Тропарь великомученику Пантелеимону, или Зачем нам рукавички?

Беседа о христианском отношении к здоровью и болезни

В тропаре святому великомученику Пантелеимону, который, казалось бы, в народном сознании прочно ассоциируется именно и исключительно с врачебной, телесной помощью, мы вдруг слышим обращение, мольбу к святому: «Моли Милостиваго Бога, да прегрешений оставление подаст душам нашим». Как же так? Я прошу конкретно об исцелении от боли физической, а тут какие-то грехи, причем мои личные… За разъяснением этого недоумения я обратился к протоиерею Алексию Сорокину, настоятелю вологодского храма во имя святого Лазаря Четверодневного.

У иконы вмч. Пантелеимона. Сретенский монастырь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru У иконы вмч. Пантелеимона. Сретенский монастырь. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru
– Отец Алексий, почему в тропаре великомученику и целителю Пантелеимону мы ни слова не слышим о физических болезнях, а слышим только о наших прегрешениях?

– Ответ на самом деле очень простой. По христианскому вероучению, во-первых, часто болезни являются следствием наших грехов, а во-вторых, святые – это наши помощники в молитве Богу. Помощь, в том числе исцеляющая помощь для человека, поступает и подается Самим Господом нашим Иисусом Христом, а святые молятся, просят, ходатайствуют вместе с нами. И первое, и второе положение – укоренены в тексте Священного Писания, в евангельской традиции. Как пример можно привести евангельский эпизод исцеления расслабленного: друзья принесли этого парализованного человека к дому, где остановился Христос, и, разобрав крышу, спустили его на одре к ногам Спасителя; Христос, «видя веру их», исцелил расслабленного: тот встал и вышел на своих ногах, неся одр свой. Но сначала – что было сказано Христом расслабленному? Правильно! – «Чадо, прощаются тебе грехи твои».

Толкования связывают слова «видя веру их» с верой друзей, которые ходатайствовали перед Христом об исцелении. Мы видим в Евангелии и другие примеры, когда кто-то просит исцелить больного человека, например слугу сотника, дочь Иаира… Кто-то ходатайствует, кто-то просит, и Спаситель, видя веру этих людей, помогает, исцеляет. Более того, мы видим, что даже когда у человека и веры-то мало, он всё равно обращается к Христу, как в случае исцеления бесноватого юноши: отец бесноватого юноши честно признаётся в недостатке своей веры: «Верую, Господи, помоги моему неверию». То есть вера человека, вера в Бога и желание помочь ближнему, получить эту помощь от Бога приводят к тому, что Господь подает Свою помощь и помогает человеку, в том числе и исцеляя от болезней.

Теперь вспомним о том, что каждый человек на Земле живет своей жизнью, исполняет свое земное служение в самых разных видах, в самых разных формах. Кто-то трудится учителем, кто-то врачом, кто-то начальником городской администрации, кто-то рабочим, крестьянином и так далее… Человек приобретает определенный навык владения той или иной профессией. И если это человек благочестивый и верующий, и он осознает, что его таланты, его дары, его служение приносят людям пользу, то он понимает, что то добро, которое он делает, является добром, исходящим от Бога. А сам он, человек, только, скажем так, проводник вот этой божественной помощи, который использует при этом свои таланты, свои дарования, свои какие-то навыки и умения, что он получил в течение своей жизни как человек, призванный к творчеству, к овладению тем или иным умением, профессией, способностью.

Мы знаем, что в истории Церкви были такие подвижники, которые лечили людей телесно. Как любой врач желает выздоровления человеку, и они помогали больным какими-то лекарственными средствами – и очень часто этих святых исцелителей изображают на иконах с инструментами врачебного искусства: с особым ковчежцем, в котором носили в древности лекарства, с какими-то лекарскими орудиями. Но эти люди часто понимали, знали, что их способность исцелять других – это дар Божий. Они за это и денег не брали. И поэтому есть такой род служения в Церкви – бессребреники, святые исцелители-бессребреники: Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Фотий и Аникита – имена этих святых упоминаются в чине соборования.

