В Вологодском кремле развернута выставка современного храмового искусства «Безмолвная проповедь». Экспозиция знакомит с историей становления Иконописной школы при Московской духовной академии, с творческими работами выпускников и преподавателей школы.
В маленькой Вологде впервые в России одновременно представлены работы художников-иконописцев четырех мастерских, образованных выпускниками и преподавателями Иконописной школы при Московской духовной академии: самой Иконописной школы при МДА; Центра храмового искусства имени преподобного Андрея Рублева, возглавляемого А.Н. Солдатовым; творческой мастерской Анатолия Алешина; группы мастеров «Скиния» под руководством Валерия Федорова. Кроме того, представлены иконы вологодских святых – древних и недавно прославленных, выполненные в мастерской при Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре, где также трудятся выпускники Иконописной школы.
Когда лучшая живопись, прекрасная музыка, добрая литература, хорошее кино становятся редкостью, когда для того, чтобы найти эту жемчужину, приходится действительно разгребать кучи грязи, вылившейся на нашу культуру и искусство и обесценившей сами эти понятия, то, увидев настоящее искусство, сердце несказанно радуется. Радуется и оттого, что убеждаешься в его воле к жизни, в стремлении и желании представляющих его людей не дать ему умереть.
Подлинное искусство не может не говорить о Боге. Если оно знакомит человека с красотой созданного Богом мира, то, следовательно, приглашает и лучше узнать его Создателя. При этом оно предлагает потрудиться над собой для того, чтобы это было на самом деле узнаванием Бога, а не поверхностным знакомством. Не «что-то там есть, может быть», а «Господи, а я Тебя знаю. И хочу узнавать всегда». И искусство Церкви становится в этом случае просто необходимым, помогающим человеку трудиться: размышлять, задавать новые вопросы, радоваться. Ведь радоваться тоже надо уметь, это тоже труд.
– Не надо бояться творчества в Церкви, – считает Л.А. Армеева, кандидат искусствоведения, преподаватель Иконописной школы при Московской духовной академии. – Казалось бы, парадокс: церковное творчество должно быть каноничным, то есть существовать в «рамках» канонов. Но само слово «рамки» здесь не очень правильное: канон – это не прокрустово ложе предписаний, указаний и запретов, а – направление. Может ли человек быть свободным, следуя к Богу? – Разумеется. Ведь Бог и создал нас свободными. Вот для того, чтобы дать почувствовать эту свободу, в которой люди идут ко Христу, сохраняя все свои добрые особенности, собственную уникальность и неповторимость, мы и устроили эту выставку – «Безмолвная проповедь». Много слов тут не нужно – нужно смотреть. И желательно видеть, – говорит Людмила Алексеевна.
Преподаватель Иконописной школы, советник Святейшего Патриарха по вопросам архитектуры зарубежных храмов А.Н. Солдатов, представляя работы своих учеников, сказал:
– Сейчас Россия выполняет миссию христианского просвещения, возвращая Христа народам Запада. Кстати сказать, огромное количество людей на Западе стремятся к христианству. Это видно по тому восторженному вниманию, с которым относятся к построению и украшению православных церквей в Западной Европе.
Духовный вакуум, по словам Александра Николаевича, образовавшийся там, будет заполнен – и хорошо, если в место чистое и выметенное войдет Бог, а не известные персонажи, которых не восемь, а легион. То, что западные народы нуждаются, по словам многих людей, в новом христианском просвещении, очевидно. Русская Церковь стремится им в этом помочь. И здесь, считает Солдатов, «появляется прекрасная возможность для художественной симфонии: совмещения русских и византийских традиций иконописи и храмового зодчества с христианскими корнями самих западных народов». Красноречивым подтверждением этому может служить представленный на выставке проект православного храма в Рейкьявике.
По мнению советника Святейшего Патриарха, в России должен начаться процесс «поляризации» иконописных школ. То есть так же, как и в древние времена, должны появиться несколько школ русской иконописи – со своими традициями, манерой письма. Этот процесс стимулируется как восстановлением и развитием церковного искусства в последние несколько десятилетий, так и всё большим вниманием к нему в обществе, что позволяет надеяться на увеличение числа новых учеников – последователей той или иной иконописной школы.
