По ту сторону свечного ящика

Фото: Тенгиз Тарба Фото: Тенгиз Тарба
    

Стали на нашем приходе жалобы поступать на свечниц: мол, хамство, грубость и все такое. Вот и подошел я как-то к настоятелю: «Батюшка, — говорю, — назначьте меня, такого хорошего и замечательного, этим вашим свечником: я вам вмиг все исправлю».

— Или сам исправишься, — поддержал священник. — Вперед — на амбразуры! Только не осуждай никого!

— Нет, я только их жить поучу.

— Ну-ну. Бедняга, — это уже полушепотом, сострадательно и вдогонку.

Фиаско первое. Дисциплина

С первых часов стояния за «ящиком» мне это батюшкино сострадание вспомнилось. И не вдруг. Если к началу службы подходили вполне добродушные, деловые и знакомые прихожане, которые несколько удивленно улыбались, видя старого знакомого на новом месте, говорили четко и ясно, брали свечи и отходили к своему привычному месту в храме, то к концу богослужения увеличился поток нервно опаздывающих людей. Таких, которые опаздывают всегда и сознательно. Тишины в храме уже не было, разобрать потуги бедного чтеца донести до молящихся слова молитв к Причастию не представлялось возможным за заполнившим церковь гомоном новостей, обсуждений выборов и планов на «сейчас-из-церкви-выйдем-куда-пойдем?» Даже слова настоятеля, вышедшего из алтаря и призвавшего паству внимать словам молитв и помнить, что мы готовимся к великому таинству, подействовали лишь минуты на три. На четвертую зашли новые опаздывающие, не успевшие еще поделиться новостями.

Так или иначе, служба закончилась. Прошли молебны и панихиды, храм опустел. «А вот сейчас начнется самое тяжелое», — трижды повторила скромная девушка Наташа, помогавшая мне разобраться со свечами, просфорами, записками и т. д., глядя на мою ошалевшую физиономию. «Что же может быть тяжелее, — подумал я остатками мозга, — праздных разговоров за литургией и невозможностью услышать молитвы?»

Фиаско второе. Люди

Они, как известно, разные. Чаще всего — хорошие и добрые. Чаще всего, по-своему. После службы нужно было оборонять храм от беспризорников, стремившихся украсть деньги из кружек для пожертвований или сами кружки. Еще нужно было постараться отогнать от церкви дурно пахнущих криминального вида бомжей, справлявших нужду на стены церкви и сквернословивших.

— Милостыню они здесь собирают, — сказала добросердечная Наташа, — кто-то и сжалится.

— Так ведь они ее пропивают!

— Бывает!

Потом пришла тетенька в сапогах и серьгах, которой срочно надо было «разменять пять штукарей» (так и сказала — «штукарей»).

— Простите, — говорю, — здесь не банк, да и денег таких нет.

— Это в вашей-то РПЦ?! Да у вас денег не меряно! У вас тут вообще все должно быть бесплатно!

Положение спасла Наташа; она выложила какие-то бумажки: «Вот — счета за отопление и электричество. Впечатляет, правда? Оплатите их раз в месяц — и вы обязательно будете получать свечи без всякой платы». Впечатлили все-таки, видать, листочки: дама даже извинилась. «А я счета специально попросила копировать, — объяснила мудрая Наташа. — Многим помогает, кстати».

Потом пришел молодой мужчина. Долго стоял у иконы. Неумело крестился. Потом подошел к «ящику». «Мне свечку, пожалуйста», — вымолвил глухо. Свечу взял, снова подошел к иконе, поставил, снова долго стоял. Подошел: «Я с Кавказа приехал. Снайпер я». И начал рассказывать — выговориться воину нужно было. Всего разговора передавать не буду, но слова в память врезались: «Знаешь, как себя чувствуешь, когда в оптический прицел видишь, как “дух” твоего солдата режет, а ты его достать из винтовки не можешь — слишком далеко..?» Много рассказывал. То снова отходил к иконам («Я знаю — меня Богородица спасла. И не одного меня — многих»), то святой воды просил попить, потом сидел на скамейке — ждал священника. К счастью, батюшка вовремя подошел — ушли на исповедь. «Еще «афганцы» приходят, — тихо сказала Наташа. — Полицейские, бывает, спецназовцы. Пожарные, которые детей из огня спасали. У нас аптечка всегда полная — мало ли что с кем станет»…

Фиаско третье. Рецепты успехов и спасения

— Кому надо молиться, чтобы дочь в институт поступила? — спросила женщина, всерьез обеспокоенная образованием дочки, но, увы, не очень разбирающаяся в Христианстве.

— Как кому? Богу! — отвечаю.

— Какому?

— Один Бог вообще-то, — говорю (Наташа отвернулась и, похоже, улыбается).

— Молодой человек, я вас конкретно спрашиваю: какому богу надо молиться, чтобы дочь поступила в институт?!

Кому смешно, кому — хоть плачь…

…«Что лучше: простая или заказная литургия? А сорокоуст правда действеннее панихиды? А за какую записку просфору дают?» — и так далее и тому подобное. Таких вопросов за все дни, пока был свечником, я наслушался вдоволь. И никак, ну, никак не смог научиться на них отвечать. Одна из моих коллег, сменивших Наташу, умудрялась отвечать так, что люди выбирали те из пожертвований, которые были больше всего.

— А для чего это надо? — спросил наивный свечник.

— Не нужны большинству людей, приходящих сюда, рассуждения — большинству нужно быстро и правильно «вложить средства», понимаешь?

— Нет.

— Иди чаю выпей.

    

Выпивке чая помешала просьба продать двенадцать одинаковых свечей. Ну, пожалуйста — двенадцать так двенадцать. Я было направился к лотку со свечками, но коллега моя вдруг напряглась: «А вам, простите, зачем?» — спросила она молодую женщину.

— Мне бабушка так сказала.

— Простите, бабушка или бабка?

— Ну, бабка, ну и что? Она мне сказала эти свечки купить, зажечь, а потом ей принести — она с меня порчу снимать будет.

— Да вы что? Это ж опасно. Это же предательство!

— Кого? Кого предательство-то?

— Да Христа же.

И свечница минут сорок с молодой женщиной разговаривала. Та свечки все же купила. Но сказала, что в храме их поставит. Дай Бог!

— Мне сто свечей. Быстро! — бросив интересного и редкого цвета купюру на прилавок, сквозь угол верхней толстой губы процедил сверкающий дяденька. — Быстро, я сказал. Я те деньги плачу, понял? Кто у вас тут дома освящает? Вы на мои деньги все тут живете, ясно?

— Не, не ясно. Вы кто?

— Я?! Кто?! — тут остановить дяденьку было уже невозможно.

