Прежде всего хотелось бы поддержать положение Проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению», которое гласит: «Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения» (п. 5). Действительно, даже и умирающего человека перед причащением мы исповедуем, и даже если он не способен говорить, от него требуется любой, пусть безмолвный, знак покаяния.
Поэтому следующая за этим оговорка о том, что «в отдельных случаях, с благословения духовника, миряне, намеревающиеся приступить ко Святому Причащению несколько раз в течение одной недели – в первую очередь на Страстной и Светлой седмицах, – могут быть в качестве исключения освобождены от исповеди перед каждым причащением», выглядит нарушением важнейшего традиционного принципа, уступкой противникам непременной исповеди перед причащением в день Литургии или накануне вечером. Стоит только сделать одну такую уступку, предоставить решение вопроса «на усмотрение духовника» (уже и звучит предложение прибавить сюда Святки) – и пошло-поехало. Сначала кажется, что – да, Страстная и Светлая седмицы – особые дни года, частые исповеди и причащения, отсутствие поста на Светлой есть вроде бы причины для отмены обязательной исповеди, – но эти причины угрожают главному: общему принципу непременной исповеди перед причащением мирян. Помнится, еще в 1994 году, на памятной церковной конференции в гостинице «Даниловская», обсуждавшей вопросы неообновленчества, один из представителей Троице-Сергиевой лавры сказал: ничего нельзя трогать в нашем богослужении совершенно; тронешь хоть что-то – начнет рушиться всё здание.
Наша вера – покаянная. Семь Таинств Церкви – это полнота Православия, ни одним из них невозможно пренебречь без ущерба для дела нашего спасения (в том числе и Таинством Браковенчания).
В этом существенная особенность нашей православной веры: мы храним заповеди Евангельские, правила Вселенских соборов, святых отцов, наши духовные традиции, не подвергая их ни малейшему сомнению, не отвергая в них ни йоты. А если не можем что-то из них соблюдать, то не правила отменяем в угоду своей немощи, а каемся в ней.
Часто исповедуешься? Даже, бывает, каждый день? Ведешь такую серьезную духовную жизнь? И при этом считаешь, что можешь прожить хотя бы сутки без греха? Только в одном случае такое возможно: если ты их не видишь, не замечаешь. Тогда смотри лучше. Молись, проси снова: «Дай ми зрети моя прегрешения». Вот тебе подсказка: а не грешишь ли ты недостаточным вниманием к своей внутренней жизни, ходишь ли ты перед Богом? Неужели за весь день ты не боролся с дурными мыслями, чувствами, с раздражением, с ленью? Со своеволием, самомнением, с праздномыслием, празднословием, осуждением? Во всем ли с тобой была согласна твоя совесть? А нет ли у тебя недостатка страха Божия, когда ты приступаешь к Страшным Христовым Тайнам? Крепка ли твоя вера? А может быть, ты думаешь, что грехи – это только какие-то явные проступки (убил, украл)? А лукавство? А недобрые намерения, пожелания? А отсутствие добрых дел? А самооправдание – даже такое вроде бы бесспорное: мол, я же не мог быть в двух местах сразу? Не мог, допустим, но покаяться-то кто тебе мешает? Было бы желание. Нет желания? Это опять-таки вопрос для исповеди, для покаяния: а почему его нет? А не беспечность ли это? Не кроется ли за этим гордыня-матушка, которая раньше нас родилась и всегда у нас за плечами ходит? Ведь мы грешим, даже когда вроде бы делаем добрые дела (тщеславимся ими, осуждаем тех, кто их не делает…). Когда молимся, исповедуемся, причащаемся…
Итак: нежелание мирянина приступать к исповеди каждый день, каждый раз перед причащением говорит, скорее всего, о недостаточно развитой у него глубокой, внимательной духовной жизни, о недостатке покаянного чувства. Короче говоря, о том, что ему-то как раз нужно стремиться стяжать потребность в исповедании грехов, не пропуская ни одной такой возможности. Нет потребности еще – ну, так есть, слава Богу, на то правило матери-Церкви: она, как мать, тебя подвигает на то, что тебе трудно делать, но полезно.
А то что же, именно в Страстную седмицу, самые покаянные дни года, когда, можно сказать, всё творение кается, – причащаться без исповеди?
Даже и при ежедневном причащении ежедневная исповедь нужна – она все-таки поможет человеку оглянуться на прожитый день (что полезно нам делать всегда, недаром в конце молитв на сон грядущим есть исповедание грехов повседневное) – хотя каждый день миряне причащаются очень редко.
Возможность частого исповедания – это, конечно, драгоценная возможность для мирянина. Это, можно сказать, духовная роскошь. Другое дело, что осуществить это не так просто для духовенства. В этом – другой аспект вопроса: о возможностях духовенства исповедовать всех мирян перед причащением в такие дни, как Торжество Православия – Вербное воскресенье – Великий четверг – Великая суббота, – то есть в течение нескольких дней года, когда больше всего причастников.
Конечно, батюшки очень устают в эти дни. Но выход, думается, лучше искать в улучшении качества исповеди прихожан, в их собственном сосредоточенном внутреннем покаянии – чему опять-таки способствует правило неукоснительной предварительной исповеди перед причащением.
