Трагедия произошла около двух часов дня, когда служба уже окончилась. После поздней Литургии людей осталось немного, они были рассредоточены по храму. Вошел вооруженный молодой мужчина в военизированной форме, причем, по свидетельству очевидцев, вошел спокойно, без шума и криков. Кто-то из прихожан принял его за охранника — мало ли. А потом «охранник» начал стрелять... Беспорядочно. По людям — в основном, целясь по ногам. И по иконам — выбирал или нет, но расстреляны были иконы Пресвятой Троицы, Спасителя и Божьей Матери.
Шесть человек получили ранения, еще двое — ранения, несовместимые с жизнью...
Трагедия случилась в день памяти новомучеников и исповедников Российских, хотя вряд ли убийца подгадывал дату. Он не оказывал сопротивления полиции: когда приехал наряд, 24-летний Степан Комаров сидел на скамейке с разряженным стволом.
Одним из первых в собор вбежал сын монахини Людмилы (Пряшниковой), игумен Филарет (Пряшников): «Я сразу бросил взгляд на иконную лавку с алтаря — именно там должна была стоять мама. Ее там не увидел и подумал, что она успела убежать. Но тут услышал, как сотрудник полиции передает по рации, что убита женщина, и я понял, что моей мамы нет…. Хотя, наверное, еще до того, как зашел в собор, я почувствовал, что остался без нее».
Мать и сын переехали в Южно-Сахалинск из города Томари Сахалинской области в 2012 году. Все сходятся в одном: матушка Людмила была человеком редкой доброжелательности и радушия. Она вырастила троих детей и, овдовев, переехала к сыну. Иноческий постриг приняла меньше года назад — на Страстную седмицу 2013 года, монашеский — состоялся только в декабре. Имя ей было дано в честь новомученицы Людмилы Петровой, расстрелянной большевиками в 1937 году.
9 февраля матушка Людмила работала за свечным ящиком. Когда началась стрельба, у нее была возможность убежать — к выходу бросились многие, кто успел опомниться. Но монахиня осталась, успела позвонить дежурному в Духовно-просветительский центр, который находится рядом, на территории собора, и сообщить о происходящем. Говорят, пыталась вразумить убийцу. Он расстрелял ее в упор...
34-летний Владимир Викторович Запорожец после службы стоял на улице, разговаривал с людьми на паперти, а услышав выстрелы, побежал в храм. Камера видеонаблюдения зафиксировала его действия: он пытался остановить убийцу, отвлечь внимание на себя.
«По записям видеокамеры видно, — сказал в день похорон убиенных архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, — что в тот момент, когда убийца поставил на колени одну женщину, намереваясь расстрелять ее, в собор вошел Владимир, убиенный раб Божий, и вступил с ним в диалог. По записи видно, как он махал руками, как он пытался остановить преступника, в это время женщина покинула собор». Комаров выстрелил ему по ногам. Владимир упал, но поднялся и снова, уже раненый, попытался противодействовать стрелявшему. Тогда и получил смертельные ранения — в грудь и голову...
В ночь после трагедии в соборе произвели уборку, и рано утром 10 февраля там начался чин малого освящения храма (оскверненного пролитием крови), вслед за ним — Божественная литургия и лития по убиенным. А расстрелянные иконы, возможно, по инициативе владыки Тихона, останутся в соборе, как память о том, что «нас всех разделяет грех, а не какие-то идеологические, националистические, религиозные воззрения».
Отпевание монахини Людмилы и Владимира Запорожца совершили 12 февраля. «Удивительно, но она даже не защищалась, — говорил о своей матери после похорон отец Филарет. — Она смотрела ему в глаза, не защищала руками свое лицо. Мы понимаем, что это святой подвиг... Но для меня как для сына непонятно, как жить дальше. Она была вся моя жизнь, она следовала за мной везде, где бы я ни находился, всегда поддерживала меня...»
Проводить в последний путь друга, Владимира Запорожца, пришли в том числе и те, с кем он общался в последнее, нелегкое для него, время — бездомные, люди, просящие милостыню. Владимир на тот момент оказался в сложной жизненной ситуации, жил в общежитии неподалеку от собора. По словам отца Филарета, его часто видели возле храма, но «даже представить не могли, что у него такое большое сердце». Вот так в один ряд с новомучениками — где нет социальной градации — стали монахиня и человек, не сумевший наладить свою жизнь.
Свои соболезнования семьям убитых выразил Патриарх Кирилл, отслуживший в тот же день литию о «ныне в кафедральном храме Сахалина злодейски убиенных». В своем слове к пастве Патриарх сказал: «Те, кто погиб сегодня, в любом случае погибли в храме Божием. Они пытались не дать этому человеку попрать наши святыни. Они погибли, как герои, как солдаты на передней линии фронта».
В некоторых епархиях реакцией на произошедшее стало усиление охраны храмов. На предложение принять подобные меры повсеместно архиепископ Тихон сказал: «“Охрана” должна быть в нашем миропонимании, целеполагании, в нашем правильном понимании того, Кто такой Бог, как мы можем с Ним общаться, как мы можем здесь, на земле достигнуть богоподобия». И напомнил о недавней трагедии в московской школе, где присутствие охраны не помешало ученику стрелять в своих учителей, держать под прицелом товарищей.
Что же до убийцы... «Я пока мало о нем задумывался, — говорит отец Филарет. — Знаю только одно — жизнь этого человека уже никогда не будет прежней. Его поступок никого не сделал счастливее. Смысл человеческой жизни в том, чтобы делать счастливее тех, кто тебя окружает. Судьба, Господь сами все поставят на свои места».
Соседи, школьные учителя и сокурсники по театральному училищу, где учился Комаров, сходятся в одном: это всегда был исключительно положительный парень, из хорошей, притом полной семьи. «Может, армия сломала»? — предполагают они.
Если верить записям в социальных сетях, Степан Комаров выказывал интерес к неоязычеству, однако, по оценкам экспертов, какого-то четкого мировоззрения этот человек не придерживался. Одни из последних его записей исполнены недовольства происходящим вокруг, раздражением и ненавистью к людям.
«У стрелявшего в церкви в сердце был ад», — сказал архиепископ Тихон. И призвал людей воздержаться от чувства ненависти к преступнику, не пытаться злом победить зло, но в то же время — не допускать легкомысленного отношения к идеологиям, которыми интересовался Комаров.
«Что касается того, можно ли оправдать или простить
его поступок, — говорит отец Филарет. —
Господь ждет покаяния даже от самых страшных грешников. Но
вопрос в том, раскаивается ли человек... Так что тут
только Господь будет судьей, а не мы…»
С первого дня трагедии многие люди приносили цветы к
храму, звонили, чтобы поддержать семьи пострадавших,
прихожан и пастырей.
«Я бы хотел передать ощущения, — поделился архиепископ Тихон с журналистами. — Первое — это, конечно, поддержка, которую мы получили от всех наших людей, вне зависимости от их национальной и конфессиональной привязанности. Это очень приятно и трогательно. Нам предлагали помощь. Все дни мы молились, как могли — на душе было скорбно. Но иногда на душу приходила удивительная радость — пасхальная радость оттого, что люди пострадали за Христа и пострадали сознательно. Вот на этом мне бы хотелось сделать упор...»
Использованы материалы сайта Южно-Сахалинской и Курильской епархии, порталов www.pravoslavie.ru,www.pravmir.ru, сайта Информационного агентства SakhalinMedia