Я живу довольно далеко от работы, и значительная часть моего вечера проходит в маршрутке – душной, темной, набитой людьми и всенепременно застревающей в пробках. Что в ней делать? Только молиться. Но на днях случилось вот что. Из худо-бедно доступного мне молитвенного состояния меня вырвал резкий сухой голос:
– Женщина! Вы, вы, богомольная, креститесь тут сидите, я к вам именно обращаюсь!
Голос принадлежал человеку лет сорока, отнюдь не пьяному и не маргиналу, напротив, солидному, аккуратно одетому, способному произвести самое положительное впечатление.
– Меня это ваше мелькание раздражает, – заявил он. – Если вам это так необходимо, отворачивайтесь, чтобы я не видел.
– Вам неприятно видеть, как человек осеняет себя крестным знамением? – произнесла я с определенным трудом, намеренно принудив себя к такой именно формулировке – дабы преодолеть в себе малодушие и ложный стыд.
То, что исторг в ответ мой, скажем так, визави, я здесь цитировать не буду. Однако собственным поведением я – нечастый случай – довольна. Я сказала громко и четко на весь салон:
– Вы просто хам. Ничего, кроме собственной глупости и невоспитанности, вы в данном случае не продемонстрировали.
Остальные пассажиры были безучастны. Я еще раз осенила себя крестом, преодолев на сей раз естественный страх черных слов, страх богохульства. Воинствующий безбожник, однако, молчал. Я могла убедиться: мой отпор оказался действительно отпором.
Нет, я не хвастаюсь. Потому что это очень простой случай на самом деле. И, может быть, наименее болезненный – из тех, которые нас сегодня подстерегают. Здесь, в этом случае, всё ясно: вот черное, оно против белого. И то, что ты тоже против черного оказалась, – не заслуга твоя, а твое счастье и твоя защита одновременно. Милостью Божией это черное от тебя далеко: вы оказались с ним лицом к лицу лишь на какие-то минуты.
Иные случаи сложнее. Я знаю немало людей, вера которых (если только они не скрывают ее наглухо!) подвергается постоянным атакам: и на работе, и в дружеском, приятельском, родственном кругу, и, наконец, в кругу самом тесном – в семье. В большинстве случаев эти мои знакомые становятся жертвами – не столько сознательной, продуманной агрессии или даже бесоодержимости (я подозреваю, что мой попутчик в маршрутке из одержимых), сколько, напротив, очень низкой осмысленности действий и слов ближнего, вялости и лени его сознания, бедности внутреннего мира и такого следствия этой бедности, как уныние и хроническая раздражительность. От того же корня, от той же душевной неразвитости – невоспитанность, неумение уважать чувства другого человека. Тем более что чувства эти кажутся совершенно непонятными и надуманными, они просто за пределом представлений такого агрессора. И вот из всего этого проистекает «бархатный» домашний, кухонный, дачный, застольный террор.
«У них постоянное желание подковырнуть меня, дурочку, которая зачем-то “ходит там поклоны бить” – так любимый супруг выражается. А я молчу…»
– Они как соберутся за столом, так и заводятся, будто им и поговорить больше не о чем, – рассказывала одна моя приходская знакомая о своем собственном муже, его брате с женой, брате этой жены и еще каком-то родственнике, – поток хулы, причем совершенно идиотской, безграмотной, и постоянное желание дернуть, подковырнуть, пнуть меня, дурочку, которая зачем-то «ходит там поклоны бить» – так любимый супруг выражается. А я молчу, потому что… понимаешь, я вообще не умею, не могу, не способна об этом говорить… ни с кем, кроме своих, близких, тех, кто и без меня, и лучше меня всё понимает.
Я подумала, что молчать в данном случае – это вовсе не так плохо. Молчание при твердости и последовательности действий молчащего убеждает подчас лучше всяких слов. А если не убеждает, то, по крайней мере, с большей вероятностью, нежели слова, заставит такого оппонента задуматься.
Ну а если промолчать невозможно? Один мой приятель пришел на юбилейную встречу однокурсников. После небольшой официальной части, под звон бокалов и стук стаканчиков его намеренно громко спросили, не стыдно ли ему принадлежать к «этой РПЦ» после «позорного инквизиционного процесса» над всем известной панк-группой с неприличным англоязычным названием. Приятель ответил: «Нет, нисколько не стыдно», – и спокойно занялся жареной креветкой. Он понял, что дело не в словах, которые никак не могут быть убедительными с гарантией, то есть для всех, – а именно в этом спокойствии.