В этом улучшении качества исповеди, думается, наша важнейшая забота сегодня (и слава Богу, что нас призвали об этом сегодня в Церкви думать и говорить). В том, чтобы она не была формальной, поверхностной, но живой. Нам нужно не расхолаживать народ православный в его отношении к Таинству покаяния и высшему Таинству Причащения, а, напротив, призывать лучше исповедоваться и всячески помогать в этом. Призывать наших прихожан на исповеди действительно просить у Бога прощения за свои грехи, учиться видеть их, учиться ни в чем себя не оправдывать, но быть построже к себе – тогда, может, кое-что и увидим за собой, и почувствуем, и появится потребность каяться даже чаще, чем причащаемся, – однако с пониманием относясь к возможностям священников. То есть, как и во всем: идти не назад, а вперед. Учиться на исповеди не многословить, не рассказывать историй со многими подробностями, не впутывать в свои грехи других людей, тем самым стараясь себя оправдать. Не осуждать других, прибавляя себе на исповеди новых грехов. Не путать исповедь с приемом у врача (болезни – не грехи, но следствие грехов). Не хвалиться на исповеди в том, что ты выполняешь, но просить у Бога прощения за содеянное, действительно обличая себя. Вот важнейшая общецерковная задача для нашего времени, для исправления наследия советских времен. Недаром богоборцы в советское время стремились насадить так называемую «общую исповедь», без общения священника с пасомым. Но и им, видно, не приходило в голову отменить исповедь совсем, хотя бы частично, – так зачем же в наше время стремиться их в этом превзойти?
Чтобы подвигнуть себя на настоящую исповедь, нужно усилие. Без усилия, без «самопосрамления» (святитель Феофан Затворник) исповедь не приносит той пользы, которую получает душа искренне и чисто кающегося.
Вряд ли возможно и механически накладывать правило подготовки к причащению для мирян на то же правило для духовенства, поскольку остальные обстоятельства в Церкви у них слишком разные. В частности, мирянин всегда имеет возможность исповедоваться перед причащением, а священник – далеко не всегда.
Кстати, принимая исповедь, священник тоже кается перед Богом – он слышит, в чем каются его прихожане, и они ему невольно напоминают о его грехах, иногда показывая батюшке хороший пример строгости к себе.
Если мы, священники, будем усерднее помогать прихожанам лучше исповедоваться, почаще будем говорить проповеди перед исповедью, то и сами будем при этом чаще каяться перед Богом. Ведь когда напоминаешь прихожанам о грехах, то говоришь на основании своего личного опыта, иначе это будут общие слова.
Известный лаврский старец схиархимандрит Пантелеимон (Агриков) говорил пастырям:
«Исповедь должна быть, как проповедь, а проповедь – как исповедь».
Что он имел в виду?
Возможно, то, что Таинство исповеди – удобная возможность для священника дать кающемуся индивидуальную положительную программу: как жить, как поступать именно ему так, чтобы избегать тех грехов, в которых он кается. Эта сокровенная индивидуальная проповедь, произносимая при особенном внимании к слову священника, – сильное пастырское средство.
У людей, слава Богу, есть потребность в исповеди. В том, чтобы их выслушали до конца, не торопили, не обрывали. Услышать совет, сказанный тебе лично, по твоей ситуации. Они приходят иногда исповедоваться и без причастия.
А «проповедь как исповедь» – это, возможно, о том, что всему храму говорить о грехах удобнее, не рискуя вызвать внутреннее ответное сопротивление кающегося.
Что касается Светлой седмицы, когда мы призываемся причащаться, но когда отменен пост, то и ради этих дней не стоит отменять общее правило исповедоваться каждый раз перед причащением. Не только для того, чтобы принести покаяние в тех промахах, которые мы допускаем и на Светлой седмице, и, может быть, не меньше, чем в другое время года. Это время не простое, здесь и искушения бывают, здесь важно духовно не расслабляться, чтобы не потерять то, что приобрели трудами Великого поста. Начинает иногда сказываться и уменьшенное молитвенное правило, и краткость богослужений, и отсутствие постных дней, обильные столы… До этого нас поддерживала аскетика Великого поста, а теперь начался своего рода экзамен: чему мы научились, можем теперь сами себя ограничивать? Ведь для того был Великий пост – чтобы мы духовно подросли, стали духовно свободнее. Работали Господеви со страхом – а теперь можем радоваться Ему с трепетом… Так что и в эти дни тоже нужно внимание к своей внутренней жизни, есть и в эти дни, в чем нам каяться. Кроме того, исповедь нужна в эти дни для того, чтобы не посягать на главное правило – а это очень важно.
То есть, поскольку Православия нет без постов и покаяния, хорошо бы, сократив их в определенные дни перед причащением до минимума, всё же не отменять их совсем ни в один день года.
Наши старшие духовные наставники благословляли и на Светлой седмице перед причащением хотя бы обозначить пост: либо воздерживаться от скоромной пищи накануне вечером, либо не вкушать в день перед Причастием мяса (то есть самая первая ступень поста).
Да, разрешается не поститься на Светлой. Но апостол Павел сказал: «Всё мне позволительно, но не всё полезно» (1 Кор. 6: 12). Разговляться-то лучше осторожно. Так что нам можно позаботиться и о здоровье прихожан. Организм отвык от скоромной пищи за семь недель. Что-то не слышно было от врачей, чтобы кто-то умер от поста, а вот после разговления, говорят, в больницы поступают недавние постники. Ну, съели по пасхальному яичку, по кусочку кулича, пасхи – уже и разговелись, можно об этом не волноваться. Но «из принципа» есть всю неделю одно скоромное, «поскольку можно», даже и перед причащением?..