Святые целители Косма и Дамиан Святые целители Косма и Дамиан
    

Подвижник, верующий помогает человеку телесно, при этом, конечно, не забывая и о духовной стороне дела. И если мы верим в то, что человеческая душа не умирает, переходит в мир иной, мир духовный, а душа подвижника приобщается Божественному свету, или, проще говоря, в раю находится, мы понимаем, что желание святого помочь людям не исчезает никуда. Просто потому, что желание помочь – это же категория внутренняя, это от любви, а любовь никогда не престает…

– То есть для любви это естественно…

– Да, для любви естественно помогать. Помогать советом, помогать укреплением веры, помогать и облегчением наших каких-то человеческих немощей, в том числе и болезней. Если мы обращаемся к святому человеку, который в земной жизни был врачом, то почему он не может умолить Бога, попросить у Бога Его благодатной помощи для того, чтобы избавить человека от той или иной напасти?

– Можно здесь какую-то параллель провести с обычной дружбой: мы же довольно часто просим своих близких, знакомых, друзей молиться с нами о нас.

– Даже человек неверующий в своей жизни чувствует: если ты с кем-то поделишься своей бедой, то ее преодолеть легче. Даже если другой не сможет твою проблему решить. Но ведь ты выговорился, тебе стало легче – здесь, правда, не об исповеди речь, хотя исповедь тоже дает и такое облегчение. Если кто-то тебе сочувствует, кто-то разделяет с тобой твою беду, то она переносится легче. Так и святые помогают нам, разделяя с нами наши беды, желая нам спасения и облегчения каких-то страданий на земле. Можно привести в пример как раз святого Пантелеимона, правда, он жил так давно, что люди даже не могут и представить, как это его служение совершалось. Можно вспомнить и святителя Луку Крымского – он фактически наш современник, и сохранилось свидетельств огромное количество, известны его врачебные труды, книги – к примеру, «Очерки гнойной хирургии», за которую он получил даже Сталинскую премию. Мы знаем его служение людям и Богу в качестве врача, хирурга, блестящего специалиста, знаем в то же время и о его вере в человека. Он врачевал тела, причем людей вытаскивал с того света. Но он же врачевал и души – как верующий человек, как священнослужитель.

Вот такого рода служения проходили и святые Косма и Дамиан, и святой великомученик Пантелеимон. И это очень важно, что их отличает от обычных врачей то, что они понимали связь греха и болезни. И в Евангелии мы видим, как Христос, исцелив человека, говорит ему: «Иди и не греши больше», – как при исцелении расслабленного у Овчей купели. «Иди и не греши больше»! Спаситель не сказал, какой это был грех, грешил ли этот человек до своей болезни или в течение этой болезни, да это и не важно. Главное, что устанавливается связь греха и болезни тела. Грех – это болезнь души, это недолжное, ненормальное устроение души. То, от чего она страдает, от чего ей плохо, от чего ей тяжело, и страдания души, боль души, тесно связанной с нашим телом, передается и нашему телесному естеству. И поэтому естественно, что страдания души приводят к страданию тела, ведь человек – это двуединство души и тела. Это очень хорошо наш народ в пословице выразил: «все болезни от нервов».

Протоиерей Алексий Сорокин Протоиерей Алексий Сорокин
– А что тут хорошего?

– Народ почувствовал, что «нервы» – это переживания, волнения, это какое-то неправильное состояние души, это душевная категория. «Все болезни от нервов» – то есть человек нервничает, он неспокоен, у него немирно внутри… Если он такое испытывает, то, конечно, к нему привяжутся хвори и болячки.

– И можно так сказать, что выражение «Все болезни от нервов» – это прикрытая христианская боль об отсутствии мира Божиего в душе?

– Да, конечно. Человек нервничает тогда, когда у него на душе неспокойно. А неспокойно душе оттого, что в ней присутствует грех. И наоборот, спокойно тогда, когда душа обращается к своему Творцу и живет по тем законам, которые Творцом ей предуказаны. Естественно поезду ехать по рельсам – по ним он легко движется. Но если его поставить на песок, он никуда не поедет или будет двигаться с трудом, и очень много сил потратится на то, чтобы преодолеть простой, казалось бы, путь. Может, поезд и поедет по асфальту, но далеко ли он уедет и сколько для этого будет потрачено сил и средств? Так и мы. Если душа настроена на исполнение воли Божией, то тогда она чувствует себя хорошо, а если нет, то тогда и страдает.