Но где его взять, это спокойствие, как его достичь? Это ведь совсем не так просто на самом деле.
«Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12: 11–12). Нас пока не ведут «к начальствам», однако мир хочет нас судить, пытается это делать. Так в какой мере слова Христа, обращенные Им к ученикам, применимы к нам сегодняшним? От чего это зависит?
Не так давно в моей жизни случился эпизод, который помог мне – не отвлеченно, не теоретически, нет, опытно – это постигнуть, хотя и отчасти, потому что вряд ли я когда-то смогу претендовать на полноту. Между мною и тремя моими собеседниками, тоже, кстати, верующими, православными людьми, вспыхнул спор об отношении к мигрантам. Я сказала, что, коль скоро мы хотим быть христианами, каждый человек должен быть для нас прежде всего человеком, а не мигрантом; что мы ни в коем случае не должны поддерживать и поощрять агрессивное отношение к любому человеку неславянской наружности. Отвечали мне на три голоса и весьма экспрессивно. Меня назвали наивной дурочкой «в розовых очках и с крылышками», в упор не видящей, что происходит, не понимающей масштаба угрозы, «нашедшей, кого жалеть», и так далее. Услышав, что скинхедов «на самом деле можно понять», я взорвалась и заорала диким голосом, чем сделала настоящий подарок моим оппонентам: «Ах, вот вы какие на самом деле терпимые!» После этого мне захотелось просто заплакать. Возникло чувство одиночества, непонятости и даже затравленности…
Но это ведь личные чувства! Это переживания личности, которая не находит общего языка с окружающими и не может защитить… что, кого? Не мигрантов, конечно, нет. А что-то такое свое, внутреннее, уязвимое, не переносящее агрессии и злобы. «Кого и что ты защищала? – спрашивала я себя вечером после этого конфликта. – Людей? Правду? Справедливость? Христа, наконец? Нет. Ты защищала себя. Именно отсюда твоя болезненность, неустойчивость, тревожность, слабость – и крик. Кричим мы всегда от слабости, от беспомощности. Когда человек стоит за Христа и христианство, он не кричит. Почему? Потому что само это обстоятельство делает его сильным».
Для того чтобы быть спокойными и всегда уметь защитить свою веру, мы должны защищать именно ее, а не себя. А относительно себя – понимать, что мы и так уже защищены Господом.
Для того, чтобы быть сильными, спокойными и всегда уметь защитить свою веру, мы должны защищать именно ее, а не себя. А относительно себя – понимать, что мы и так уже защищены самым что ни на есть надежным образом, так, как сами никогда в жизни ни себя, ни ближнего не сумели бы защитить.
Итак, доверие к Отцу, осознание надежности защиты и устойчивости собственного положения – устойчивости, которая не от нас самих происходит и никак нашей заслугой не является, – вот что нам нужно. Кстати, это поможет нам избежать лишних конфликтов, быть взвешенными, адекватно реагировать на доводы собеседника, находить с ним общий язык и говорить – об одном и том же предмете, а не о разных, как это было в нашем споре о мигрантах (что я поняла, конечно, задним числом!).
Разумеется, не мне учить читателя тому внутреннему труду, посредством которого достигается – для начала – доверие к Богу. Здесь я могу только учиться, но не учить. Благо учителей и учебников у нас хватает – литература огромная, да и ныне здравствующих пастырей, вполне способных что-то вовремя подсказать, вовсе не так уж мало.
Впрочем, в любой школе, в любом классе или аудитории ученики могут, а когда-то и должны помогать друг другу учиться, делясь открытиями. Только исходя из этого я и решаюсь что-то здесь излагать. То, например, что мне самой представляется важным не забывать. Процесс такого обучения – он единый, неделимый, комплексный, здесь всё зависит от всего. «Ибо кто хочет построить такой дом, тот должен отовсюду укрепить его и с четырех сторон возводить стены, а не об одной только стороне заботиться, другие оставив в небрежении, потому что иначе он не получит никакой пользы», – писал один из наших учителей, авва Дорофей, в конце VI века.
Продолжу речь о защите нами нашей веры, потому что не сказала еще того, что сильнее всего болит. Наиболее сложно, трудно и, главное, больно бывает отстаивать свою веру именно тогда, когда мы сами совершенно убиты горечью и стыдом. Стыдом за то самое зло в церковной ограде, о котором писал в своей книге «Церковь верных» великий христианин безбожной эпохи Сергей Фудель. Стыдом за действия, за поведение людей, принадлежащих к Церкви. Не так страшно, когда это миряне. Страшнее, когда священники или монахи. И совсем худо, когда епископы. Не хочется употреблять слово «отдельные», потому что оно – из ханжеского советского лексикона: «отдельные случаи, отдельные недостатки». Зло в церковной ограде – это зло, и невозможно вот так просто взять да и отделить его от церковной жизни: это, дескать, где-то там, а мы здесь. Оно наносит незаживающие, не исцелимые временем раны – не только тем, кто стал непосредственной жертвой или свидетелем, но каждому из нас и Церкви в целом.
