В рамках обсуждения Проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению» свое мнение высказал протоиерей Владимир Гамарис, благочинный церквей Раменского округа Московской епархии, настоятель Троицкого собора и Борисоглебской церкви города Раменское Московской области.
На мой взгляд, документ этот в первую очередь надо читать как пастырско-богословский. Некоторые в своих отзывах о Проекте документа «О подготовке ко Святому Причащению» пишут, что «надо готовиться всей жизнью». Но разве это отменяет очищение души в Таинстве Покаяния перед Причащением, как того требует святитель Феофан и все святые нашей Церкви нескольких веков? Плохо, если у человека формальная исповедь. Говение для того и необходимо для мирских людей, которые постоянно пребывают в суете, в полезных трудах и в неполезных развлечениях, чтобы хотя бы перед Святым и Божественным Причастием отринуть суету, подышать кислородом вечности. Исповедь будет формальной у того, кто дерзнет на бегу, без всякой духовной и телесной подготовки подходить к Чаше.
Святитель Феофан Затворник пишет в «Письмах разным лицам о разных предметах веры и жизни», что когда ждешь дорогого гостя, то весь дом свой уберешь, вычистишь, омоешь – так как же ты, надеясь принять в храмину души своея Гостя Божественного, дерзаешь не предочистить душу в Таинстве Покаяния? Сложившийся порядок духовной жизни сформировался в нашей Церкви не сразу и существует веками. Миллионы людей спасались и спаслись в нашей Церкви.
В наших храмах в последние годы стало особенно много прихожан. Вижу, как много людей среднего возраста, как много молодежи и детей стали посещать храм. Для того, чтобы всем было удобнее исповедоваться и причаститься, мы стали по воскресным и праздничным дням служить три литургии: раннюю и позднюю в соборе, а между ними – «детскую» в Борисоглебской церкви. Детей так много, что мы при храмах даже устроили детские площадки для самых маленьких. Всё это свидетельствует, что наша Русская Православная Церковь на верном пути, что порядок духовной жизни у нас правильный.
На нашу Церковь с надеждой смотрит весь мир христианский, видя ее духовную силу. Думаю, что не следует нам с восторгом копировать обычаи духовной жизни за рубежом, у тех, кто сами свидетельствуют о своем духовном упадке, о том, что многие из их прихожан не имеют желания приходить на исповедь и жить духовной жизнью. Ломая сложившийся порядок нашей духовной жизни, мы рискуем разрушить ее у миллионов мирян.
Кстати, вопрос не в частоте причащения. Можно спастись и можно погибнуть и при сверхчастом, и при сверхредком причащении. Частота причащения зависит от внутреннего состояния человека. Святой праведный Иоанн Кронштадтский причащался почти ежедневно, он непрестанно молился, благоговел, пребывал в постоянном покаянии и смирении.
Противники Проекта документа утверждают, что многовековой опыт нашей Церкви, требующей подготовки, благоговения, поста, молитвы и исповеди перед Причастием, можно якобы перечеркнуть. Это страшно по своим последствиям. Отмена исповеди перед Причастием приведет к тому, что большинство перестанут ощущать потребность в исповеди, а многие совсем перестанут исповедоваться. При этом будут сверхчасто причащаться без покаяния… в осуждение. Как об этом пишет святой апостол Павел – см.: 1 Кор. 11: 29.
Достойный и очень своевременный Проект документа о подготовке к Причастию был разработан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики, затем отредактирован специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ. Далее проект был направлен на изучение в комиссию Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, после чего был доработан редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является патриарх. Однако в интернете этот документ иногда подвергается нападкам. В интернете малая часть Христова стада, зато на многочисленных форумах полно злопыхателей, людей неверующих или духовно неопытных. Мнящиеся быти мудрыми предлагают исповедоваться редко, а причащаться часто. Но нам заповедано покаяние, как пишет подвижник благочестия Никон (Воробьев). Нам всем необходимо частое, глубокое, слезное покаяние.
Подавляющее большинство священнослужителей и практически все прихожане считают, что порядок подготовки к Причащению, который описан в этом проекте, является правильным и самым достойным для христианина. Особенно опасно нарушить веками сложившийся в нашей Церкви порядок духовной жизни, когда исповедь предваряет Причастие.
