Православие на Западе
Многие западные люди – православные и неправославные – отождествляют Православие с национальными Церквями Восточной Европы и Ближнего Востока. Живущие на Западе, возможно, не осознают, что под их ногами святая земля, что им оставлено яркое христианское наследие, которое на протяжении сотен лет было единым в духе с христианством на Востоке и почти не отличимым от него на практике.
В тех землях, где сегодня говорят на немецком языке, православное христианство существовало в той или иной мере с самых ранних дней веры Христовой и вплоть до схизмы 1054 года. Его все еще можно не только найти в древних письменных памятниках и археологических, художественных и прочих исследованиях, но и самим почувствовать его живое присутствие, поклоняясь святым мощам в тех местах, где они сохраняются и чтятся, и читая достоверные жития святых, написанные их ближайшими учениками.
Приход христианства
Приход христианства в немецкоязычные земли был процессом постепенным, растянувшимся более чем на 800 лет. В начале I тысячелетия нашей эры большая часть Западной Европы была заселена кельтскими народами. Римляне завоевали обширные территории континентальной Европы и начали совершать набеги на «Германию», которую в это же самое время заняли германские племена. Проиграв сражение в Тевтобургском лесу в 9 году нашей эры, римляне должны были распрощаться с мечтой подчинить себе всю Западную Европу. Вынужденные оставаться к западу от Рейна и к югу от Дуная, они не имели возможности распространить свою цивилизацию на большей части нынешней Германии, а это означает, что римские земли приняли христианство гораздо раньше германских благодаря своей большей доступности.
Следует помнить, что нынешние немецкоязычные страны не существовали в эпоху миссионерства. Задолго до этого в течение многих столетий переселение племен и изменение границ, войны и развитие языков делали свое дело, результатом которого стало смешение кельтских, римских и германских народов на западе, где говорили на старофранцузском языке, а на востоке появилось несколько королевств, где говорили на старогерманском, употребляя латынь лишь в церкви. Только несколько веков спустя появились Германия, Швейцария, Австрия, Люксембург и Лихтенштейн с их более или менее современными границами.
Христианство на границах Римской империи в эпоху апостолов и мучеников
(33–300 годы нашей эры)
В первые три века нашей эры христианство быстро распространялось из Иерусалима во всех направлениях. Первые апостолы и их последователи говорили о том, что сами видели, знали на опыте и слышали – о жизни, смерти и Воскресении Иисуса Христа и о Его учении. Надежда, дарованная тем людям, чьих сердец коснулось это учение, и образ жизни ранних христиан, так контрастировавший с тем, как жили все вокруг, были заразительны. Благая Весть сначала распространялась через группы еврейских семей, рассеянных по Римской империи, а затем и инородцами – по одиночке или семьями. Так Евангелие пришло в те части Римской империи, которые известны как Галлия (нынешние Франция, а также долины Рейна и Мозеля в Германии), Норик (южная Бавария и северная Австрия) и Реция (Швейцария и районы Германии).
Во многих местах есть указания на то, что проповедовать в эти области были отправлены ученики апостолов, хотя письменных свидетельств об этом не сохранилось. Так, по преданию, один из апостолов Швейцарии святой Беатус[1] принял крещение в Риме от апостола Варнавы и был отправлен с миссией в Швейцарию апостолом Петром. Согласно другим схожим преданиям, ученики апостола Петра приходили в Трир и Кельн, что в Рейнской области.
Многие христиане оказались на границах Рима с землями, о которых мы говорим, в составе римских легионов или будучи имперскими чиновниками; сюда прибывали и купцы-христиане из Греции и Сирии. В римской армии было немало германцев (и даже среди командиров), и вполне возможно, что некоторые из них принимали христианство. Первое письменно зафиксированное чудо в немецкоязычной стране произошло по молитвам христиан из римской армии – 11 июня 172 года на территории нынешней северной Австрии. Римская армия осталась без воды в очень жаркий день, сражаясь с варварами маркоманами и квадами. Армия едва не погибла от зноя, но в ответ на молитвы солдат-христиан Господь послал грозу, восстановившую силы римлян и устрашившую варваров – и они были полностью разбиты.
