Афина, 14 октября 2013
Планы празднования столетия вхождения Святой Горы в состав Греции были очень многообещающими, пишет Romfea, однако все ограничится прибытием на Афон Константинопольского Патриарха Варфоломея и благодарственным молебном, который отслужат в Кареях в среду 16 октября.
Правительство Греции не приглашено на праздник, так же сообщает Romfea, указывая на связь между этим событием и споре афонитов и государства Греции в вопросе налогообложения недвижимого монастрыского имущества, находящегося за пределами Святой Горы. А поскольку решение и по сию пору не найдено, Священный Кинот таким образом «принизил» государство.
В свою очередь высший орган управления афонского государства, сформировавший комиссию по подготовке праздничных мероприятий, представители которой встретились в Афинах с премьер-министром Антонисом Самара, «заморозил» все планы Греции на этот счет.
Но все же, чем вызван этот разрыв, из-за которого исчезла перспектива настоящего, светлого праздника, соответствующего этому величайшему для греческого мира и Православия историческому событию? Корни этой ситуации уходят в Ватопед, пишет Romfea.
После начала финансового кризиса Греция в лице тогдашнего министра экономики Георгия Алогоскуфиса решила обложить налогом недвижимость монастырей, расположенную вне Афона и не находящуюся в юрисдикции самоуправления монашеской республики.
Сопротивление афонского сообщества было бурным, ведь в основном благодаря этой недвижимости большие монастыри и выживают, покрывая тем самым богослужебные расходы и стоимость приема паломников. Кроме того, определенных средств требует и хранение святынь, и текущий ремонт и поддержание в надлежащем виде строений.
Однако призывы к правительству и компетентным министрам об освобождении Святой Горы от налогов не увенчались успехом. Государство выразило «свое понимание», но заявило в ответ, что нелогично для правового общества облагать налогом небольшую квартирку простого гражданина, но при этом оставлять налоговую неприкосновенность для дорогостоящей недвижимости, пусть даже и принадлежащей святым обителям.
«Холодная война» в вопросе налогообложения продолжается, нанося свой отпечаток на все отношения Греции с монашеской республикой. В Карее в прошлом году даже были высказаны мысли (крайние, конечно), что пора Священному Киноту прибегнуть к помощи православных славянских государств.
При активном вмешательстве более хладнокровных афонитов такого развития событий удалось тогда избежать, но сейчас в это «налоговое противоборство» вплелась тема юбилея.
Греческим государством такая настойчивость, с которой Афон пытается решить данный вопрос, истолковывается почти как шантаж. Как сообщает источник в Министерстве Иностранных Дел, при таких условиях «праздник для правительства не существует…»
Вот так вместо светлого праздника с участием иностранных лидеров и выдающихся личностей, историческая дата будет отмечена благодарственным молебном и литией по представителям монастырей, подписавших соглашение с представителем турецкого султана
Из-под власти султана – к новому государству
Афон был освобожден от турков 2 ноября 1912 года, в ходе Первой Балканской войны, когда греческий флот подошел к полуострову Афон. Около 40 вооруженных моряков с эсминца «Фиелла» высадились в гавани Дафни и после двинулись в Карею, где в здании Протата представитель султана передал Святую Гору капитану 1 ранга Папагеоргиу, представлявшему Греческое Королевство.
Тем не менее, «с 1912 г. по 1923 г. продолжалась неразбериха, в связи с вопрсом, кому принадлежит Гора», — говорит в интервью автор книги «Святая Гора и Россия» Константин Папулидис.
Лондонский договор в мае 1913 г. уполномочил Великие Державы решить участь Святой Горы.
Лондонская Конференция послов в ноябре того же года с участием России определила «независимую и нейтральную» автономию Афона, но договор между Бухарестом и Афинами 1913 года включил Гору в новообразованное греческое государство. Позже, Севрский договор (август 1920 г.) узаконил юрисдикцию Греции на территории Афона. Этот процесс окончательно завершился Соглашением в Лозанне в 1923 г.
Хартия Святой Горы Афонской, ратифицированная в 1926 году, устанавливает самоуправление Афонского государства.