И что же мы должны отвечать людям, задающим нам вопросы об этом совершенно реальном зле? Людям, которые видят только зло, потому что Добра для себя не открыли? Людям, которым почему-то нужно, потребно распространить полученную негативную информацию на всю Церковь: «Да они там все такие, вы что, не знали?..»
Требуется ясное понимание определенных вещей. А именно – того, что всякий грех в Церкви есть грех не Церкви, но против Церкви.
Здесь нам потребуется подлинное мужество – не побоимся на сей раз этого пафосного слова. Мужество и знание, ясное понимание определенных вещей. А именно – того, что всякий грех в Церкви есть грех не Церкви, но против Церкви. Это слова протоиерея Валентина Свенцицкого. Но их не раз цитировал Сергей Фудель. Упомянутая уже здесь книга Сергея Иосифовича «Церковь верных» – это вовсе не успокаивающая книга, нет, не такая, что почитал – и от сердца отлегло: «Как хорошо-то у нас всё на самом деле, Господи!». Фудель, пронесший свою веру через ГУЛАГ, не принявший декларации митрополита Сергия (Страгородского), но преодолевший впоследствии соблазн раскола, пишет как раз о ложности такого покоя, о том, что зло, живущее в стенах Церкви, отнюдь не покрывается внешним исполнением церковных требований: «Почему у святых не было такого удивительного спокойствия о Церкви?» – спрашивает автор книги «Церковь верных». Человек, формально находящийся в Церкви и даже в священном сане, на самом деле не принадлежит к ней, если не живет по заповедям Христовым. И каждого из нас грех отделяет от Церкви, потому-то и говорит священник, накрывая нас епитрахилью: «…примири и соедини его святей Твоей Церкви». Зло в Церкви – это ее темный двойник; и со времен земной жизни Спасителя дьявол пытается бороться с Церковью, то есть с Ним, изнутри, руками этого темного двойника. Случайно ли, спрашивает автор книги о Церкви, изображение Тайной вечери (и, соответственно, Иуды, обмакивающего свой кусок в солило) в русских храмах традиционно размещено над царскими вратами? Зло – рядом, там же, где совершается Евхаристия. Но – Сергей Иосифович цитирует святого Киприана Карфагенского: «Если и оказываются в Церкви плевелы, то это не должно составлять препятствия для нашей веры и любви. Нам самим не должно отступать от Церкви из-за того, что усматриваем в Церкви плевелы, а только нужно стараться о том, чтоб мы могли быть пшеницей (см.: Мф. 13: 24–30 – притча о Господине поля, плевелах и пшенице)».
Кто-то скажет: всё так, но возможно ли объяснить это человеку, который совершенно не расположен нас слушать?
Человеку, который не расположен слушать, который уже заранее нам не верит, ничего объяснить нельзя. Преподобный Амвросий Оптинский не смог ничего объяснить графу Толстому! Только тот, кто – даже и при внешней агрессивности, подчас болезненной, – внутренне желает доброго ответа и готов его принять, получит и примет. Исходя из этого: когда-то нужно смириться с тем, что нас не понимают или не слышат, а когда-то не терять надежды быть услышанными.
желаю всем как можно близко быть к богу !
С уважением
Звиад
как то в храме мне прихожанка сделала замечание,что отдавать поклоны Голгофскому кресту в воскресные дни нельзя.Воскресенье-это Малая Пасха.Я тогда только делала первые шаги вооцерковления.Я спросила у духовного отца,на что он ответил,да не положено,но если это желание идет от сердца,когда ты хочешь поклонится,можно.
Спаси Господи автора,мне тоже стало легче на душе,потому что живу в семье язычников,и эту ненависть часто ощущаю,и нападки на меня,и хула на Господа-все приходится терпеть.Людям неверующим,или верующим только в душе,далеких от Церкви и Бога,люди верующие кажутся странными и непонятными,раздражают их.
Дай Бог нам всем вразумления,смирения,любви к ближним и укрепления в вере!
Женщины, которые считают себя мученицами на том основании, что терпят рядом с собой моральных насильников! Скажите мне, ДЛЯ ЧЕГО это вам? зачем вы позволяете вытирать о себя ноги самому, казалось бы, близкому человеку?