Хотя преследования христиан на Западе были не такими жестокими, как на Востоке, но и здесь были времена гонений. В 177 году много христиан пострадало в Лионе (Франция); поскольку христианские общины были, скорее всего, и в расположенных недалеко от него городах вдоль Рейна, таких как (германские) Кельн и Майнц, то вполне возможно, что подобные гонения происходили и там. Гонения на христиан на Западе имели место и при императорах Диоклетиане и Максимиане – в начале IV века. Среди тех, кто отдали свою жизнь за христианскую веру в то время, были: святой Маврикий и Фивейский легион[2] – африканские христиане, замученные в месте, относящемся к нынешней Швейцарии; солдаты того же легиона, размещавшиеся и в иных местах, в том числе в Кельне, Бонне и Ксантене (Германия); мученица Афра Аугсбургская[3]; святая дева-мученица Урсула Кельнская и иже с нею пострадавшие[4]; также воин-мученик Флориан с 40 спутниками в Лорше (Австрия)[5].
Роль этих мучеников в распространении христианства огромна. Как только святой равноапостольный император Константин († 337; память 21 мая /3 июня) в 313 году положил конец гонениям на христиан, на могилах мучеников начали возводить церкви, ставшие значимыми местами паломничеств. Люди стекались к ним за утешением и исцелением, зная, что в этих святых, замученных в их родных землях, они обрели своих духовных героев.
От Константина до завоеваний варваров
В начале IV века молодая Церковь жила живой верой, но была все еще малочисленной. Она была представлена в каждом крупном городе Римской империи, но верующие в большинстве случаев собирались в домашних храмах. И эта Церковь была бедной: ее духовенство часто вынуждено было зарабатывать себе на жизнь мирскими занятиями. При Константине все изменилось. Одержав в 312 году победу над Максенцием знамением креста, который был явлен ему в видении, Константин прекратил гонения на христиан и начал их поддерживать. Император дал Церкви свободу, финансовую поддержку, установил ее неприкосновенность, а в 325 году созвал I Вселенский собор в Никее, желая единства среди христиан.
Константин никого насильно не обращал в христианство, но при нем и его преемниках число христиан быстро увеличивалось. Людей привлекал пример святой жизни христиан и их горячая взаимная поддержка. Христианами становились и под влиянием супругов-христиан, и впечатленные многочисленными чудесами – особенно чудесами исцеления, совершавшимися по молитвам святых и по молитвам верующих рядом с могилами мучеников и подвижников. В то же время некоторые принимали христианство в угоду императору, понимая, что крещение станет для них своего рода пропуском к карьере, власти и богатству. Но это дало стимул к развитию самого чистого и самого православного движения того времени – раннего монашества.
Монашество в Галлии IV–V веков
В Египте реакцией на свободу исповедания христианства и обращение большого числа людей ко Христу стал уход многих мужчин и женщин в пустыню ради отречения от всего мирского и стяжания Царствия Небесного. Вскоре жившие на Западе братья по духу познакомились с житиями преподобного Антония Великого и других пустынников, а также письменными творениями тех, кто, как преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, возвратившись с Востока, принесли с собой приобретенный там опыт аскетической жизни. На Западе были и свои подвижники, такие как святой Мартин Турский († 397) и насельники островного монастыря Лерин (основанного в V в.); святые Роман († 460; память 28 февраля / 13 марта) и Лупицин († 480; память 21 марта / 3 июня), которые сначала отшельничали в Юрских горах в нынешней Франции, а затем основали обители там и в сегодняшней Швейцарии[6]. Те части будущих немецкоязычных государств, которые тогда были под властью Римской империи, тоже находились под влиянием этого движения, и пламенно верующие христиане знали, куда надо идти, чтобы всецело посвятить себя Христу.
