Гортина, 19 декабря 2013 г.
В продолжении открытой переписки, которую публикует греческий портал Romfea, митрополит Гортинский и Мегалопольский Иеремия (Элладская Православная Церковь) отправил третье письмо к католическому архиепископу Николаю, в котором объяснил, почему отныне будет называть католиков «папистами», а истинно Кафолической Церковью является Православная.
«Ваше Преосвященство, владыка Николай!
Вчера я получил Ваше краткое письмо, в котором Вы выражаете свое неудовольствие в связи с тем, что я именую Вас и ваших единоверцев «папистами», а не «католиками». Вы пишете, что прерываете наш диалог. В настоящем письме, последнем, по Вашему желанию, мне хотелось бы объяснить и обосновать то, что Вас не удовлетворило: причину, по которой я не обращаюсь к вам «католики», как Вы предпочитаете.
Учение папистов о Филиокве является болезненным нарушением догмата Церкви о Святой Троице
Я не признаю, что Вы являетесь Церковью, это правда, поэтому я и не согласен с тем, что Вас нужно называть «католики». Но в своем первом письме к Вам я использовал обращение «католический» (и «католики» по отношению к Вашим единоверцам), потому что оно принято как обозначение «папистов», хотя богословски это неверно. Однако когда я написал Вам второе письмо и опубликовал его в Интернете, мне позвонил один очень уважаемый мной архиерей и прекрасный богослов. Он поздравил меня с этим письмом, но потом добавил: «Ты делаешь ошибку».
Ошибка, Ваше Высокопреосвященство,на которую обратил мое внимание этот замечательный епископ-богослов, заключалась как раз в том, что я в письме называю «папистов» «католиками», в то время как именно мы, православные, являемся католиками (кафоликами). Я поблагодарил Преосвященнейшего за его замечание и тут же в следующем письме к Вам, которое на тот момент уже почти закончил, начал с радостью исправлять обращения «католический».
Я говорю: « С радостью». И хочу добавить, что этот архиерей не принадлежит к числу архиереев-антипапистов и никогда официально не высказывал свои антипапские взгляды. В связи с этим прошу Вас понять, Ваше Преосвященство, дорогой владыка Николай, что речь не идет о «меньшинстве» радикалов епископов-антипапистов, ни о «меньшинстве» священников и мирян, которые бы называли папистов еретиками. Это полнота клира и народа, это бурная волна моря, это «рог христиан православных»!
В этом письме я бы хотел показать, почему мы, православные, предпочитаем не называть Вас «католиками», а с другой стороны подтвердить, что это мы, православные, являемся католиками («кафоликами»), потому как и Церковь наша называется «Соборная («Кафолическая») Церковь, мы исповедуем в Символе Веры Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Католиком, Ваше Преосвященство, называется тот, кто принимает ВСЮ, то есть Соборную («Кафолическую»), веру Церкви. А тот, кто принимает не всю, а обращает внимание и воспринимает какую-то часть истины как целую истину, то есть тот, кто не принимает всей кафоличности веры, но избирает только какую-то ее часть – называется еретиком. Это название происходит от глагола αιρούμαι – «выбирать, предпочитать». В общем, те, кто не принимает «единства истины», но выбирает только какое-то отдельное учение – те и именуются «еретики».
Мы, православные, владыка Николай, принимаем все учение, которое передал Христос своим Апостолам, а Апостолы – своим преемникам, не изменяя ни малейшей его части. Поэтому мы и Кафолики.
А Вы, паписты, можете ли похвалиться, что Вы православны, что ничего не изменили в учении Святых Отцов и Вселенских Соборов? Не можете! Я не буду сейчас распространяться о всех ваших фальсификациях и изменениях, напомню лишь одно: о чем говорит Филиокве? Вашим Филиокве Вы учите о другой Троице, это другой троичный догмат, отличный от определенного Отцами и Вселенскими Соборами.
На самом деле учение папистов о Филиокве является болезненным нарушением догмата Церкви о Святой Троице. По этой причине только из-за Филиокве Вы уже великие еретики, как и древние духоборцы. И я Вам объясню, почему. В Троическом догмате есть две основные составляющие: единство Божественной Сущности и Троичность Лиц или Ипостасей.
Главное во второй части – это личные свойства Божественных Лиц, то есть образ их существования. Духоборцы отвергали первую часть догмата – единство сущности. И были осуждены Вторым Вселенским Собором. А Вы, паписты, этим Филиокве ниспровергли вторую составляющую, образ вечного исхождения Святого Духа, поскольку даже и доныне утверждаете, что Он исходит от Отца и Сына (Filioque).
И теперь я Вас спрошу: разве это логично, что древние духоборцы, отвергшие первую часть троического догмата, Божественную Сущность Трех Лиц, являются еретиками и достойны отлучения от Церкви, а Вы, паписты, изменившие вторую составляющую учения о Троице, личные свойства Божественных Лиц, Вы по какой логике не еретики и не достойны отлучения?
Ваше нечестивое учение о Филиокве – это настоящая хула на Святого Духа».
С любовью о Христе, Митрополит Гортины и Меголополя Иеремия.