11 сентября 2013 года Межсоборное присутствие Русской Православной Церкви вынесло на всеобщее обсуждение Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению». Корреспондент портала Православие.Ru попросил епископа Покровского и Николаевского Пахомия прокомментировать этот проект и поделиться своими мыслями по сопутствующим вопросам приходской жизни.
– Владыка, прежде чем мы поговорим о Проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению», позвольте спросить вас о дискуссии, ему предшествовавшей и после его публикации разгоревшейся вновь: в московских СМИ активно высказывается мнение о необходимости разделения исповеди и причастия. Что вы думаете об этом?
– Если посмотреть на причастие и исповедь с точки зрения литургической практики, с точки зрения Церкви, православной традиции, то, конечно, это два совершенно друг от друга не зависящих таинства. В то же время, благодаря сложившейся у нас практике, у многих складывается впечатление, что они связаны неразрывно: раз ты исповедуешься, то обязательно надо причащаться, и наоборот – категорически нельзя причащаться без исповеди. Так что возникновение такой дискуссии вполне закономерно.
Но с другой стороны, эта практика сложилась в нашей Церкви за последние столетия тоже ведь не случайно – и в первую очередь, на мой взгляд, она связана с общим упадком, охлаждением духовного рвения, горения. И в советское время, и сегодня огромная часть пополняющих Церковь – это люди, приходящие со стороны. Ничего не знающие, не умеющие, часто даже не представляющие, что такое таинство исповеди, что такое причастие. И вот для того, чтобы они имели возможность разобраться, мы можем, соединив два таинства, не допустить, по крайней мере, самых нелепых случаев.
Я думаю, что каждый приходской священник – особенно если это глубинка, а не центральный московский приход, где церковная жизнь даже в советское время была достаточно хорошо развита, – может привести массу примеров, когда к Чаше подходят люди словно из другого мира: они совершенно не понимают, зачем и куда они пришли. Подходят порой с такими ощущениями и мыслями, которые недопустимы для совершения этого таинства, для вкушения Тела и Крови Христовых. Опытный пастырь даже по внешнему виду может это заметить. И приходится спрашивать: а исповедовались ли вы, первый ли раз причащаетесь, что вас сподвигло это сделать?
Так что соединение этих таинств появилось неслучайно, и сегодня было бы неправильно взять и указом их разделить. Это приведет, мне кажется, к достаточно тяжелым последствиям, когда люди вообще могут забыть, что такое исповедь.
Но с другой стороны, есть люди, которые ходят в храм довольно часто, часто причащаются, исповедуются. И порой священники благословляют их причащаться без исповеди (например, на Пасху, если человек ходил в храм всю Страстную неделю, причащался). Так что такая практика тоже есть.
– А что вы можете сказать о Проекте документа?
– То, что он появился, – очень правильно и своевременно. И он мне очень понравился. Проект написан в достаточно мягкой форме, дан прекрасный исторический обзор – насколько это вообще возможно в таком коротком документе. Все основные моменты – говение, исповедь, причастие, например в Светлую седмицу, Евхаристический пост – в нем отражены, но не в категоричных формах. Он и не фиксирует, и не запрещает ни одну из традиций, но дает каждому возможность задуматься о том, что церковная жизнь достаточно многогранна и многообразна и у каждого человека есть своя духовная мера.
Как Господь говорит в Евангелии, «кто может вместить, да вместит» (Мф. 19: 12): один человек способен жить напряженной внутренней жизнью, регулярно ходить в храм, постоянно испытывать свою совесть – как святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: чтобы ум всё время плавал в Евангелии, в учении Христа. А другой по своему внутреннему устроению таков, что для него, может быть, подвигом является раз в полгода причаститься.
И конечно, для этих двух людей должна быть разная форма и подготовки, и говения. Для первого, если он причащается раз в неделю или два-три (а такие случаи тоже есть), наверное, не обязательно так часто исповедоваться. А для того, кто это делает редко, – обязательно и необходимо. Иначе он может просто окаменеть сердцем.
Но главное – и в документе об этом тоже говорится, – что и в первом, и во втором случае человек должен руководствоваться всё-таки советом духовника, если он есть, или просто священника. Ведь проблема, из-за которой вообще возникают подобные споры в Церкви, – это отсутствие серьезных духовных авторитетов, на которые обращали бы внимание, к которым прибегали бы. Наше время действительно такое… Можно сказать: бездуховное.