Не умеешь уважать другого, его веру, воззрения - вытирай ноги о кого-нибудь другого. Только не об меня. Как-то так.
"И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми.Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно."
А если оскорбляют, радоваться надо, "яко мзда ваша многа на Небесех". И благодарить Господа за то, что дал возможность пострадать за Имя Свое Святое.
"Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте"(Рим.12:14).
А я в маршрутках и автобусах читаю молитвы и осеняю себя Крестом мысленно. И не считаю это за грех.А комментаторам - не судите, да не судимы будете.
Благодарю за статью!
От некоторых комментариев оторопь...
Марина что, открыла банку пива в маршрутке и этим вызвала негодование пассажира?!
Уверена, что если бы напротив мужчины, возмутившегося поступком Марины, сидел молодой человек с банкой пива, замечания бы не последовало. Сама наблюдаю спокойное отношение пассажиров к распивающим в маршрутках пиво. Никому не мешает и никого не раздражают ни само зрелище, ни запах, ни икота и т.п. Никто не предлагает делать это (употреблять) дома, закрыв дверь, чтобы не смущать.
А тут сразу столько возмущения: женщина смеет креститься в маршрутке, демонстрируя (а может быть, исповедуя?) свою веру, мешает другим, раздражает других и т.п. И фарисействует она, и ближнему грубит и еще много чего... А сколько комментаторов вынесли осуждение- приговор молитве автора: и молитва фарисейская, и крестное знамение напоказ, и не там и не так она молилась.
Дорогие, но вы -то какое право имеете такой вердикт выносить, такие выводы делать, суд вершить? Давайте посмотрим на все подобные комментарии вот с какой стороны: смысл их в том, что каждый считает, что вот он- то уж молится правильно, в нужном месте, в нужное время, как надо, как следует и как Богу угодно! А вот автор-то... Дорогие мои, вам эта ситуация с комментариями никакую притчу не напомнила? (Да-да, совершенно верно: о мытаре и фарисее).
- хозяин и в пьяном и в трезвом виде (хотя сам в детстве был окрещен)кричал грязные слова о нашей вере православной
я по честному жалела его что он прямой дорогой идет в ад
а сама продолжала молиться он много раз говорил что убьет меня- я по честному скажу боялась его но продолжала молиться с еще большей силой так я выживала 3 года
и ГОСПОДь избавил меня я теперь очень далеко от того зла
и живу в своем собственном доме
только не надо яриться поддаваться на провокацию сатаны что
в них сидит и нас к себе зазывает всякими путями
если мы будем злом на зло отвечать вот мы уже и в лапах сатаны--так нас святые отцы учат
в ад дорога всегда красивая и попасть легче а в рай возможно только узкими вратами--это трудно но -- смирение и кротость
аминь
P.S. Может, следующее кого-то развеселит. Придумала себе ответ на возможные возмущения попутчиков: "Простите, это я не вам". ))
Мой коммент уже есть здесь: (2014-01-23 20:25 Jana).
А это уже не личное мнение, а цитата.
""...Мы делаем на себе знамение крестное и для того, чтобы перед другими исповедовать Иисуса Христа, распятого на кресте. Да, пусть и люди видят, Кого мы исповедуем, в Кого мы веруем, на Кого мы надеемся, Кого любим, Кого почитаем.
А ты иногда стыдишься сделать крестное знамение! Знаешь ли, какой ты через это грех делаешь? Стыдясь креститься, ты стыдишься, что ты христианин, стыдишься, что ты Христу принадлежишь, во Христа веруешь, на Христа надеешься, Христа почитаешь, любишь. Нет, не стыдись признаваться, что ты Христов, иначе Иисус Христос постыдится признать тебя Своим на Страшном Суде и откажется принять в Царство Небесное.
Итак, вот для чего мы крестимся: чтобы показать, что мы христиане, и чтобы это видел Бог, видел бы ангел-хранитель, видел бы лукавый, и чтобы люди видели, что мы христиане"" (из поуч. прот. Р. Путятина).
Простите, если чем обидела.
Юлии(по Грузии) - если по привычке осеняешь себя крестным знамением, это одно, если не можешь не перекреститься, т.к. для души это благо, но и делаешь это кстати с чувством не на показ, а это твоя тайна прикоснуться к Божественному, ведь и молитва это таинственно не познанное установление связи-помощи Божией, и наверное не маловажн настрой этой таинственности от окружающей обстановки.