– Естественно душе стремиться ко благу и ощущать его и неестественно обратное…

– Да, душа и создана для блага. И неестественно для нас грешить, испытывать на себе последствия греха.

– Бывает ли полезным иногда поболеть? Ведь случается, что наши слезные просьбы, мольбы об исцелении от болезни Бог оставляет не то что без внимания, а не откликается на них, не дает нам сразу просимого. Есть ли в болезни, в страдании в том числе, промыслительное значение?

– Конечно, есть. И в житиях святых, людей, прославленных Церковью, мы можем прочесть о том, как они умирали от тяжелых болезней или терпели тяжкие страдания не от внешних мучителей, как в древности мученики, а от обычных человеческих телесных заболеваний. Преподобный Амвросий Оптинский в последние годы своей земной жизни вообще не вставал с одра, и настолько ему сложно давались все какие-то естественные человеческие движения, что ему по три раза белье в день переменяли, так он потел… Блаженная Матрона Московская – это вообще очень больной человек! Ходить не может, видеть не видит. И всю почти жизнь так прожила. Святой праведный Александр (Баданин) в последние годы жизни очень страдал, у него была серьезная болезнь ног, и он сам говорил близким людям, что чувствует, как если бы кожу сняли и снег туда подложили. Болезнь бывает и со святыми людьми. Вопрос в том, как по-святому, по-христиански к ней относиться, как болезнь воспринимать.

– Как же?

– Мы должны знать, что есть еще неведомый и непонятный нам глубокий ее смысл. Болезнь помогает человеку стать нравственно совершенней. Она подвигает его к твердой вере в Промысл Божий.

– А не кроется ли за этим такое… убегание, скажем так, от проблемы? Помолился – получил исцеление; не помолился – не получил исцеление. Мол, всему вы, церковники, находите свое объяснение, всё пытаетесь как-то оправдать: и заболеет человек – хорошо, смиряйся, и исцелился – тоже хорошо. А где же эта самая золотая середина? Что тут главное – и в заболевании, и в исцелении? Вы говорите, что всё хорошо.

(Смеется.) Для верующего человека вопрос такой не стоит. Главное – это доверие Богу. Это понимание того, что ты для Бога не безразличное существо, Бог желает твоего спасения и ведет тебя к Себе теми путями, которые для тебя – именно для тебя – максимально могут быть полезными в данных обстоятельствах. И здоровье может быть полезно телесное, и нездоровье тоже может быть полезно.

– Таким образом, говоря и молясь об оставлении наших прегрешений, мы просим об установлении доверительного отношения к Богу?

– Получается, так.

– Хотелось бы коснуться и «церковно-ящичной» системы «такс» за молебны, свечи и прочее. Вот я выполнил всё, что мне сказали, у меня есть «всё необходимое»: дорогущая свеча, солидная икона, сотни сорокоустов – а Бог почему-то не торопится исполнять заказанное! Не работает эта ваша «ящичная» система!

– Она не наша. Бывает так, что человек хочет перенести механизмы воздействия лекарств, исцеляющих тело,например прием по три таблетки три раза в день, и на долгую, кропотливую работу по исцелению главного заболевания – духовного. Ты принял три таблетки – ты выздоровел, если нарушил прием, то здоровье твое не поправилось; ты прошел такие-то процедуры – у тебя всё стало хорошо, не прошел, денег не хватило на поездку куда-нибудь в клинику, в Израиль, например, – значит, всё у тебя будет плохо. В духовной жизни на самом деле какие-то наши человеческие прямолинейные законы не действуют. Человек просит об исцелении от болезни, просит об облегчении страданий, как просим мы в молитве «Отче наш»: «Не введи нас во искушение». И в то же время мы слышим слова Спасителя, что должно прийти соблазнам. Тут опять мы возвращаемся к тому, что главное в этих ситуациях – понимать, что на тебе совершается воля Божия, которая дает тебе тот образ жизни, тот образ бытия, максимально способствующий твоему спасению, то есть правильному устроению души. Мы не говорим сейчас о тех ситуациях, когда человек сам разрушает свое здоровье: алкоголик пьет – разрушается печень, у блудника болезни всякие постыдные и так далее – это самые яркие примеры связи греха и болезни.

    

– А есть другое: вроде бы и живет человек хорошо, живет праведно, никого не обижает, ничего-ничего нет – и вдруг заболевает раком… Как это воспринимать, что тут делать?