Был бы храм полон, все бы узнали, кто он, этот дяденька, «такой есть», «чё он может реально порешать» и «скока он добра ваще делает» и сколько колоколов его «уже с того света вызвать должны» — столько их он уже наотливал-нажертвовал. С другой стороны, и польза немалая: лучше понимаешь горькую иронию и боль Пушкина, писавшего про то, как смиренно и земно кланялся Кирила Петрович Троекуров, стоя на службе, когда диакон на ектении возглашал «…и о благотворителях святаго храма сего». Каждому времени — свой Кирила Петрович Троекуров…

Фиаско четвертое. Целлюлит и начальство

Не только свечи продавать надо за «ящиком» и поминальные записки — нужно и книгу хорошую помочь выбрать или еще что нужное. Зашла жутко интеллигентного вида пара, попросили подобрать что-нибудь из хорошей детской литературы. А я, к стыду своему, не успел еще с ней познакомиться по-настоящему, ну и брякнул: «Вот, говорят, стихи детские хорошие. Посмотрите — может, понравятся?» Открыли книжку, полистали. Начали читать. Перевернули страницу — улыбаться, смотрю, перестали. Руки задрожали, глаза заслезились. Дама села на стульчик, мужчина подошел ко мне и тактично отозвал в сторону. «Простите, — говорит, — но как в церкви можно продавать и предлагать вот такое?» — «Какое такое?» — невинно спрашиваю. Он понял, что я попал впросак, и просто начал цитировать что-то из детской православной книжки. Чем дальше он читал, тем сильнее мне хотелось провалиться сквозь землю. Там было что-то про благочестивую церковную мышь, жившую где-то в подвале, про просфорки, которыми ее кормил благочестивый сторож, про неблагочестивого кота и благочестивого сыщика Бобика с наморщенным умным лобиком.

— Стоп, — говорю. — Простите, ошибся. Не хотел вас обидеть.

— Да не в вас дело, — грустно так отвечает. — Просто я никак не могу понять: что, в России книг хороших нет? Зачем Церковь позволяет христианским детям читать такое? Нам что — православные неучи нужны, скажите?

— Не уверен. Могу предложить в качестве компенсации Лескова, Пушкина. Не желаете?

— Еще как желаю! А «Вини Пух» есть? Тот, настоящий, заходеровский?

— Извините.

Тяжело было, ох, тяжело, после таких вот вопросов (несколько раз люди искренне удивлялись отсутствию хорошей детской, да и взрослой литературы в православных храмах). Попробуй — докажи теперь, что мы выступаем за хорошее образование. И, кстати, что это мы называем хорошим, если продаем всякие благочестиво-сопливенькие шедевры для малышей?

Но не только книги интересуют людей — нужны иконы, четки и многое другое. Про качество икон нашего «ящика» говорить даже не хочется. Зашли как-то несколько сербов — посмотрели-поудивлялись, в руках повертели: «А нет ли настоящих икон, не штампованных? Другого какого-нибудь производства?» — «Нет, братушки. Извините опять же». Но смеховая истерика у братушек началась, когда они увидели стоящих отдельно на полке гипсовых, фарфоровых и пластиковых ангелочков, ангелов и ангелищ «made in China»: «Смотри, — заорали, — целлюлит!!! Католический целлюлит!!!» Подошел я к ним, чтобы с их точки зрения это счастье увидеть: м-да-а. Здорово смотрятся в православных церквях розовые ангелочки, способные ввергнуть в истерику стойких сербов, а заодно и напрочь убить чувство прекрасного у их русских собратьев!

— Пока ты тут возмущаться будешь и об утрате чувства прекрасного скорбеть, храм обнищает, — пояснили мне. — А еще проблем с начальством добавится.

— Почему?

— Да просто же все: во-первых, люди покупают то, что им нравится. Нравятся им твои целлюлитные монстры с крылышками — пожалуйста. Платят же? — Платят. Во-вторых, никому из нас тоже ни книги не нравятся, ни вот это вот чудо. Но община их вынуждена покупать: больше в епархиальном управлении ничего не купишь! А покупать свечи, иконы и прочее община имеет право только там, в управлении. В других местах — ни-ни. Так что все твои претензии насчет вкуса, уровня литературы и все прочее направь тем, кто занимается поставкой такой вот, извини за выражение, «благодати». Не будет община закупать товар в «управе» — жди праведного гнева и санкций от начальства. Зарплата, и без того невысокая, снизится, да и у горячо любимого отца настоятеля трудностей прибавится. Иди, короче, в епархиальное управление, а нас не касайся. Хотя мы тебя понимаем и молча поддерживаем, конечно».

Фиаско пятое. Усталость и вопросы.

Несколько дней подряд по 10–12 часов на ногах, нехитрый и быстрый обед в церковной трапезной, постоянное, как я выяснил, нервное напряжение, частые оскорбления и несправедливые обвинения — это все, конечно, содействует смирению. Или появлению мыслей о его отсутствии. Но усталость, даже изможденность — штука не из приятных, поверьте. Что-то жить захотелось даже. Подошел я к настоятелю:

— Простите, батюшка, дурака самонадеянного! Заберите меня из-за ящика вашего. Ничего-то я не сделать не смог. Людей только посмотрел.

— И как? Хороших много?

— Большинство так-то.

— А, ну тогда не зря свечником был, парень. И, как я понимаю, осуждать мы больше не будем, да?

— Угу.

— Ну, иди с Богом.

В общем, вытащил меня священник из-за ящика, за которым я провел 40 несмиренных дней. Дней, наполненных, честно говоря, не столько осуждением, сколько оторопью и вопросами, на которые я до сих пор не получил ответов. Почему, например, мы уже больше 20 лет вроде как без особых гонений живем, а ничего практически про Христианство не знаем. И, что страшно, знать-то особенно не желаем. Бабки с колдунами, мол, нам все расскажут. Почему мы считаем, что Бог нам просто обязан то-то и то-то выдать, если мы такую-то записку подали или столько-то штук колоколов «этой РПЦ» подарили. Почему в Церкви так удручающе мало внимания уделяется действительно хорошим книгам, предпочитая пугать людей или концом света или же гробить детский интеллект благочестивым сюсюканьем. Про ангелочков я уже говорил. Почему у приходов нет права покупать то, что необходимо именно им, а не брать кошмарного вида и качества товар в «управах», купленный не очень просвещенными, видимо, людьми-»специалистами». Почему нельзя разобраться с хулиганами и ворами. Почему не разобраться с бомжами — кто хочет, пусть работает, получает деньги, кто не хочет, пусть идет своей дорогой, но на церковь не мочится. Почему из-за денег для оплаты счетов за электричество и т. д. мы жертвуем элементарным эстетическим чувством. Почему мы приходим в храм не к началу службы, а к концу Причастия и болтаем, болтаем, болтаем…

Много у меня вопросов, очень много. Но главных, наверное, два: что же действеннее — сорокоуст или панихида? И какие записки сильнее — «заказные» или «простые»?

Так что осуждать трудящихся за церковным «ящиком» людей я бы не стал. Просто я побывал на их месте. Трудно им!