Хотелось бы, чтобы народ Божий сознательно относился к церковным правилам. Не бежал от поста, как советуют не постящиеся врачи, а шел ему навстречу, любил его, считал своим другом. Был бы не как школьники, которые ни в коем случае не выучат больше, чем задали, а если выучат, то расстроятся. Не как рабы, а как сыны. По слову Спасителя: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Чтобы самим хотелось трудиться над душой своей.
Миряне хорошо знают, что поститься перед причащением обычно полагается три дня. И поскольку они, как показывает опыт, сами «успешно» сокращают это правило, то лучше их не расхолаживать. Если «официально» разрешить говеть в течение года один день, то может получиться, что и от этого дня ничего не останется. Ныне, сокращая правило самовольно, они все-таки каются в этом, у них есть покаянное чувство, которое нам нужно иметь всегда, а тем более приступая ко Святой Чаше.
На традиционные требования, к которым люди привыкли, они не ропщут. Они, может, и не примут нововведений, если, не дай Бог, таковые будут объявлены «нормой». Так уже было с обновленцами, которые вроде бы шли «навстречу народу» (под давлением богоборческой власти), а народ от них отошел.
Это важная духовная проблема – то, что у многих из нас образовались свои «молитвенные правила», свой личный «церковный устав». Кто постится только Великим постом, кто – только первую и последнюю его неделю, кто на всенощное бдение не ходит, а кто – приходит только на помазание, кто утренние молитвы читает, «когда успевает», а вечерние – не читает вовсе, «поскольку к вечеру устает»… Есть и «свой богослужебный устав»: сокращения богослужений, молебнов, чинопоследований совершения Таинств… Эти самочинные, но твердо укоренившиеся «правила» очень мешают нам двигаться по духовной лестнице. Мы к ним привыкаем, перестаем в них каяться, забываем возвращаться к тому, как было от начала, – как учит нас Сам Господь. На вопрос, позволительно ли разводиться с женой, Он ответил, как мы знаем, четко, раз и навсегда: «Нет». «Что убо Моисей заповеда дати книгу распустную и отпустити ю?» – возразили Ему. «Моисей по жестосердию вашему повеле вам пустити жены ваша, изначала же не бысть тако», – ответил Господь (см.: Мф. 19: 3–8). Одно дело – заповедь, правило, устав, а другое – наше жестокосердие.
Разумеется, мы идем на послабления для прихожан – но они должны оставаться в их понимании исключениями, в которых нужно каяться, а не превращаться в правила. То есть авторитет и незыблемость церковных правил поддерживают в нас покаянное чувство. Правило должно быть стимулом к духовному росту. По образному выражению В.С. Непомнящего из его выступления 1994 года, не нужно лестницу класть горизонтально – она должна вести вверх. Не снисходить к немощам людей, а призывать их к совершенствованию.
Твердость правил не мешает икономии. Напротив, икономия опирается на правила, без них ее нет.
Схиархимандрит Пантелеимон говорил:
«Не дай Бог, если кто-нибудь уйдет от вас не причащенным или не окрещенным».
То есть не отказывать в причащении или крещении, но если человек плохо подготовлен, наставить, принять его покаяние – и все-таки причастить и окрестить. А вдруг он во второй раз не придет? Такие случаи, прости Господи, увы, бывали… Разве это не большее зло, чем нарушение правила?
Можно идти на снисхождение и для детей, и для взрослых – лишь бы им была духовная польза, но не расслабление, не привыкание к «духовному минимализму». В эту сторону опасно двигаться. Отступать и так некуда, враг не собирается отступать, его победы мы все хорошо видим.
Есть проблема формальной исповеди: лишь бы только получить возможность идти причащаться?
Есть, конечно. И у взрослых, и у детей. Но и это говорит о том же: о необходимости совершенствования качества исповеди, но не отмены ее обязательности.
Противники правила исповеди перед причащением говорят о том, что прихожане, которые часто причащаются, высказывают недоумение: мол, на исповеди приходится говорить об одном и том же.
Ну, так что? Мы и молитвы читаем одни и те же, и службы у нас повторяются, и умываемся одинаково много раз в день – так что же, не молиться, не умываться?
Мы каемся не в новых только, а во всех совершённых нами к моменту исповеди грехах, до конца – тогда это будет чистая исповедь: «Аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши».
Нам что, нужно дожидаться, когда мы совершим какие-то новенькие, свежие, оригинальные грехи – и тогда будет смысл каяться? Или нам нужно обязательно получше споткнуться, а то и упасть побольнее, чтобы у нас появилось «желание исповедоваться»? А может быть, чтобы не шлепаться в греховную лужу так явно и мерзко, что даже самому будет невыносимо противно, именно для этого исповедоваться как можно чаще, постоянно, даже и профилактически, воюя со всеми своими грехами, не разбирая, новые они или старые, те, которые только, может, затеплились в нашей грешной душе, или те, которые живут в ней постоянно? Так почему же не постоянной должно быть и покаянное чувство, почему не постоянной должна быть исповедь? Может, ты, исповедуясь в одном и том же, наконец-то разозлишься на эту повторяемость и лучше будешь бороться с этими грехами, а не считать их чуть ли не «нормой»?
Нет, не отменять нужно исповедь, если приходится каяться в одних и тех же грехах, но, напротив, тут-то и нужна более глубокая исповедь, в том числе и в том, что человек духовно не совершенствуется, не избавляется от грехов, с выяснением причин, которые ведут к такому печальному топтанию на месте.