Слава(Вячеслав) - что креститься разрешено законом, совсем и очень совсем не значит, что мы автоматически избегаем вреда и зла для себя и для окружающих.
По Татьяне(как в Европе и Америке ...) - в наше сейчас время нам много дано и разрешено(в том числе законом), по отношению к другим верующим и можно сказать к не верующим, но этим надо пользоваться осторожно-осмотрительно, как властью, и представителям власти надо продумывать , как наши действия воспринимаются окружающими.
После он поведал как живут батюшки близлежащих городов и сёл. Отсутствие нормальных жилищных условий, денег не хватает на обычные человеческие нужды, приходится самим священникам помогать друг другу, если у кого получается поделиться.
Я вдруг вспомнил, как в соседнем городке батюшка после освящения квартиры взял с моего друга третью часть предложенных ему денег. Товарищ мой обычный электрик на предприятии. Сумма незначительная.
На выпады противников желательно приводить примеры из жизни конкретных батюшек вашей местности, если нападающие, конечно, могут вместить сказанное и если люди хотя бы знакомы, а не "пассажиры".
Надо защищать Церковь. Об этом говорится и у некоторых святых отцов: "Если кто-то хулит церковь, сделай ему замечание". Молчать нельзя! Своего рода конформизм.
Надо помолиться про себя и вперёд! С Божьей помощью!
Помоги, Господи!
Ja rabotaju v mnogonatsional'nom kollektive. U nas prinjato, chto vse my raznye, no vse dostojny uvazhenija. Chasto pered obedom ja kreshjus', no kogda vizhu, chto obstanovka naprjazhennaja-- togda vozderzhyvajus' chtoby ne privlekat' k sebe vnimanija. na Rozhdestvo odna musul'manka prinesla pirog, vseh pozdravila s prazdnkom, a evrei prinesly shokolad-- pozdravili. Uvazhenie k cheloveku-- vot glavnoe. Druzhel'ubie. Nedavno slyshala pesnju Valerija Malysheva: "A starets Amvrosij otvechal na voprosy : Zhit'--ne tuzhit', nikogo ne osuzhdat', nikomu ne dosazhdat' i vsem moe pochtenie".
Сегодня люди вращаются вокруг самих себя. Раньше у меня на Родине, в Фарасах, говорили: «Если у тебя есть работа, то не оставляй ее на завтра. Если у тебя есть хорошее кушанье, то оставь его на завтра — может прийти гость». Сейчас думают так: «Работу оставим, может, завтра придет кто-нибудь и нам поможет. А хорошее кушанье давай-ка съедим сами сегодня же вечером!» Большинство людей нынче вращаются вокруг себя, думают только о себе самих. Предположим, пошел проливной дождь. Вот увидите: большинство из вас подумают о том, не развешено ли у них белье, и побегут его снимать. Плохого в этом нет, но дальше этого они не идут. Белье, если и намокнет, высохнет снова. А каково тем, кто в это время молотит на току? Больно ли вам за них, помолитесь ли вы за них? Или в грозу, когда сверкают молнии, еще вопрос, найдутся ли пять-шесть душ, чтобы вспомнить о тех бедолагах, что работают на поле, или о тех, кто держит теплицы. То есть человек не думает о другом человеке, не выходит из своего «я», но постоянно вращается вокруг себя самого. Однако, вращаясь вокруг себя, он имеет своим центром себя, а не Христа. Он вне той оси, которая есть Христос. Если человек хочет достигнуть того, чтобы думать о ближнем, то его ум должен быть сначала [утвержден] во Христе. Тогда он думает и о ближнем.
Только тогда не было бы и шанса испытать себя в смирении,кротости,незлобии.Ведь мы же в молитвах просим: Господи,даруй нам смирение! ну,не совсем это конечно даром...
Слава Богу ,что такие случаи у нас бывают в жизни,иначе,как нам ещё исправиться,если б всё было гладко и все к нам относились с почтением.
а коммены - надо вообще запретить, чтоб... никому не повадно было.)
Начните с себя. Не о вас ли говорит Спаситель: "Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза"?
Людям, осуждающим автора, вероятно, следует поддержать действия некоторых европейских государств по запрету ношения крестов. Чего-де веру на вид выставлять?
Православные, опомнитесь!! ВЕРА - НЕ ЛИЧНОЕ ДЕЛО. Когда она становится таковым, то это уже НЕ ПРАВОСЛАВИЕ, а ПРОТЕСТАНТИЗМ.
Или ещё хуже того. Не иначе как бесы в некоторых сидят, бегающие Креста Господня.