Проект общецерковного документа содержит важнейшее положение: «В период говения готовящийся ко Святому Причащению совершает испытание своей совести, предполагающее искреннее раскаяние в совершенных грехах и открытие совести перед священником в Таинстве Покаяния. Исповедь перед причащением является неотъемлемой важной частью говения, поскольку не только очищает душу для принятия Христа, но и свидетельствует об отсутствии канонических препятствий к участию в Евхаристии». Эти слова вызывают неприятие церковных либералов, которые против многовекового опыта Церкви. Недавно один из них сам свидетельствовал в своем блоге в «Facebook», что его же прихожане не хотят ему следовать, с ужасом слушают его предложение причащаться без исповеди.
Господь Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, и святой Предтеча Спасов Иоанн начали свою проповедь со слов: «Покайтеся, ибо приблизилось Царствие Небесное». Покаяние и непрестанная молитва – об этом говорили и писали и святые апостолы Христовы, и древние и современные нам святые преподобные и праведные. Об этом все книги, все письма, все наставления и преподобного батюшки Серафима Саровского, и праведного батюшки Иоанна Кронштадтского, и святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана Затворника, и преподобных Льва, Макария, Амвросия, Варсонофия, Никона и всех святых преподобных Оптинских старцев. В монастырях новоначальные иноки находятся на ежедневном и даже ежечасном откровении помыслов старцу, которому при постриге их вручил игумен обители.
Много грешим мы в миру. Во многих духовная жизнь едва теплится. Если отменить обязательность исповеди перед Причастием, то довольно скоро произойдет то же, что происходит сейчас в некоторых Церквах дальнего зарубежья: значительная часть прихожан перестанет ощущать потребность в частой исповеди, а некоторые и даже совсем исповедоваться. В Западной Европе храмы полупустые. Мне приходилось недавно слышать от немецких католических священников, что у них возникла проблема, когда исповедь оторвали от Причастия: все причащаются, никому не могут отказать в этом, но некоторые совсем не исповедуются и даже демонстративно, открыто пребывают в страшных грехах. А священник лишен возможности на ставшей у них необязательной исповеди воздействовать на прихожанина, не может его духовно подправить…
Веками в России духовная жизнь строилась на связи этих таинств: покаялся и причастился, а иногда и покаялся, но пока еще не причастился. Нам же современные введенские предлагают разрушить духовную жизнь миллионов православных верующих России и отвергают этот проект, отредактированный в духовных академиях и предварительно одобренный структурами Межсоборного присутствия и самим Святейшим Патриархом.
Болтают о возвращении апостольских обычаев те, кто забывает, что Церковь в своей духовной жизни переживала разные периоды развития. Во времена апостолов не было монашества, не было учреждено Патриаршество, не было постов в их нынешнем виде, не было иконостасов. Что же, отменим всё это в угоду лжеименному разуму? Отменим духовную традицию и обычаи Церкви, в которых воспитывались и спасались десятки поколений православных русских людей? И святые новомученики и исповедники Церкви Русской, пострадавшие в советское время, воспитывались и духовно возрастали именно в этой традиции говения перед Причастием. Говение – от слова благо-говение.
В XIV веке святитель Григорий Палама в своей проповеди «О Святых и Страшных Христовых Тайнах» прямо указывает на необходимость исповеди перед Причастием: «Если же с дурной совестью и не получив, благодаря исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их… мы приступаем [к Святым Тайнам], то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божии щедроты и терпение Его к нам».
«Редкая исповедь в грекоязычных Церквах – порочное явление. Оно возникло в силу того, что большинство православных священнослужителей, служивших в XIX веке под османским игом, были безграмотными. Мало кому из них благословлялось исповедовать народ, и, таким образом, взаимосвязь двух Таинств была утрачена. Мы всё-таки говорим о духовном возрастании человека… Оно должно быть проявлением духовной зрелости верующего. Мы понимаем, что человек может возрастать духовно или если он регулярно приходит на откровение помыслов, или приступает к исповеди, поэтому совершенно разделить эти Таинства нельзя… Знаю, что в Американской Православной Церкви прихожане месяцами могут не исповедоваться, но причащаются очень часто. Я считаю, что это – порочное явление, которое неоправданно», – считает и архиепископ Германский и Великобританский Марк (Арндт).