– Сложно отвечать за Бога, почему это случилось с человеком. «За что это со мной?» – часто люди вопрошают. За что Бог наказал? Ну, вообще-то есть за что Ему человека наказывать… Если сравнить человека с Богом… Да как-то сравнивает себя человек с теми, кто ниже его, тогда он выглядит хорошим, а с теми, кто добрее, светлее, чище, мы себя не сравниваем. Считаем, что мы живем «нормально». Это такое самоуспокоение, самодовольство: «Я живу нормально, я вообще никого не обижаю, не убиваю, не ворую, ничего такого не делаю – почему я заболел?» Да ты в жизни ни разу не каялся! На Причастии не был!

А еще бывает, и часто бывает так, что Бог через болезнь тебя предостерегает от чего-то такого, что приведет тебя к погибели. Вот как младенцу, например, чтобы он не расцарапал себе руками лицо, надевают специальные рукавички. Делают какие-то ограничения детям. Подобного рода ограничениями могут для некоторых людей стать и болезни. Но всё равно в конечном итоге приходим к тому, насколько крепка твоя вера, насколько ты доверяешь Богу, насколько ты веришь, что то, что с тобой совершается, доброе или плохое, – это совершается для исполнения определенного плана твоего спасения. Это определенный этап твоего спасения. И этот этап восхождения к Богу может быть не всегда таким безоблачно-радужным, как его иногда представляют, в частности, в протестантской вере: «Ты спасен, Христос – твой лучший Друг, у тебя в жизни всё наладится, бизнес будет процветать, и в этом во всём проявляется благоволение Божие».

– Выходит, что не всегда признаком избранности Богом можно считать исключительное физическое здоровье и то, что сейчас называют успешностью в жизни?

– Да, совершенно верно.

– С одной стороны, вроде бы и здоров как бык, и чемпион, и миллионер, и яхт с самолетами штук 50, но это ни в коем случае не говорит о том, что человек свят или находится на пути спасения, что он лицом обращен к Богу?

– Бывает часто наоборот. Тут всё очень сложно. Как в систему всё это привести? Вот ты идешь каким-то путем к Богу – понятно, что на этом пути ты можешь сам, грубо говоря, «накосячить». И Господу приходится тебя возвращать на путь спасения.

– Это уже касается людей, которые понимают, что страдания необходимы?

– Для кого-то страдания могут стать таким вот толчком для обретения искренней веры.

– Например?

– Например, человек через болезнь свою приходит к Богу.

– У вас такие случаи были?

– Были случаи, были. И очень много. Вспомните хотя бы Андрея Махова, о котором на сайте «Православие.ру» рассказывалось. И о многих других, ему подобных. Были люди, у которых обнаруживались онкологические заболевания, и тогда они понимали, что такое радость молитвы, что такое молитва близких за тебя. И даже если они чувствовали, что всё равно земные дни их угасают, они благодарили Бога за то, что Он дал им возможность открыть Себя, и с этой верой они переходили в жизнь вечную. Были такие случаи – многие о них знают, к счастью.

– Но, может быть, тогда вообще не имеет смысла заботиться о здоровье физическом? Будем болеть и страдать, ибо завтра умрем?

– Нет, ухаживать за своим здоровьем нужно. Нельзя считать, что ты должен пренебрегать здоровьем физическим, раз болезнь тебя к Богу приводит, раз болезнь может сделать тебя духовно совершенным, – это излишняя и преступная самонадеянность, да и гордыня с глупостью. Нельзя делать культа из болезни! Потому что то, что тебе дано, твоя телесная оболочка, твое тело тоже нуждается в уходе, в определенном поддержании своих сил, крепости. Ты должен заботиться о своем здоровье хотя бы потому, что, будучи здоровым человеком, ты можешь помочь многим страдающим. Защищать Отечество нужно? – Очень! Какой прок в хилом солдатике или полицейском?! Как он выполнит свой христианский долг любви к ближнему, не имея возможности его спасти или защитить?

– Так как совместить заботу о душе с заботой о телесном здоровье?