Петр Давыдов

16 сентября 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О свечках, «мерседесах» и церковном богатстве О свечках, «мерседесах» и церковном богатстве О свечках, «мерседесах» и церковном богатстве О свечках, «мерседесах» и церковном богатстве
Священник Александр Лебедев
«Таксы» за исполнение треб – это не церковное установление. В практику Русской Церкви они были введены при Екатерине Великой. Это было частью весьма широкой компании секуляризации.
«Мы в ответе за тех, кого оттолкнули» «Мы в ответе за тех, кого оттолкнули»
О грубости церковных работников
«Мы в ответе за тех, кого оттолкнули» «Мы в ответе за тех, кого оттолкнули»
О реальной и мнимой грубости церковных работников
Игумен Нектарий (Морозов), Елена Балаян
Человек, который стоит за свечным ящиком, принимает на себя первый удар. Люди изнашиваются от этого.
Свечи на вынос Свечи на вынос
Валерий Мельников
Свечи на вынос Свечи на вынос
Рассказ
Валерий Мельников
В церковной лавке толпились люди. Брали в основном свечи. Молодая женщина попросила десять штук восковых. – Простите, вы ставить будете или с собой хотите взять? – спросила работница лавки. – С собой. – А можно узнать, для чего? – Да вот дочка болеет, бабушка лечить будет. Воск отливать.
Комментарии
Игорь 7 августа 2022, 11:42
Дорогие мои! Благодарю Вас за работу.
15 апреля 2017, 22:34
В Храмы торговать свечами устраиваются ведьмы думаю колдуют и всячески от Веры отбивают !!! Сегодня служба в 00-00 часов Мне ей было сказано все от того для чего вы все звоните уточняете в Храм Для чего вы вообще приходите ! Спросил ее глянуть Икону Всех Святых так она сказала для чего ее показывать все равно брать не будете потом попросил посмотреть книгу ответ тот же для чего вы ее все равно брать не будете (( Икона Всех Святых великоватая мне нужна поменьше но Братья (( Я ее купил ей назло ЗАШИБИСЬ ИКОНЫ ХРАМА Я ПОКУПАЮ НАЗЛО (((( Ну не чего смиренно это все перетерпел (( Даже местами улыбнулся )) И с тяжестью на сердце пошел домой
Антоний 8 апреля 2016, 22:25
Очень хорошо! Спасибо! 5+!
Дмитрий18 декабря 2015, 11:28
В торговле всегда много хамства, глупости и трудностей. Спросите у любого продавца, он Вам это подтвердит. И при этом нормальные продавцы, все равно ведут себя вежливо, улыбаются клиентам и понимают, что клиент всегда прав.