Противники исповеди перед Причастием утверждают: перед Пасхой и другими праздниками много причастников, тяжело стоять в толпе на исповедь, поэтому надо исповедь отменить и причащаться без исповеди. Им отвечает святитель Иоанн Златоуст: «Я знаю, что многие у нас приступят к этой Священной Трапезе по случаю праздника. Итак, должно, как я часто и прежде говорил, не праздники наблюдать, чтобы приобщаться, а очищать совесть и тогда касаться Священной Жертвы. Преступный и нечистый не имеет права и в праздник причащаться этой Святой и страшной Плоти; а чистый и омывший свои погрешения искренним покаянием вправе и в праздник, и во всякое время причащаться Божественных Таин и достоин наслаждаться Божественными Дарами. Но поскольку, не знаю почему, некоторые не обращают на это внимания, и многие, исполненные бесчисленных грехов, видя наступивший праздник, как будто побуждаясь самим этим днем, приступают к Святым Тайнам, на которые и смотреть не должно находящимся в таком состоянии, то тех, которые известны нам, мы сами непременно удалим, а неизвестных нам предоставим Богу, Знающему тайны помышлений каждого; теперь же постараемся исправить то, в чем все явно согрешают…» (Слово в день Богоявления, 4)[1]. Ср. с его же «Словом на Рождество Христово»[2].
Проект документа Межсоборного присутствия мне понравился. Хотелось бы, чтобы он был принят без изменений или с минимальными изменениями, без искажения его основных тезисов.
В Греции не одобряют причащение без исповеди. Там просто поощряют,чтобы люди были личностями, а не баранами из стада. Личности разные и подходы к ним разные, священники имеют свободу сами решать кому и как исповедоваться и причащаться наблюдая за духовным состоянием чад Церкви. И ещё один важный момент-не каждый священник имеет право принимать исповедь, помимо хиротонии, у греков есть ещё и хиротесия,этот момент достоин большего внимания, кстати, чем тема данной статьи. Это ненормально, когда рукополагаемый (часто вопреки канонам) 25-летний юнец,не имеющий никакого духовного опыта и даже житейского принимается исповедовать людей проживших целую жизнь. Вот такое в греческой церкви исключено,и к исповеди через хиротесию допускают зрелых пастырей,проводят отбор,так сказать. Много ещё что есть сказать, да нет желания.
Вобщем,не понравилась мне эта статья своей тенденциозностью,к счастью пара-тройка мудрых комментариев немного утешила.
Не бунтуйте. Становитесь священником,и учите людей Истине Христовой,ведите их ко спасению. А если не можете понести этот Крест,то выньте бревно из своего глаза,прежде чем попытаетесь вынуть скалку из глаза брата Вашего,священника.
Мирянин - член Церкви, а не прислуга, которой "неэтично" задавать вопросы барину.
Если кто-то руководит духовной жизнью других, то пусть соответствует своему служению.
Что касается исповеди священников перед Причастием, хочется заметить следующее. Никто не отрицает такой необходимости, однако ссылаться на практику подготовки священства во время разговора о практике подготовки мирян, на мой взгляд, неэтично и очень напоминает попытку праотца Адама избежать разговора о своей вине.
а) когда Церковь дает нам неограниченную или почти неограниченную свободу выбора (например, определить в какое точно время читать домашнее молитвенное правило);
б) когда предоставляемая нам свобода выбора ограниченна (послаблять свой пост или нет);
в) когда свобода выбора не предоставляется (например, совершать блудный грех или нет) - и соответственно выбирать что-то, если выбор благословлен, или смиренно исполнять, если выбор не предоставлен. Мы можем, пренебрегая вековой аскетической практикой Церкви, подходить к Чаше без исповеди (чтобы не тратить время на стояние в очереди, к примеру), но в таком случае мы можем и разговляться не на Рождество, а на Новый год, мотивируя это тем, что в первые дни января, когда у многих родных и близких выходные дни, лучше как следует повеселиться с ними, а не устрожать пост, как велит Церковь.
Уважаемая Ольга,этим человеком "не в брачной одежде", в очах Божьих может быть каждый из нас. Какими мы видим сами себя,и какими видит нас Господь - не всегда одно и то же. Некоторые Святые Отцы Церкви даже не дерзали называть себя ПРАВОСЛАВНЫМИ(хоть в жизни были именно такими). Потому что быть православным - это ПРАВИЛЬНО славить Бога,жить святой жизнью,быть святым.
..."Почему священнослужители требуют определённого благочестия от мирян (обязательная исповедь перед причастием), а от себя этого не требуют? Ответа так и нет".