– Устроение жизни предполагает определенную иерархичность. Ты сходил на литургию, потом пришел домой и поиграл с детьми, а потом беги, пожалуйста, на улицу вместе с этими детьми заниматься спортом, кататься на лыжах. Если мы говорим о выборе: прогулка на лыжах в лесу или литургия воскресного дня, то не надо противопоставлять одно другому, надо научиться соединять и то, и другое. Так и всегда в жизни. Заботясь о душе, нельзя забывать о теле. И наоборот, разумеется. Поэтому никакого диссонанса в тропаре великомученику Пантелеимону нет: все очень логично.

С протоиереем Алексием Сорокиным беседовал Петр Давыдов

26 февраля 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Святой «широкого профиля» Святой «широкого профиля»
Свящ. Сергий Бегиян
Святой «широкого профиля» Святой «широкого профиля»
Священник Сергий Бегиян
Когда мы «загоняем» святых в рамки некоей «специализации», мы унижаем благодать, данную им. Все наши святые – святые «широкого профиля».
Протоиерей Артемий Владимиров: Надо идти от внешнего к внутреннему, от здоровья телесного к здоровью духовному Протоиерей Артемий Владимиров: Надо идти от внешнего к внутреннему, от здоровья телесного к здоровью духовному
Некоторые ригористы, или очень строгие богословы, говорят: «Ну что ты пришел просить здоровья, с корыстными намерениями – разве можно что-то просить у Бога?». А мы, батюшки приходские, знающие жизнь во всех ее проявлениях, говорим, что не только можно, но и нужно приходить. Потому что начнешь молиться о здоровье телесном, но поневоле вспомнишь, что у тебя есть грехи.
За что Господь посылает болезни? За что Господь посылает болезни?
Иеромонах Иов (Гумеров)
Батюшка, подскажите, пожалуйста, за нарушение каких заповедей Господь посылает определенные болезни, например, рак? Или скажите где можно об этом почитать. Спасибо.
Комментарии
Василий Н. 4 мая 2014, 01:34
Лина, простите, то есть вы хотите сказать, что здоровый человек не может думать о Христе? Тогда зачем вообще лечиться?
Лина 1 марта 2014, 09:03
Марине: Все очень верно Вы подметили.Когда болеешь и молитва
из души льется,а в здоровье о Боге забываешь.Желаю всем укрепления в вере и все ,что посылает нам Господь научиться
принимать с радостью и благодарностью!
Андрей 1 марта 2014, 02:37
Во славу Божью!
Даруй нам, Господи Иисусе Христе, здравия духовного, душевного и телесного, любви и мира, смирения и терпения, просвети ум наш светом Твоего Евангелия, и подай нам все потребное во Спасение и вечных Твоих Благ восприятие!
Иван28 февраля 2014, 16:54
Андрей
Спасибо за ссылки. Просмотрел.
От себя добавлю для тех, кого интересует этот вопрос, но у кого "мало времени", чтобы ходить по "чужим" ссылям, т.е., просто конкретизирую для "лентяев", типа меня:
1) в ссыли № 2 - http://www.pravoslavie.ru/answers/6955.htm
Прямой, четкий, однозначний ответ Иеромонаха Иова (Гумерова).
Мне даже этого хватило. Стало понятнее.
2) в ссыли № 5 - http://www.pravoslavie.ru/smi/53266.htm
статья протоиерея Александра Шаргунова (его пост шире - посвящен он блаженной Матроне)
Остальные ссылки... - ну, кому, что нравится.
Спасибо.
Андрей28 февраля 2014, 05:59
Иван, (2014-02-27, 19:17)