– Владыка, тут в Фейсбуке случилось читать дискуссию. Некий мужчина – он представился просто по имени и фамилии, – писал, что мы из учебника по биологии за 7-й класс знаем, что младенец в чреве вскричать не может, что чем ближе к нашему времени, тем меньше в житиях таких «несообразных» чудес, что Благодатный огонь – вовсе не Благодатный. А некая женщина ему возражала. Оказалось, что мужчина – московский священник, пишущий статьи в СМИ, а женщина – уборщица в храме.
– Это типично русский случай. Мы – люди крайностей. У нас – либо старообрядчество и буквоедство или даже не знаю, как это назвать, либо – обновленчество. Если говорят, что не надо буквы закона во всем въедливо придерживаться, а следует по-христиански ко всему относиться, – значит, всё: уже и исповедь не нужна, и монашество – это какие-то придумки, и Благодатный огонь, естественно, тоже не Благодатный. У нас всё время какие-то крайности: либо красные, либо белые.
И в церковной жизни, к сожалению, это тоже имеет место. Да, есть такие священники, которые категорически не приемлют, скажем так, чудесную сторону христианской жизни, скептически относятся к монашеству, к уставному богослужению: дескать, это всё не так важно.
Конечно, дух на первом месте, но мы же все прекрасно понимаем, что Бог создал нас из души и тела, и для того, чтобы душа начала работать, надо тело сподвигнуть, заставить его потрудиться. Мы видим, что, если человек трудится над собой, у него и плоды какие-то стяжеваются. Тот же святитель Игнатий (Брянчанинов), прежде чем говорить о серьезном монашеском делании и идеалах, пишет, что надо сперва свое тело образовать, и помещает в начале своего «Приношения современному монашеству» главу о том, как послушник должен себя вести в монастыре. Начинать надо с понуждения своего ветхого человека, с тела. Потом, естественно, и душа начинает подстраиваться.
К чему я всё это говорю: если мы подобное мнение священника услышим, то надо понимать, что в Москве ведь огромное количество батюшек – и либерально настроенных, и консервативно, и каждый человек может по своему сердцу выбрать себе духовника. Другое дело – в глубинке, на приходе, где один священник и у человека нет выбора, – тогда нужно молиться Богу, потерпеть. Я думаю, ищущему человеку всё равно Господь пошлет и наставника, и единомышленного человека.
А потом – ведь сколько у нас сегодня духовной литературы, возможности общаться через интернет, сколько передач, видео-, аудиопродукции! За все времена христианства такого количества информации и возможностей не было. Так что ищущий человек всегда найдет для себя правильный ответ.
– Многие противники изложенных в Документе рекомендаций говорят, что, дескать, зачем заставлять мирян поститься перед причастием, когда сами священники не постятся.
– Начнем с того, что священники тоже когда-то были мирянами. И потом – если священник служит один на приходе и часто, а иногда и каждый день, совершает Литургию? Что же, он будет бесконечно поститься? Иногда же и ему надо что-то кушать.
Да, есть такая традиция – это нигде не прописано, это именно традиция, – что священник не совершает пост в полной мере, как мирянин, перед подготовкой к Литургии. Но есть благочестивые, по-монашески настроенные священники (даже и среди белого духовенства), которые соблюдают пост перед служением Литургии.
Мне кажется, что, когда подобные вопросы обсуждаются и делаются какие-то заявления, никогда не надо судить поспешно: «вот, священники в принципе не постятся». Это не совсем так. Я знаю много батюшек, которые стараются жить внимательной жизнью. Да и вообще – есть некоторая разница между клириком и мирянином, в том числе и в подготовке к богослужению.
И неужели так это трудно – попоститься три дня, если человек причащается не очень регулярно? В Документе об этом говорится: есть традиция поститься три дня, есть – один, на усмотрение духовника. Всё зависит от положения человека, от его духовного устроения, от его развития, от обстоятельств и т. д.