ПОЧЕМУ? - это не тот вопрос, спросите: К ЧЕМУ? - и Вы от этого только выиграете... Но если Вас всё равно смущает, то и тогда ответ есть:
..."Итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают"…
Лично меня очень смущает то, что Вы и другие подобные Вам комментаторы "доматываются" до священников... и видимо не понимаете, что только вредите себе...
Господь с них спросит за нас, а с нас за них - нет.
Ох, не понимаете, как опасно ходите...
Уважаемый читатель,как жалко,что я не знаю Вашего имени,а то батюшке записочку на проскомидию с Вашим именем подала бы(думаю,что Вы человек воцерковленный,если священнику рассказываете кого поминать на проскомидии,а кого нет). И помолилась бы о Вас,так как вижу,что человек Вы добрый,а таких Господь спасает,потому что добро то ведь оно от Бога исходит. Но лучше Вам,наверное,действительно,поехать на Афон,да пожить там,помолиться,углубиться в себя,в свою душу,в свои немощи и грехи. Только не говорите уже там священникам,кого им поминать на проскомидии,они ведь священники и сами за свои дела отвечать будут,а Вы - за свои. Просто спасайте свою душу,и пусть в нее войдет мир и любовь Христова.А там и другие,глядя на Вас,будут спасаться. Благодарите Бога,что Он привел Вас в Православие,и оставьте возможность Ему Самому решать судьбу тех,кто не в лоне Православной Церкви. Наше дело - молиться за всех,а дело Христа - спасать. Он ведь Спаситель всех тех,за кого умирал на Кресте. А умирал Он,по любви Своей,за весь род человеческий.
Уважаемая Елена(Украина), Вам не кажется, что "демагогию" разводите Вы?
А про общение с некоторыми священниками могу рассказать. Одному священнику как-то сказал, что нельзя на проскомидии поминать латинян, так как они не члены Церкви. Разговор закончился тем, что священник мне сказал : "Езжайте на Афон и там молитесь."
Другому священнику я сказал, что нет спасения вне Православной Церкви, а он заявлял мне , что он верит в то, что спасутся все "добрые" люди.
Так что , если какого-то священника интересует мнение меня грешного, то я не откажусь дать ответ о своём уповании.
Если Вы такие любопытные,то задайте Ваш вопрос непосредственно самому священнику,чтобы не разводить "демагогию" на православном сайте. Не бойтесь,подойдите к любому священнику и спросите,и получите для себя исчерпывающий ответ на всю оставшуюся жизнь. Писать тут,когда тебя не знают и не видят,легче всего. А Вы пообщайтесь со священником наяву и задайте ему вопросы,которые Вас интересуют. Если такие смелые,то будьте смелыми до конца уже,и в реальной жизни тоже.
На иерейском кресте написано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою».
Возникает вопрос, если так обязательно мирянам исповедоваться перед каждым причастием, то почему иереи не хотят начать с самих себя? Где пример, где образец для верных?
И никакого внятного объяснения тут не написали, почему для священника можно исповедоваться, когда ему угодно.
Тут разговор вообще не о грехах священников, а о том , что они руководят духовной жизнью ДРУГИХ людей. И каждый христианин обязан испытывать, а не слепой ли пытается быть поводырём.
Почему священнослужители требуют определённого благочестия от мирян (обязательная исповедь перед причастием), а от себя этого не требуют? Ответа так и нет.
Елене(Украина).
"Но Вы так и не ответили на вопрос, что же мешает таким молитвенным , таким благоговейным священникам исповедоваться перед каждым причастием?"...
Читатель, а откуда Вы знаете, что священники, во-первых, не исповедуются перед каждым причастием, а во-вторых - Вам какое дело до грехов других людей? Вы что ли за них на Страшном суде отвечать будете?
Наверное, есть такие священники, которые не исповедуются, и если это не уважительная причина (если один на приходе - это одно; а если больше одного, значит, они в алтаре друг другу исповедуются, но прихожане этого не видят) -он потом на исповеди покается - и Господь его простит, а на Вас грех осуждения священника, который предстоит пред ПРЕСТОЛОМ, так и останется. Как практика показывает, лучше быть внимательнее к своим ПРЕГРЕШЕНИЯМ (а мы их часто вообще не замечаем...), а со священнослужителями Господь Сам разберётся. Не плачте о них, как дщерь сионова, о себе плачте...
Церковь это не партия, это живой организм Богочеловека Христа. А поскольку все мы живые люди, то и подход должен быть как к живым людям, а не винтикам одного большого механизма.