По вашей логике церковные продавцы могут быть грубыми и хамить прихожанам и посетителям, которые приходят к ним даже со странными вопросами. Если ты работаешь в храме, то будь любезен следовать правила христианина, я уже молчу про элементарные правила деловой этики. Человек, который работает в храме, я работал в храме, чтобы Вы не думали, что говорю просто так, должен быть образцом для других. Не можешь таким быть уходи с работы и не вводи людей в искушении.
Александра26 июня 2015, 13:43
"Есть ли где-нибудь храм, где можно помолиться?!" - Конечно, есть. Приходите к нам, в Спаса Преображения на Болвановке (м. Павелецкая-Новокузнецкая). У нас очень молитвенно и тихо и Шестопсалмие читают чётко. За дисциплиной следит и о. Настоятель, и сами прихожане. Иногда только вдруг детишки разбигаются, но это редко.
Елена 9 марта 2015, 09:16
Спасибо, Петр, за статью. Читаю их и вспоминаю себя. Вы, как будто пишете моими словами. Слава Богу и духовнику, я тоже была по ту сторону ящика. Плачу над прочитанным. И одновременно радуюсь, что они зашли в храм и тот с колоколами, и та с большой купюрой... и я была когда-то среди них. И Слава Богу, Господь сподобил чрез множество пройти, увидеть Свет Его Любви. Добавить хочется одно: тем самым захожанам Господь простит грехи скорей, чем тем кто приходя так много лет, стоя на службе спозоранок в моменты службы, чтения молитв иль пения хоров, болтают о мирских делах, иль помышляют со злобой о друзьях иль... можно продолжать и дальше. И главное в таких делах, смотреть, конечно, надо на себя и неустанно спрашивать "А я не оскорбляю Бога? А я всегда молчу при пенье ектеньи? А я не обижаю взором? И есть любовь во мне к Всемилостивому Богу?"...
Antonina Fomina-Annenkova12 июня 2014, 11:47
Если помолиться-приходите в любой храм,если присматриваться,глазами бегать по храму...пусть глаза лучше в вашу душу заглянут-все не безупречны...,на грубость ответьте улыбкой и скажите-Спасибо тебе добрый человек... я уверена тот усовестится и извинится,а носить в душе обиду не надо.Был случай у меня -пришла в храм-впереди стояли две женщины и шептались о личном(шепоток во весь роток) и отвлекали от молитвы окружающих и когда подошли к ним и попросив прощения,попросили не мешать,они ни мало не смутясь развернулись и вышли-вот лукавому радость...я вышла за ними и попросила выслушать меня и не обижаться писать много о чём я говорила с ними ов ере,о моей неизлечимой болезни,что вера даёт силы стоять на ногах,и что в церкви существуют свои правила и можно купить книжечку как вести себя в церкви,пусть не всё сразу,но постепенно и вы поймёте как молитва ваша будет услышана и ваши чаяния и просьбы,сбываться начнут вы идете в гости и ведёте себя как приличествует воспитанным людям,а это Дом Божий!Куда идём в отчаянии,болезни и горе ,а потом и радостью поделиться и если есть вопросы не стесняйтесь,дождитесь батюшку и лучше всего с ним решите свои вопросы,не обижайтесь на работниц-люди разные и церковь реагирует и работает с такими фактами,Будьте милостивы и помилованы будете...Всем здравия и благодати Божией.с уважением Татиана(в крещении)инв.1 группы,живуще в радости по милости и любви Божией,воспитавла уже 6 внуков.СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!
Елена18 января 2014, 12:36
Пишу здесь уже второй комментарий. Недавно прочла в воспоминаниях духовной дочери Владыки Антония Сурожского: " Владыка свирепо держал дисциплину в храме" Свирепо... она так и сказала.
Diana Maralbaeva18 января 2014, 11:52
Спаси Господи автора статьи.
Люди с одной стороны приходят разные, а с другой одинаковые. Например, с чем мне трудно смиряться...Праздник Рождества Христова, староста своими руками из еловых веток соорудила вертеп, украсила в нем икону Рождества Христова, стоит вертеп посреди храма перед алтарем...Ночную Литургию отслужили, батюшки и сотрудники отдыхают. Я не была на ночной, так как следующие два дня работаю по 11-12 часов и сил просто не хватает. Люди заходят ставят свечи, пишут записки...И большинство спрашивает:"А где у вас икона целителя Пантелеимона? или Георгия Победоносца? или Николая Чудотворца? или Матроны Московской?...или а куда свечи за упокой ставить?"...Не знаю как вам, а мне обидно...:( Пытаюсь объяснить, что мол сегодня большой праздник Рождества Христова, поставьте свечку к Празднику, приложитесь к иконе, посмотрите вертеп...Натыкаюсь на грубость: "Не указывайте! Не ваше дело!"...Не мое...Но обидно. К концу дня только к детям и обращалась. Спрашиваю одного мальчика:"Тебя как зовут?" - Шаша-отвечает, -Саша, ты знаешь какой сегодня Праздник? - Сегодня Бог родился , - отвечает улыбаясь. Передаю ему сладкий подарок от настоятеля и прошу маму подвести его к вертепу и приложиться...Вот такие мгновения согревают раздраженное сердце. И я не могу ответить на вопрос: "Почему мы не хотим ничего знать о нашей вере? Почему только требуем, требуем, требуем?"...И у меня нет ответа...:(
Елена P.S.17 января 2014, 19:02
Коммуникативная неудача может получиться в связи с невразумительным моим предыдущим комментарием - запела,де, на службе и шумные соседи успокоились. Канон запела вместе с почти всеми - остальные устали к утру и ослабили молитву. И я была в их числе, пока не "разбудили". Простите!
Елена17 января 2014, 18:37
Спаси, Господи! Сколько откликов, такой обмен мнениями, опытом - очень интересно. Согласна с реадакцией, включивший статью в число лучших материалов. Проблема глубокая рассматривается сквозь призму одного вида деятельности в стенах святого храма: согласна с участниками обсуждения - это про наши немощи. Господь ведь многим притчами говорил, понимая степень готовности разных людей к восприятию Своего учения.Что сами можем сделать - отчасти показано в статье, отчасти в комментариях, стараемся, кто как (и когда) может. При всем том, что я далеко не всегда молюсь как подобает, в некоторые моменты наблюдала изменения в отношении происходящего в церкви. Однажды, на первых порах воцерковления, желая лучше понять слова, взяла с собой полный молитвослов и следила по нему. Дело не в этом - со временем почувствовала, что моя тихая, но внешне как-то выраженная, "уткнутость" в молитву получила поддержку - ближе собрались люди,нуждающиеся в тишине. В другой раз оказалоь достаточно запеть Пасхальные песнопения у входа, чтобы шумные захожане перестали демонстративно разглядывать девушек. Бывает прямое воздействие - очень шумного и не очень трезвого посетителя вмиг урезонила прихожанка, что-то ему прошептав. Успокоился, молился мирно. Тоже чей-то опыт.Спасибо всем, кто поделился! Помоги нам Господь!Простите!
Людмила25 октября 2013, 21:10
ОООО!!!! А я-то думала, что у нас только в Торонто в храме невозможно спокойно помолиться....особенно на большие праздники..словно на базар попал..люди снуют взад-вперед, дети кричат, слов службы не слышно... а такое оказывается везде... потому люблю ходить на службы посреди недели...и, наверное, это ВСЕОБЩАЯ болезнь нашей Церкви... многие не понимают как вести себя в храме,а научить и объяснить им некому... думала только у нас за рубежом, где много приезжает невоцерковленных людей такая болезнь...а оказывается везде одно и то же --- отсутствие страха БОЖИЯ и благоговения пред святым храмом...Благодарю за статью...Дай БОЖЕ терпения и смирения и думать только о своих грехах, когда видишь непотребное в храме....открыли глаза....
Николай 1 октября 2013, 13:35
Спаси, Господи!
По воскресениям несу послушание за свечным ящиком в новом сельском храме курортного украинского поселка. Разные люди приходят, разные вопросы задают. Все в статье знакомо.
Недавно зашел мужчина с женой. Жена к иконам молиться, а мужчина сразу заявил, что он " вообще-то воспитывался, как атеист". Но, постояв рядом с женой 3 минуты, подошел к лавке и со слезами на глазах (он оказался шахтером с 27-летним стажем ГРОЗа, которому смерть не единожды заглядывала в глаза) сказал, что чувствует что-то необычное в душе. Оказался крещенным. Купил нательный крестик, которого не носил.
Я вот, что думаю, Господь сам знает когда тронуть наше сердце: в Пасхальной праздничной очереди на освящение куличей, тишине маленького далекого монастыря, или возле иконы Пресвятой Богородицы в сельском храме, куда зашел "заодно" с друзьями просто так, из любопытства. Придет время и платочки с юбками оденут, и наколки прикроют, и разговаривать перестанут. Одному Богу известно, когда ЭТО с каждым произойдет. Он судья.
прихожанка27 сентября 2013, 09:21
С вниманием относиться к своей работе- это обязанность любого человека.Просто свечницы не всегда помнят о том, что они находятся на работе. а не дома у себя.Вот прихожане и ощущают себя словно незванные гости в храме. Причина обид -в свечницах, то есть в их поведении.Это даже не смешно.
Василий23 сентября 2013, 23:28
Я больше улыбался и смиренно втихую сдерживал смех. Комментарии более серьезны, чем статья. Читал с интересом.Господи, прости всех нас и меня грешного!
Елена23 сентября 2013, 16:50
В Сретенском несколько лет назад сменились прихожане...
Раньше придешь- вокруг узнаваемые лица, знакомые...
Очень много хлынуло разного люда в Сретенский после прочтения замечательной книги настоятеля -отца Тихона. Прочитать -то прочитали, да видно на этом воцерковление и застыло.
И не дурные бабы лезут к Причастию, а несчастные, совершенно не понимающие и по своей лени и холодности сердечной,по невоспитанности изначальной, а самое главное - по попущению Божиему.
Все мы хороши, и мужчины и женщины, не понимающие к каким Великим и Страшным Тайнам приступаем и не только в толкучке "модного", если можно так выразиться монастыря (прости меня ,Господи), но и в простом храме. Все мы недостойны даже смотреть на Чашу, но смотрим и не чувствуем, что стоит на солее Сам Господь и принимает всех...
Елена23 сентября 2013, 14:04
Пишу уже здесь четвертый комментарий. Согласна с Алексом от 2013_09_22. А вот "не надо осуждать" мне кажется можно приравнять просто к теплохладности или даже безразличию. Конечно, у каждого из нас своя мера веры, свои проблемы духовные и все остальные. Но надо стараться веровать Разумно (Об этом много говорит в своих лекциях Осипов А.И.). Надо все-таки стремиться знать и понимать КАК оно должно быть правильно. Очень нравятся видеопроповеди прот. А.Ткачева (смотрю на его сайте) Вот яркий пример горячего неравнодушного Пастыря, у которого во время богослужения чихать и кашлять проблемно, не то,что разговаривать. Простите, может я немного не по теме. Побольше бы таких пастырей, которые могли мы свою паству воспитывать, одергивать и направлять. С низким поклоном ко всем.
Алекс22 сентября 2013, 23:38
Михаилу 2013-09-16 18.22
Хожу,как и Вы, в Сретенский.Ничего подобного-такая же свалка и давка дурных баб перед причастием,и никто их не останавливает,сердце кровью обливается-ну поставьте мальчиков из семинарии!Пусть батюшка раз-другой скажет на проповеди,а то ведь лезут,всех отталкивая локтями и, простите,мощным задом,страшно сказать,ко Святым Дарам,как будто боятся опоздать!Простите,Бога ради!!!Накипело за столько лет!В подворье Пюхтиц единственный раз только слышал,как в первый раз служащий/из провинции/батюшка,выйдя со Св.Дарами,обалдев от увиденного,четко и медленно произнес:...В удручении поехал с дочерью в Сергиев Посад...Честное слово,лучше бы не ездили!Сутолока дикая при подходе ко Причастию,никому из священников нет,как будто никакого дела до паствы-ну выйди хоть один,скажи веское слово!К теплоте после Причастия не пробиться .Очень тягостное и неприятное ощущение!Во время причасти св.в алтаре-разговоры как на бульваре,при малейшем призавании к порядку-смех или рявканье"а ты кто такой".Это сташная проблема РПЦ,если ее срочнейшим образом не решить-катострофа для церкви!Храм-дом Божий,поставьте,как в старину,дьяконисс,что ли,или семинаристов(только смелых и понимающих!)Честное слово,так нельзя!Или нужно уходить в дальнии благочестивые монастыри!!!
Екатерина22 сентября 2013, 20:18
Интересно окончен данный рассказ, вот цитата: "Много у меня вопросов, очень много. Но главных, наверное, два: что же действеннее — сорокоуст или панихида? И какие записки сильнее — «заказные» или «простые»?Так что осуждать трудящихся за церковным «ящиком» людей я бы не стал. Просто я побывал на их месте. Трудно им!Петр Давыдов".
Думается мне, что прежде чем работать в свечном ящике, надо подготовиться : записать и выучить свои ответы на наиболее популярные вопросы. Знать как себя вести в некоторых ситуациях. Вообще, вести себя тихо и просто.
Я в разных церквях бывала в нашей стране, и всюду что-то свое в свечном ящике.Где-то свечницы общаются с добротой, лаской,где-то деловитые, а где просто продавщицы и побаиваешься их...
Вот еще - на мой взгляд, свечной ящик лучше бы располагать при входе в храм, не отдельно на улице. А то свечку хочется , например,купить вторую,а нет времени выходить из храма и бежать в другое здание покупать...