Переселение германских племен и конец римского владычества
Этому уверенному распространению православного христианства, затронувшему и германские земли, был нанесен серьезный удар в начале V века, когда несколько германских племен, увеличившихся в численности и нуждавшихся в больших пространствах, но теснимых с востока свирепыми гуннами, вторглись на римскую территорию. На этот раз римские войска были вынуждены отступить от германской границы для защиты Рима; сам Рим пал в 476 году – так перестала существовать Западная Римская империя. Германские племена переправились через Рейн и Дунай, нарушив привычную жизнь римских христиан, а нередко и подвергая их опасностям. Храмы часто разрушались и оставлялись на произвол судьбы, а приносившая обильные плоды миссия почти остановилась. Некоторые христиане удалялись под защиту римских крепостей и даже строили храмы в их стенах; другие христиане были убиты. В Австрии христиане держались, сколько могли, но затем бежали в Италию.
В то бурное время Господь послал руководить римскими христианами, оставшимися в северной Австрии и Баварии, святого Северина[7] – замечательного подвижника. Скромный отшельник и паломник, он пришел помолиться в местном храме одного небольшого городка и остановился в доме некоего старого человека. Вдруг он принялся призывать горожан к посту, молитве и милостыне, убеждая, что только так они защитят свой город от захватчиков. Но горожане не вняли его проповеди, и святой «отряс прах от ног своих» и ушел в другое место. Позже человек, в доме которого жил Северин, пришел к воротам этого города в немалом трепете и страхе: предсказание Северина сбылось – его хозяин был единственным, кто выжил во всем городе. Жители другого города прислушались к совету святого, и город избежал той участи, которая постигла первый.
Это было началом выдающейся миссии, и целый регион последовал за прозорливым Северином, чтобы под его руководством спасти свои жизни и души. Он основывал обители, наставлял королей, освобождал пленников, кормил и одевал народ. Он знал заранее, когда та или иная битва будет успешной, а когда надо спасаться бегством. Снова и снова Северин учил народ надеяться только на Бога, а не на свои собственные силы, быть кроткими и щедрыми, какими бы малыми ни были их имения. В конце концов все оставшиеся в живых были собраны в одном месте и успешно перебрались в Италию.
То время породило новых мучеников, убитых завоевателями-варварами. Имена некоторых из них нам известны: это Крескент, Феонест, Аурей и Максим – они служили в Майнце[8] и все приняли мученическую кончину. В больших городах все еще оставались немногие христиане и по одному епископу. Они, носители римской культуры, пользовались уважением варваров, но из-за отсутствия римских военных и гражданских властей епископам приходилось брать на себя все больше и больше светских обязанностей. В результате уровень духовности понизился.
Обращение франков
Германское племя, известное как франки, сначала проживало вблизи, а затем – внутри римских границ; многие франки служили у римлян на военной и государственной службе и порой занимали самые высокие должности. После падения Западной империи в V веке они, как наиболее сильный народ, вскоре завоевали оставшуюся часть Галлии. Затем началась, если можно так выразиться, «миссия наоборот»: завоеватели-франки не стали навязывать свою религию кельто-римлянам, а, живя среди них и подражая им, переняли их культуру и веру. Сначала франки лишь добавляли имена римских языческих богов в свой пантеон; позднее, при святом Константине, некоторые из них приняли христианство, а в 498–499 годах многочисленные поданные франкского короля Хлодвига (ок. 466 – 511) по собственному желанию последовали его примеру и приняли святое Крещение; со временем так поступили и многие другие.
Обращение ко Христу короля Хлодвига было особенно значимым событием и для германских племен, поселившихся в районах, которые никогда не завоевывались римлянами. Подчинение им большей части нынешней Германии и некоторых частей Австрии открыло дверь для миссии в этих землях, которая теперь была под покровительством христианского правителя.