Елене(Украина).
Но Вы так и не ответили на вопрос, что же мешает таким молитвенным , таким благоговейным священникам исповедоваться перед каждым причастием?
Как Вы пишите, они столько молятся, столько на себе несут, а вот исповедаться (как они требуют от мирян) -- для священника "запредельная" нагрузка? Так что ли?
Где вы взяли, что кто-то тут из мирян примеряет на себя священство?
Просто необходимое для спасения состояние души одинаково[!] и для священников, и для мирян.
Сан священный автоматически не делает праведным. Иуда Искариот был апостолом, и избрал Иуду апостолом Сам Господь Иисус Христос. И апостольство не помешало Иуде предать Господа.
Почему же священники могут исповедоваться, когда им вздумается? Я никому не указываю, я просто спрашиваю.
Таинство исповеди для всех, а не для мирян только.
И вообще-то,если не ошибаюсь, именно миряне[!] должны говорить при хиротонии -- "аксиос", если считают человека достойным.
В отличие от духовенства, миряне не имеют Божественную благодать священства, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», преподаваемую при рукоположении от епископа. То, что входит в служебные обязанности епископа, священника и диакона, совершенно не имеет никакого отношения к мирянам и простым монахам. В таинстве хиротонии священнослужители получают особый дар благодати служить Жертвеннику Господню. И поэтому то, что позволительно священнослужителю, то может быть крайне опасным, как в духовном, так и в физическом отношении, для не защищенного священническою благодатью рядового мирянина."
Это католицизм, избранность есть конечно но особая балгодать которая разрешате делать то что мирянам не дозволе в плане покаяния. Раз священник то все грехи покрыты.
Просто вы уставщики держитесь за устав. Заменили им Бога, по римскому обычаю Бога нет есть папа у вас священник которому дозволено то что не дозволено вам.
Сами священники собираются перед каждым причастием исповедоваться?
Если не собираются, то почему?
Потому, что "несмь якоже прочии человецы"???
А Вы собираетесь готовиться перед каждой службой так,как это делают священники? Можете ли молиться столько,сколько молятся они? И будете ли отвечать перед Господом за всю паству так,как будут отвечать они? И вообще,по плечу ли Вам священнический крест? Думаю,что нет,иначе бы не задавали такие вопросы,а стояли бы у дверей храма и молились бы словами: "Боже,милостив буди мне грешному(грешной)".
Мы всё стараемся облегчить свою жизнь! Бабушка моей жены, Ефросиния(вечная ей память), говорила:"Самое трудное в жизни это за больным ходить(ухаживать) и Господу молиться!"
Она имела ввиду, что молитве надо отдать всего себя, иначе и нельзя!!! А подходить к Причастию не иповедовав душу нельзя!!!
Меня возмутило в статье то,что благоговейно и со слезами очищения подойти к Чаше можно только после исповеди!!!Таинство Покаяния и Исповедь это РАЗНЫЕ ВЕЩИ!!!!Покаяние приходит когда мы молимся и КАЕМСЯ-то есть имеем общение с Господом!!!А простите задерживать чувства покаяния до будущей исповеди как -то не получается.Если вы внимательно следите за службой,слушаете молитвы и сами молитесь,то и благоговение и слезы и состояние недостоинства!!!И для этого не нужно выстаивать многочасовую очередь на исповедь.
Исповедь перед Святым Причастием не нужно не отменять и не вводить в обязанность!!!Никакие отцы церкви никого не принуждали.Мы миряне и правила монахов навязывать нам просто безумно!!!
_________________________________________
1. На Балканах есть исповедь перед причащением. И традиционные священники это совершают непременно. Обновленцы - нет.
2. У греков есть примеры, когда некоторые миряне годами не исповедуются(!), но при этом причащаются каждую неделю, без подготовки, разумеется.
При этом, в XIV в. свт. Григорий Палама в своей проповеди “О Святых и Страшных Христовых Тайнах” прямо указывает на необходимость Исповеди перед Причастием: “Если же с дурною совестью, и не получив, благодаря Исповеди, отпущение грехов от приявшего власть разрешать и связывать их, и прежде чем обратиться к Богу, прежде чем исправиться по правилу благочестия, мы приступаем [к Святым Тайнам], то, конечно, это делаем в суд себе и на вечное мучение, отталкивая от себя и самые Божие щедроты и терпение Его к нам”.