А рассказ о многом говорит. Мне очень интересно было прочитать. Большое спасибо!
Марина22 сентября 2013, 11:02
ПОЧЕМУ? такой вопрос поставлен в статье и все мы знаем на него ответ - потому, что жизнь нам дана, как испытание на верность ХРИСТУ! Жить сложно и дома, и в храме, на работе вообще мрак! В поте лица будешь есть хлеб свой! Вот вам и скорби, которые очищают нас для ЦАРСТВА НЕБЕСНОГО! Помните православные "ничто нечистое в ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ не войдет"- вот Господь нас и очищает! Главное учиться не осуждать- для этого посылаются люди и обстоятельства, благодаря которым мы видим, как грешны и как далеко от ХРИСТА стоим!
ORTODOX20 сентября 2013, 20:06
Хорошая, правдивая и добрая публикация, редкая для этого сайта. Отражает она истинное положение вещей в приходской жизни Матери Церкви и состояние Веры Христианской на когда-то Святой Руси. Автор не задаёт извечных вопросов: "Почему и что делать?", однако просмотр постов, говорит о том что эти вопросы задают сами себе большинство из участников обсуждения, и я подозреваю, что знают на них ответы. Всё описанное для меня родное и до боли знакомое. До слёз знакомое! Однако, вселяется в сердце надежда на истинное возрождение Веры, через описанное автором его собственное отношение к изложенным в очерке событиям.
геннадий20 сентября 2013, 06:15
Вот только почему "Фиаско"? "Опыт"!
ЕВГЕНИЙ19 сентября 2013, 16:45
один вздох может быть сильнее "ПРОСТОЙ" или "ЗАКАЗНОЙ" !!!!
Наталья19 сентября 2013, 10:22
Замечательная статья.
Вчера была в храме Адриана и Натальи в Бабушкине. Храм очень понравился, много икон, место намоленное, какое-то очень спокойное.
Огромное впечатление на меня произвела свечница. Женщина необыкновенной доброты, внимательная, обладающая большим багажем знаний. Я долго находилась в храме и слышала ее разговоры с прихожанами. Она всем объясняла, кому и о чем надо молиться, какие требы заказать, какие иконы есть в храме, рассказывала очень доходчиво о разном. Никому не нагрубила, никому не отказала. За свечным ящиком есть скамейка, я села и как будто побывала на занятиях в воскресной школе.
Мне еще хочется поехать туда.
Свечница и уборщица - это лицо любого храма. Не всега, особенно когда нет службы, можно увидеть священника, а женщины-труженицы для нас: и подскажут, и выслушают, и утешат. Я сама иногда убираюсь в храме, сначала осуждала всех, а теперь понимаю, что многому можно научиться у приходящих людей, особенно терпению и смирению.
Дай Бог всем трудящимся в наших церквях, монастырях, подворьях.
Андрей18 сентября 2013, 22:58
Меня часто не новые прихожане смущают, а старые, кто уже много лет в церковь ходит, а некоторые из них даже работали в ней. Уж любят поговорить во время причащения священников, а потом и сами некоторые на причастие идут, наговорившись. Их дети, и внуки также нередко берут пример с них, и другие люди-неофиты. Благоговения часто нет у людей, кто вырос или давно ходит в церковь. И еще во время шестопсалмия быстро и невнятно читают, такое впечатление, что задача у чтецов быстро прочитать и не задерживать службу. В одном из храмов города еще в 90-е годы пробовали частично торговать свечами на улице в киоске, но что-то не задалось с этим. А вообще то не севере холодное время - полгода, и сложно каждый раз выскакивать с тепла на холод и обратно. Возможно, будет еще больше шума, беготни и сквозняков. И не разу не слышал проповеди священников, как нужно вести себя в храме. А свт. Иоанн Златоуст по поводу разговоров в храмах говорил как о очень большом грехе. Летом очень смущают женщины в обтяжку и в просвечивающем - в таком виде и детей причащают, а сами причащаются. Впрочем, я сам грешен, и на службу часто опаздываю, и разговариваю тоже нередко, и осуждаю. И вообще - грешен!!!
Анна18 сентября 2013, 15:42
СПАСИ ГОСПОДИ! Прекрасный рассказ!! Жаль, что в комментариях люди все равно не отказываются от осуждения и считают своим долгом кого-то "поучать". Видать главную мысль рассказа не уловили.
Ангелина18 сентября 2013, 15:32
Слава Тебе, Господи, что есть храмы и мы можем открыто и спокойно их посещать!
Г-м-м, а еще я думаю, что храмы все же, для нашего общения с
Богом и как сказал кто-то из святых: " что вам до человеков, слепых орудий в руках Божьих!"
Елена18 сентября 2013, 13:16
2. О том, что не все храмы могут позволить себе свечной ящик вне храма. Ой, ну, это не без лукавства...Просто вместо того,чтобы надеяться на Бога, мы примитивно лебезим перед миром. Все, наверное, видели фильм "Форпост", для меня одно из потрясений от этого фильма было то, что когда рассказывали о том, что батюшка строит храмы, показывали добротный приют, где дети спят в новых пижамах своего размера, о.Михаил на это сказал, что он никогда не ходил по кабинетам и не просил денег. Никогда не просил у людей(!), а только у Бога...Так то святые! Но мы все Евангелием призваны к такой вере и другого пути у нас нет.
Елена18 сентября 2013, 13:13
Хочется ответить на некоторые комментарии. 1. "Храм у нас в душе, молится можно везде" Это вам ничего не напоминает? Что-то из секстанского, это для тех кому церковь не Мать.. Молиться мы действительно можем везде, но не надо путать с этим предназначение храма - место соборной молитвы, где мы во взаимной любви к друг другу и к Богу разговариваем с Богом (молимся)Во время службы в храме не только рассеиваться на молитве нельзя (думать о житейском), но даже и творить молитву отличную от происходящей(вычитывания правил к причащению и т.д)нельзя. Чего уж говорить о разговорах? Богослужение - это не "бу-бу" себе там под нос или где-то на клиросе.. Это соборная молитва, я уж не говорю о литургии о таинстве...Я не богослов, не сумею все правильно описать. Как мы учим своих детей:"Нельзя перебивать, когда разговаривают старшие!" А когда человек разговаривает с Богом, можно? На то и существуют настоятели, чтобы устроять жизнь храма, чтобы люди могли разговаривать с Богом и никто бы их при этом не дергал передаванием свеч,и не всплывал перед тобой с подносом во время возгласа "Святая святым" и не перебивал.Уж мы и без того слабые до невозможности, хоть церковная молитва нас бы возгревала, а и той порой не найти...Не все такие молитвенники, что могут молиться несмотря ни на что.
Е.Л18 сентября 2013, 11:05
Работала свыше 10 лет за свечным ящиком-не было ни казусов,ни грубости,ничего такого,о чём здесь написано.Вообще проблем не было.
Сергей18 сентября 2013, 00:58
...великая суббота. Литургия давно окончена. Возле храма батюшка освящает куличи и пасхальные яйца. От такого количества проснувшихся православных - рябит в глазах. Возле калитки у забора стоят бомжи, собирают кто что даст. Кто - яичко, кто - куличик, кто - монетку, кто - бумажку. Один из них, слегка покачиваясь, идёт к храму. Подходит к старушкам с копилками на нужды и ... дальше происходит как по Евангелию. Он вывернул карманы, собрал всё, что у него было, перекрестился и опустил в ящик. Он с улыбкой отдал всё, как бедная вдова отдала две лепты...
Владислав17 сентября 2013, 23:49
Разве решение большинства проблем, описанных в статье (таких как: дисциплина в храме, просветительская работа, ассортимент лавки и т.п.), не относятся к компетенции настоятеля?
Если автор взялся за то, что должен делать настоятель, то неудивительно и его фиаско. Каждый должен заниматься своим делом. Непонятна в данном случае позиция батюшки, отправляющего "беднягу автора на амбразуры"...
алексей17 сентября 2013, 23:24
Литература, которая продается в церкви за ящиком, должна иметь специальный штамп. Какие именно книги можно продавать в храме, решает комиссия, специально для этого созданная при патриархии. Вероятно, настоятель церкви не удосужился это проконтролировать. Впрочем, вся эта история с детской книжкой художественный вымысел автора.
Анна17 сентября 2013, 22:43
Я тоже хожу в храм где только пожертвования, а не коммерция в храме. Действительно очень мешает торговля во время службы и разговоры. У нас в Люберцах церковь маленькая и половину занимают под торговлю. В итоге стоят люди на ступеньках и уже службы не слышат. Поэтому очень согрелась теплом в храме Василия ( на территории ВДНХ) кстати, скоро день рождение храма 24 сентября. Там очень хороший монах трудиться отец Георгий. ( он грозный как Феофан Грек) но, очень справедливый истинно верующий человек. А торговля в храме..... это не хорошо, от этого я думаю будут уходить. Так как она больше отталкивает особенно начинающих познание веры.
Александр17 сентября 2013, 18:20
