известно, когда ЭТО с каждым произойдет. Он судья.
Раньше придешь- вокруг узнаваемые лица, знакомые...
Очень много хлынуло разного люда в Сретенский после прочтения замечательной книги настоятеля -отца Тихона. Прочитать -то прочитали, да видно на этом воцерковление и застыло.
И не дурные бабы лезут к Причастию, а несчастные, совершенно не понимающие и по своей лени и холодности сердечной,по невоспитанности изначальной, а самое главное - по попущению Божиему.
Все мы хороши, и мужчины и женщины, не понимающие к каким Великим и Страшным Тайнам приступаем и не только в толкучке "модного", если можно так выразиться монастыря (прости меня ,Господи), но и в простом храме. Все мы недостойны даже смотреть на Чашу, но смотрим и не чувствуем, что стоит на солее Сам Господь и принимает всех...
Хожу,как и Вы, в Сретенский.Ничего подобного-такая же свалка и давка дурных баб перед причастием,и никто их не останавливает,сердце кровью обливается-ну поставьте мальчиков из семинарии!Пусть батюшка раз-другой скажет на проповеди,а то ведь лезут,всех отталкивая локтями и, простите,мощным задом,страшно сказать,ко Святым Дарам,как будто боятся опоздать!Простите,Бога ради!!!Накипело за столько лет!В подворье Пюхтиц единственный раз только слышал,как в первый раз служащий/из провинции/батюшка,выйдя со Св.Дарами,обалдев от увиденного,четко и медленно произнес:...В удручении поехал с дочерью в Сергиев Посад...Честное слово,лучше бы не ездили!Сутолока дикая при подходе ко Причастию,никому из священников нет,как будто никакого дела до паствы-ну выйди хоть один,скажи веское слово!К теплоте после Причастия не пробиться .Очень тягостное и неприятное ощущение!Во время причасти св.в алтаре-разговоры как на бульваре,при малейшем призавании к порядку-смех или рявканье"а ты кто такой".Это сташная проблема РПЦ,если ее срочнейшим образом не решить-катострофа для церкви!Храм-дом Божий,поставьте,как в старину,дьяконисс,что ли,или семинаристов(только смелых и понимающих!)Честное слово,так нельзя!Или нужно уходить в дальнии благочестивые монастыри!!!
Думается мне, что прежде чем работать в свечном ящике, надо подготовиться : записать и выучить свои ответы на наиболее популярные вопросы. Знать как себя вести в некоторых ситуациях. Вообще, вести себя тихо и просто.
Я в разных церквях бывала в нашей стране, и всюду что-то свое в свечном ящике.Где-то свечницы общаются с добротой, лаской,где-то деловитые, а где просто продавщицы и побаиваешься их...
Вот еще - на мой взгляд, свечной ящик лучше бы располагать при входе в храм, не отдельно на улице. А то свечку хочется , например,купить вторую,а нет времени выходить из храма и бежать в другое здание покупать...
А рассказ о многом говорит. Мне очень интересно было прочитать. Большое спасибо!
Вчера была в храме Адриана и Натальи в Бабушкине. Храм очень понравился, много икон, место намоленное, какое-то очень спокойное.
Огромное впечатление на меня произвела свечница. Женщина необыкновенной доброты, внимательная, обладающая большим багажем знаний. Я долго находилась в храме и слышала ее разговоры с прихожанами. Она всем объясняла, кому и о чем надо молиться, какие требы заказать, какие иконы есть в храме, рассказывала очень доходчиво о разном. Никому не нагрубила, никому не отказала. За свечным ящиком есть скамейка, я села и как будто побывала на занятиях в воскресной школе.
Мне еще хочется поехать туда.
Свечница и уборщица - это лицо любого храма. Не всега, особенно когда нет службы, можно увидеть священника, а женщины-труженицы для нас: и подскажут, и выслушают, и утешат. Я сама иногда убираюсь в храме, сначала осуждала всех, а теперь понимаю, что многому можно научиться у приходящих людей, особенно терпению и смирению.
Дай Бог всем трудящимся в наших церквях, монастырях, подворьях.
Г-м-м, а еще я думаю, что храмы все же, для нашего общения с
Богом и как сказал кто-то из святых: " что вам до человеков, слепых орудий в руках Божьих!"
Если автор взялся за то, что должен делать настоятель, то неудивительно и его фиаско. Каждый должен заниматься своим делом. Непонятна в данном случае позиция батюшки, отправляющего "беднягу автора на амбразуры"...
Я писала и еще раз напишу - Нести послушание в свченом ящике - милость Божия и дар Божий. Наверное, самый больший дар, который может получить душа на Земле - нести послушание в доме Божием для людей. Ну, для меня это так, по крайней мере! Мое самое любимое послушаниею в Церкви! Самое любимое, отвественное и самое сложное одновременно. Каждым мгновением, каждым вдохом и выдохом чувствуешь, как Господь направляет и поддерживает тебя.
Просто, когда знаешь для чего и ради чего, то все становится легко. И Господь дарует необыкновенное терпение и сострадание к людям.
Теперь несу другое послушание. Но это остается самым любимым!
Трудиться в лавке я мечтала, но никогда не думала, что Господь ее исполнит!
С уваженеием, Лия.
свешница.
Слава Богу, что мы имеем отцов-настоятелей, священство, прекрасные храмы для молитвы, братьев и сестер.
Мы все свободные люди, свободные во Христе. Господь учит нас и через эту статью, и через взгляд братьев сербов, и через бомжей и так далее.
Для меня в любом храме нашей Святой Церкви светло и празднично, радостно и грустно одновременно, торжественно и скромно. Может это и есть тот самый русский Дух, Дух Святой Руси, Утешитель.
Храни Господь всех трудящихся в Храмах православных и служащим свечных ларьков отдельный низкий поклон.