Не вводите в заблуждение братьев и сестер своими демагогическими рассуждениями. По-Вашему, апостол Павел не понимал, что абсолютного достоинства у человека перед Чашей быть не может, когда говорил о необходимости испытания?
Итак, стирание границ между священством и мирянами представляет собой чистый протестантизм.
Отделение священства (клириков) от мирян (лаиков) было и в Ветхом Завете, и в Новом. И подтверждение этому – наличие самого посвящения в священнослужители (в христианской Церкви – таинство хиротонии). А когда миряне пытались беззаконно восхитить себе права священства, это заканчивалось весьма плачевно."
Что касается священников:
_________________________
"Многие неофиты задают вопрос: «Почему служащим священнослужителям можно причащаться за каждой литургией и не исповедоваться перед каждым причащением, а мирянам нельзя?»
В отличие от духовенства, миряне не имеют Божественную благодать священства, «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», преподаваемую при рукоположении от епископа. То, что входит в служебные обязанности епископа, священника и диакона, совершенно не имеет никакого отношения к мирянам и простым монахам. В таинстве хиротонии священнослужители получают особый дар благодати служить Жертвеннику Господню. И поэтому то, что позволительно священнослужителю, то может быть крайне опасным, как в духовном, так и в физическом отношении, для не защищенного священническою благодатью рядового мирянина.
Причастие и исповедь - два отдельных Таинства, и можно исповедаться, но не причаститься. А бывает, что праздник выпадает на понедельник, и если вчера причащался и никакой грех не мучает - вот в таком случае, думаю, батюшка может благословить на причастие без исповеди. Подобные случаи нужно оставить на усмотрение священников.
А обязательность исповеди перед причастием сохранить! Иначе наша и без того слабая духовная жизнь на этом прекратится.
..."Интересное наблюдение: сторонники традиции исповедываться перед Причастием, крайне редко упоминают о том что нет такого догмата"...
"Для того, чтобы с обычной мирской точки зрения понять предписание этого правила, воспрещающего поститься в воскресение и субботу (кроме Великой субботы), следовательно, и во время четырех установленных церковью постов, необходимо помнить, что здесь говорится о сухом посте (сухоядение), когда воспрещается есть целый день до вечера, а вечером разрешалось принимать только строго постную пищу без рыбы (монахам одно сочиво без елея в 223-м правиле Номоканона при Б. требнике). Следовательно, не должно понимать этого правила так, что каждую субботу и воскресение, даже и во время четыредесятницы, разрешается есть рыбу и мясо, - в эти дни воспрещается только сухоядение и разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни постных недель [185]".
(Правила Православной церкви с толкованиями еп.Никодима)
ЧИТАТЕЛЬ, Сергий - вам-то что за дело до исповеди священников? Вы за них на Страшном суде отвечать будете?
"Чем чужие грехи считать, трудиться, не лучше ли на себя оборотиться?"
Сами священники собираются перед каждым причастием исповедоваться?
Если не собираются, то почему?
Потому, что "несмь якоже прочии человецы"???
Еще момент. Большая часть прихожан (в силу загруженности в будние дни) имеет возможность причаститься в воскресный день. Сторонники соблюдения традиции предполагают наложение дополнительного поста. Субботний день,перед Причастием в воскресный день, получается постным. И это не смотря на 64 апостольское правило, которое под угрозой извержения или отлучения, запрещает поститься в субботние д ни (кроме Великой субботы) и воскресные дни. И ради чего нарушать догмат под угрозой отлучения? Ради соблюдения традиции.
Интересное наблюдение: сторонники традиции исповедываться перед Причастием, крайне редко упоминают о том что нет такого догмата
Что исповедь и Причастие это два разных, не зависящих друг от друга таинства.
Последний момент. Исповедь перед Причастием не дает полного очищения, все равно остаемся не достойными.
Когда я впервые исповедовалась и причастилась после перехода в Православную Церковь, это было что-то неземное. Такое ощущение, будто на небесах побывала... Никогда не забуду этого. Исповедь перед причастием - это огромный дар Божий нам, немощным. Сейчас я причастие без исповеди воспринимаю как немыслимую дерзость.
Добавлю еще, что у католиков евхаристический пост (пост перед причастием) около часа, особой молитвенной подготовки к причастию не требуется, причащаться можно хоть два раза в день, единственное условие - не опоздать на вторую мессу, на которой планируешь причаститься. Сейчас я воспринимаю все это, как... сложно подобрать слова, ...как профанацию, что ли.