Миссионеры из Галлии
Первыми на эти новые для миссионеров территории пришли монахи и священники из Королевства западных франков, которое было в меньшей мере затронуто завоеваниями. С конца VI до первой половины VIII столетия с их помощью было восстановлено христианство на землях вдоль Рейна и впервые принесено в новые области. Среди этих миссионеров – святой епископ Эвергисл Кельнский[9] и святой Гоар[10], также трудившиеся в районе Рейна; затем – святые Эммерам, Эрхард и Корбиниан в Баварии[11].
Ирландские миссионеры
Примерно в то же время миссионеры стали приходить и из Ирландии. Ирландия, которую никогда не завоевывали ни римляне, ни германцы, приняла христианство благодаря святому Патрику († 460; память 17/30 марта) и другим просветителям; служение Христу процветало в этой стране. Смелые, ученые и придерживавшиеся строгой дисциплины в аскезе, ирландские монахи прибывали в континентальную Европу – по одному или небольшими группами – начиная с VI века. Некоторые селились в лесах, пещерах или на островках, становились местными пустынниками и святыми мужами. О многих таких подвижниках нам почти ничего не известно – мы знаем только их имена. Другие, как, например, святой Колумбан († 615; память 23 ноября / 6 декабря), основывали монастыри, имевшие огромное влияние. Колумбан и 12 его спутников учредили три монастыря во Франции, монахи которых, отправляясь в странствия, основывали новые обители во Франции и Швейцарии. Ученик святого Колумбана преподобный Галл († ок. 645?; память 16/29 октября), муж великой учености и смирения, поселился недалеко от Констанцкого озера и стал просветителем Швейцарии, первым принеся христианство жителям гор и долин региона. Знаменитый монастырь Санкт-Галлен позднее был возведен на месте его трудов другим святым – на этот раз уроженцем здешних мест – святым Отмаром[12].
Соотечественник святого Галла святой Фридолин († 540; память 6/19 марта) из Бад-Зекингена трудился подобным образом в районе Верхнего Рейна, обратив ко Христу алеманнов юго-западной области нынешней Германии.
Вера и ученость, а также культура земледелия и художественное мастерство, принесенные ирландцами в континентальную Европу, часто сильно отличались от уровня христианства и культуры, остававшихся там. Школы к тому времени почти исчезли, а римские города и дороги были уничтожены или пришли в ветхость. Значительные территории, никогда не бывшие под властью Рима – как и в большинстве своем новые народы, незадолго до этого поселившиеся в Галлии, Норике и Реции, – были, конечно, совершенно не знакомы с христианством. Приезжая в Европу на протяжении 500 лет, ирландцы часто закладывали прочный фундамент православного христианства, святости и возрождения, сохраняя свои культурные сокровища и навыки в искусстве и письме. Несколько хорошо известных святых, бывших ирландцами по происхождению, просияли в Германских землях: это святители Виргилий (апостол Каринтии; † 784; память 26 ноября / 9 декабря) и Руперт (апостол Баварии и Австрии; † ок. 717; память 27 марта / 9 апреля) Зальцбургские; святой Киллиан Вюрцбургский, апостол Франконии († 689; память 8/21 июля); святитель Арбогаст Страсбургский († ок. 678; память 21 июля / 3 августа; отличался необычайными мудростью и смирением); святитель Альбин (Виттан) Бурабургский, апостол Тюрингии († ок. 760; память 26 октября / 8 ноября), и преподобный Альто, основатель монастыря Альтомюнстер в Баварии († ок. 760; память 9/22 февраля).
Однако именно англам и саксам надлежало вернуться в континентальную Европу, чтобы обратить в веру своих германских братьев («старых саксов», как они их называли), а вместе с ними фризов и другие народности и таким образом завершить обращение Германии в христианство.