Надо от повторяющихся грехов отставать, а не от исповеди.
Есть грехи, греховные страсти, с которыми нам приходится бороться всю жизнь – и, может быть, они самые пагубные, самые трудноискоренимые. Так что же, в них и не каяться? Между тем важнейшим оружием борьбы со страстями и греховными навыками является именно исповедь.
Не такие уж они «одни и те же», наши грехи, если к ним приглядеться, если не сводить исповедь к перечислению греховных страстей, в разной степени общих всем людям, но быть внимательнее к собственной, вполне конкретной духовной жизни.
Вот как раз когда человек считает, что можно обойтись без исповеди, что она для него лишняя, да еще без исповеди идти причащаться, хотя священник каждый раз призывает приступать к великому Таинству со страхом и верою, – вот тогда-то она ему уж точно нужна.
А мысль о том, что, мол, «у меня маленькие грехи, больших нет», – это не причина отказываться от исповеди. Святые отцы отвечают на вопрос о том, какой грех самый большой, так: тот, который мы считаем самым маленьким. В духовной жизни нет мелочей. Любой грех отделяет нас от Бога.
И диавол ходит «рыкаяй, яко лев, ищяй кого поглотити». Но ходит очень осторожно и коварно, рыкаяй бесшумно. Он ненавидит покаяние и исповедь – и не устает бороться против них в наших помыслах и дискуссиях.
Покаянное чувство, сознание своей греховности – это соль, которая бережет нас от духовного гниения, от гордыни. Имейте соль в себе – это и о покаянии.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский советовал священникам: «Не привыкайте служить». А к мирянам можно эту мысль отнести так: «Не привыкайте причащаться». При отсутствии обязательной исповеди привыкнуть легче.
Чем лучше мы готовимся к этому Таинству, тем больше пользы нашей душе, да и телу.
В Последовании ко Святому Причащению известный старец протоиерей Тихон Пелих особенное значение придавал 4-й молитве «Яко на Страшнем Твоем и нелицеприемнем предстояй судилищи, Христе Боже…» – самой покаянной. Хорошо бы она была во всех молитвословах.
Слишком высока, непостижимо высока и таинственна святыня Тела и Крови Христовых, причащения которых недостоин ни один смертный, чтобы перед принятием Страшных Христовых Таин мы по любым причинам пренебрегали необходимостью очистить свою совесть покаянием, да не в суд или осуждение будет принятие великой святыни.
«Если отменят исповедь перед Причастием, я к Чаше не подойду».
А почему вы к Чаше готовы подходить только после обязательной исповеди? Уж не потому ли что после исповеди считаете себя достойной, очищенной от всех грехов? Вы не забыли, что как не исповедуйся, все равно останешься не достойной Причастия? Не верите? Тогда вспомним молитвы ко Святому Причащению. Первая молитве св. Василия Великого есть слова: «Причащение пречистых и животворящих Тайн Твоих да не послужит мне в осуждение, и да не сделаюсь я от недостойного причащения немощным душой и телом».
Во второй молитве св. Иоанна Златоустого есть слова: «Господи Боже мой! Знаю, что я недостоин и не пригоден, чтобы Ты взошел под кров дома моей души, потому что он — пуст и повалился, и не найдешь во мне места достойного, чтобы преклонить голову».
5-я молитва св. Василия Великого начинается словами: «Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и честной Твоей Крови….» Марина, может вы этого не знали? Может, вы другими молитвами молитесь? Если не другими, и вы понимаете смысл этих молитв, тогда ответьте: почему ОБЯЗАТЕЛЬНА исповедь непосредственно перед Причастием? Святые отцы Церкви, наверное, не просто так не указали в церковных догматах такое правило.
Конечно, если вы после исповеди считаете себя достойной Причастия, тогда, если отменят исповедь перед Причастием, к Чаше можете не подходить.
Полагаю, правильный ответ знают все православные священники. Правильный ответ – не из какого, потому что нет такого догмата. А есть только традиция. А не следование традициям не является грехом. И почему сторонники традиций об этом умалчивают?
Еще цитата из статьи: «Возможность частого исповедания – это, конечно, драгоценная возможность для мирянина».
Да конечно это так но при условии, что исповедь добровольная. Если исповедь сделать обязательной перед Причастием, то это уже не таинство, а пропуск к Причастию, без которого не причастят.
Для Н.Н.:
1. Храм УПЦ МП.
2. Нет духовника
3. 15 лет
"Вот Василия Великого знаю, Иоанна Златоустого знаю, а отца Власия не знаю!
А насчет неофитства: в Ваших устах это звучит как "дурак". Так может расскажите, что надо закончить для того, чтобы не быть дураком? Или может справку получить у Церковных властей, что не дурак?"
Спасибо. Что нет духовника - жаль... УПЦ - тогда не мудрено, что о. Власия не знаете. Нет, вовсе не дурак - (это Вы сами придумали!), а опыта ещё недостаточно... Не надо справку, лучше молитесь Богу, чтобы Он Вам хорошего духовника послал... Мне искренне хочется предостеречь всех, кто не упорствует, а пока что заблуждается. Но Ваше право не обращать на это внимания - Вам жить, Вам и выбирать: вольному - воля, а спасённому - рай... есть и такая пословица. Да поможет Вам Господь.
Не спорьте так громко ) и не отпускайте колкости друг другу, каждое слово и каждый помысел взвешивают Там и за каждое слово ответим обязательно.