Чтобы духовно расти, человеку нужно с Божьей помощью преодолевать себя, свои немощи, свои страсти. Нужно делать усилия. В западной (католической) церкви все направлено на то, чтобы человеку было удобно, комфортно, не приходилось лишний раз переступать через себя. Но это тупиковый путь. Молюсь о том,чтобы Святая Православная Церковь ни в малейшей степени не последовала по этому печальному пути. Верю, что не последует.
Зачем же превращать посещение Храма Божьего в места досуга,где не надо чиститься, чтобы посидеть за столиком, поболтать о вере, приняв какое-то зелье.
Батюшка написал отличную статью. Да услышат слова статьи христиане, желающие слышать.
You are right. unfortunately, the OCA church has lost the tradition. There is not only luck of confession, but also I witnessed an altered Liturgy. For example, in our OCA church in San Antonio the priest stops the Liturgy somewhere in the process of preparing the Holy Gifts. Then, he comes out and blesses the basket for donations. Then, he goes back inside the altar to continue preparing the Gifts. While he continues, some person walks around the church and gathers the donations. Right after the donations are gathered the priest comes out to give the communion. Can you imagine that?
и отличается Православная Церковь от всех остальных,что несмотря на многие соблазны,искушения и новшества,все же хранит в чистоте то,что было передано ей святыми апостолами и Самим Господом нашим Иисусом Христом. Наша Церковь - большой Корабль в бурном житейском океане. Если хотим спастись,а не погибнуть за бортом,то нам,пассажирам,нужно исполнять устав и подчиняться порядку на Корабле.Матросы(священники)ведь подчиняются.Это Божественный порядок Любви. А Любовь не отрицает чистоты и слаженности во всем. И пассажиры не должны недооценивать помощь матросов,им приходится каждый день бросать спасательные круги за борт,чтобы спасти оттуда вольно плавающих и тонущих. Этот Корабль доплывет до Царства Небесного,потому что Капитан этого Корабля - Господь наш Иисус Христос. Он Сам сказал и слова Его истинны: " СОЗДАМ ЦЕРКОВЬ МОЮ,И ВРАТА АДА НЕ ОДОЛЕЮТ ЕЕ." (Мф.16.18).
Вот это мне не понятно. Святые ничего не говорили о исповеди перед каждым причастием.
Их слова можно отнести к нечистой совести человека, которому они говорят исповедуйся и покайся. Но они не говорят исповедуйся перед каждым причастием.
Forgive me for writing this in English, but I am an American православная (baptized just over 3 years ago), and my Russian is very poor. :) I just want to say that I can't imagine under any "normal" circumstances that one should receive Holy Communion without first making confession! And, as Irina has said in her comment, it's surprising to me that this would even be something that is being discussed.
One of the most appealing things for me that brought me to Orthodoxy is its ancient traditions and rejection of worldly things and modern conventions. People today--certainly here in "the West"--seem to love convenience and want everything to be easy, including their relationship with God and their religious practice. They want it to be on their terms. Orthodoxy is just the opposite, for which I'm very grateful!
I pray for all of my dear brothers and sisters in Russia and for all Orthodox people everywhere that you will not succumb to that "Western temptation".
Спаси Господи!
May the Lord have mercy on me, a sinner.
Деввора
Исповедь нельзя отменять!
Как можно этого не понимать? Это что требует трех высших образований? Как можно лишать себя жизни и пить яд бесовский, в обмен на "удобства" в Церкви? Очереди на исповедь стоять люди не могут, а в очереди на концерт или в поликлинике сидят как миленькие.
Господи вразуми нас грешных!
Аз исповедник никакой, но без этого давно бы уже пропал. Господь все равно меняет человека, даже такого, немощного, время от времени кое как исповедующегося.
Мне вообще не понятно, откуда взялась эта мысль о ненужности исповеди перед Причастием? Разве это вообще нужно обсуждать?
Закон есть закон. Всегда была исповедь перед Причастием, так и должно быть. Если следовать всем бредовым новшествам нашего века, то, давайте и на красный свет ездить, игнорируя все правила дорожного движения. В данном случае, несоблюдение закона убивает плоть, в теме о Причастии без исповеди, убивается не только плоть ( грех, как известно приводит к болезни и к смерти), но и душа человека.