Не обижайте церковную мышь и сыщика Бобика:) Во-первых, это не самое худшее из детской литературы в наши дни и не так уж и портит вкус, если родители много читают, а, во-вторых, напишите, проиллюстрируйте и издайте что-нибудь, прежде чем критиковать. Классику детской литературы можно и в книжном магазине купить, выбор там всё равно больше. Храму в любом случае трудно с крупным книжным соревноваться. А статья хорошая.
Рустик17 сентября 2013, 17:27
Спаси Господи
Лилия17 сентября 2013, 15:17
Добрый день!
Я писала и еще раз напишу - Нести послушание в свченом ящике - милость Божия и дар Божий. Наверное, самый больший дар, который может получить душа на Земле - нести послушание в доме Божием для людей. Ну, для меня это так, по крайней мере! Мое самое любимое послушаниею в Церкви! Самое любимое, отвественное и самое сложное одновременно. Каждым мгновением, каждым вдохом и выдохом чувствуешь, как Господь направляет и поддерживает тебя.
Просто, когда знаешь для чего и ради чего, то все становится легко. И Господь дарует необыкновенное терпение и сострадание к людям.
Теперь несу другое послушание. Но это остается самым любимым!
Трудиться в лавке я мечтала, но никогда не думала, что Господь ее исполнит!
С уваженеием, Лия.
свешница.
татьяна17 сентября 2013, 13:03
Ну когда же хотя бы ВЕРУЮЩИЕ перестанут осуждать "свечные лавки" в храмах!? Ну нет денег у священников на то, чтобы построить отдельное здание и держать и в храме дежурного, и продавца в лавке, а где прихожане щедрые, так там есть отдельное помещение. Вот скажите мне, у каждого в квартире есть СВОЙ отдельный кабинет, гостинная, спальня, детская, отдельная комната для животных, Бентли, а не бюджетная модель, купленная в кредит и т.п..... НЕТ? У ВАС нет столько деньжищ, чтобы купить такие хоромы? Так вот у батюшек тоже нет таких денег, чтобы и свечную лавку убрать из храма, и воскресной школе построить благоустроенный домик, и свечи не продавать(в прибыль получая крохи), а раздавать за пожертвования. Много состоятельных людей, которые даже 50р на церковь не пожертвуют, а хоть свечу купят- ну хоть кроха как пожертвование будет.
Алексий р. б. 17 сентября 2013, 11:07
Постройте Храм в душе своей, и в нем, в первую очередь молитесь. А в земной храм идите, в какой Господь укажет, по молитве вашей. И там претерпите все искушения, вам посылаемые, не забывая, зачем пришли.
Лика17 сентября 2013, 10:30
А я тоже имею опыт "стояния за свечным ящиком")) Могу подписаться под каждым Вашим словом! Хотя я дежурила в маленьком Храме, где нет таких крутых благотворителей которым РПЦ "должна". Но опыт я приобрела интересный. Например, однажды меня спросили "причислена ли Ева к лику святых"? Я в таком ключе о Еве никогда не думала. Честно говоря, я просто промолчала. Не нашлась что ответить. Так что, все время учишься, сам задаешься вопросами:))) Слава Богу, что я получила такой опыт. И людей добрых действительно больше:))))
Алексей17 сентября 2013, 10:17
Хорошо и радостно представлено бытие наше земное! Приходя в Храм мы приходим ко Христу. И дядька с колоколами и снайпер и пара интелектуалов и автор публикации - все мы православные христиане. В чем-то как дети неразумные, в чем-то как овцы неудержимые, но знающие своего Пастыря, в чем-то меняющиеся от "зверя" к человеку как Святой Равноапостольный Благоверный Князь Владимир.
Слава Богу, что мы имеем отцов-настоятелей, священство, прекрасные храмы для молитвы, братьев и сестер.
Мы все свободные люди, свободные во Христе. Господь учит нас и через эту статью, и через взгляд братьев сербов, и через бомжей и так далее.
Для меня в любом храме нашей Святой Церкви светло и празднично, радостно и грустно одновременно, торжественно и скромно. Может это и есть тот самый русский Дух, Дух Святой Руси, Утешитель.
Храни Господь всех трудящихся в Храмах православных и служащим свечных ларьков отдельный низкий поклон.
Александр17 сентября 2013, 08:15
Тема серЪезная и не простая, она заключается намного глубже.
А подача не поддается критике.Людей нужно уважать и если хочется что-то сделать - делай по серьезному ,не нужно опускаться до такого примитива.
Ариадна17 сентября 2013, 01:16
Кроме Сретенского монастыря, очень внимательно служат в храме Преображения Господня на Болвановке (м. Павелецкая, Новокузнецкая, Третьяковская). Тоже есть иеромонах и тоже тексты не "зажёвывают". Сайт прихода www.bolvanovka.ru
Павел17 сентября 2013, 00:51
Помолиться можно везде! В любом храме, просто надо молиться, а не глазеть по сторонам и высматривать что такое люди делают не так.
Почему мы так мало знаем о Христианстве? Да вот потому и не знаем, что те кто воцерковился не хочет со смирением и с жалостью помогать тем "захожденцам" которые банально не знают как себя вести. Почему вместо возмущения и ожидания, что священник начнет вразумлять после службы прихожан, самому не объяснить человеку, но вежливо и с любовью, правила поведения в храме, почему самому не рассказать в чем разница треб и записок, почему настойчиво и твердо не усмирить болтающих во время службы? Ведь каждый Христианин должен быть проповедником Христианства, но не обязательно словами, но обязательно образом жизни.А может собственных знаний не хватает? Значит надо святых отцов читать!
Надо пожалеть людей! Они как малые дети не понимают почему, но все же пришли именно в храм Божий! А насчет бомжей плохо себя ведущих и босяков пытающихся что то украсть - это Ваш храм, Ваш приход, берегите его и защищайте! Что касаемо торговли...от этого никуда не деться!весь причет храма живет на деньги собранные от торговли, да от добровольных пожертвований,а ещё ремонт и благоустройство, а ещё дела милосердия!
Простите, если что не так сказал. Любви всем нам и сострадания! Храни всех Господь!
Татиана17 сентября 2013, 00:29
да ,иногда трудно сосредоточенно молиться,но,думаю,это искушение....когда мой путь к Богу начинался, и я первый раз сознательно пришла в храм,мне никто не мешал - я просто никого не слышала и всех любила , и думала ,только как отмолить свои грехи...сейчас не так,сейчас прикладывать усилие надо,мешают часто...видно пришло время потрудиться по-настоящему
Елена16 сентября 2013, 23:26
Помолиться можно везде. Примером тому являются святые отцы, которые находясь в ссылках, тюрьмах (иногда с зэками), не смотря ни на что молились.
А по поводу торговли в храме...Как написано в Евангелии: " Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег.И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул.(Иоан.2:13-15) И ещё :" И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников"(Мар.11:17)
Здесь речь идёт о тех, кто превратил территорию храма в звероферму (с исходящими отсюда последствиями запахов и т. п.) и пункт обмена денег.Речь о тех, кто наживался для себя.
А приход вынужден вести торговлю, чтобы его содержать: освещение, отопление, охрана, обслуживающий персонал... Так что, давайте не будем осуждать настоятелей в храмах которых идёт торговля, ведь построить отдельное помещение стоит немалых денег, а некоторые приходы концы с концами еле сводят. Лучше помолимся за тружеников храма, чтобы Господь помог им в несении нелёгкого креста и даровал Свою благодатную помощь.
Искренне прошу прощения у всех.C наступающим праздником Рождества Пресвятой Богородицы! Да хранит вас всех Бог!
Павел16 сентября 2013, 22:59
Какой то не в себе человек. Я вот стоял бывало за ящиком и ничего такого не замечал, нет сейчас прочёл и вроде что припомнилось. Но вот такой шизоидной концентрации на количестве рыбных палочек как в Человеке Дождя не было. Ну да есть всякое - что из того . К тому же же поп описанного прихода лукавит. Всегда можно от чего то отказаться в управлении. Вот мой дядя - берет только то что хорошее. А если денег нехватает выходит на амвон и говорит. Что сложно что ли сказать - братья и сестры у нас не оплачен счёт за апрель сорок девять тысяч, пожалуйста пожертвуйте , иначе нам отключат отопление. Ни разу не было чтобы денег не появлялось.
Николай16 сентября 2013, 21:47
Мне кажется автор все придумал. Не может такого быть и столько странных людей. Такое ощущение, что просто хотел написать статью, о том, что неверующие все дураки.
Ирина16 сентября 2013, 21:27
Интересная статья о коллегах так сказать и от них. Спасибо автору, особенно понравилось:
"Почему мы приходим в храм не к началу службы, а к концу Причастия и болтаем, болтаем, болтаем… " Наш приход за границей и порой кажется, что люди приходят повидаться друг с другом, пообщаться...Но помолиться все же можно и порой бывают такие службы, что дух захватывает.