И нужно вот еще о чем сказать. Конечно, споры, идущие в Москве по поводу говения, причастия, исповеди, – это замечательно. Но надо понимать, что Москва и не Москва – это два разных мира. Может быть, это странно немножко прозвучит, но всё-таки церковная жизнь в Москве и крупных городах развита намного сильнее, чем в провинции. И нужно понимать, что если мы категорично примем то или иное решение по тому или иному вопросу, то в Москве оно будет воспринято одним образом, а в отдаленных районах – совершенно по-другому.
Я люблю монашество и поэтому всегда о нем говорю… Так вот, всё-таки в центральном регионе России, несмотря на все гонения и трудности, монашеская традиция сохранилась. Много хороших пастырей и было, и есть, и почивших, и ныне здравствующих, которые являются образцами для подражания.
А в регионах Сибири, Дальнего Востока, Поволжья ничего этого нет. И здесь людям намного сложнее. Поэтому не стоит принимать однозначных решений – отныне так и никак по-другому. Это кого-то оттолкнет, кого-то обидит, а кого-то и вовсе соблазнит. Нельзя всё решить одной бумагой. Ведь Бог требует от нас сердце. Говорит: «Сыне, даждь Мне сердце твое». А дела сердечные – это тонкая материя.
В Документе прописаны сложившиеся на сегодняшний день традиции. Они прямо друг другу не противоречат. Говорится, что нужно руководствоваться советом священника, прислушиваться к мнению Церкви. Безусловно, в него можно было бы внести дополнения. Например, о сплошных седмицах – пока в Проекте говорится о Светлой, а ведь еще есть Святки, Неделя о мытаре и фарисее, Троичная.
Но в целом это очень хороший документ – и что самое главное: он не является обязательным к исполнению, а носит рекомендательный характер – в этом, мне кажется, главная его ценность. Он не закрепляет одну из практик, а предлагает их на рассмотрение. Крайние формы в нем не прописаны – для того, чтобы человек держался среднего пути. Это же не юридический документ, это не закон, который будет приниматься всеобщим голосованием.
– А вот, например, молитвенное правило перед причастием. Мы привыкли, что обычно оно включает не только Последование, но еще и три канона, а в Проекте это немножко расплывчато прописано. Нужно ли более четко такие вещи формулировать?
– Думаю, что не стоит. Другое дело, что лучше всегда сделать немножко больше, чем меньше. Это и в работе так, и в молитвенном правиле. Разве плохо, если, готовясь к причастию, человек прочитает, например, три канона с акафистом, попостится три дня, почитает святых отцов, будет ходить на службы? Это ведь даст ему возможность внутренне укрепиться, развиться.
Не думаю, что кого-то это сильно оттолкнет: ведь опытный пастырь всегда увидит – мало ли, какие обстоятельства бывают, – что человек не в состоянии то или иное послушание выполнить, а раз так, можно правило и сократить. Всё, конечно, зависит от священника. Нам нужно растить добрых, сердечных пастырей, нам нужно воспитывать новое поколение священства. Вот это – главный вопрос. Никакими распоряжениями этого не исполнить. На это нужны годы.
– И последний вопрос. Сужу, конечно, по Москве: налицо – расслабление. Человек очень много работает, много времени проводит в пробках, и вот он утреннее правило слушает в машине, по дороге в офис – и хорошо, что хотя бы так. У него нет времени попасть на вечернее богослужение и так далее. А кончится это всё тем – я, наверное, тоже человек крайностей, – что люди будут на полчасика в храм забегать, причащаться и убегать. Как изменить этот настрой? Как сделать, чтобы люди, подходя к Чаше, имели страх Божий? Может ли Документ в этом помочь?
– Нет, я думаю, что Документ в таком серьезном деле вряд ли может помочь. Но он может создать некую атмосферу: например, архиерей, воспитывая духовенство, может сослаться на рекомендации Священного Синода. А это очень важно.
Что же касается того, о чем вы говорите, – это действительно факт. В городах есть такая тенденция. Поэтому мы, прежде чем решаться на какие-то изменения, должны посмотреть: а есть ли похожий опыт в других Церквах и к чему он привел? Обратиться к опыту Греческой Церкви, посмотреть на западных христиан – на католиков.
Ведь не секрет, что в 1960-е годы Римско-католическая церковь, понимая, что нужно привлекать прихожан, пошла, что называется, в народ, и так далеко в этот народ они углубились, что потеряли самих себя.