А подача не поддается критике.Людей нужно уважать и если хочется что-то сделать - делай по серьезному ,не нужно опускаться до такого примитива.
Почему мы так мало знаем о Христианстве? Да вот потому и не знаем, что те кто воцерковился не хочет со смирением и с жалостью помогать тем "захожденцам" которые банально не знают как себя вести. Почему вместо возмущения и ожидания, что священник начнет вразумлять после службы прихожан, самому не объяснить человеку, но вежливо и с любовью, правила поведения в храме, почему самому не рассказать в чем разница треб и записок, почему настойчиво и твердо не усмирить болтающих во время службы? Ведь каждый Христианин должен быть проповедником Христианства, но не обязательно словами, но обязательно образом жизни.А может собственных знаний не хватает? Значит надо святых отцов читать!
Надо пожалеть людей! Они как малые дети не понимают почему, но все же пришли именно в храм Божий! А насчет бомжей плохо себя ведущих и босяков пытающихся что то украсть - это Ваш храм, Ваш приход, берегите его и защищайте! Что касаемо торговли...от этого никуда не деться!весь причет храма живет на деньги собранные от торговли, да от добровольных пожертвований,а ещё ремонт и благоустройство, а ещё дела милосердия!
Простите, если что не так сказал. Любви всем нам и сострадания! Храни всех Господь!
А по поводу торговли в храме...Как написано в Евангелии: " Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.(Иоан.2:13-15) И ещё :" И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников"(Мар.11:17)
Здесь речь идёт о тех, кто превратил территорию храма в звероферму (с исходящими отсюда последствиями запахов и т. п.) и пункт обмена денег.Речь о тех, кто наживался для себя.
А приход вынужден вести торговлю, чтобы его содержать: освещение, отопление, охрана, обслуживающий персонал... Так что, давайте не будем осуждать настоятелей в храмах которых идёт торговля, ведь построить отдельное помещение стоит немалых денег, а некоторые приходы концы с концами еле сводят. Лучше помолимся за тружеников храма, чтобы Господь помог им в несении нелёгкого креста и даровал Свою благодатную помощь.
Искренне прошу прощения у всех.C наступающим праздником Рождества Пресвятой Богородицы! Да хранит вас всех Бог!
"Почему мы приходим в храм не к началу службы, а к концу Причастия и болтаем, болтаем, болтаем… " Наш приход за границей и порой кажется, что люди приходят повидаться друг с другом, пообщаться...Но помолиться все же можно и порой бывают такие службы, что дух захватывает.
Хороший вопрос. Храм этот внутри нас, внутри каждого, и если в этом (внутреннем) храме не возможности для молитв, то и любой другой (внешний, если так можно сказать)храм будет лля молитв непригоден. Если мы приходим в храм поглядеть на иконы, действия и одежды священника, обсудить новости дня, то о какой молитве может идти речь даже в самом лучшем храме? Если мы пришли с благоговением, со страхом Божием и верою, а в сердце нашем - молитва, то, поверьте, в любом храме нам будет очень хорошо и благодатно! Да, конечно, лишний шум, посторонние разговоры и т.д., и т.п. отвлекают и благодати не добавляют, но тут причину надо искать в нашей греховности (КАЖДОМУ В СЕБЕ!). К сожалению, это касается всех без исключения.
Так и живём.
Спаси Господи автора данной статьи.
И все-таки!
По моему мнению, торговлю в храмах надо прекратить. Лучше всего чувствуешь себя в тех храмах, где записки и свечи - на пожертвования. А церковную лавку лучше поставить отдельно. Как пример - Троице Сергиева Лавра, или небольшой храм Живоначальной Троицы на ст. Перловская (Мытищи).
Об оплате счетов надо писать объявления, чтоб прихожане видели: что и сколько стоит. Так, например, поступают в храме Покрова Пресвятой Богородицы в с. Отрадном, Воронежской области.
Проблем много, но справляться с ними надо не только священству и служителям, а всему миру (приходу).
Самые сложные прихожане - "захожденцы", именно они задают неудобные вопросы, неправильно себя ведут, разговаривают во время службы, ходят, шумят, даже хамят. Но ведь именно из таких вот случайных людей постепенно и складывается приход. Господь вразумляет и призывает тех самых грешников, а не праведников.
Простите за сумбурность.
А в Сертенском монастыре, действительно, очень хорошо!!!)))))))
Божией Помощи!
Не отчаивайтесь, Храмов сейчас достаточно много. Приходите в любой и молитесь, а вокруг не глядите - а нагрубят, не обращайте внимания и не осуждайте никого. Вы же к Богу пришли, а к нему дорога "тесная и узкая", сплошь искушения. Если бы "широкий и удобный" был бы путь - в церквях диваны и кресла стояли бы для ленивых молитв. Помогай Вам Господь!
Вот тут по ссылке можете скачать текст нашей листовки:
http://yadi.sk/d/Eg9s3ndP9LozN
Думаю, он многим пригодится.
Есть. Сретенский монастырь.
И самый главный вопрос, который явно не озвучен, но думаю, все же звучит, это ответственность самих прихожан за свои отношения с Богом, если так можно сказать. Человек привык ответственность за решения перекладывать на кого-то, жену, начальника, депутата. А в церкви - на священника. А христианин должен принимать решения самостоятельно, советуясь со священником, и проверяя правильность по Евангелию и решениям Церкви (это касается, например, степени поста, частоты причастия). Но и Церковь должна быть готова дать эту свободу своим чадам, если хочет, чтобы чада стали совершенными.
Ведь и Бог дает возможность человеку познать свою немощь, а не держит его всю жизнь на руках.
Спаси, Господи.
Есть ли где-нибудь храм, где можно помолиться?!