Серг16 сентября 2013, 21:22
Вот это да! Головой качать можно...
Александр16 сентября 2013, 21:07
Есть ли где храм, где можно помолиться?
Хороший вопрос. Храм этот внутри нас, внутри каждого, и если в этом (внутреннем) храме не возможности для молитв, то и любой другой (внешний, если так можно сказать)храм будет лля молитв непригоден. Если мы приходим в храм поглядеть на иконы, действия и одежды священника, обсудить новости дня, то о какой молитве может идти речь даже в самом лучшем храме? Если мы пришли с благоговением, со страхом Божием и верою, а в сердце нашем - молитва, то, поверьте, в любом храме нам будет очень хорошо и благодатно! Да, конечно, лишний шум, посторонние разговоры и т.д., и т.п. отвлекают и благодати не добавляют, но тут причину надо искать в нашей греховности (КАЖДОМУ В СЕБЕ!). К сожалению, это касается всех без исключения.
Александр16 сентября 2013, 18:43
Вот многие пишут, мол настоятели виноваты, что в приходе мало кто знает о христианстве. Я с этим не совсем согласен. Сейчас Слава Богу,очень много достойной литературы, видео и аудио – приходи покупай, заказывай через интернет. Есть во многих храмах и монастырях воскресные школы, как для детей так и для взрослых. Только б было бы желание узнать, а вот его то по моему и нет. Порой охотней передаются какие то домыслы, полу языческие басни, и бездумно пересказываются и берутся за истину всякие не связанные с христианством небылицы. Кто скажите сейчас мешает человеку узнать христианство, вникнуть в его красоту и глубину и попытаться с Божией помощью начать жить по христиански. Кто мешает черпать ту мудрость, которую нам оставили Святые Отцы наши!? Не хотят! Тут ведь нужно начинать бороться и не с кем нибудь ( это как раз думаю у всех хорошо выходит), а с самим собой. Потому то при таком изобилии замечательной христианской литературы, совсем почти изсякли живые сосуды Святого Духа. Тут вспоминаются слова Спасителя и Господа нашего « ...стучите и отворят Вам, ищите и найдете.....»
Александр 16 сентября 2013, 18:39
Разговоры в храме можно прекратить, если не совсем, то хотя бы на большую часть, если продажу свечей и т.п. производить в отдельном от храма помещении.
Ирина16 сентября 2013, 18:39
Непонятно почему в храмах идет торговля, в Евангелие сказано, что Иисус Христос выгонял торговцев из храма. В храме Спаса Преображения в Переделкино на Патриаршем подворье нет свечного ящика. Хочешь купить что-либо иди в магазин, который находится за пределами храма.
Евгений16 сентября 2013, 18:30
Наша беда в том, что весь окружающий мир мы видим исключительно через призму собственных очков. Чужое страдание для постороннего - ложь. Каждый видит свою беду и считает её единственной и неповторимой в мире. Что нам дело до остальных?! Как правильно здесь уже писали, в нас лелеется и ухаживается только потребительская любовь: что нам, то и мы.
Так и живём.
Спаси Господи автора данной статьи.
Михаил16 сентября 2013, 18:22
Сретенский!.. Почти 20 лет хожу сюда. Ни разу ( ни разу!) во время службы не было "обхода" с тарелками. Свечи, записки бесплатно, т.е. на пожертвование,кто сколько сможет. Тишина во время службы - настоящая. Слышен только хор, возгласы священников и чтецы. Никому замечания не делают. Все как-то само собой. Люди молятся. Слава Богу!
Ирина 16 сентября 2013, 16:16
И мне пришлось постоять "за ящиком". Работа тяжелая, особенно, если вспомнить о том, как Христос прогнал продающих из храма. Вопросов, естественно, больше чем ответов. И счета надо оплачивать, и зарплаты платить, и ремонты делать. Храм, как ни крути - обширное хозяйство, его обслуживать надо.
И все-таки!
По моему мнению, торговлю в храмах надо прекратить. Лучше всего чувствуешь себя в тех храмах, где записки и свечи - на пожертвования. А церковную лавку лучше поставить отдельно. Как пример - Троице Сергиева Лавра, или небольшой храм Живоначальной Троицы на ст. Перловская (Мытищи).
Об оплате счетов надо писать объявления, чтоб прихожане видели: что и сколько стоит. Так, например, поступают в храме Покрова Пресвятой Богородицы в с. Отрадном, Воронежской области.
Проблем много, но справляться с ними надо не только священству и служителям, а всему миру (приходу).
Самые сложные прихожане - "захожденцы", именно они задают неудобные вопросы, неправильно себя ведут, разговаривают во время службы, ходят, шумят, даже хамят. Но ведь именно из таких вот случайных людей постепенно и складывается приход. Господь вразумляет и призывает тех самых грешников, а не праведников.
Простите за сумбурность.
А в Сертенском монастыре, действительно, очень хорошо!!!)))))))
Божией Помощи!
Лариса Крылова16 сентября 2013, 15:46
Не хватает народу просвящения, элементарных знаний о христианстве и о поведении в храме. Надо, чтобы священники не только службы и требы служили, но и говорили, что-то объясняли. Например, кроме проповеди после службы, с полчасика объясняли об элементарных вещах, отвечали на общие какие-либо вопросы, да и доску с пояснениями и листовками, как написал Антон нужны.
ин. Елена16 сентября 2013, 15:33
Молиться можно на всяком месте. От каждого из нас зависит, будут ли слышны возгласы священника и чтецов в храме.
Елена16 сентября 2013, 14:48
Знаю храм, где можно помолиться! Храм Архангела Михаила в п.Шира р.Хакасия. Была там во время отдыха на курорте. Батюшка монах. Свечной ящик в храме, но во время службы он закрыт! Благоговеяние во время службы удивительное. Прихожане все просто выпестованы. На клиросе два женских голоса поют простыми напевами, ничего не прожевывая. Доходит до всякого все слова молитвы. Молитва в храме от этого удивительная. Я нигде не испытывала такого, хотя и на святых местах бывала. Когда батюшка обходил храм при каждении, чувствовалось такая его сосредоточенная молитва! Вот у меня одни восторги и от этого моя запись, наверное, покажется какой-то елейной! Но это самая моя большая мечта попасть снова в этот храм или на него похожий. Так что очень многое зависит от настоятеля. Кстати в службе там ничего не сокращалось, была она полной, а тяжести совсем не чувствовалось. Когда мы все делаем без какого-то глубоко смысла, тогда нам все это в тяжесть. У нас в городе два храма и свечные ящики тоже набиты "ангелочками". Но я так и не разобралась к чему эти фигурки могут пригодится...Откуда это конфетное православие?
Андрей16 сентября 2013, 14:43
Ирине:
Не отчаивайтесь, Храмов сейчас достаточно много. Приходите в любой и молитесь, а вокруг не глядите - а нагрубят, не обращайте внимания и не осуждайте никого. Вы же к Богу пришли, а к нему дорога "тесная и узкая", сплошь искушения. Если бы "широкий и удобный" был бы путь - в церквях диваны и кресла стояли бы для ленивых молитв. Помогай Вам Господь!
татьяна16 сентября 2013, 14:41
Да, очень жалко людей за свечным ящиком! Автор еще не сталкивался с хамством и отборным матом родственников самоубийц, которые требуют отпевания в церкви самоубийцы. Вот они-то и являются настоящим испытанием для нервной системы"свечницы".
Наталия16 сентября 2013, 13:38
Да,печально все это. Я отстояла за свечным ящиком почти пять лет. Все до боли знакомо. Но что касается благочестия сербов... Вспомнили бы они о благочестии, когда служили литургии на деревянных просфорах. Вот и дослужились до американских самолетов над головами,прости Господи,не в осуждение , а в рассуждение.
Димитрий16 сентября 2013, 13:34
этот храм внутри тебя
Ольга16 сентября 2013, 12:58
Меня давно волнует вопрос - почему церковнослужители самонадеянно полагают, что материальное благосостояние храма зависит от их коммерческой "изворотливости" в плане церковного "товара"? Приносят в жертву честь, совесть, веру, руководствуясь благими намерениями. Какое обидное заблуждение! Не будем забывать, Кто наделяет нас благами земными.
Раиса16 сентября 2013, 12:09
Помолиться можно везде, если захотите молится. Раз стою на службе, а передо мною девица с голой спиной. Естественно,какая ж молитва! Одно рассматривание и осуждение. Потом вспомнила про свои проблемы, зачем я хожу в Храм. Пошла молитва. Я даже и не заметила ,когда эта девица исчезла.
Антон16 сентября 2013, 12:03
А вот взяли бы и повесили в храме или в свечной лавке доску с пояснением, что такое сорокоуст, что такое панихида. Напечатали бы листовок, где все это объясняется и раздавали бы всем, кому нужно. Мы в своем храме свт. Николая так и сделали.
Вот тут по ссылке можете скачать текст нашей листовки:
http://yadi.sk/d/Eg9s3ndP9LozN