Если говорить о богослужении – утреня должна совершаться по Уставу утром, так она у греков и совершается. Оправданно? Да, с точки зрения литургики так и должно быть. А что вышло на практике? Понятно, что человек, обремененный работой и семьей, не может в пять или шесть утра прийти на богослужение, которое закончится через четыре часа, а потом отправиться на работу. И что же получилось в итоге? Утреня служится утром, только от нее… почти ничего не осталось. И утреня сокращена, и никто на нее всё равно не ходит, и она остается не знаема для большинства прихожан.
У нас в Церкви утреня служится вечером. С точки зрения Устава – какая-то ерунда. Один семинарист спросил меня в свое время: почему в Русской Церкви утреня служится вечером, а вечерня утром? Вроде бы даже комично. Но эта ситуация – опыт Церкви, сложившийся не за один год. Наверное, это тот самый важный и нужный компромисс, который был найден. И мы должны прислушаться к этому опыту.
А потом – сколько сегодня людей, которые, не войдя в традицию Церкви, не особо сильно воцерковясь и не потрудясь, говорят: это плохо, то тяжело, давайте поменяем, сократим – и будет лучше. Но простите – я, например, знаю огромное количество людей, которые, напротив, хотели бы обратного.
У меня был такой случай. Я уставщиком был в монастыре. Обычно думают, что людям тяжело стоять в храме, слушая кафизмы… И вот как-то зашел среди братии спор: а надо ли в городском монастыре читать две кафизмы? Может быть, сократить и читать по псалму на «Славе», как на обычном приходе? И как-то наши настроения дошли до прихожан. Какое же количество людей выразило с этим свое категорическое несогласие! Говорили: как же вы так можете? ведь для нас эти две кафизмы – величайшее утешение, мы стоим, молимся, мы Иисусову молитву читаем, Псалтирь слушаем… пожалуйста, не сокращайте! Для многих людей богослужение – это величайший дар. Просто они об этом не кричат на каждом углу.
Опять же, когда я был уставщиком, у нас Великим постом богослужение растянулось, и пришлось канон на повечерии сократить. А мы – и священники, и высокообразованные миряне, – к сожалению, почему-то считаем, что люди в большинстве своем не знают богослужения и не любят его. И вот, я помню, подходит женщина и с такой болью говорит: «Батюшка, ну как же вы убрали канон в четверг шестой седмицы, я специально пришла в храм, чтобы услышать его, для меня это так нужно, так важно!» Для многих людей это большое утешение. Пусть их меньше, чем людей расслабленных, но мы не должны о них забывать.
Мы должны планочку поднимать выше – может быть, мы и не дотянемся до нее, но, по крайней мере, будем стараться. И хоть что-то сделаем. Я всегда в таких случаях вспоминаю замечательный рассказ митрополита Вениамина (Федченкова) в книге «Божьи люди». Когда он отступал с Белой армией, в Крыму, приехал в монастырь где-то под Херсонесом. Вот идет богослужение, он молится на клиросе с братией, начинается чтение кафизм, и тут братия вся садится, а старенький игумен остается стоять. Владыка Вениамин его и спрашивает: «Отче, вы пожилой человек и опытный старец, скажите, почему вся братия села, а вы стоите?» А игумен в ответ: «Владыка! Если я сяду, они – лягут».
Нельзя теплохладно относиться к богослужению. Пастырь должен быть примером – в том числе и напряженной молитвенной жизни – и быть строгим к себе. Потому что расслабленный человек всё равно найдет лазейку. А тот, кто мог бы потерпеть и потрудиться, вполне вероятно, не увидев такого примера, не будет этого делать.
То о замене церковнославянского на русский; то о "дресскоде".Такое впечатление, что искусственные.
Может плохо, что сейчас нет периода оглашения, когда человек готовится к крещению. А сейчас как происходит? Идет человек мимо церкви: а дай-ка я покрещусь на всякий случай. А через неделю придет причащаться. А готовиться нет ни времени, ни сил, ни навыка, да и понятия особого нет. Этим людям и церковнославянский в тягость, и "дресскод" церковный не обязателен. Вот и "забрасывают" в интернет дискуссии. Зачем идти у них на поводу? Все знают, что "Царство Божие силой берется". Ну вот и давайте трудиться. "Рад бы в рай, да грехи не пускают" - очень верно подмечено в народе. А в чем наш главный грех - стремление к комфорту. Боюсь ошибиться, но, кажется, Паисий Святогорец сказал, что мы появились на земле совсем не для того, чтобы комфортно здесь устроиться. А нам во всех сферах нашей жизни хочется подушечки подложить.