Англо-саксонские миссионеры и их ученики
Германские народы англы и саксы завоевали Англию и, благодаря усилиям Рима и Ирландии, обратились ко Христу в VII веке. Воспламененные духовным рвением, некоторые из них решили вернуться в континентальную Европу и принести слово Божие своим братьям-язычникам. Самым значимым англо-саксонским миссионером на территории нынешней Германии был великий святой Бонифаций, известный как просветитель Германии († 754; память 5/18 июня). Этот стойкий и наделенный многими талантами муж принялся исправлять заблуждения, порочность и ереси оставшихся христианских общин. Он посещал непросвещенные районы Германии, где люди все еще практиковали человеческие жертвоприношения, гадания и служение демонам, и утвердил порядок в Церкви расстроенной войной и «миссионерством» случайно забредавших в эти края монахов. Он имел удивительную способность привлекать к себе крепких помощников, и со временем три соотечественника приехали помогать ему в Германии: это были святые Виллибальд († ок. 786; память 7/20 июля), Винебальд († 761; память 18/31 декабря) и Лулл († ок. 787; память 16/29 октября). Ведя переписку с английскими игуменьями, святой Бонифаций смог вдохновить нескольких святых жен, среди которых были преподобные Лиоба († ок. 781; память 28 сентября / 11 октября) и Вальбурга († ок. 779; память 25 февраля / 10 марта), на основание женских монастырей и начало миссии в Германских землях.
К концу своей жизни святой Бонифаций учредил епископские кафедры в Майнце, Регенсбурге, Эйхштетте и Зальцбурге; он обновил духовенство, погрязшее в грехах и христианское лишь по имени; крестил и стал просвещать огромное число людей. Рукоположив святого Лулла своим преемником на епископской кафедре, святитель оставил основные центры миссии (германские земли Тюрингии, Гессена и Баварии) и, взяв с собой свой погребальный саван, направился во Фризию (ныне часть Нидерландов), где, уже в преклонных летах, вместе с 42 спутниками принял мученическую смерть от язычников после успешных миссионерских трудов в этих землях. Святой Бонифаций погребен в своем монастыре Фульда в Германии.
Просвещение северной Германии
Север нынешней Германии в основном занимали племена фризов и западных саксов. Они крепко держались своих языческих богов, а к христианству относились как к религии, которая подчинит их чужеземным завоевателям. Дело в том, что Карл Великий в конце VIII века из политических соображений желал обратить в христианство саксов, которые, занимая побережье Северного моря, оттуда тревожили его королевство. Но, в отличие от своих славных предшественников – императора Константина и короля Хлодвига, Карл Великий делал это с грубым насилием, что привело к восстанию. К счастью, истинные святые Божии тоже трудились в этих краях ради обращения умов и сердец людей ко Христу через любовь и кротость.
Тремя самыми ранними известными миссионерами в этой области были святой Свитберт и два святых с именем Эвальд[13]. Святитель Свитберт просветил саксонское племя бруктеров, позднее рассеянных из-за вторжений. Святые Эвальд Темный и Эвальд Светлый были англо-саксонскими миссионерами, пытавшимися обратить в веру саксов. Но, когда они ожидали встречи с местным вождем, их убили его люди, не желавшие расставаться со своими идолами.
Святой Лиудгер[14], благодаря своим личным качествам и тому, что вел проповедь в более позднее время, стал самым успешным миссионером среди фризов и саксов. По Божиему Промыслу, его дед покинул королевство фризов, когда те были еще варварами: человек доброжелательный и честный, он не смог жить среди людей жестоких нравов. Он и вся его семья затем приняли христианство в Королевстве франков.
Когда западная Фризия (Нидерланды) была завоевана франками (уже христианами), семья святого Лиудгера вернулась на родину и обосновалась недалеко от Утрехта. Их дом был открыт для великих христианских миссионеров того времени, и юношей Лиудгер знавал святого Бонифация – незадолго до его мученической кончины. И история его семейства, и эти встречи с миссионерами пробудили в сердце святого Лиудгера желание принести Благую Весть варварам. Его умение бегло говорить по-фризски, хорошее знание верований и обычаев фризов, а также глубокое понимание монашества, полученное в Утрехте (Нидерланды) и Йорке (Англия), могли способствовать успеху этого начинания.
