С самого начала гражданского противостояния Украинская Православная Церковь заняла нейтральную позицию. И это логично – ведь верующие оказались по обе стороны баррикад, в отличие от паствы других конфессий, которые были настроены однозначно и недвусмысленно.
В принципе, в позиции УПЦ нет ничего нового – Церковь всегда декларировала свою аполитичность и осуждала т.н. «политправославие», т.е. превалирование политики над церковностью. Замечу – любой политики, любой направленности.
Не секрет, что среди верующих УПЦ есть люди самых разных взглядов, и не только политических: есть патриоты Украины, есть сторонники автокефалии, есть люди ратующие за более тесные связи с Россией, есть противники любого разрыва с РПЦ, и это до сих пор не мешало нам жить мирно.
Как участник многих фестивалей и конференций, организованных Киевской Митрополией, могу засвидетельствовать, что все наши встречи всегда проходили в духе братской любви и взаимоуважения, независимо от того, откуда приезжали участники: с Волыни ли или Донецка, с Крыма или Днепропетровска.
И вот всё круто изменилось
Такой взаимоненависти между православными я давно не видел. Иногда ловишь себя на мысли, а православные ли мы вообще?
Да. Политика способна разделять, но ведь до сих пор острые углы как-то сглаживались. Находились точки соприкосновения в главном, а второстепенное же находило свое место (третье, четвертое) в иерархии ценностей. Значит, сейчас главное отошло на второй план?..
Я тоже участник этого процесса. У меня тоже свои политические взгляды, и взгляды эти не на стороне «майдана».
Разумеется и я заангажирован. Однако до сих пор публично последовательно пытался отстаивать позицию аполитичности Церкви. Мои взгляды – это только мои взгляды и прикрывать их церковностью было бы и неконструктивно и просто глупо.
Произошло то, что произошло. От страны отделился Крым. Сейчас можно говорить что угодно, но это политическое событие состоялось. И что же мы видим? Верующие, и миряне, и священники условно «украинофильской направленности» уже призывают уйти от Русской Православной Церкви. Отдельные священники прекращают поминание Святейшего Патриарха. Почему? За что? Или Церковь у нас не отделена от государства?
Помню, как осенью шла речь о возможном подписании Украиной ассоциации с Европейским Союзом. Помню, какое смущение у верующих это вызвало. И тогда Митрополия пыталась успокоить народ – ведь вступление или невступление в какие-либо политические организации или договора с ними, не есть вопрос Веры, не есть вопрос спасения.
И те, кто сейчас декларирует: «долой РПЦ» и не поминает Патриарха, тогда согласно кивали. Что же изменилось сейчас? Да просто тогда это совпадало с их интересами. А теперь произошло другое политическое событие (напомню: ПОЛИТИЧЕСКОЕ), и вот со всей ясностью проявился факт: «политправославие» плохо только тогда, когда не соответствует нашим взглядам.
И это очень важный момент
Украинская Православная Церковь была сильна только своей вселенскостью, своей способностью вмещать всех и не пытаться причесывать под одну гребенку.
До чего довела страну политика унитарности, игнорирование чувств одной части народа в пользу другой, мы все видим (можно говорить, что угодно, но добровольно 90% населения одной из территорий просто так из страны не уходит). И теперь, упомянутый политизированный слой церковного народа хочет то же самое сделать с Церковью. Кто-то самовольно перестает поминать Патриарха, кто-то готов к скорейшему объединению с раскольниками, лишь бы «подальше от Москвы», кто-то в исступлении вещает, что «существование МП в Украине становится технически невозможным» и призывает арестовывать не согласных с ним епископов. И это не какие-то маргиналы, это люди, которые имеют в церкви свое положение, в том числе и профессора богословия.
Они совершенно не берут в расчет мнение миллионов верующих УПЦ, которые такую позицию не приемлют и не приемлют категорически. Бывает, что человек, вращаясь в довольно узком кругу единомышленников, теряет чувство реальности и позицию своего карманного мирка проецирует на весь мир. Тем страшнее бывает соприкосновение с этой реальностью.
Церковный народ, особенно церковный народ юго-востока Украины сейчас находится в состоянии смущения. И его нетрудно понять. Ведь некоторые заявления звучат довольно двусмысленно. Ну, право же, нельзя призывать идти защищать Лавру от возможного захвата, а потом говорить, что все у нас в порядке и никто нам не угрожает. Угрожает, не стоит закрывать глаза на это.
Такую позицию на самом деле можно понять, ответственность каждого сегодня велика, но и прессинг, который оказывается, наверняка, огромен. Тем важнее сейчас следить за своими словами всех, чье слово имеет хоть какое-то значение для публики.
Именно поэтому хотелось бы попросить всех быть сдержанней.
Особенно «националистов от церкви». Своими словами, своими угрозами, своими деяниями вы не врачуете раны Церкви, а готовите новый раскол УПЦ. Люди могут долго терпеть, но в какой-то момент это терпение лопнет, и процесс уже нельзя будет остановить. Потом можно будет говорить о «несознательности», «распропагандированности» церковного народа, об «интригах Москвы» и т.д. Но назад уже ничего не вернется. Не доводите температуру до кипения.
Не творите своими руками «церковный Крым». Лучше вспомните, что сейчас Великий пост и молитесь за эту страну и ее Церковь. А Господь Сам управит. Ему виднее.
Не надо смешивать православие и политику. А врут, скорее всего, все СМИ - и украинские, и российские.
Не "политика" разделяет, а дух злобы и бес национализма - украинского национализма. Есть еще грузинский, русский, греческий...
С середины февраля 2014 изменилось всё не круто, а закономерно. Денисенко необходимо было пресекать в его деяниях систематически, а не блуждать в терминах "УПЦ МП и УПЦ КП". Никакого патриарха КП не было и нет. Это волк в овечьей шкуре. Арий 20 века. Кого может рукоположить волк? Где волку удобней, в стаде или в стае? Вот и пришла стая! И стадо захотело пастись с стаей. Всё нам позволено... Волки рассекут и разделят стадо и затем пожрут кусками.
Остальные - униаты и прочие, даже и шкуры никогда не меняли.
А "народ в смущении". Верно Вы написали. В смущении национализма. Всем захотелось быть украинцами или русскими, Павловыми или Апполосовыми. Самочинными и незалежными. А коли так, то не Христовы. Следовательно достойны правления "Фоки", со всеми вытекающими последствиями...
"Живите мирно не только с друзьями, но и с врагами, но только со своими врагами, а не с врагами Божиими" - Феодосий Печерский.
К вашей радости и к нашему сожалению "спасать" вас уже никто не придет... И нам, крымчанам, очень больно наблюдать как русские люди русских городов (Одессы, Харькова, Донбасса, Херсона и других) снова попали в нацистко-бандеровский котел.