Столько тут Вы друг на друга опрокинули, ой-ей...Испугайтесь. Бегом на исповедь, бегом искать духовника у кого нет...
Все мы неофиты - дети - по-своему своенравному поведению, даже и те, кто 20 лет и более ходит в храм.И об этом старцы писали. Просто опыта поболе, но ведь и опыт этот - милость Божия, что пораньше других в храм пришли.
Кто мы такие, чтобы писать так дерзко и непочтительно - Гурьянов, Ефрем с Афона - прости Господь, меня, что цитируя своих - повторяю их ошибку -отсутствие всякого благоговения перед отцами такой духовной высоты...
Каноны читать- каждый раз в помощь душе, грехи вспоминаешь, настраиваешься как камертон. Последование - святые слова святых молитвенников. Кто мы такие, чтобы хоть одно подобное слово родить?
Читать книги хорошо, но духовника искать надо, это процесс удивительный и полный чудес. Кто-то будет годами искать, примериваться - будет ли доверие обоюдное, а кому-то Господь сразу отца духовного пошлет по еого устройству.
Просить надо милости Божией.
Если Таинство исповеди "задокументируют" - на это будет воля Божия, Его попущение.
Церковь знает. Господь Глава Церкви, всё управит.
Помощи Божией всем!
Жаль, что ваши сердца- Станислава, Славы, Виталия и др, закрыты и только бунт в голове и четкое желание продвигать "свои" нововведения.
Трагедия 1917г у нас произошла, я думаю, как раз из-за того, что "дух бунтарский" завладел умами большего количества людей, желающих продвигать "свои права", менять все - от устоев до Устава.
И, вообще, что вам всем мешает ходить на Причастие не вычитывая Правил? Кто мешает? Совесть? Или боитесь на себя брать ответственность за себя? Хотите, чтобы и все люди, даже не знающие, замарывались грехом и по не знанию Причащались в осуждение?
Станислав, пожалуйста, не передергивайте! Я, русская, и мне не стыдно за это, я чту память своих предков, и больше доверяю им, чем современным деятелям, а поклоняюсь я, действительно Господу Богу нашему, тут вы правы. Чтить, уважать, доверять-это одно, а поклоняться это другое. Есть еще слово- преклоняться, ну вот тут, я скорее не перед кем не преклоняюсь.
Ребята- Станислав, Слава, Виталий, Светлана - а вы вообще хоть раз Причащались? Или вы просто "продвигаете"?
Простите Христа ради, Спаси Вас Господи!
1. Храм УПЦ МП. А город и вч есть кого Вам ничего не скажет.
2. Нет духовника, и поэтому спасаемся по книгам, как старцы предрекали: читаем, думаем, анализируем, хотя лично Вы против этого.
3. 15 лет
Вот Василия Великого знаю, Иоанна Златоустого знаю, а отца Власия не знаю!
А насчет неофитства: в Ваших устах это звучит как "дурак". Так может расскажите, что надо закончить для того, чтобы не быть дураком? Или может справку получить у Церковных властей, что не дурак?
Я вообще прихожу к выводу что надо с духовником решать. Одни говорят: Гурьянов советовал раз в 2 недели, Ефрем с Афона говорит чаще, при соответсвующих условиях молитвах, не сильных постах. Самое главно друзья надо слышать друг друга и не анафематствовать сразу, не видеть в ваших ближних врагов. Все спасутся вокруг меня, а я по грехам в ад попаду.
Простите меня за резкость, может кого обидел.
"...люди разные есть в нашей Церкви - от южных горячих до северных спокойных, под одно правило (именно о правиле исповеди перед Причастием) не подведешь."
Ну тут уже точно лукавство! Виталий, вы боитесь горячных людей южных, их бунта? Это христиан православных осетин, абхазцев? Братьев по Вере нашей? А как же они смогли просуществовать без ВАШЕЙ о них заботе, причащались, исповедались две тысячи лет и все без Вашей "вселенской" заботе о их спокойствии! Ребята, вы думаете что любить и заботиться о всех людях можете больше, чем сам Господь наш? Предупреждали нас наши предки - чтобы ничего не меняли в правилах, уставе Церкви нашей, Хранили Веру нашу Православную! Так будьте любезны- исполните волю своих предков, которые были почище нас с вами, и создали Российскую империю. А мы страну не сохранили , так еще и в Церковь лезем, своими ручками мутными. Господь нас будет всех судить, и каждый будет отвечать только за свои грехи, поэтому ложное самомнение о себе что ты в ответе за народ от севера до юга- это от гордыни. Батюшка Серафим Саровский учил - спасайся сам- а потом возле тебя другие спасутся! Так что, ребята, надо начинать с себя , со смирении своего сердца, а потом уже «новый мир строить», если Бог даст!
Простите Христа ради!
"... ранее исповедь до причастия была негласным законом. И многие по-разному ему следовали и это вызывало некоторое смущение у народа Божьего. Теперь же хотят оформить это в виде документа! ТО есть статус уже другой и из-за этого людей, которые начнут кричать "Вы неправильно готовитесь ко Причастию", будет больше! Это вызовет, по моему мнению, еще больше раздрай в Церкви."
"Есть установления человеческие а есть каноны есть устав церкви мы его нигде не нарушаем. А размышлять мы имеем право, слышите? А показывать не соответсвия мы имеем право.»
