На иконах великомученица Варвара часто изображается с Чашей в руках. В молитве мы просим святую даровать «христианскую кончину животу нашему – безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну…» Действительно, святая часто являет чудеса и приходит с Чашей, чтобы причастить умирающих. История о том, как в трудные советские годы святая пришла с последним напутствием к игумении Екатерине, передавалась из уст в уста в семье митрофорного протоиерея Павла Илларионовича Милованова (1923–1991), настоятеля Свято-Никольского собора города Алма-Аты и духовника Казахстанской митрополии.
Будущая игумения Екатерина, в миру Евдокия Яковлевна Иванюк, приходилась родственницей отцу Павлу Милованову по линии супруги. Она родилась в 1867 году в деревне Доротинка Гродненской губернии. Когда ей исполнилось 20 лет, поступила в Свято-Богородицкий Леснинский женский монастырь Холмско-Варшавской епархии. Это был необычный монастырь. Он был основан по благословению преподобного Амвросия Оптинского, находился под духовным руководством святого праведного Иоанна Кронштадтского. Преподобный Амвросий Оптинский, опытный руководитель женским монашеским подвигом, составил для леснинских сестер келейное правило, которое исполняется в обители и поныне. Монастырем управляла игумения Екатерина (Ефимовская), ныне прославленная в Зарубежной Церкви, сторонница деятельного монашества. Ее ученицы основывали и руководили монастырями на окраинах России, открывали школы, шли в больницы, организовывали производства, оказывали медицинскую помощь населению, а после революции, переехав в Сербию, возродили там женское монашество. Сейчас этот монастырь находится во Франции, стараясь сохранить все традиции, которые были заложены его основательницей. Среди заветов игумении Екатерины были: «Быть всем слугой», «Больше дела – меньше самолюбия» и др.
Около десяти лет Евдокия Яковлевна находилась под руководством игумении Екатерины. И эти годы стали фундаментом ее монашеского устроения, сформировав ее как деятельную и собранную во внешней жизни и в то же время любящую внутреннюю сокровенную молитву.
22 января 1896 года Евдокия Яковлевна была переведена в Гродненский Свято-Рождествено-Богородицкий монастырь, который с 1901 года постановлением Синода был приписан к Красностокской обители. 18 декабря 1910 года была принята на служение в Омскую епархию и назначена и.о. настоятельницы Свято-Ключинской женской общины. 7 апреля 1912 года Святейшим Синодом утверждена в должности настоятельницы Свято-Ключинского Знаменского женского монастыря в честь иконы Пресвятой Богородицы Знаменско-Абалацкой с возведением в сан игумении.
По преданию, Абалацкую икону нашел заблудившийся в лесу казах. Он поехал зимой за дровами, но сбился с пути и стал замерзать. В смертельной опасности он начал усердно взывать к милосердию Божию, молясь о своем спасении. И внезапно увидел в чаще леса светящийся огонек, подойдя к которому обрел икону, стоящую около тополя рядом с возженной свечой. Из-под корней тополя бил родник. Путник сразу же отыскал дорогу к дому и, приехав в город, рассказал православному священнику о происшедшем. Священник вместе с сибирскими казаками и проводником-казахом спешно отправился к тому месту. Икона по-прежнему стояла около дерева. После молитвы священник попытался снять икону с дерева, но ни он сам и никто из казаков не смогли этого сделать. Тогда обратились к казаху, который, омыв руки в ключе, снял икону. Образ Царицы Небесной перенесли в церковь, а место обретения иконы и родник стали почитаться среди верующих как святое место. По Промыслу Божиему еще пока не крещенному казаху было даровано обрести чудотворную икону, впоследствии он стал глубоко верующим благочестивым христианином.
На этом месте и был впоследствии основан Абалакский женский монастырь, который проводил большую миротворческую, миссионерскую работу среди местного мусульманского населения – алтайцев и казахов. И в этом служении игумении Екатерине помогал ее опыт, приобретенный в Леснинской обители.
Киргизская духовная миссия как филиал Алтайской миссии, образованной в 1830 году, была открыта в 1882 году. Самостоятельность Киргизская миссия получила определением Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 31 января 1895 года.
После кровавых революционных событий новая власть стала гнать святую Православную Церковь, закрывая храмы, попирая чтимые народом святыни, уничтожая священнослужителей и монашествующих.
От иконы Пресвятой Богородицы исходил яркий луч света, освещая всю церковь.
Устное предание сохранило до нас сведения о том, что однажды ночью, незадолго до закрытия обители, одна инокиня увидела, что монастырский храм весь изнутри озарен светом. Думая, что начался пожар, она разбудила всех сестер, и они во главе с настоятельницей игуменией Екатериной с волнением вбежали в храм. Пожара не было, но от чтимой копии с иконы Семипалатинской Абалацкой Пресвятой Богородицы исходил яркий луч света, освещая собой всю церковь. Пораженные, сестры замерли у порога, не зная, как понимать такое явление, лишь многоопытная матушка-игумения произнесла:
– Готовьтесь, сестры, скоро нас закроют.