Я тоже всегда молюсь в транспорте, и утреннее правило - в дороге, и ко Причастию частенько, и Иисусову молитву постоянно. Иногда осеняю себя крестным знамением, иногда нет, - зависит от состояния души и порыва. И в этот момент мне абсолютно параллельно и фиолетово, что думают об этом окружающие люди. Если бы у меня, как у автора статьи, была бы аналогичная ситуация с несдержанным мужиком, я бы ответила и повела себя точно так же, как и автор.
умом- всё понимаю,как надо делать,и советы всем раздаю... А как на деле -так совсем по другому поступаю ((
помолитесь за меня!
В Евангелие написано, что молиться надо тайно, зайти в комнату, закрыть дверь и т.д. А это что?
Как ни почитаешь комментарии к какой-нибудь статье на православном сайте, обязательно найдуться великие умники-подвижники, которые и процитируют к месту и ни к месту святых отцов, и скажут как неправ был автор, а, главное, поучат ЛЮБВИ, как будто сами уже всех вершин совершенства достигли и крылья им спать мешают.
Что значит смирение: диавол всех озлобил, а когда батюшка положил искренне, в глубоком смирении, земной поклон – это разогнало бесов.
Читаю статью и не понимаю многие комментарии. Не понимаю почему Вы должны прятаться или извинятся.
Позиция о.Даниила Сысоева на этот счет всем известна.
Он категорически согласен с Вашими действиями)
Храни Вас Господь
Вера — то, чего в нас, все время в этом убеждаюсь, мало или вовсе нет, потому что умудряешься забывать о Боге тогда, когда кроме него никто не поможет, не вразумит.
Зато «чувства верующего» его хоть отбавляй, как и нашего эгоизма, то есть любви к себе, а не к Богу.
И еще, присутствие зла в самой Церкви. Мне всегда больно слышать об этом. Хочется защитить. Но кого и от кого? Церковь от Церкви, которая, как тело из членов, состоит из нас. А мы разве всегда исполнены любви и терпения, не раздражаемся, не ищем своего?
А если проходишь или проезжаешь мимо храма или кладбища, то, на мой взгляд, перекреститься - сам Бог велел. В Греции, например, многие люди крестятся в автобусе при виде храма.
Тут некоторые спрашивают, а как бы вы отреагировали, если бы мусульманин в транспорте начал совершать намаз. Извините, но ни один мусульманин, будь он хоть разфундаменталистом, совершить намаз в набитом автобусе не сможет.
Вообще же, я считаю, что молитва в транспорте никому вреда не приносит. И если хочется с кем-то повоевать, лучше воюйте с теми, кто в транспорте матом ругается.
24.01.2014 Владимир.
Сам считаю, что прошли времена, когда можно было скрывать свою веру. Впрочем, это действительно - вопрос к духовнику.
Человек хамски с ней не поступал!
Я после операции на шее и голове (после ДТП) даже в храме (и в маршрутке) стараюсь быть впереди:отчасти потому, что когда не очень здорово чувствую себя, действительно "укачивает" от мелькающих рук, даже творящих крестное знамение.
И в Евангелии Господь многое давал в притчах, дабы по толкованию святых отцов (читала толкования блж. Феофилакта Болгарского, не подвергать неверующих большему осуждению.
7 Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь.
8 Ибо, как одежду, съест их моль и, как волну, съест их червь; а правда Моя пребудет вовек, и спасение Мое - в роды родов.
Книга пророка Исаии, гл. 51
Вот так и у Вас.
Если человек не крестится на храм, то он не настоящий христанины. Теперь каждый в храм будет из-за этого перебежками бегать? Может ещё он Христа отвернулся? В еретики уже можно записывать? Сатане уже начал прислуживать?
Как можно такие выводы делать. Некрасиво.
Если человека раздражает что Вы часто креститесь, то он одержим? Может настроение плохое у человека. На работе проблемы, а Вы уже его на темную сторону записали. Зачем? Этот мужчина разве не образ Божий? Сатана ли ему создатель?
В самом деле "Парадокс, но православных у нас миллионы, а элементарно вежливых и участливых людей - намного меньше."
Сам не знаю как говорить о вере и Боге. А тут, если не ответы, то направление для их получений видны.
Только что захотелось написать. Вот вы Марина пишете различать "демонстрировать" и "не скрывать". А как Вы сами различили эти понятия? Кем или чем?
Евангелием? Так есть 2 разных стиха: о тех кто отрекся от Сына Бога и о том что, уйди и тайно сотвори молитву. Как выбрать?