Прямо так все это знакомо, прямо до мурашек по спине? Большевизм сплошной, революцией пахнет! Да, бунт уже и в сердце поселился у ребят, печально, рушить все, саблей махать и главное -с заботой о людях!!! Такая забота о "смущении народа", такое точное знание "своих прав"!!! С таким бунтом и с таким знанием своих прав к Причастию? и всех сметем на свете??? Ребята, очнитесь. Притча о званом ужине- все были приглашены к ужину званному, но когда Господь вышел- что сказал? что были люди и не в царской одежде и их, недостойных, слуги прогнали. Так и Чаша на Причастии- идите все, но для вашего же спасения вам говорят- идите приготовленными, во смирении, чтобы было Вам Причастие во Славу Божию, а не в осуждение!. Ребята- не все Причастники сподобятся Причастия, есть и в осуждение. А у вас в сердцах- сплошная буря и мятеж- знаете от кого мятеж?
Для Н.Н.:
Вам кажется!
"Давайте посмотрим на всю ситуацию: ранее исповедь до причастия была негласным законом. И многие по-разному ему следовали и это вызывало некоторое смущение у народа Божьего"...
Виталий, можно, задам Вам 3 вопроса?
1. Прихожанином какого храма Вы являетесь?
2. Есть ли у Вас духовник?
3. Сколько лет Вы воцерковлены - больше 20 или меньше?
Очень Вас прошу, ответьте, только ЧЕСТНО.
Никакого любопытства здесь нет... Хочется понять.
Например, смысл 3-его вопроса в том, что, если Вы воцерковлены менее 20лет, то, как говорили старые священники и как считает ныне здравствующий о.Власий (он-то для Вас авторитет?) - Вы НЕОФИТ. Вывод делайте сами.
Колличество молитв не влияет на их качество, как приводит Даниил Сысоев в древней апостольской церкви колличество молитв оставалось на совести христианина.(Книга о Причастии как часто можно причащаться).
"Сердце чисто сожижди во мне боже и дух прав обнови в утробе моей. ....Жертва Богу дух сокрушен сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит(50 псалом)"
По вашему Наталья жертва Богу -изрядно колличесвто молебнов и правил. Не вычитал- не угоден Богу, Бог накажет.
По мне, так это логика фарисея.
Похоже с вами бесполнезо гворить контрпродуктивно. вы тот час запишете в обновленцы и ничего слышать не хотите. Ну чтож пусть пройдет время и остынут горячие головы.
Вам кажется!
Давайте посмотрим на всю ситуацию: ранее исповедь до причастия была негласным законом. И многие по-разному ему следовали и это вызывало некоторое смущение у народа Божьего. Теперь же хотят оформить это в виде документа! ТО есть статус уже другой и из-за этого людей, которые начнут кричать "Вы неправильно готовитесь ко Причастию", будет больше! Это вызовет, по моему мнению, еще больше раздрай в Церкви.
Предлагаю оставить все как есть: в любом случае этот момент останется за пастырем - кому и как готовится, тк лучше него вряд ли кто знает прихожан.
зы и задумайтесь: люди разные есть в нашей Церкви - от южных горячих до северных спокойных, под одно правило (именно о правиле исповеди перед Причастием) не подведешь.
Для Н.Н.: ребята в песочнице играют.
Вы берет на себя власть судить...
Ага, похоже в точку попала...
Боже сохрани, судить никого не собираюсь: рассуждаю, мнение высказываю... Можно? Или только себе и Вам подобным позволяете?
Что, ГУЛАГ уже для нас планируете организовать, господа либералы? Не боимся... "Пережили голод - переживём и изобилие".
Вы берет на себя власть судить. У вас логика как у сталинистки: кто не снаами тот против нас.
Выше тема про причастие почитайте мнение афонитов: старца Ефрема. Всегда монахи Афона были образцами хранящими православную веру избегающими крайностей.
Дай вам бы власть так половину бы христиан вы в гулаг сослали бы. Вашими суждениями сами рискуете попасть туда.
Есть установления человеческие а есть каонны есть устав церкви мы его нигде не нарушаем. А размышлять мы имеем право, слышите? А показывать не соответсвия мы имеем право.
..."зы Не призываю отказываться от Исповеди ВООБЩЕ, но так же хочу заметить, что смысл Литургии - в Причастии, а не прийти постоять/помолиться/попеть/ и тд".
Кочетковская практика! Они даже пост у дверей храма ставили, в задачу которого входило спрашивать входящих, причащается человек или нет; если нет - могли и не пустить в храм! "прийти постоять/помолиться/попеть/ и тд".
Антон, Павел, Виталий, Станислав, Слава, Петр - вас объединяет одно: желание во что бы то ни стало ИЗМЕНИТЬ то, что на ваш взгляд не правильно или просто вам не нравится. Ваша задача на сайте - вбросить как можно больше сомнительных с православной точки зрения комментов и тем самым попытаться "раскачать лодку"... Случайность ли это?
Ребята, ОЧЕНЬ ОПАСНО ХОДИТЕ!
Я в первый год присматривалась в храме, не понимала ничего. просто спокойно приходила на службы и слушала церковное. И вдруг стало легче и легче на душе, стала узнавать молитвы, сама стала пробовать молиться дома, читать и изумляться красоте и правде молитв. И к Богу решила ближе подойти - то есть. исповедаться и причаститься!
И нет в этом унижения достоинства, как некоторые в комментариях говорят. Глупенькие еще...).