В марте 1921 года монастырь официально упразднили, монастырский храм в честь Знамения Пресвятой Богородицы передали со всем имуществом православной общине поселка Старо-Семипалатинский. Изгнанные монахини и инокини поселились небольшими группами в городе Семипалатинске, арендуя или вскладчину покупая дома у горожан. Монахини продолжали соблюдать монашеские правила, многие из них устроились на работу в больницы медицинскими сестрами. Настоятельницу монастыря игумению Екатерину власти удалили из обители сразу после закрытия монастыря, отправив ее на поселение.
В августе 1937 года матушка игумения была арестована вместе с архиепископом Александром Семипалатинским (Щукиным)[1] и осуждена на тюремное заключение. Часть монахинь отправили в ссылку. А остальных в 1937–1938 годах, как рассказывала Анна Васильевна Самойленко, родственница отца Павла Милованова, ночью вывезли за город Семипалатинск и зарыли живыми в землю! Святые мученицы, молите Бога о нас!
В 1937 году игумения Екатерина была арестована вместе с архиепископом Александром Семипалатинским.
Матушка игумения была отправлена на поселение в Узбекистан, где через доверенных людей смогла наладить переписку со своими родственниками, живущими в Алма-Ате. В последний месяц своего исповеднического подвига она успела известить родственников о явленной к ней Божией милости чрез великую угодницу святую великомученицу Варвару. Перед смертью матушка игумения желала причаститься и собороваться, но в те годы служащих священников было очень трудно найти, тем более для нее, находящейся в ссылке и под наблюдением «уполномоченных органов»!
Игумения Екатерина стала сердечно молиться святой великомученице Варваре, чтобы святая не дала ей умереть без покаяния и причастия. Во время сугубой и покаянной молитвы ей явилась сама великомученица Варвара со святой Чашей и причастила умирающую.
Этот дивный случай всегда помнили в семье. В сложных обстоятельствах все, включая маленьких детей, особо молились великомученице Варваре и всегда получали помощь и утешение. По Промыслу Божиему отец Павел прослужил в Свято-Никольском соборе города Алма-Аты ровно 45 лет – с 1946 по 1991 годы. Один из приделов собора был посвящен великомученице Варваре. Каждую неделю перед иконой великомученицы читали молебен с акафистом. Отец Павел знал акафист наизусть и всегда с особым усердием молился святой: «О многострадальная и всехвальная святая великомученице Варваро! Нынешнее наше моление приемши, от всяких болезней душевных и телесных и враг видимых и невидимых нас избави, и от вечнаго мучения твоим богоприятным ходатайством сохрани, да с тобою на земли живых во веки поем Богу: Аллилуия».
Сейчас нашей дочке 7 месяцев, 17 дек причащали дочурку.
Наш дед Евгений Самсонович Губский, участник ВОВ, перед смертью, со слов моей не очень верующей тети Веры, он руки сложил крестом, правую сверху, и открыл рот, проглотил, мы верим и чтим, что сама св Варвара причастила дедулю!
Святые мученицы сестры монахини
святая игумения Екатерина
митрофорный протоиерей отче Павел
молите БОГА о нас рабах Божиих Моисее Людмиле Сергии Вячеславе
Наталии Людмиле Вячеславе Георгии Наталии Данииле Владимире Ирине
Валентине
просим милости Божией
МГУ, 1991
- А что это у тебя за книга - "Алла", - поставив ударение на последнем слоге, настороженно спрашивает Элька, подруга с юридического факультета.
- Да не Алла, а Алла. Пугачёва.
Но в следующий раз Элька произосит фразу, сделавшую невозможной продолжение дружбы.
"Мы же не азиаты какие-нибудь"!
Никогда не шла на компромиссы в этом направлении, благодаря воспитанию советской средней школы и советскому кино, я никогда в своей жизни не унижу человека по расовому или национальному признаку. И люди вокруг меня будут таять, ведь именно в непосредственно произнесённых словах бытового общения просвечивается национализм. Не сразу людей вели сжигать в газовые камеры, это случилось после нажатия на кнопку спрятанной внутри неприязни к несколько иной физиологии людям. Тлеющий процесс, готовый вспыхнуть в недоброй или слабой натуре. В нашей интернациональной семье, типичной для многострадальной казахстанской земли, веками принимавшей ссылаемых сюда по политическим мотивам русских, немцев,чеченцев,поляков,украинцев,турков, да что там - людей и подчинившейся цинично-романтичному целинному освоению земель, представлены многие нации. Как ссора - папа указывает маме, что поляки - предатели, а мама папе - что казахи некультурные. Русских не трогают, у мамы отец русский, а у папы - мама. А я думаю - кто я ? Но это не кризис самосознания. Это понимание ответственности за необходимость всех примирить.
игумения святая мученица Екатерина,
отец святой мученик Александр,
святый отче митрофорный протоиерей Павел
молите БОГА о нас.