Думаю, он многим пригодится.
Лариса16 сентября 2013, 12:01
Ирине. "Есть ли где-нибудь храм, где можно помолиться?!"
Есть. Сретенский монастырь.
Алексей16 сентября 2013, 11:41
Спасибо автору. Хорошие подняты вопросы: о нежелании знать свою веру, даже скорее, о искреннем не понимании - зачем ее знать? ведь я "крещеный" - отсюда и вопросы "какому богу молиться" или "какой иконе Божьей матери поставить свечку, чтобы не пил"; о запрете (негласном) на самостоятельное приобретение необходимого приходу (так можем дойти то западного варианта, когда приход делает все что необходимо прихожанам, только чтобы деньги платили); об отсутствии литературы, действительно необходимой (но, часто не востребованной - кому интересно разбираться со своей верой) и о наличии "полных православных молитвословов на все случаи жизни". Видимо все это вытекает из потребительского отношения к Богу, типа "я тебе, ты мне" - как большинство привыкло в жизни делать.
И самый главный вопрос, который явно не озвучен, но думаю, все же звучит, это ответственность самих прихожан за свои отношения с Богом, если так можно сказать. Человек привык ответственность за решения перекладывать на кого-то, жену, начальника, депутата. А в церкви - на священника. А христианин должен принимать решения самостоятельно, советуясь со священником, и проверяя правильность по Евангелию и решениям Церкви (это касается, например, степени поста, частоты причастия). Но и Церковь должна быть готова дать эту свободу своим чадам, если хочет, чтобы чада стали совершенными.
Ведь и Бог дает возможность человеку познать свою немощь, а не держит его всю жизнь на руках.
Владимир Раменский16 сентября 2013, 11:04
"Почему, например, мы уже больше 20 лет вроде как без особых гонений живем, а ничего практически про Христианство не знаем." - вот главный вопрос статьи, на который всем нам необходимо дать ответ.
Спаси, Господи.
Ирина16 сентября 2013, 10:53
Ужасно грустно.. Везде одно и то же.
Есть ли где-нибудь храм, где можно помолиться?!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×