– Самый лучший комплимент иконописцу, на мой взгляд, я услышал однажды: «Новое, а смотрится, как старое!» Отличия, конечно, всегда будут, и это хорошо, но главное дело иконописцев – не «заявлять о своей неповторимой индивидуальности», а говорить о Боге, жизни святых, о чем говорили сотни поколений до него, – сказал преподаватель Иконописной школы А.В. Алешин.
Анатолия Валерьевича попросили ответить на вопрос: как опытный искусствовед, иконописец может отличить древнюю икону от новой, и в чем эти различия? Различия, по словам Алешина, обусловлены не только (а в случае с иконой – и не столько) манерой письма – огромное значение имеет и личность, и духовный облик самого иконописца, что неизбежно сказывается и всеми, наверное, читается на иконе.
– Краски могут быть одинаковыми, манера письма, технологии – похожими на древние, но дух будет другой. И это всегда чувствуется, – уверен Анатолий Валерьевич.
Может быть, поэтому, сказал он, многими искусствоведами отмечается некая робость современной иконы: прежний человек был более решителен, смел, что ли, – в хорошем смысле, конечно.
– Иконописец – не художник с кисточкой в руках. Прежде всего, это – воин. С чем он воюет? – поставил вопрос Д.Г. Мироненко, кандидат искусствоведения, руководитель иконописно-реставрационной мастерской при Александро-Невской лавре. И сам на него ответил: – Оставим личные грехи самого иконописца, с которыми он в любом случае должен бороться, духовную подготовку перед и во время написания иконы – это всё вещи само собой разумеющиеся (хорошо, если всем). Речь идет о борьбе против того, что пытается себя навязать в качестве искусства, являясь по сути разрушительным для эстетического и этического чувства, да и для разума вообще: против китча и прочей «чернухи». Современная икона, на мой взгляд, – это мирный, безоружный ответ агрессивному, чрезвычайно настойчивому и наглому псевдоискусству, которое стремится заполнить умы и души людей. Настоящая иконопись призывает человека к миру – с самим собой и с Богом. Видя «Безмолвную проповедь», я с радостью убеждаюсь: русское искусство не умерло, русская икона живет и, дай Бог, будет жить дальше.
По словам Дмитрия Геннадьевича, печальные для современного искусства явления не миновали и само церковное искусство. Да, увы: бывает и китч, бывают и прочие неприятные вещи:
– Когда я вижу, извините, «иконы» «с листиками и лепесточками от покровцов–от земельки–с гробика–от мощей» и т. п., я понимаю: вот эти «листики» и прочее – самое лучшее в этой «иконе»! Так что и в Церкви тоже идет борьба настоящего искусства с подделками под него.
То, что «Безмолвная проповедь» звучит (а она звучит) не в храме, а в здании музея, может показаться странным, непривычным. Но, во-первых, проповедовать можно и нужно не только в церкви. Во-вторых, по признанию организаторов выставки, собрать все работы, представленные здесь, можно было только в музее. В-третьих, как сказал игумен Дионисий (Воздвиженский), наместник Спасо-Прилуцкого монастыря, проповедь обращена и к тем людям, которые не так часто приходят в храм: серьезный, хоть и безмолвный, разговор, раскрывающий символику и смысл иконы, может быть, поможет им преодолеть ту преграду, которая всё еще мешает им почувствовать себя в Церкви своими. В-четвертых, наконец, это говорит и о значении музея: если привычным для него делом было сохранять прошлое для будущего, то сегодня музей занимается как раз сохранением будущего, показывая людям, внимающим «Безмолвной проповеди», что искусство Русской Церкви возрождается и развивается трудом молодых иконописцев, которые сохраняют верность старым традициям и церковным канонам.
Слава ТЕБЕ ГОСПОДИ что не иссякает река
ТВОИХ талантов коими ТЫ окормляешь
избранных ТВОИХ
и слезы и радость --какие иконы!!!!! --
так хочется стоять преклоняться молиться перед
ними да и у себя дома иметь хотя бы 1-2 из них.
Многомилостивый и Всемилостивый Господи
помилуй меня с семьей во Святую землю паломниками.