А кому кажется,что это трудно,то постепенно налаживается православная жизнь,а не вдруг.Понемногу,по чуть чуть,и все получится, и не трудно покажется.А сразу и вдруг захотите,то обломаетесь,огорчитесь на себя и на Церковь,можете и веру в итоге потерять.Любое дело требует постепенного учения и терпения,усердия.А Это-тем паче!Дело всей жизни.Уделяете этому делу время по вере,будет вера расти и время найдётся.Не будете тратить его на мелочи,на всякую ерунду.Вот увидите!
А кому кажется,что это трудно,то постепенно налаживается православная жизнь,а не вдруг.Понемногу,по чуть чуть,и все получится, и не трудно покажется.А сразу и вдруг захотите,то обломаетесь,огорчитесь на себя и на Церковь,можете и веру в итоге потерять.Любое дело требует постепенного учения и терпения,усердия.А Это-тем паче!Дело всей жизни.Уделяете этому делу время по вере,будет вера расти и время найдётся.Не будете тратить его на мелочи,на всякую ерунду.Вот увидите!
"А этот батюшка давно ли стоял в очереди на исповедь каждую литургию, и думал вместо молитвы о грехах и о том как бы успеть."
Да,хорошо было бы, если бы исповедь проходила вечером за Вечерней, или перед началом Литургии, во время чтения Часов, ну и уж, в крайнем случае, во время Литургии.
Умеющему молиться во время Литургии,по своему смирению, наверно, не свойственно роптать о том, что он стоит в очереди на исповедь и боится не успеть.
К сожалению, до такого смирения мне очень далеко, но стараюсь.
И что толку окружающих, порядок в Храме, Устав Церкви подстраивать под себя, под то как удобно? Нужно себя изменять.Широка и удобная дорога- в ад, а в рай- узкая и неудобная, со всякими преградами- типа постоянных постов, еженедельным вычитыванием Правил и прочими "бетонными плитами". Может,как раз такими "бетонными плитами", Господь нас от гордыни, нашей потаенной, избавляет и смирению учимся?
Антону:
Христианин- это не тот кто только в Храм ходит. Христианство это образ жизни по Христу и Евангелию
Антон, мне это в монастыре на исповеди монах один сказал, а то тоже думала, что раз хожу- ну и хорошо, так что друзья твои лучше сразу пусть настраиваются на изменение образа своей жизни )))
P.S Не к теме- но новость о настольной игре выпущенной к 700 летию Сергея Радонежского сразила наповал!Это что, теперь наши подвижники по клеткам скакать будут? Что за фарс! Выгода превыше всего? хоть из ничего?
Господи спаси и помилуй страну нашу и меня грешную за мое умничание!
Вот вам перл батюшки о.Никоаля: кайся в отсутствии добрых дел. А если они есть, то в наличии их и гордыни за них.
Так батюшка самого Христа бы уличил в гордыни.
Это все не исподведь, а самокопательство, пародия на нее.
Каятся надо в том что обличает тебя совесть а не выдумывать грехи! И называть самодонос исповедью.
Есть соблазн читать себя избранным и спасенным уже потому, что ты священник. В статье наверно такая линия прослеживается, потому люди и говорят.
Превозношение даром есть фарисейство. Каждый пусть себя сам проверяет. Но когда фарисей учит то такому могут сказать люди: а ты сам исполнил что говоришь?
..."Иисус Христос всеми Божьими силами старался убедить Иуду покаяться и не смог этого сделать"...
Просветите меня, Антон, где Вы такое вычитали. А то я всю жизнь считала, что Иисус Христос исполнил то, что Ему надлежало исполнить, в т.ч. и по пророкам.
..."И ещё один важный момент настораживает меня лично - углубление бездны между клиром и прихожанами. Мы священство - вы миряне.(мягко говоря - некорректно)".
Действительно, некорректно. Во-первых, бездну нельзя углубить, т.к. по определению она БЕЗ дна; во- вторых: мы - миряне, а священники - священство,- может, так для Вас лучше звучит? Только по сути-то ничего не меняется: пришли в церковь - выполняйте её устав, не преобразуйте КАЖДЫЙ под СЕБЯ. Вот когда Вас рукоположат в священники - тогда и будете на равных. А сейчас, извините, кесарю - кесарево, а слесарю - ... своё.
"Иисус Христос всеми Божьими силами старался убедить Иуду покаяться и не смог этого сделать."
Ужас берет от этого. Антон, вы сомневаетесь во всемогуществе Господа нашего Иисуса Христа? Что Господь не мог справиться с проделками лукавого? Откуда это в вас?
Скорее всего действительно от вашего "в свободной воле каждого человека быть причастным ко Христу и понуждать себя идти через узкие врата" Вы надеетесь, что сами способны подойти к узким вратам? Люди спасаются не сами по себе, а спасает людей Господь, видя сердце человека и его стремление ко Господу.
Вроде как то так, простите меня Антон, может чем обидела Вас, но не по себе стало, что Господь "старался убедить Иуду покаяться и не смог". Не приемлю этого!
Простите Христа ради!
Потом на сколько, я знаю сами священники не только не каждый день исповедуются, но и дай Бог раз в месяц два. Вспоминаются слова Спасителя: "Возлагают бремя неудобоносимое, а сами пальцем не пошевелят чтобы выполнить сие..."
Мне ближе такой образ человек идет на исповедь когда его совесть к тому подталкивает. Если он исповедуется раз в неделю или раз в две. То нет смысла его загонять на исповедь
по правилу. Это будет формально. Да вообще тошно видеть как записки подают одни и теже где одно и тоже. Что вы думаете ценно такое пкаяние. Форма соблюдена, а дух нет-лицемерие.
