Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 1
Екатерина соблюдала все посты и по благословению духовника взяла на себя более суровые подвиги. В церкви она была совершенно сосредоточена. Было видно, что она глубоко переживает слова молитвы. Екатерина была очень худой. Она почти ничего не ела.
Благочестивой женщине очень нравилось зажигать свечу перед образами и воскурять ладан. «Пусть перед иконами всегда горит свеча или лампадка. Как горит свеча, так и моё сердце пусть просветиться Светом Преображения».
Екатерина не имела возможности творить милостыню. Она говорила, что все деньги принадлежат её сыну и раздавать их считала неправильным. Но не имея возможности помогать людям материально, она помогала им духовно. Её милостивое сердце не могло остаться безучастным к беде ближнего. Она отдавала им всю себя без остатка. В то же время тем, кто не был расположен к духовной беседе, она ничего не навязывала. «В духовной сфере нельзя помочь другому, если у него нет нужного настроя», - говорила Екатерина.
Екатерина жила настоящей духовной жизнью и во всём руководствовалась святоотеческой литературой. Но у неё было доброе беспокойство и отсутствовало чувство самоуспокоенности. Екатерина опасалась не впала ли она в прелесть. Однажды она попросила знакомого иеромонаха отца Мефодия, который часто бывал на Афоне, познакомить её с одним из святогорских старцев, чтобы она могла попросить у него совета. Её желание исполнилось, когда в одну из больниц города Салоники поместили на лечение старца Ефрема Катунакского.
Старец Ефрем не только изъявил желание поговорить с Екатериной, но не желал с ней расставаться, хотя около его палаты скопилась большая очередь из желающих попросить совета у знаменитого подвижника. «Матушка, скажи что-нибудь ещё», - повторял отец Ефрем снова и снова. Он смотрел на Екатерину с нескрываемым восхищением. Та в ответ робко напоминала о цели своего визита: «Я пришла сюда спросить и слушать, а не говорить». «Продолжай в том же духе. Не бойся. Я буду за тебя молиться», - сказал отец Ефрем на прощание. Его беседа с Екатериной продолжалась более часа и заждавшиеся посетители уже стали стучать в дверь больничной палаты старца. Отец Ефрем подозвал отца Мефодия, который пришёл вместе с Екатериной, и сказал ему: «Матушка умрёт через несколько лет».
Когда некоторое время спустя Ефрем Катунакский и иеромонах Мефодий встретились снова, старец сказал ему: «Матушка отойдёт ко Господу через год. В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим. Я буду молиться за неё, а ты попроси Екатерину помолиться за меня».
Екатерина жила тихо, скрывая свои духовные подвиги от окружающих. Она не любила говорить о сверхъестественных явлениях и духовных дарах: «Кто-то сказал, что ему явился Господь, или заплакала икона – и толпы народа бегут в этом удостовериться. Зачем? Зачем они ищут доказательств? Я верю в Бога, верю в чудеса и не испытываю потребности увидеть всё своими глазами».
Екатерина говорила на другие темы: о смысле духовной жизни, борьбе со страстями и ощущении Благодати Святого Духа. Как человек достигший высокого духовного состояния она знала о чём говорит: «Святой Дух оживотворяет душу человека».
Екатерина всем сердцем возлюбила Господа. Она всегда молилась так, словно Сам Бог и Пресвятая Богородица стоят перед ней. Во время молитвы она забывала обо всём на свете, отдаваясь ей без остатка. На церковном Богослужении предпочитала стоять в тихом, относительно безлюдном, месте и целиком погружалась в молитву.
Екатерина всегда чувствовала своё недостоинство перед Богом. У неё было великое сокрушение и раскаяние в своих прегрешениях. Она говорила: «85 лет, которые я прожила, были наполнены грехами. Мои плечи сгибаются под их тяжестью. Я ничего не сделала для покаяния и спасения».
Обычно Екатерина была молчаливой и избегала многословия. Сидела склонив покрытую платком голову и перебирала в руках чётки. Говорила: «Лучше буду молчать, чем сплетничать и сквернословить».
Однажды Екатерина сказала: «Я размышляла о будущей жизни. Я лишена добродетелей, ничего не могу представить в своё оправдание. Как бы я хотела подружиться со святыми людьми, чтобы они за меня попросили, сказали, что меня знают. Великое дело, дружить со Святыми!».
Екатерина была очень смиренным человеком. Эту добродетель она считала главным делом жизни каждого человека. Люди должны возрастать в смирении, сделать его центром своего существования. Сама матушка жила смирением, она познала себя в святоотеческом смысле. Всё хорошее, что в ней находили окружающие – она считала даром Божиим, а на саму себя смотрела как на простую ничем не примечательную старуху.
Все, кто встречался с Екатериной, свидетельствуют, что она была сосудом Божественной благодати. В её каливу приходило множество людей. Одни за советом, другие за утешением.
Екатерина больше общалась с молодыми, чем со своими ровесницами. Однажды кто-то спросил её, как ей удаётся найти общий язык с молодежью: «Они стареют, а я “молодею” лет на тридцать – так мы и встречаемся. Со стариками у меня не получается найти общий язык. Они сыты, довольны жизнью, да и в церковь ходят. Но и в храме многие ведут себя так, словно вот-вот крикнут “Официант, принеси нам кофе”. Разве что не сидят нога на ногу. А после службы начинаются сплетни. Откуда такой настрой? Приходиться скорее идти домой, чтобы не слушать пересудов. Человек, который после Божественной Литургии готов смеяться, шутить, сплетничать – не понял что такое Литургия. Считай в храм он вообще не ходил».
Продолжение следует…