Господь милостив, и не все так однозначно в Писании.
Именно вразумление, изменение жизни и профилактика зла, а не безапелляционные наказания и обязательные страдания потомков за грехи родителей представляются основой Его целеполагания.
Обратите внимание на материалы данного сайта, где имеются соответствующие места из Священного Писания с пояснениями:
http://www.pravoslavie.ru/put/2812.htm
http://www.pravoslavie.ru/answers/6955.htm
http://www.pravoslavie.ru/answers/6378.htm
http://www.pravoslavie.ru/smi/49094.htm
http://www.pravoslavie.ru/smi/53266.htm
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/49302.htm
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/45415.htm
С уважением, надеждой на духовную пользу от прочитанного, и стремлением жить по заповедям, с советом и рассуждением...
Михаил27 февраля 2014, 23:24
Мне рассказывал один мой хороший знакомый. Ему я верю. Однажды, когда он находился в церкви на вечерней службе накануне Рождества Христова и приветствовал знакомых прихожан словами : " С праздником, главное Вам здоровья!" и получал такой же ответ: " Главное - здоровья!" Неожиданно почувствовал внутри себя удар сзади в правый бок и затем услышал внутренний голос бесстрастный, четкий, резкий: "Здоровье не главное. Главное, чтобы Вас не оставил Бог, ересь какую в храме перед иконами говорите..." К сожалению, знакомый не передал все сказанные ему слова. Но и этого мне хватило. Теперь после его рассказа я никогда не говорю "Главное - здоровья." Главное - это Бог!
Вячеслав27 февраля 2014, 19:55
Ужасное заблуждение и неведение думать, что уверовал в Бога и все проблемы решены. Сказано: вам дано не токмо в Него веровать, но и страдать. И в другом месте: в пустынях скитающиеся, в горах, пещерах и пропастех земных... скорбяще, озлобленне, ихже не бе достоин весь мир. В заповедях Христовых все сказано, и кто становиться на путь исполнения сих заповедей, тот становиться на путь скорбный и истинный, ибо сказано: Царство Небесное внутрь вас есть, и ищите прежде Царство Небесное, а остальное приложится. Борьба со страстями своими, вот путь истинный ведущий в Царство Небесное и блажен, кто идет по этому пути, но путь сей скорбный. Можно утешать себя ложной праведностью надмеваясь тщеславием, но Бог весть помышления человеческия, яко суть суетна. Быть как гроб внешне красный, а внутрь суть гной и смрад. А о плотском здоровье пекуться люди мира сего. Впрочем Бог ждет каков будет конец. Слава Сятой Троице! Аминь!!!
Иван27 февраля 2014, 19:17
Андрей 2014-02-27 04:14
"... наглядно подтверждая Слово Божье о наказании за грехи родителей их потомства до третьего и четвертого колена..."
---
1) Приведите пожалуйста слова из Писания;
2) Объясните, как жить, зная это?
Андрей27 февраля 2014, 04:14
Болезни врожденные бывают по причине грехопадения наших прародителей и воплощения искаженной в различной степени грехом природы, души и тела человека, не говоря о многих внешних неблагоприятных факторах от зачатия до рождения... Врожденные и детских недуги огорчают, но вместе с тем, призывают к подлинному милосердию, состраданию и терпению, а также служат вразумлению и предостережению от совершения зла, наглядно подтверждая Слово Божье о наказании за грехи родителей их потомства до третьего и четвертого колена...

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.
Наталья26 февраля 2014, 21:54
Игорю и Татиане: Господь дает болезни разным людям, кому в наказание за грехи, а кому в награду за праведную жизнь. Господь знает, что кому надо. А мы, грешные люди, должны говорить "Слава Богу за все" и смиряться. Спасибо
Наталья
Игорь26 февраля 2014, 20:41
Если болезнь - это следствие греховной жизни, как тогда понимать болезни врожденные?
julia astafiev26 февраля 2014, 19:45
Замечательно написано и дай вам Бог здоровья и благословления
в вашем служении Богу.юлия
Татиана26 февраля 2014, 18:50
А больные как же младенцы,маленькие дети с ДЦП... Данные мед статистики говорят о том, что за последние 5 лет количество детей с ДЦП в России увеличилось в 4 раза ... Какие это страдания знают только сами дети и их близкие, те, кто через это прошел.
Марина26 февраля 2014, 10:54
Приведу такой пример из своей жизни. Две мои подруги детства, живут очень хорошо и материально, и в плане здоровья, и в семье все прекрасно. В церковь они не ходят. Я и ещё одна подруга детства не представляем своей жизни без Бога и Церкви! Но, что нас привело к Богу? Большие проблемы с здоровьем, материальные трудности, проблемы в семье. Молюсь всегда, Причащаюсь 1 раз в месяц, в храм лечу как на крыльях, жду воскресенья, как самого большого праздника! Но с здоровьем большие проблемы! При всем этом я никогда не променяла бы свою жизнь на жизнь своих "счастливых" подруг! Потому, что для меня счастье в Боге, в его любви и заботе. А за болезни благодарю Господа, знаю, что благодаря страданиям, хоть на один шаг ближе к Нему становлюсь!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×