Один лишь комментарий "из практики".
Слышал, как отец Андрей Ткачев рассказывал своей пастве (сам я из другого прихода):
Если вы нашего прихода, мы вас знаем, причащаетесь вы и исповедуетесь регулярно - можно сделать и небольшое попущение - зачем пять раз на неделю-другую исповедоваться -подходите к Чаше БЕЗ исповеди, принимайте Дары и "Лекарство" чем чаще, тем лучше - хорошо бы на каждой Литургии...
Конечно, если у вас за период последней исповеди случился "явный грех" - исповедь необходима.
Как по мне - позиция достаточно верная...
р.Б. Родион
..."Исторический опыт показал,что масса зависима от власть имущих и их идей,а не живой и осознанной веры в Бога... К сожалению,это и одна из причин малого кол-ва мужчин в Церкви. Т.к.многие из них нравственно не уступают священникам,однако вынуждены,в отличие от них,без конца исповедоваться,унижая этим лицемерием свое достоинство"...
От кого-кого, а от Вас такого не ожидала! Это же не к массам относится, БОЛЕЕ 90проц. эта тема вообще никак не затрагивает! Ни мне Вам говорить, что в церкви мирянина со священником ну никак нельзя на одну доску ставить! Это же очевидно!
Виталий:
"Честно говоря опешил от слов: А к мирянам можно эту мысль отнести так: «Не привыкайте причащаться».
Виталий, здесь совсем другое привыкание... Я поняла так, что нельзя Причастие глотать, простите, как кашу,а всегда благоговейно, сознавать, что ты Его не достоин, готовиться к Нему (к ВСТРЕЧЕ с ГОСПОДОМ)и ОБЯЗАТЕЛЬНО со СРАХОМ БОЖИИМ и ВЕРОЮ...
Дмитрий:
Статья на тему садо-мазо. "Сплошная работа, никакого веселья. Превратили Джека в скучного парня". И где радость христианства?
Да кто же Вам мешает работать весело?! Радоваться, что Господь Вас в храм привёл, Причащаться сподобились, праздники - сплошные! Печально, что ОЧЕВИДНЫЕ вещи Вы не замечаете.
Она настраивает на внимательную внутреннюю жизнь - такую, к которой направляют нас св. отцы (например, "Чин внимающего себе посреди мира" свт. Игнатия, "Что есть духовная жизнь..." свт. Феофана). Известно святоотеческое изречение о том, что начало выздоровления души - это зрение своих грехов как песка морского.
Поэтому нежелание исповедоваться перед каждым Причастием, это свидетельство не отсутствия грехов (чего не может быть в силу глубокой поврежденности человеческой природы), а плод нашей невнимательности к себе.
Храни Вас Господь!
По прочтении Вашей статьи хотел бы сказать следующее,если Вы о.Николай все то, что возлагаете на нас мирян строго исполняете сами и в той же мере (обязательная исповедь перед Божественной Литургией,без всяких оправданий в духе: " а не было возможности исповедаться", обязательный 3-х дневный пост перед причащением и т.д.) или даже более, ибо пастырю, надлежит ходить перед овцами и подавать им пример в благочестии, то Ваша позиция по данному вопросу заслуживает уважения.Если же нет, так как подавляющее большинство священников это не исполняет, но от нас требует,то мне жаль времени потраченного на чтение вашей статьи.Ибо легко учить других копать, намного труднее копать самому.
А как же слова Спасителя: Тот, кто ест тело Мое и кто пьет кровь Мою, тот находится во Мне, и Я в нем?
А батюшка говорит - не привыкайте! Не понимаю....
А вот слов об исповеди перед Причастием Христос не говорил.
Так кого слушать??????? Ответ ясен...
зы Не призываю отказываться от Исповеди ВООБЩЕ, но так же хочу заметить, что смысл Литургии - в Причастии, а не прийти постоять/помолиться/попеть/ и тд
Спаси Вас Господь, отец Николай!
Если к Причастию миряне должны готовится с максимальной тщательностью и непременной исповедью, то как неизмеримо больше должен быть готов священник подходящий к Святому Престолу. И именно здесь, как и во всем быть примером исполнения заповедей Св. Отцов и Соборов в отношении Исповеди. Было бы полезно также предоставить ссылки на эти правила для остальных братьев священников, которые подзабыли каноны и еше на иностранных языках для других поместных церквей. Я согласен - ни для священника ни для мирянина не может быть никаких отговорок, лицемерия и двойных стандартов в таком важном вопросе. Если не можешь жить и служить по канонам, кайся и не служи - как радостно видеть когда пастырь также строг к себе, как к пасомым!
Спасибо, о.Николай.
И не передать, как я Вам благодарна.Низкий-низкий поклон.
Меня очень смущанет тенденция опустить священника до уровня мирянина и снижение планки для мрянина. Мы в большинстве своём очень слабы, и любые послабления у нас сразу входят в НОРМУ. Согласна, что мирянину надо каяться в том, что не дотягиваешь до нормы, а священнику наставлять прихожан. Старые священники говорили, что, если на исповеди тебя батюшка утешает, что не одна ты такая, время сейчас другое и т.п., а не "ума вставляет" - бегом бежи от такого...
И прихожанам надо понимать, что спасение души - огромный душевный и духовный труд, под руководством пастыря, а не приятное провождение времени в храме и получение советов в житейских делах.
Прошу Ваших святых молитв. Р.Б. Нина.