Святоотеческим мнением? Хоть не столь по ситуацию подходит (извините, плохо знаком), но например мнение св. Иоанна Златоуста "освятити руку ударом" или, не могу сослатся на имя, мнение, что даже если еретик рядом богохульствует и ты можешь возразить нужными словами, то всё равно пройди мимо не вступай в спор.
Своим хотением Вы провели эти линию? Совестью?
От любви ли к ближнему вы так ответили в маршрутке мужчине?
"Однако мы не должны себя обманывать: агрессия, ожесточение, злость в подобных случаях — не от любви к Истине. Не от любви к Церкви. Это просто проявление нашей греховности, лукаво облагороженное, оправданное и возвышенное вышеназванными мотивами. Поэтому не стоит принимать свою вспышку за праведный гнев — если гнев вообще бывает праведным. А гордиться подобными победами — «Да я их, этих сектантов, так отшил!» — совсем уж глупо. От того, что вы их отшили, ровно ничего на этом свете не изменилось к лучшему.
Еще одна возможная причина нашей горячности и резкости в подобных случаях — неосознаваемая, скрытая неуверенность в собственной позиции. Кто спокоен, миролюбив и в нормальном смысле слова терпим? Человек уверенный; тот, кто действительно чувствует, что основание дома его — на камне (см.: Лк. 6, 48). Кто нервозен и вспыльчив? Тот, кому мерещится под ногами зыбучий песок. Поэтому, если мы (а кто из нас без греха?!) ловим себя на подобных агрессивных чувствах — у нас есть повод задуматься о себе. Может быть, мы никак не избавимся от тайных страхов, не можем довериться Богу?"
Мне кажется, получился хороший комментарий.
От всего сердца благодарю Вас, уважаемая Марина, за публикацию. О самом поступке вообще не дерзну говорить - лишь примите от меня поклон.
Кто и как комментирует - совершенно неважно, это их дело. Каков поступок с точки зрения Божеской правды - вот это важно, точнее, только это и имеет значение. Здесь помогает оценить духовник. Всё. Конечно же, Вы всё это знаете и понимаете не хуже меня.
Хочу ещё раз выразить Вам поддержку и благодарность - за ту много бОльшую поддержку братьям и сестрам, которую Вы оказываете своим рассказом. Помоги Бог во всех благих начинаниях.
2) "...кто же скажет брату своему: «ракб», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной."(Мф.5:22)
Обозвать человека "громко и четко на весь салон" хамом - что ж это за защита веры такая??? Вы ОБРАЗ БОЖИЙ назвали хамом. И просто встали на его уровень: он вас обругал - а вы его в ответ. Так что не мните себя мученицей и защитницей веры.
Парадокс, но православных у нас миллионы, а элементарно вежливых и участливых людей - намного меньше.
Однажды она шла по улице с трёхлитровой банкой молока и нечаянно одна прохожая задела чем то эту банку и разбила.Женщина с растройства возмутилась: "да,чтож вы не смотрите!" Ну и между ними видно вышел конфликт.Но она не стала упорно доказывать свою правоту,а взяла вину на себя и сама извинилась перед той женщиной,которая разбила молоко.А потом ещё долго помнила этот случай и всё сокрушалась,что "из-за какого-то молока на человека накричала"
Если бы она мне (предположим,неверующей) стала бы доказывать какие-то истины,цитировать Святое писание -я бы не поверила.А глядя на её поступки - верю!
Мне кажется, что мы немощные во многом избавлены от тех соблазнов, о которых говорил Христос. Когда фарисеи останавливались на перекрёстках,лицемерно долго молились и расширяли воскрылия, окружающие почитали их за благочестивых угодных Богу людей. Мы же, осеняя себя крёстным знамением на людях, вызываем как минимум удивление, а порой раздражение (у тех у кого мы почитаемся как зомби, лицемеры и придурки).
Осеняя себя крестным знамением, мы исповедуем себя христианами, коими по духу до конца, в большинстве своём не являемся. Мы стремимся ко Христу но претыкаемся, и сами об этом знаем. Так пусть обличают нас в нашей повапленности, может таким образом мы дадим Господу возможность очиститься от мертвых костей и всякой мерзости в нас пребывающей.
Нам бы смирять свою гордыню когда нас хулят, и думать не о себе, а о хулителе, он то априори лучше чем мы. А веру свою являть братолюбием и неотступностью в Истине.
Мы должны быть мудрыми, вести себя так, чтобы по нашим поступкам потом не было нападок на нашу Православную Церковь. Ибо по нам, верующим, судят о Церкви неверующие и делают выводы, что мы - фанатики и т.д. А гордиться тем, что превознеслась над другими - это уже фарисейство. Не лучше ли быть смиренным мытарем и считать себя хуже других...