Я простая мирянка среднего возраста, из пригородного села, здесь церковь есть за 5 километров отсюда.Вообще хочется в храме часто бывать, a из-за билетов на автобус- 25 рублей в одну сторону - откладываю посещение храма, так как дорого ездить. А Богослужение мне тоже нравится неспешное, полное, и я тоже не люблю излишних послаблений. Ведь Бог сотворил нас! К Богу с любовью и страхом поклоняемся!.. Радость тоже несказанная в храме, очень люблю Полиелей, Литургию. К вере в Бога пришла постепенно. А вот микрофоны в некоторых храмах меня раздражают. и- например, приезжал Патриарх, поставили на улице экран и транслировали ,но я в церковь вошла, не стала смотреть просто так на экран как кино. Но, кстати, журналисты СМИ сообщали местные,что не попасть внутрь. Но, увы, народ собрался не в таком количестве, чтобы не вместиться внутри. В церковь поместились и еще в церкви у стен внутри свободно ходили. A на улице тоже стояли - но, я думаю, это и есть расслабление духом - поглазеть на экранное , а не пойти тут же в храм молиться вместе с Патриархом.Упустили такую благодатную возможность.
"""Излишнее количество энергичных киевских и греческих «просветителей» Северо-Восточной Руси """
А почему просветители, ну ладно Малоросcии, а Греции-то... в кавычках? Что было достаточно просветителей собственных и из других краев? Назовите хоть одного альтернативного, пожалуйста.
действительно....посмотрите:
http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A541-Bruno.htm
или вот это
http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A529-Fabio.htm
или вот это
http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A524-Solideo.htm
или
http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A526-Hat.htm
http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A519-ToniFaber.htm
http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A512-Dervishes.htm
или вот такое
http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A510-Tango.htm
http://www.traditioninaction.org/RevolutionPhotos/A505-Dominican.htm
смотрите....может пригодится,,,,
Чудесно, что все мы разные, составляем единство, Тело Христово. Друг друга поддерживаем в этом созидании, каждый делая свой кусочек работы. И, думается, есть монахи, которые бы "легли" если бы не миряне. Также и мы в свою очередь воодушевляемся их примером и стойкостью: поживешь в монастыре, войдешь в это все, приезжаешь домой и заряда хватает надолго. Навсегда.
И еще про мудрый перенос Утрени на вечернюю: именно благодаря этому у меня есть ощущение того, что церковные сутки начинаются с вечера. Идешь домой - кругом темень, в кармане хлебец с вином для домашних (если они не смогли), на лбу - елей, на сердце - РАДОСТЬ:)
Будем Жить!
Являюсь прихожанкой одного из московских храмов и больно слушать, когда дьякон возглашает ектенью и хор одновременно с ним поет "Господи помилуй" и т.д., хорошо, если не громко, можно хоть что-то разобрать, а если хор воскресный, праздничный, то гремит так, что разбираешь с трудом о чем молитвенное прошение. "Символ Веры" возглашают с такой скоростью,что едва поспеваешь произносить слова.
Простите, но еще про хоры в наших храмах хочется сказать:
иногда непонятно, то ли ты на службе в храме, то ли в концертном зале. Вот-вот должны вынести чашу к причастию, хочется сосредоточиться, а хор выучил новый распев праздничного кондака и гремит "партесом" так, что впору аплодировать...
Поэтому, когда выпадает возможность езжу на службу в Зачатьевский, или в Сретенский монастыри и именно из-за продолжительности, неспешности, благоговейности службы.
Марија (Сербиа)
Посему строгий запрет на причастие при однодневном посте, и даже вовсе без поста был бы бременем неудобоносимым в определенных ситуациях- болезнь, другая неожиданная потребность в причастие, хотя все же должно благословение получить.