Когда восточные фризы в северной Германии были покорены франками, святому Лиудгеру отвели для проповеди пять районов Фризии, ранее яростно сопротивлявшихся христианству. Но теперь фризы согласились стать христианами, если им будет послан учитель, который сможет говорить с ними на их языке. Святому дважды приходилось покидать эти земли из-за начинавшихся волнений, но это его не остановило: Лиудгер много странствовал по этим местам, уча и строя небольшие деревянные храмы и монастыри, и в итоге привел весь край ко Христу.
Позднее он отказался от епископства в прославленном городе Трире, чтобы распространить свою проповедь и на живших по соседству саксов, которых завоевали франки при Карле Великом. Здесь он принял сан архиерея и стал первым епископом Мюнстера. Наконец, он основал большой монастырь с уставом святого Бенедикта в городе Верден на реке Рур (в нынешнем Гессене), который собрал монахов из Фризии, Саксонии и Франконии; на этом месте святой Лиудгер и пожелал быть погребенным – здесь же его мощи почитаются по сей день.
В землях немного севернее другой миссионер – святитель Виллехад († ок. 789; память 8/21 ноября), приехавший из Англии, – стал первым епископом Бременским и принес Святое Евангелие в области вокруг Бремена и Ольденбурга.
Пруссия
Последней важной частью нынешней Германии, просветившейся во Христе, была Пруссия, лежавшая на востоке. Ей, однако, так и не суждено было стать православной, поскольку жившие здесь люди долгое время придерживались языческих верований и отчаянно отвергали христианство, умертвив первых двух известных миссионеров, пришедших в их края: святого Адальберта Пражского († 997; память 23 апреля / 6 мая; проповедовал также в Польше и Венгрии) и святого Бруно Кверфуртского († 1009; память 19 июня /2 июля)[15]. Пруссы стали христианами лишь когда были насильственно обращены римо-католическими миссионерами в 1249 году.
Православие в Германии после великой схизмы
В современные Германию, Австрию и Швейцарию Православие принесли эмигранты, которые в течение последних 100 лет приезжали сюда из России, Сербии, Болгарии, Греции и других православных стран в поисках работы или как беженцы. Теперь во всех немецкоязычных странах существуют православные приходы, есть также сербский монастырь (скит святителя Спиридона) в Гайльнау, в Германии, службы в котором проходят в основном на немецком языке. (Регулярные православные богослужения стали проводиться в Германии, в Штутгарте, с 1816 года (год свадьбы принца Вильгельма и российской великой княгини Екатерины Павловны. – Примеч. пер.); постоянная церковь освящена в 1895 году. В Швейцарии, в Женеве, русский православный храм существовал с 1866 года, а в Австрии, в Вене, – с 1899 года). Ищущие немцы сегодня открывают для себя Православие.
Мы также знаем о нескольких уроженцах Германии, покинувших родную страну и впоследствии ставших православными святыми в России. Из них наиболее известны: святые Христа ради юродивые Прокопий Устюжский († 1303; память 8/21 июля), Исидор († 1474; память 14/27 мая) и Иоанн Милостивый († 1580; память 3/16 сентября) Ростовские; царица-мученица Александра (Романова; † 1918; память 4/17 июля) и преподобномученица великая княгиня Елисавета (Романова; † 1918, память 5/18 июля). Все они, вместе с молодым мучеником Александром (Шморелем; 1917–1943; прославлен РПЦЗ, память 30 июня / 13 июля), членом движения сопротивления «Белая роза» при нацистском режиме Гитлера, глубоко почитаются современными православными христианами, живущими в Германии.