Marina, ya ochen' lyublyu vashi stat'i i xod vashix mysley ochen' chasto nahodit otklik v moej dushe. Blagodaryu Vas i Gospoda Boga. Slava Bogu za vsyo!!! Xrani Gospod'!
Игумен Никон (Воробьев)
" Церковь больна, но какой сын бросит больную мать?''
Извините, мог процетировать не дословно (давно было), но смысл такой.
По поводу позиции о. Андрея Кураева выскажусь позже, если возможность будет.
"кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов"(Лк.9:26)
"всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным" (Мф.10:32)
"Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?"(Ин.5:44)
"не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием" (2Тим.1:8)
"хвалящийся хвались Господом" (1Кор.1:31)
"хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я - Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь"(Иер.9:24)
"не стыдись точного исполнения закона Всевышнего и завета"(Сирах.42:2
"Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим.10:9-10)
Что ещё сказать?) Молодец автор и статья хорошая!)
Спаси Господи всех! Милости и любви всем!
Господи спаси и сохрани страну Российскую многострадальную от таких "верующих"!
Киев пал из-за вас тоже.
Если бы вы свой пыл по спасению Веры Православной направили бы на преодоление своих собственных грехов, тогда бы жива была Киевская Русь!
" Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи."
(Серафим Саровский.)
Или я совсем неправа? Хотелось бы понять...
В данном случае все труды молитвы тангалашка свёл на нет: прервал молитву и подсунул мысли о возношении.Значит молитва не была сокрушенной,а без этого и крестное знамение не спасёт от врага.
Батюшка сказал четко- не надо никого искушать, но если рука тянется - перекреститесь.
В маршрутке также катаюсь, ситуация знакомая.Марину Бирюкову уважаю,но в данном случае, думается, некий перебор, и, действительно, время покажет цену нашего исповедничества, а время это уже началось.
Царским путем отцы советуют следовать - будем пробовать.
P.S. Было время - работала на Тверской, напротив Валаамского подворья в Москве. Выходишь с работы, перекрестишься от сердца на кресты и идешь к метро. Народ смотрел,но ничего никто не говорил.Только не надо говорить, что на Тверской другой народ - всяко разно встречается.
Простите.
С уважением, Елена.
Желаю нам всем братья и сестры , если действительно начнутся гонения настоящие , а не вымышленные нашей фантазией и излишней горячностью , быть стойкими в вере и дойти до конца и претерпеть все что нам выпадет.
Нельзя конечно стыдиться своей Веры, но надобно помнить и слова из Нагорной проповеди Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Матфея (гл. 7, ст. 6)
И ещё, по-поводу Грузии. Очень хорошо, что там такая вера. Только вот как вам "постные торты"? Не кажется ли это извращением поста? Отказываемя в пост от ублажения своего тела, а не просто от каких-то продуктов.
Простой пример.В семье случилось несчастье: член семьи попал в тюрьму, подозревается в убийстве...Что делают любящие члены семьи? Молятся, чтобы, если это неправда, все выяснилось и дорогого человека освободили, если же это и в самом деле произошло - чтобы сын, отец, брат (или кто-то еще) осознал грех, покаялся, очистился (пусть через страдания!) и вновь вернулся в семью. И никто не бегает и не кричит о том, какой подлец их родственник и как ему стыдно быть его родственником (такой акт отречения от родственников "врагов народа" требовался во времена Сталина). Во всяком случае, так должно быть в православной семье...
Спаси Господи !
А вообще, всем нашим здесь словам грош цена. Вот когда реальные гонения начнутся, тогда и будет видно, кто чего стоит. Многие из тех, кто сегодня размашисто "в синаногах и на углах улиц" осеняет себя крестным знамением, отрекутся, а многие из тех, кто крестится когда никто на них не смотрит, останутся со Христом и войдут в Царство Небесное.
Эка ведь невидаль - перекрестился человек!Целое событие, оказывается: смутил! вызвал!.. И даже в той хуле, которая раздалась, виноват, оказывается - сам! Не крестился бы! не выдавал бы ничем принадлежности своей к Церкви!
По сути, я услышала призывы стыдиться своей веры и скрывать ее. Соответствующую евангельскую цитату все вспомнят сами. Очень печально.
Есть над чем подумать, правда?
Автор молодец!
Ps. А как верующие и неверующие отнеслись бы к мусульманину совершающему намаз в воздеванием рук в маршрутке???!!!