А говорить, что все будут ломиться без подготовки на причастие - бред в русском стиле, о неразумном народишке, коиму в кандалах спокойнее. Да и вот еще, знаю иерея, который в пору своего неофитства, в миру еще, так и делал, забегал в церковь на причастие, без исповедания даже - ну не знал тогда!
А Господь все управит во благо, что с любовью и верой человек сделает. Не путайте либерализм с толерантностью! Последнее есть " ошибка" латинян, нам это ни к чему, конечно.
Ну и к чему нас приведут либералы в церкви? Мало того, что стала возможна ДИСКУССИЯ о ИСПОВЕДИ и ПРИЧАСТИИ?
Согласна, что планку надо ПОДНИМАТЬ, а не угождать тем, кто требует послаблений (неопрвданных). Как показывет опыт - либералы не остановятся, пока не разрушат то, что они не созидали... Спасение души - ОГРОМНЫЙ ТРУД, а не приятное времяпровождение в храме...
Петр:
"Можно и мне слово сказать?"...
Да можно... Только лучше бы Вы внимательно ещё раза 2-3 перечитали материал, может, тогда и не говорили бы.
Или Вы из кочетковцев? Тогда перечитывать бесполезно...
Муханова ирина.:
"Уставы церковные нужно соблюдать строго. А вот Батюшка должен быть добрым!"
Согласна, только добавлю: и ОБЯЗАТЕЛЬНО СТРОГИМ!
Самая главная проблема — это воспитание достойной смены тому духовенству, которое безвременно ушло, сохранив для нас веру во времена советских гонений. Ведь в целом городе, таком, как наш, не найдешь никого похожего на отца Иоанна Никитенко, отца Георгия Едлинского, отца Михаила Бойко...
А вообще многое выглядит вообще смешно. Миряне - поститесь, а священники тяжко трудятся (литургия каждый день) и поэтому поститься не могут. А шахтер как? Он хоть и не служит литургию каждый день, но работает почище иных священнослужителей.
И вообще главный принцип - каков поп, таков и приход. Не будете поститься - мы тоже не будем. И все ваши рекомендации останутся бумагой.
Историческая практика разрушения хорошего.
С чего начинается?
В начале искусственено создают проблему. Затем эти же творцы проблемы заявляют: надо решить эту проблему и дайте нам право разрешить эту проблему.
Вернемся к традиции Церкви. В последние столетия традиция причащения была от 1-го до 3-4 раз в год. Правильно?
За то требования были очень строгие, я сам застал эту строгость и знаю что это такое.
Но в последние годы сами священнослужители стал призывать как можно чаще причащаться. Правильно? Кто сломал традиции?
Народ послушался и попер. Чуть ли не в каждую неделю.
А как каждую неделю причащаться? Это было в силу только монахам -пустынникам.
И самим священнослужителям причащать столько людей за один раз- это тоже очень тяжело.
Все, проблема готова всецерковном уровне.
Теперь вновь очередь действовать творцам проблемы. Они заявляют: старые традиции пришли в негодность, их надо либеризовать. Все, круг замкнулся.
Что будет? Как пишет епископ Пахомий: то что случилось с Католической церковью. Их храмы опустели, ныне там молятся мусульмане и другие.
Лет десять назад священник отчитал меня очень громко и внятно перед всем приходом - я плохо подготовился к Таинству Исповеди. Только благодарен отцу Александру за это.
Статья - прекрасная! СПАСИБОг! Есть ещё люди понимающие и чувствующие Слава Богу!
К сожалению, сейчас эта тенденция повсеместна, сокращают даже в монастырях. При этом ссылаются на то, что люди "устанут" и т.п. Но полнота богослужения ни с чем не сравнима!
Действительно, очень много дает душе Псалтирь. А канон, от которого обычно вообще почти ничего не оставляют, является центральной смысловой частью Утрени. А его сокращают так, что иногда диву даешься... Между тем, в этих канонах - такая глубина и красота, что бывает крайне обидно, что людей этого лишают. Сама давно уже дочитываю все полностью (благо, сейчас легко найти все богослужебные тексты), если бываю в тех храмах, где служба сокращена.
Только у нас теперь епископов стало так много и ставят их в такие малоизвестные населенные пункты, что ПОРА указывать, в какой области или митрополии находится их епархия.
Пример: епископ Таврический служит где-то за Уралом.